litceysel.ru
добавить свой файл
1
Систематизация факторов, оказывающих влияние на выбор нового вида продукции для постановки на производство


Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь

аспирант Борисевич И.В.

Научный руководить — д.э.н., профессор Демидов В.И.


Любое предприятие сталкивается с проблемой морального и физического старения выпускаемой продукции, поэтому одним из аспектов успеха является непрерывное обновление продукции. В связи с этим перед предприятием стоит задача совершенствования ассортимента выпускаемой продукции позволяющая устранить диспропорцию в производственной мощности цехов предприятия, оценив загрузку установленного оборудования и полноту его использования в течении режимного времени.

В трудах таких западных ученых как И. Ансофф, Д.Клиланд, Б.Твисс, Р.Уотерман, Кинг Дж. и др. определены лишь основные направления выбора новых изделий для постановки на производство, обозначены направления исследования, подчеркнута важность данного процесса во всей деятельности предприятия.

Некоторый аспекты освоения и внедрения новых (для предприятия) товаров народного потребления отражены в научных исследованиях следующих ученых-экономистов: Валдайцев С.В., Уткин Э.А., Самочкин Н.В., Кунявский М.В., Саати Т.Л., С.В. Леонтьева и другие. В трудах этих авторов используются традиционные подходы к рассмотрению данной проблемы, не учитывающие рыночные особенности процесса разработки и освоения новых видов продукции.

Согласно теории Валдайцева [1] освоение новой продукции основывается на специально разработанной оригинальной технологии, которая способна вывести на рынок продукт, удовлетворяющий не обеспеченные существующим предложением потребности. Важнейший аспект, которой заключается во взаимодействии предприятия, финансирующего разработки, и автора технологий. Первые обладают коммерческими возможностями и опытом, второй — желанием реализовать разработку.

Маркетинговый подход к проблеме выбора продукции для постановки на производство можно встретить в трудах таких экономистов как Завьялов П.С., Акулич И.Л, Дурович А.П., Магомедов, Березин И., Голубков Е.П., Просветов Г.И., Ламбен Ж. и другие. Однако процесс освоение, описанный ими не соответствует реалиям действующего производственного предприятия и во многом сводится лишь к констатации необходимых этапов и условий эффективности функционирования предприятия.


Рациональный выбор продукции для постановки на производство способствует совершенствованию системы его освоения, что является предпосылкой роста эффективности производственной деятельности предприятия.

Согласно теории Завьялова [2] при выборе нового товара для постановки на производство, необходимо иметь представление не только о его потребительских свойствах, но и внешних по отношению к нему факторах, определяющих рыночные возможности новинки.

Обновление ассортимента выпускаемой продукции, является определяющим фактором качественного роста экономических показателей промышленных предприятий. Выбор новой продукции для постановки на производство может быть осознанной необходимостью или одной из вариаций развития.

Анализ практической деятельности производственных предприятий показал, что меньшему инновационному риску подвержена продукция, для освоения который подходит используемые для производства и реализации основной продукции финансовые, трудовые и материальные ресурсы, а так же товаропроводящие сети.

В случае если предприятие пойдет по пути выбора продукции по критерию использования для производства новой продукции, тех же материалов, что и для основной, то необходимо сопоставить материалоемкость и потенциальную загрузку основных средств, при различных вариантах выпускаемой продукции. Для определения оптимального уровня использования ресурсов целесообразным является сравнение выгод и рисков, при различных уровнях использования трудовых и финансовых ресурсов.

Одним из способов учета неопределенности при принятии решения является включение возможных рисков (Р) в иерархию выгод (В) и издержек (И) с учетом возможностей (О). Данная методика была разработана Саати [3]. Она позволяет учесть взаимные зависимости между критериями, альтернативами и другими элементами, представляющими рассматриваемую проблему.

Разработки Саати, применительно к выбору продукции для постановки на производство, можно использовать для сравнения альтернатив. Данное сравнение удобно проводить по форме таблицы 1. В данной таблице представлены удельные веса рисков, выгод, издержек и возможностей по постановке на производство различных альтернатив изделий. При рассмотрении альтернатив первоначально учитывается соотношение выгод и издержек, затем все это корректируется с учетом рисков и возможностей.


В таблице 1 представлена информация о возможностях разработки товаров-новинок для предприятия, работающего в сфере бизнеса по производству металлоконструкций. При определении удельных весов рациональным является использование метода экспертных оценок.

Таблица 1 − Анализ альтернатив

Альтернативы новых видов продукции

В

О

И

Р







обогреватели

0,41

0,28

0,22

0,07

1,86

26,62

7,45

термосы

0,24

0,37

0,14

0,13

1,71

13,19

4,88

емкости для нагрева воды


0,11

0,27

0,06

0,2

1,83

9,17

2,48

колбы для химической промышленности

0,07

0,07

0,43

0,53

0,16

0,31

0,02

дымовые трубы

0,17

0,01

0,15

0,07

1,13

16,19

0,16

Итого

1

1

1

1











На основе сравнение альтернатив (различные идеи новой продукции для постановки на производство) при использовании стоимости расходуемых ресурсов и достигаемых выгод по каждой из альтернатив, оптимальным можно считать выпуск обогревателей и емкости для нагрева воды. Если принять к рассмотрению и риски лидером остаются обогреватели, однако следует обратить внимание и на дымовые трубы. Комплексный анализ всех детерминантов (издержки, выгоды, возможности и риски) позволяет сделать выбор в пользу обогревателя.

Новый вид продукции позволяет компании использовать ее наличные трудовые ресурсы и не требует новых видов сырья или расширения производственных мощностей. Далее необходимо оценить пригодность данной продукции для освоения и потребительскую привлекательность различных альтернатив.


Величина спроса на товар, обуславливается так же ценностью товара, которая оценивается каждым потребителем субъективно, однако на рынке всегда действует группа покупателей, проявляющая схожее потребительское поведение. Соответственно, необходимо провести сегментацию рынка для того чтобы при освоении нового вида продукции ориентироваться на целевую группу потребителей, учитывая ее интересы, материальные возможности, образ жизни, вкусы, привычки и даже предрассудки. Наиболее емким будет сегмент рынка у товара среднего качества при высоком среднеотраслевом ценовом уровне, предназначенном для потребителей с низким доходом, а так же товар соответствующего качества при среднем ценовом уровне. А так же производителям не следует стремиться снижать цену за счет ухудшения качества, даже для потребителей с низким уровнем дохода, т.к. данный товар не будет востребован.

Затем необходимо оценить производственный потенциал:


  • сравнить пропускную способность задействованного оборудования с емкость выбранного сегмента рынка(Ер).


Eр , (3)

где n — количество установленного оборудования, шт.

  • оценить резервы использования собственного и заемного капитала.




,

если К1>1, то нет необходимости в ЗК, (4)

если К1<1, то ↓,

где СК и ЗК — собственный и заемной капитал соответственно;

К1 — обеспеченность инвестиций (И) собственными средствами.

  • оценить износ имеющихся основных средств и предположить резервы его использования.

Схематически процесс выбора продукции представлен на рис. 1


Дополнительно необходимо оценивать возможности по использованию внешних по отношению к предприятию ресурсов. Таким ресурсом по отношению к предприятию может стать инновационный потенциал государственного реестра.

В результате исполнения положений Указа от 25.05.2006 № 356 [4] в ГУ «БелИСА» создана и функционирует система формирования и использования государственного реестра научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКТР). Данная система обеспечивает учет, накопление и применение информации о НИОКТР для обеспечения дальнейшего инновационного развития экономики Республики Беларусь.

В данном реестре содержатся сведения о разработках отечественных ученых, использование которых с одной стороны снизит затраты предприятия на освоение новой продукции, с другой стороны повысит интенсивность применения отечественных инновационных разработок.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на эффективность освоения новой продукции является возможность привлечения средств государственного финансирования. Согласно государственной программе инновационного развития [5] предусматривается выделение средств на развитие отрасли освоения разработок и доводятся плановые показатели.

Если в 2007 лишь единичные НИОКТР, их исполнители и заказчики полностью финансировались бюджетом, то к концу отчетного периода наблюдается явный прирост доли таких работ и их исполнителей. Если в 2007 году наибольшее финансирование на одну работу было сконцентрировано в основном в секторе, не привлекающем средства госбюджета, то в конце отчетного периода видна тенденция в стремлении госорганов заинтересовать исполнителей. Наибольшая привлекательность разработок наблюдается в сфере разработки устройств, соответственно в этом сегменте и сконцентрированы основные финансовые источники.

Выше был описан ряд факторов, оказывающих влияние на выбор продукции для постановки на производства. Для построения модели взаимосвязи данных показателей необходимо определиться с критериями классификации, предоставленной информации. Данные показатели представляется целесообразным объединить в группы, которые позволять структурировать факторы, оказывающие влияние на выбор продукции для постановки на производство. Группировка в свою очередь позволит выявить взаимосвязь. Если классификационным признаком будет характеристика среды то на рисунке 2 можно представить группировку факторов, оказывающих влияние на новую продукцию.





Рисунок 2 – Группировка факторов

Источник: собственная разработка

Производителю необходимо совместить в разрабатываемом новом продукте описание важнейших элементов инноваций, с точки зрения требований производства, а также учесть требования наиболее емких сегментов рынка. Проблема выбора новинки должна решаться с учетом характера рынка и существующих инновационных альтернатив.

При правильно организованной инновационной деятельности достигается экономический, научно-технический и социальный эффект. Экономическая эффективность проекта определяется соотношение финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Для оценки экономической эффективности инновационных решений используем метод дисконтирования, основой которого является временное предпочтение денег или изменение ценности денег во времени. Если чистая приведенная дисконтированная ценность инвестиции в освоение нового товара положительна, значит, проект можно рекомендовать к реализации. Научно-техническая эффективность выражается приростом уровня информации в отрасли, который количественно можно измерить величиной публикаций по теме исследования и патентов на изобретения, используемых при освоении нового вида продукции. Показатели социальной эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также участвующих в осуществлении проекта регионов. Нужно использовать нормативные параметры оценки проектов и прибегать к стоимостной оценке.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. Учеб. пособие для вузов. — М.: Юнити-Дана, 2001. — 343 с.

  2. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. – М, 2004.- 496 с.
  3. Саати Т.Л. Принятие решения при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. Пер. с англ. / Науч. Ред. А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. − М.: Издательство ЛКИ, 2008. − 360 с.

  4. Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 № 356 «Об осуществлении государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 22.06.2009 № 328).