litceysel.ru 1 2 3


Российская Федерация

Департамент образования города Москвы

Северо-западное окружное управление образования

ГОУ средняя общеобразовательная школа-интернат №11

с углубленным изучением китайского языка


Окружной конкурс проектных и исследовательских работ

«Будущее Северо-Запада»


Номинация «Искатели»

Направление: образовательные проекты и исследования

Секция: МХК


Исследовательский проект

Легенды и символы

в китайской живописи





Автор: Равикович Никита Николаевич,

ученик 5 класса


Руководитель: Колоскова Елена Николаевна,

учитель начальных классов,

Почетный работник

общего образования Российской Федерации


Москва, 2010/11

Содержание


  1. Введение………………………………………………........................3

II. Основная часть

  1. История изображения персонажей легенд, мифов и символов природы в китайской культуре и живописи……………………………..….….6

  • Основные жанры традиционной китайской живописи…………7

  1. Использование символов китайской философии в традиционной китайской живописи и их метафорическое значение............................11

  • Пейзаж «гор и воды»……………………………………………….12

  1. Использование персонажей мифов и легенд в традиционной китайской живописи и их метафорическое значение ..........................................12

  • Изображение персонажей и сюжетов легенд……………………13


  • Изображение мифических животных…………………………….15

  • Изображение людей, сцен эпоса, новогодние картинки………16

  1. Использование изображений растений и животных в традиционной китайской живописи и их метафорическое значение………..........................................................................17

  • Изображение цветов………………………………………………..17

  • Изображение деревьев…………………………………..………....20

  • Изображение птиц……………………………………………….….21

  • Изображение рыб……………………………………………….…..23

  • Жанр живописи «птиц и цветов»…………………………..……..23

  1. Учебные карточки для изучения китайского языка ....................24

  1. Заключение .....................26

Список литературы ……………………………………………………………...…...28

Приложение…………………………………………………………………………….……...…29 – 42

Введение

Китай является страной с древней культурой, в которой с большим уважением относятся к сохранению тысячелетних традиций.

Основой культуры является целостное представление о мире, в котором тесно переплетены философские учения, единство с природой, мифы и легенды о волшебных существах и событиях жизни реальных исторических персонажей.

Я изучаю в школе китайский язык, и меня интересует всё, что связано с культурой и народом этой удивительной страны. Я решил исследовать какие символы и персонажи мифов и легенд отображаются в традиционной китайской живописи и какое метафорическое значение им придаётся.

А также я решил создать учебные карточки для изучения китайского языка с использованием изображений картин традиционных жанров китайской живописи, которые не только бы облегчали изучение китайского языка, но и знакомили бы с культурой этой древней страны.

Объект исследования: символы и персонажи мифов и легенд, отображаемые в традиционной китайской живописи и их метафорическое значение.


Предмет исследования: картины основных жанров традиционной китайской живописи.

Цели:


  • Выявить источники возникновения символов, используемых в китайской живописи

  • Определить наиболее часто используемые в картинах символы, персонажи мифов и легенд и придаваемое им метафорическое значение

  • Рассмотреть применение изображений символов, персонажей мифов и легенд в основных жанрах традиционной китайской живописи

  • Создать учебное пособие для изучения китайского языка с использованием изображений традиционных символов китайской живописи

В основу исследования была положена следующая гипотеза: если выявить наиболее часто используемые в китайской живописи изображения символов, персонажей мифов и легенд, определить источники их возникновения и придаваемое им метафорическое значение, то, основываясь на этих данных, можно разработать эффективные учебные пособия для изучения китайского языка и культуры.

В соответствии с выдвинутой гипотезой, были поставлены следующие задачи:

  • провести анализ исторических, философских, литературных и художественных источников по исследуемой проблеме;

  • провести анализ картин основных жанров китайской традиционной живописи;

  • определить наиболее часто используемые в картинах символы, персонажи мифов и легенд и придаваемое им метафорическое значение

  • рассмотреть варианты применение изображений символов, персонажей мифов и легенд в основных жанрах традиционной китайской живописи

  • показать возможность создания учебных пособий для изучения китайского языка и культуры с использованием изображений символов, персонажей мифов и легенд на картинах традиционных жанров китайской живописи

Методы исследования:

Для подготовки проекта и проведения исследования использовались:
  • метод обзора и анализа литературных, исторических, культурных и художественных источников


  • метод анализа изображений картин китайской традиционной живописи

  • прикладной метод по созданию учебных пособий

В ходе подготовки проекта были выбраны, изучены и проанализированы следующие источники:

  • печатные материалы (книги, энциклопедии, мифы и легенды Китая, философские трактаты, статьи по китайской живописи);

  • печатные альбомы китайской живописи и Интернет - галереи китайского искусства

  • материалы Интернет-сайтов по данной тематике;

В ходе проведения прикладной части проекта разработаны и успешно опробованы 2 вида учебных карточек по изучению китайского языка:

  • цветные (с использованием шарад в виде картин китайской живописи)

  • черно - белые (с использованием раскрасок рисунков с изображением символов и персонажей мифов и легенд)

Я думаю, что моя работа заинтересует тех, кто изучает китайский язык и интересуется культурой, искусством и историей Китая.


II. 1. История изображения персонажей легенд, мифов и символов природы в китайской культуре и живописи


В древности, задолго до нашей эры, в Китае было развито искусство наскальных рельефных изображений. Неотъемлемой частью духовной культуры становятся идеи о бессмертии человека. На могильниках изображают духов дверей мэнь - шеней.

В 105 году Цай Луню- сановнику ханьского императора Хэ-ди - удалось изготовить бумагу из древесной коры, пеньки, старых рыболовных сетей и других компонентов, которую стали называть " бумагой князя Цая ". Это изобретение дало мощный толчок развитию культуры всего человечества. Было изобретено печатание с досок методом ксилографии, и появилась гравюра. (Приложение, рис.1)

Творения знаменитых художников превращаются в новогодние картины, изображающими сюжеты к мифам и легендам. Наряду с эстетическим воздействием на зрителя, они являлись своеобразными книгами для крестьян и бедных горожан, которые в подавляющем большинстве были неграмотными.


Эпоха Мин - золотой век китайской живописи. Народные картины этого периода носят, главным образом, благопожелательный характер. Все больше приобретают популярность изображение животных и растений, имеющих символический смысл.

Китай - страна большая, с городами и регионами, раздробленными сложной топографией, так что множество живописных стилей развивалось отдельно друг от друга. На рубеже 19-20 веков в китайском искусстве складывается понятие гохуа - традиционной (национальной китайской) живописи, которая выполняется на шелковых и бумажных свитках, ширмах, веерах, альбомных листах.

Возникновение феномена национальной живописи связано, во многом, с появлением в китайском искусстве западных художественных тенденций. Таким образом, живопись гохуа является, своего рода, художественной реакцией на знакомство с западно - европейской живописью маслом. Однако, она бережно хранит китайское наследие.

И если, в традиционной китайской живописи все меньше находят отображения сюжеты древних легенд, то смысловое значение символов прослеживается в каждом художественном произведении.

Основные жанры традиционной китайской живописи

Тысячелетиями исчисляется развитие пейзажного жанра в Китае, известного как одно из величайших достижений мирового искусства. Китайский пейзаж не похож на европейский.

Китайский пейзаж "Шань - шуй", т.е. "горы - воды", сложился и достиг необыкновенного расцвета уже в средние века к VII - VIII векам нашей эры, положив начало всей дальневосточной пейзажной живописи, тогда как пейзаж в Европе возник как самостоятельное явление лишь в эпоху Возрождения и разделился на множество направлений в связи с национальными особенностями разных стран.

В европейском пейзаже мир, изображенный художником, словно увиден им из окна. Это часть природы, сельской местности или города, которую может охватить глаз живописца и где человек, даже если его и нет на картине, всегда чувствует себя как бы хозяином. Китайский художник воспринимает пейзаж как часть необъятного и просторного мира, как грандиозный космос, где человеческая личность ничто, она как бы растворена в созерцании великого, непостижимого и поглощающего её пространства.


Китайский пейзаж всегда фантастичен, несмотря на свою реальность, он как бы обобщает наблюдения над природой в целом. В нем часто присутствует изображение гор и вод - это устоявшаяся издревле традиция, связанная с религиозно- философским пониманием природы, где взаимодействуют две силы - активная мужская - "ян" и пассивная женская  - "инь".

Близкие к небу горы - это активная сила, мягкая и глубокая вода - пассивная, женская. В древности, когда зародились эти представления, горы и воды обожествлялись как властители человеческой жизни. Вода приносила урожаи, дарила посевы или несла страшные наводнения, от нее зависело счастье или горе людей. Недоступные, окутанные извечной тайной горы были местом, куда уходило солнце. Своими вершинами они соприкасались с небом. Эта древняя символика, давно утратившая в Китае свой первоначальный смысл, тем не менее, легла в основу прочной традиции изображения природы. (Приложение, рис.2)

 Китайский живописец изображает природу в двух аспектах. Один - это пейзажи гор и вод - "шань-шуй", т.е. тип классического китайского пейзажа на длинных свитках, где важны не детали, а общее ощущение величия и гармонии мира.

Второй, не являющийся пейзажем в полном смысле этого слова, так называемый жанр "цветов и птиц" - своеобразный мир жизни животных, также необычайно распространённый в древности и сохранивший свою жизнеспособность в наши дни. (Приложение, рис.3 а,б)

Иногда произведения этого жанра писались на круглых и альбомных листах, на ширмах и веерах и изображали то птичку на ветке, то обезьяну, качающую детёныша, то стрекозу, порхающую над цветком лотоса. Именно здесь художник позволяет себе рассматривать каждое движение растения или животного словно в увеличительное стекло, бесконечно приближая их к зрителю и в месте с тем воплощая подчас в этих маленьких сценах единую и цельную картину природы. 

Определённое содержание и значение китайского пейзажа породило и его особую роль в живописи, а также необычную форму и многочисленные художественные приёмы его написания. Многие из китайских картин, где лишь намёком показана какая - либо деталь природы, воспринимаются как пейзаж, хотя и не относятся к этому жанру. Природа как бы помогает художнику придать своей картине возвышенность, глубину и поэтичность.


Китайский художник никогда не писал с натуры и никогда не делал этюдов, как это принято в европейской живописи. Впечатление, которое остаётся от многих китайских произведений, таково, будто художник только что осязал шелковистые перья изображённой им маленькой птички или подсмотрел танец двух бабочек над цветущим деревом. Это впечатление основано на том, что китайский художник до того, как писать свои картины, подобно естествоиспытателю, с бесконечной тщательностью изучал природу во всех мельчайших её проявлениях. Он прекрасно знал структуру каждого листа, движение медлительных гусениц, пожирающих спелые плоды, он знал мягкую поступь крадущегося тигра и настороженный поворот головы молодого оленя, прислушивающегося к шорохам леса. Живописец словно посвящает зрителя в скрытые от него многочисленные тайны природы.

 В пейзажах "гор и вод" природа, напротив, словно отдалена от зрителя, представляя перед ним как нечто титаническое и могучее. Всматриваясь в этот пейзаж, человек себя чувствует себя бесконечно малой частью этого мира, и всегда с тем безумная смелость и бескрайняя широта развёрнутых перед ним просторов вызывает в нем восхищение и гордость. Сам мир китайской живописи - это мир природы, с жизнью которой всеми нитями связан человек.

Третим, основные жанром традиционной китайской живописи является изображение людей, сцен из эпоса и легенд.

В Старом Китае (до 1911 г.), начиная сXII века, существовал обычай в канун Нового года украшать жилища красочными печатными картинками, которые в конце XIX века получили название «няньхуа» - новогодняя картинка.

Истоки искусства новогодней картинки восходят к религиозным листкам, в которых изображение божества сопровождалось текстом молитвы. Они выполнялись в технике ксилографии (т.е. текст и изображение сначала вырезали на доске, а затем печатали на бумаге), что позволяло изготавливать их большими тиражами. Уже в веке н.э. эти листки получили распространение в буддийских и даосских монастырях, расположенных на территории Китая.


О дальнейшем развитии искусства печатного листка можно судить по сохранившимся памятникам XII века. От этого времени до нас дошли только три уникальные гравюры (хранятся в Государственном Эрмитаже, Санкт - Петербург), свидетельствующие о том, что китайские мастера в совершенстве овладели техникой резьбы по дереву и уже могли создавать сложные по исполнению произведения. Судя по письменным источникам, уже в XII веке на рынках китайских городов в большом количестве продавались так называемые бумажные картинки - чжихуа. На них изображались благопожелательные, заклинательные и развлекательные сюжеты. Одна из них - «Чиновник со слугой», изображающая Бога богатства (Приложение, рис. 4), по-видимому, является непосредственным прототипом новогодней картинки XIX века.

В период между XIV и XVII веками появляются печатные картинки, которые отличаются от предшествующих яркой красочностью, более сложными по тематике сюжетами, но также насыщены благо - пожелательной символикой.

В начале XVII века создаются центры производства печатных картинок для украшения жилища в Новый год. Уже тогда применялась техника ксилографии для печатания контуров изображений с последующей раскраской от руки отдельных элементов изображения, а также цветная печать для деталей одежды и орнаментов.
Сохранившиеся листы новогодней картинки XVIII века поражают тонкостью и изяществом изображения персонажей, яркостью и изысканностью композиций, но из-за высокого художественного уровня исполнения они были очень дорогими, а потому не пользовались широким спросом.

В первой половине XIX века наблюдается тенденция постепенного перехода новогодней картинки в самостоятельный жанр искусства.



следующая страница >>