litceysel.ru
добавить свой файл
1
Система физкультурно-оздоровительной работы (из опыта работы)


  1. Ратушняк Марина Владимировна.

  2. Воспитатель I квалификационной категории МБДОУ ЦРР ДС №55.

  3. Опыт работы будет интересен педагогам групп раннего возраста.

  4. Младший дошкольный возраст – важный период в развитии ребенка. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В приобщении детей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение основами гигиенической и физической культуры.



«Система физкультурно-оздоровительной работы» (из опыта работы)


Ратушняк Марина Владимировна воспитатель  квалификационной категории МБДОУ ЦРР ДС №55 Челябинская область, г. Озерск


 «Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной активности детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Младший дошкольный возраст – важный период в развитии ребенка. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В приобщении детей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение основами гигиенической и физической культуры.

В этом возрасте важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится действовать в нем.

Актуальность опыта состоит в решении проблемы  сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей.

В детском саду сложилась и действует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, включающая в себя:

В начале учебного года проводим диагностику физического развития детей, составляем карту здоровья, в которой отмечаем: отклонения в состоянии здоровья детей, группу здоровья, показатели физического развития (антропометрические данные), итоги диагностики уровня физического развития, рекомендации специалистов (врача-педиатра, психолога, инструктора по ФИЗО).

Изучив, полученные результаты, мы составляем план работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Одним из важных показателей является создание условий для двигательной активности детей. В детском саду оборудован спортивный зал, бассейн, в группе имеется спортивный комплекс и физкультурный уголок, оснащенный спортивным инвентарем, нестандартным оборудованием для двигательной активности детей. На прогулке мы постоянно создаем условия для двигательной активности детей (выносим спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных игр).

Система двигательной активности включает: утреннюю гимнастику, физкультминутки на занятиях, физкультурные занятия и занятия в бассейне, двигательную активность на прогулке, подвижные игры, гимнастику после сна.

Утренняя гимнастика способствует укреплению и оздоровлению организма ребенка.

Чтобы ребенок получил заряд бодрости, хорошего настроения и чувствовал себя после зарядки комфортно, стараюсь проводить ее как можно интереснее, используя художественное слово, различные предметы (флажки, султанчики, мячики). Вместе с утренней гимнастикой провожу дыхательную и пальчиковую гимнастику. Игры с пальчиками доступны и понятны детям. Мы стараемся подбирать такие забавы-упражнения с таким расчетом, чтобы они соответствовали

очередной теме занятий. На занятиях обязательно провожу физкультминутку в игровой стихотворной форме.


Многие современные исследователи в области физического воспитания дошкольников Л.Д. Глазырина, С. Шарманова, Рунова работают над проблемой, как сделать, физическую культуру интересной, увлекательной, чтобы с детства приобщить дошкольников к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Физкультурные занятия мы проводим в нетрадиционной форме с учетом рекомендаций Н.С. Голицыной. Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:


  • на каждом занятии реализовываются задачи обучения, воспитания и развития ребенка;

  • обучение основным движениям осуществляется по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

  • содержание и методика проведения занятий соответствует возрасту детей, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

Физкультурные занятия провожу в игровой форме, что позволяет обеспечить повышенную заинтересованность детей в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера. Использую занятие по единому сюжету, построенное на сказочной основе, в соответствии с возрастными возможностями детей. А так же занятия, построенные на подвижных играх. Данные вид занятий использую для закрепления движений, для обеспечения положительных эмоций.

Занятия в бассейне проводятся инструктором физической культуры со II младшей группы, так же в игровой форме.

Подвижные игры проводим в основном на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. В своей работе используем «Игры на прогулке с малышами», разработанные С.Н. Теплюк, которые способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья малышей.

После дневного сна провожу гимнастику сначала в постели. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой нарастает. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики глаз, дыхательной гимнастики. Придерживаюсь, правила исключения резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Далее дети выполняют комплекс игровых упражнений и корригирующую гимнастику для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.


Закаливание детей является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. В начале учебного года мы начинаем постепенное обучение умыванию прохладной водой, ходьбе босиком, ходьбе по дорожкам здоровья. Следим за пребыванием ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении. Дневной сон проводим без маек.

В своей работе уделяем особое внимание взаимодействию с родителями, через диалог, установление «обратной связи», учет потребностей родителей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания.
Используем следующие формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни:
1) познавательные (семинар-практикум «Сохраним здоровье детей», рекомендации медиков «Советы доктора Айболита», папки-передвижки по данной теме);
2) информационно-аналитические (анкетирование, «почтовый ящик», куда родители обращаются по вопросам укрепления здоровья своих детей, фотовыставки физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ);
3) досуговые (участие в выставках, совместных праздниках);
4) наглядно-информационные (дни открытых дверей «День здоровье», открытые просмотры занятий в бассейне, ежеквартальный выпуск газеты «Золотой ключик», мини-библиотека).


Таким образом, систематическое включение младших дошкольников в мероприятия по оздоровлению, позволяет существенно улучшить процесс взаимодействия детского сада с семьей в вопросах оздоровления детей младшего дошкольного возраста и значительно оптимизировать состояние здоровья воспитанников указанной возрастной категории.


Я решила уделить внимание физическому воспитанию потому, что в раннем возрасте самое главное – это здоровье.

И наша цель:


  1. Уберечь каждого ребенка от болезни. 75% болезней взрослых закладываются в детском возрасте.
  2. Гармоничное физическое развитие детей нужно, чтобы к концу года рост, вес, окружность груди каждого ребенка не просто соответствовало норме, но и была видна динамика. Развивать мышечную систему, укреплять дыхание.


  3. Развивать движение. Ведь наши малыши пока такие «неумейки»: суетливый бег, нет соответствия движений рук и ног.

Все это необходимо, как основа разностороннего развития ребенка. Физкультура должна стимулировать ум ребенка, развивать речь, творческие способности, учить общению, приносить радость.


Список литературы:


  1. Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым: методический материал / Т. Колесникова //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 1

  2. Вот как мы умеем. Конспекты занятий по физической культуре с детьми раннего возраста / Л. Медведева // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 6

  3. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004г.

  4. Закаливание детей раннего возраста // Детство. – 2002. № 2

  5. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. Книга для воспитателя детского сада.– М.: «Просвещение», 1987г.

  6. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста / С.Г. Кудрявцева // Ребенок в детском саду. -2005. -№ 2

  7. Расти здоровым малыш / Т. Богина // Дошкольное воспитание. -2005 - № 6

  8. Физическое воспитание детей в раннем возрасте: методический материал / Н. Аксенова А. Шестова // Ребенок в детском саду – 2001. -№ 1