litceysel.ru 1 2 ... 11 12


1

январь


2012 г.



Северо-

Западное


таможенное


управление

Пресс-бюллетень









Отдел по связям с общественностью

СЗТУ




РИА «Новости» 06.01.12


Ввозимый в РФ алкоголь крепостью до 9% будет иметь специальные марки

Правительство РФ утвердило введение новых образцов акцизных марок для ввозимой на территорию РФ алкогольной продукции с содержанием алкоголя менее 9%. Соответствующее постановление размещено в пятницу на сайте кабинета министров.

Документ вступил в силу с 1 января 2012 года.

Ранее был предусмотрен только один вид марок - размером 90 на 26 миллиметров. Теперь же вводится второй вид акцизных марок меньшего размера - 63 на 21 миллиметр. Различие между двумя видами состоит в том, что марками большего размера будет определяться алкогольная продукция свыше 9% до 25% и более, а также вина, шампанские, игристые и натуральные вина. Акцизные марки меньшего размера будут размещаться на алкогольной продукции до 9% включительно.


Акцизные марки с надписью "Алкогольная продукция свыше 9 до 25%", как было определено ранее, оформляются в серо-красных тонах, с надписью "Алкогольная продукция свыше 25%" - в розово-оранжевых тонах, с надписью "Вина" - в сиренево-зеленых тонах, с надписью "Вина шампанские и игристые" - в желто-синих тонах, с надписью "Вина натуральные" - в зелено-желтых тонах. Алкогольная продукция до 9% включительно будет иметь марки в желто-серых тонах.

При изготовлении новых акцизных марок будет применяться самоклеящаяся бумага с минимальным фоновым свечением при воздействии ультрафиолетового излучения, обладающая специфическими свойствами, химической защитой для оперативного определения подлинности и имеющая в своем составе не менее двух видов защитных волокон. На оборотной стороне марка будет иметь видимые и невидимые элементы. Такие марки не будут иметь защитной нити, которые используются для маркировки более крепкого алкоголя.

Кроме того, Федеральной таможенной службе совместно с Росалкогольрегулированием, Минэкономразвития, Минфином и МВД РФ поручено до 30 апреля внести в правительство проект документа об изменениях требований к акцизным маркам, которые направлены на введение новых марок с учетом изменений в законодательстве о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкопродукции, вступающих в силу с 1 июля 2012 года.

Согласно изменениям, вступающим в силу с июля текущего года, госрегулирование распространяется на алкогольную продукцию, которая произведена с использованием этилового спирта, полученного из пищевого сырья или спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением некоторых видов пищевой продукции. При этом в настоящее время планка установлена на уровне более 1,5% объема готовой продукции.

Кроме того, к видам алкогольной продукции будут отнесены спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива. До вступления в силу изменений алкогольная продукция подразделялась на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино). Таким образом, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, будут относиться к числу алкогольной продукции.


Кроме того, существенно меняется понятие "вино": в соответствии с новой версией вино - это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 до 16,5% объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, концентрированного виноградного сусла, ректификованного концентрированного виноградного сусла. Вина с защищенным наименованием места происхождения могут иметь содержание этилового спирта не менее 4,5% объема готовой продукции . Ранее вином считалась алкогольная продукция, произведенная из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22% объема готовой продукции. Из федерального закона также исчезнет понятие "натуральное вино". Оно будет заменено наименованиями "ликерное вино", "фруктовое вино" и "винный напиток".


Газета «Российская бизнес-газета», 10.01.2012


Валенок он и в Африке валенок

Вступает в действие новая редакция единой товарной номенклатуры

С 1 января 2012 года во всех странах-участниках Всемирной таможенной организации вступила в силу новая 5-я редакция международной гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). Соответственно, во исполнение международных обязательств государств - членов Таможенного союза, на территории ТС с того же числа введена новая редакция единой товарной номенклатуры (ТН ВЭД ТС) на основе 5-го издания ГС.

Для подготовки новой редакции ТН ВЭД в Таможенном союзе с 25 августа 2011 года был введен мораторий на изменение ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ). А мораторий на изменения ТН ВЭД начал действовать месяцем раньше. 18 ноября новая ТН ВЭД в составе ЕТТ была утверждена Комиссией Таможенного союза (КТС).

По словам Галины Мартинкевич, директора департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования КТС, изменения в кодах ТН ВЭД и ставках таможенных пошлин произошли в лучшую для бизнеса сторону. Так, новые редакции ТН ВЭД и ЕТТ составлены исходя из действующего уровня таможенных ставок. То есть общий уровень налогообложения участников ВЭД не поменялся.


Во-вторых, там обозначены ставки таможенных пошлин, действующих на постоянной основе. Ставки же временных пошлин указаны сносками в примечании в ТН ВЭД. Раньше было наоборот - постоянные ставки стояли в сноске.

В-третьих, в Товарной номенклатуре появились позиции со знаком плюс слева от цифрового кода. Так отмечены те подсубпозиции, которые имеют по сравнению с ТН ВЭД-2010/2011 иное наполнение товара при одном и том же коде. Такая практика существует в ЕС, СНГ и сейчас будет присутствовать и в ТС. Это нововведение, по словам Галины Мартинкевич, очень важно для ведения статистики таможенными органами и полезно участникам внешней торговли, чтобы они обращали внимание на те товарные позиции, которые будут меняться.

В-четвертых, в отношении товаров, обозначенных в действующей до 2012 года редакции ТН ВЭД разными кодами и имеющих разные ставки таможенных пошлин, но объединяющихся в одну подсубпозицию, ставки устанавливаются исходя из минимального уровня ставок в отношении таких товаров. Так, например, в отношении 30 группы будут действовать ставки таможенных пошлин 0 или 5% вместо 10 или 15%. Скажем, у товаров группы 3002 (кровь человеческая, кровь животных, имунные сыворотки и прочие фракции крови и т.д.) до 31 декабря 2011 года ввозная ставка была 5%, а с 1 января стала 0%.

Участникам ВЭД надо иметь в виду, что изменения затронули вовсе не все группы товаров. В основном поправки коснулись группы 01 (живые животные), группы 25 (органические и химические соединения), группы 30 (фармацевтическая продукция, иммунологические продукты) и группы 96 (детские подгузники, пеленки и др.).

Также Комиссией Таможенного союза подготовлен ряд изменений в нормативные документы, затрагивающие ТН ВЭД. Они касаются в основном нетарифного регулирования. Существует утвержденный 19-м решением Межгоссовета единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз-вывоз с территории ТС. Изменения в части кодов ТН ВЭД затронули 23 раздела перечня. Сюда попали озоноразрушающие вещества (46 позиций), наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз которых осуществляется на основании лицензий (около 30 позиций), специальные технические средства для негласного получения информации (13 позиций), шифровальные и криптографические средства, ввоз и вывоз которых на территорию ТС ограничен (16 позиций), товары, при экспорте-импорте которых установлено исключительное право, - алкоголь, табак, газ, удобрения (12 позиций) и товары, импорт которых на территорию ТС осуществляется в рамках тарифных квот (58 позиций). Лицензии, заметила Галина Мартинкевич, которые были выданы участникам ВЭД еще по старым кодам, годны до срока окончания их действия. Таким образом, изменения, касающиеся нетарифного регулирования, не повлекут негативных последствий для участников ВЭД.


В 2012 году, безусловно, продолжится работа над совершенствованием таможенного законодательства ТС, в частности Таможенного кодекса. Напомним, ТК ТС в спешке принимался полтора года назад, и результаты мониторинга и практического применения таможенного законодательства выявили в нем ряд недостатков. Руководитель аналитического управления ФТС России Владимир Ивин при этом отмечает, что структура кодекса и заложенные в нем основные принципы таможенного администрирования останутся неизменными, а доработка коснется лишь отдельных статей. В частности, предполагается включить в кодекс максимальное количество норм прямого действия (сейчас он содержит несколько сотен отсылов к национальным таможенным законодательствам участников ТС).

Одновременно во всех странах - участниках ТС продолжится унификация национальных таможенных законодательств ТС, в коих пока наблюдается некая разобщенность. В частности, речь идет о единых условиях продления сроков выпуска товаров, едином порядке подачи неполной декларации.

Ирина Фурсова


Газета «Российская бизнес-газета», 10.01.2012


Пограничное состояние

Создана нормативная база для упрощения таможенных процедур

Вчера, 9 января, вступил в силу приказ ФТС России "Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором", которым определен порядок взаимодействия между таможенным органом и УЭО, а также регламент их информационного обмена. А чуть раньше, 5 января, начал действовать Административный регламент по предоставлению государственной услуги по ведению реестра УЭО, утвержденный приказом ФТС России от 14.09.2011 N 1877. Так что теперь участники ВЭД могут обращаться в таможню с заявлением о включении в реестр УЭО.

Как разъяснила "РБГ" старший специалист по методологии таможенного оформления ООО "Национальный таможенный брокер" Валентина Ионичева, институт УЭО является нововведением в таможенную практику государств - участников Таможенного союза и важным шагом к развитию взаимодействия таможенной службы с участниками ВЭД. Данное нововведение основано на нормах Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года, к которой Россия присоединилась в 2010 году. Конвенция предусматривает специальные процедуры для уполномоченных лиц, отвечающих установленным таможенной службой критериям, в том числе имеющих надлежащее досье соответствия требованиям таможенной службы и удовлетворительную систему ведения коммерческой документации. В соответствии с Конвенцией, таможня предусматривает выпуск товаров по представлению минимальной информации, необходимой для идентификации товаров и достаточной для последующего заполнения окончательной декларации на товары; очистку товаров на объектах декларанта или в ином месте, разрешенном таможенной службой; и в дополнение, по мере возможности, выполнение других специальных процедур.


До настоящего момента институт УЭО не мог функционировать в связи с подготовкой подзаконных актов, регулирующих его деятельность. В соответствии с п. 10 ст. 322 федерального закона о таможенном регулировании, правительству РФ необходимо было обеспечить принятие регламента не позднее 1 января 2012 года. Так что в сроки уложились.

Ирина Фурсова


Газета «Российская бизнес-газета», 10.01.2012


Миллиарды в тени

Оборот нелегальных товаров наносит колоссальный ущерб

С начала 2012 года на территории государств - участников Таможенного союза (а теперь уже и Единого экономического пространства) в соответствии с соглашением "О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности" вводится региональный прин цип исчерпания прав на товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности (ИС). Таким образом, в России и Белоруссии автоматически перестает действовать национальный (территориальный) принцип, а в Казахстане - международный.

Согласно региональному принципу, которым, скажем, пользуется Евросоюз, исключительные права хозяина товарного знака перестают действовать с момента введения продукта в оборот в одной из стран - участниц интерграционного объединения: в нашем случае это Таможенный союз (ЕЭП). До этого момента разные стандарты защиты ИС создавали немало проблем таможне и экспортерам.

Впрочем, создание Единой таможенной территории с 1 июля 2011 года не особо повлияло на снижение количества контрафактной продукции в ТС. По словам Сергея Шурыгина, начальника отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России, в нашей стране и количество административных дел, заведенных по фактам ввоза контрафакта, и количество единиц задержанной пиратской продукции в прошлом году увеличилось по сравнению с 2010-м. Так, если в 2010 году было задержано 10 млн единиц контрафакта, то за 9 месяцев 2011-го - уже 8,5 млн. Для усиления контроля оборота контрафактной продукции в 2012 году в Таможенный кодекс ТС планируется добавить статью, наделяющую таможенников всех трех стран полномочиями задерживать товары с признаками ИС без заявления правообладателя - так называемый принцип еx officiо (по долгу службы). Пока же такие полномочия прописаны только в российском Законе "О таможенном регулировании в РФ", в белорусском и казахстанском таможенных кодексах такой статьи нет.


Есть пока проблемы и с наполнением Единого реестра объектов ИС (ЕРОИС). На данный момент в ЕРОИС нет включенных объектов, поскольку необходимо решить некоторые организационные вопросы. Но главная причина, считает Шурыгин, - это ограничения в обеспечении обязательств. Если на национальном уровне в качестве такого обеспечения могут использоваться договор страхования или банковская гарантия, то для внесения объекта ИС в единый реестр представляется только договор страхования, который имеет юридическую силу на территории всех стран - членов ТС. И страховая сумма - не менее 10 тыс. евро - получается гораздо больше, чем при включении брендов в национальные реестры (в России - 300 тыс. руб.).

Вообще сегодня в мире обстановка с оборотом контрафактной продукции стоит довольно остро. Так, на прошедшей в Москве в середине декабря конференции "Борьба с контрафактом и пиратством: проблемы, приоритеты, роль регулирующего воздействия государства" отмечалось, что розничный объем международной нелегальной торговли составляет до 650 млрд долл., а с учетом незаконных финансовых потоков - до 2 трлн долл. Не секрет, что главным источником незаконной (здесь имеется в виду незаконно произведенная, ввезенная или проданная без уплаты налогов) продукции является Китай. Россия же вслед за ним занимает малопочетное второе место.

Как сообщил "РБГ" консультант Oxford Economics Пит Коллингс, чудодейственного лекарства против контрафакта нет. Есть набор простых и ясных правил, которые могут минимизировать оборот пиратской продукции. Первое: цены и налогообложение не должны расти слишком быстро (скажем, лицензионный DVD стоит около 400 руб., а пиратский - 100, и на нем несколько десятков фильмов записано - разница есть?). Второе: сглаживание разницы в ставках налогообложения в соседних странах (в Евросоюзе они отличаются в разы, что побуждает население заниматься трансграничными перевозками). Третье: лучший обмен информацией между контролирующими органами. И самое главное: сильные законы и их безупречное соблюдение.


Остается вспомнить старый анекдот: "...вот здесь-то и начинаются проблемы". В нашей стране ответственность за охрану интересов правообладателя возложена в основном на самого правообладателя. Не поспособствует решению проблемы, по мнению экспертов, и возможная отмена уголовного наказания за "товарную" контрабанду (то есть за ввоз в обход таможни товаров, разрешенных к обороту, здесь не имеются в виду наркотики, оружие, культурные ценности и т.д.). Хотя, с другой стороны, есть вероятность, что с отменой ч. 1 ст. 188 УК Россия все-таки сможет обойти Китай и "выбиться" в лидеры по объемам оборота нелегальной продукции.

Ирина Фурсова



следующая страница >>