litceysel.ru
добавить свой файл
1
Статья:



«Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик»


СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение.
Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка.

2. Глава 1. Процесс становления и усовершенствования устной и письменной речи учащихся, методика её развития.

3. Глава 2. Из опыта работы по развитию речи.

4. Заключительная часть. Выводы. Перспективы дальнейшей работы.

5. Библиография.

6. Приложение.


Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Тема данной статьи является актуальной, так как на сегодняшний день многие ученики испытывают большие затруднения при составлении устных ответов на вопросы и при написании сочинений.

Проблемой, которую решает настоящая работа, явились некоторые недостатки в общепринятой системе повышения уровня связной речи обучаемых. Необходимо создать условия, позволяющие детям в спокойной обстановке проанализировать полученную в ходе их информацию, умственно выстроить связное повествование и грамотно выразить его на бумаге.

Цели:

- формирование системы интеллектуальных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

- развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие психических процессов;

- развитие личности младшего школьника;

- развитие коммуникативных способностей;

- воспитание инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Основные задачи:


1.
Своевременное выявление уровня развития речи учащихся.

2. Применение системы творческих заданий по развитию речи детей.

3. Анализ влияния творческих работ по русскому языку на уровень устной и письменной речи учащихся.

Цель упражнений по развитию речи, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Все занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Развитие речи – большая и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что касается такого явления, как речь человеческая, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами – русским языком и чтением, которые прежде всего служат задачам развития речи учащихся. По вопросам развития речи имеется обширная методическая литература.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст.


Еще в 18 веке М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию говорил о необходимости работы над умением мыслить, рассуждать, доказывать и убеждать. Вопросы развития речи интересовали Ф.И.Буслаева, автора первой методической работы «О преподавании отечественного языка» /1844/ К.Д. Ушинский считал родной язык главным, центральным предметом, основой духовного развития детей, основой познания мира. Он писал: «Изучение каждого предмета передается ребенку, усваивается им и выражается всегда в форме слова. Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета... Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себя их результаты...» /14,286/.

Проблема развития речи нашла отражение в преподавании русского как родного в трудах ученых - методистов К.Б. Бархина, И.А.Рыбниковой, М.А.Абакумова, В.А.Добромыслова, А.В.Петрова, Н.С.Рождественского, Е. А. Бариновой, Л.Б.Федоренко, Т. А..Ладыженской, М.Р.Львова и других.

В 60-е годы обосновываются принципы развития речи. Это единство развития речи и мышления, взаимосвязь устной я письменной речи, связь работы по развитию речи с изучением грамматики, стилистическая направленность развития речи. Принимаются попытки разработать теоретические основы методики развития речи в связи с тем, что к речи стали подходить не только, как к результату высказывания /тексту/, но и как к процессу /речевой деятельности/.

Если мы обратимся к процессу обучения речи в школьном возрасте, то увидим, что основная задача заключается в том, чтобы ребенок овладел устной и письменной речью. Ребенок, приходящий в школу, уже знает родной язык, но в школе приобретает знания литературного языка. Как правильно смотреть на процесс обучения чтения и письму, который проделывает сам ребенок? Можно считать, что этот процесс установления навыков, связанных с чтением и письмом, то есть установление ассоциаций между буквой и звуком в письме и чтении и есть процесс развития.


Общим правилом для всех детей в разных странах является то, что ребенок в 9 лет, научившись читать и писать, в отношении развития письменной речи, то есть понимания текста и умения написать текст, очень значительно отстает. Спрашивается: почему же ребенок, научившийся читать и писать, говорит как девятилетка, а пишет, как двухлетка? Очевидно, дело в следующем: словами, умением читать, синтаксисом, механизмом чтения и письма за 2 года обучения ребенок овладел вполне, но те же самые синтаксис и словарь в письмен речи употребляет иначе, чем в устной. Письменная речь представляет большие затруднения для школьников и низводит его умственную деятельность на более низкий уровень не потому, что содержит те же трудности, какие были в устной речи, а в силу других обстоятельств:


  • Письменная речь абстрактнее устной. Это речь без интонации.

  • Письменная речь абстрактна также в том отношении, что она завершается без собеседника.

Мы имеем дело не с речью в прямом смысле, а с символизацией звуковых символов, то есть с двойной абстракцией. В письменной речи мы должны сами создавать ситуацию, мотивы речи, то ость действовать более произвольно, чем в устной речи. В письменной речи ребенок должен осознавать сам процесс выражения мысли в словах. Процесс перевода внутренней речи в письменную необычно труден, потому что внутренняя речь есть речь для себя, а письменная речь максимально построена для другого, который должен по­нять меня. «Если суммировать все сказанное, то огромное расхождение между устной и письменной речью у школьника становится понятным. Ведь мы должны рассматривать письменную речь как процесс возникновения новой формы речи, которая состоит в иных структурных и функциональных отношениях и имеет свои законы развития» /02.436/.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребностей высказывания, передает законченную тему /т.е. представляет единое целое/,организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, монографию, доклад, отчет и т.п., а в условиях школы - развернутый устный ответ учащегося на поставленный учителем вопрос, письменное сочинение или изложение. В отдельных случаях - предложение. Развитие речи - учебная познавательная деятельность учащихся, организуемая и руководимая учителем, опирающаяся на чтение, изучение грамматики и направленная на совершенствование умений, навыков, оформления и выражения своих мыслей и чувств. В целом работу над связной речью, можно представить в виде таблицы. ( Приложение № 1)


Упражнения в связной речи: рассказ, пересказы, сочинения и т.п. - представляют собой высшую степень в сложной схеме речевых упражнений, в них сливаются все умение - и в области словаря, и на уровне предложений, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.

Костенко Ф.Л. /03.223/ разработал систему заданий, направленных на развитие письменной речи учащихся. Она состоит из нескольких серий:


  1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.

  2. Составление связного текста из деформированных предложений.

  3. Составление рассказа из данных предложений.

  4. Сводный диктант.

  1. Письменные ответы на вопросы.

6. Образные слова и выражения в нашей речи:

а/ роль прилагательных для точной, выразительной речи;

б/ роль глаголов в нашей речи;

в/ слова, близкие и противоположные по значению;

г/ слова, одинаковые по значению и написанию, но разные по значению;

д/ сравнение.

7. Составление рассказа по данному плану.

8. Изложение по самостоятельному плану.

9. Составление сокращенного рассказа по его плану.

10. Составление рассказа по его началу.

11. Составление рассказа по его концу.

12. Замена в тексте лица рассказчика.

13. Рассказ с элементами описания.

14. Выборочное выписывание из текста по заданию.

15. Сочинение по примерным образцам.

Проанализировав содержание системы заданий, мы пришли к выводу: сочинение является результатом всей работы по развитию речи. «Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни», - справедливо указывала М.А. Рыбникова /07,237/. Сочинение - «вид письменной школьной работы - изложение своих мыслей, знаний на заданную тему» /06,779/. Школьное сочинение представляет собой «результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой - средством достижения конечной цели - формирование коммуникативно-речевых умений учащихся. Она позволяет одновременно решать задачи обучения, развития; воспитания школьников» /1,17/.


Существуют различные виды сочинений. «По тематике /содержанию/ все сочинения, проводимые на уроках русского языка – можно разделить на две большие группы: сочинения на лингвистические /грамматические, лексические и т.д./ темы, например, «Самая интересная /для меня/ тема программы» и сочинения на темы из жизни, на так называемые свободные темы» /05,357/.

По источнику получения материала различают сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кино-, телефильмов, радио- и телепередач, театрального спектакля и т.д. При этом, естественно, в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников в получении материала. К источникам другого психологического ряда относится память /сочинения, в основе которых лежит прошлый опыт, сложившиеся представления, приобретенные ранее знания я т.д./; восприятие/ сочинение по наблюдениям, то есть на основе специально организованного восприятия/; воображение /сочинения по воображению, когда на основе имеющегося опыта создаются такие представления, образы, с которыми в жизни к юный автор никогда не встречался, - «Школа в будущем»/ По объему выделяются сочинения - миниатюры, которые отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объемом, что в большинстве случаев обусловлено конкретным «узким» характером.

По усложненности дополнительным языковым заданием выделяются сочинения с лексическим, грамматическим /морфологическим, синтаксическим/ стилистическим и т.д. заданиями и сочинениями по опорным словам и словосочетанием. Наглядно виды сочинений можно представить в виде схемы. ( Приложение №2).

В современной методике развития речи определяются основные умения учащихся, которые формируются в процессе подготовки и проведения сочинений:


  1. Круг умений, связанных с темой и ее раскрытием.

  2. Круг умений, связанных с накоплением и подготовкой материала для сочинения.
  3. Круг умений, связанных с планированием своего сочинения, его композицией, построением.


  4. Круг умений, связанных с языковой подготовкой будущего сочинения.

  5. Круг умений, связанных с построением самого текста и его написанием*

  6. Совершенствование написанного: проверка и направление.

Для того, чтобы урок развития речи достиг поставленных целей, необходимо начинать работу с выбора темы для сочинения. Очень важно использовать то, что ребята видят в окружающей жизни, их впечатления и наблюдения, их игры и интересы. При этом необходимо научить ребенка писать не о выдуманных предметах и событиях, а о том, что он не раз видел, что он хорошо знает. Поэтому темы для сочинений не должны носить общего, широкого характера. Они должны опираться на жизненный опыт детей. Когда тема для сочинения определена учителем /возможно при активном участии самих учащихся/, тогда необходимо подобрать материал для сочинений. Источники для детских сочинений могут быть различные: прочитанный рассказ, картина, кинофильм, живые наблюдения и впечатления учащихся, их воспоминания. Развитие у детей наблюдательности должно идти постоянно, а не только в процессе подготовки к сочинениям на определенные темы. Для этого учитель ведет с учащимися наблюдения за погодой и явлениями природы, за сменой времен года и сменой дня и ночи и др.

Что значит подготовиться к сочинениям по наблюдениям? Это значит, прежде всего, оживить в памяти свои знания о предмете, явлении, событии, воспроизвести свои непосредственные впечатления о том, что видел, слышал, делал. Если этих впечатлении окажется недостаточно, их следует подкрепить, повторить наблюдения, пополнив знания о предметах и явлениях. Готовясь к сочинению, ученику необходимо разработать в своих представлениях, мыслях, чувствах, сделать ясными те из них, которые потеряли свою живость в сознании, вспомнить отдельные детали, события, которое станет главным предметом изображения в сочинении. Плохо, если дети пишут сочинение по наблюдениям не о том, что видели сами, а о том, что вычитали из того или иного рассказа, статьи или стихотворения. Детей надо учить тому, чтобы они яснее, точнее изображали те события, предме­та и явления, которые они наблюдали, причем, по возможности, своими словами.


М.С.Соловейчик /11,71/ считает, что создание, речевых ситуаций и ведение всей работы с учетом особенностей стиля речи и предполагаемого типа речи - первые два условия совершенствования обучения сочинениям. Третье условие, позволяющее приблизить школьные сочинения к реальной речевой практике и тем самым усовершенствовать работу над ним, выявление необходимости данной работы для повседневной жизни. Вышеуказанным методистом выделены следующие этапы подготовки и проведения письменных связных высказываний:


  1. Предварительная подготовка,

  2. Создание речевой ситуации.

  3. Организация наблюдений и непосредственная подготовка;

  4. Написание работы.

  5. Самопроверка,

  6. Анализ написанных работ.

Рассмотрим их более подробно / 12,284/.

Предварительная подготовка, цель которой - создать базу для последующей работы. Она, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, окружающего мира, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств и т.д., причем учащиеся на этом этапе могут и не знать, что учитель их готовит к творческой работе. Создание речевой ситуации и проведение непосредственной подготовки. Этот этап по характеру неоднороден. Здесь и обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждения интереса к работе, желания активно включаться в нее, и организация наблюдений / на специальной экскурсии/, и обсуждение задач и условий ситуации, которые важно учесть, основной мысли текста, требований к языковым средствам и т.д.

Написание сочинения. На этом этапе очень важно, чтобы школьники были сосредоточены на решении именно речевых задач, чтобы они не были скованы болезнью допустить орфографическую ошибку. Используется в практике установка: «Пользуйтесь только теми словами, написание которых вы знаете, не пишите больших предложений» - не только не полезна, но и просто вредна. Она лишает смысла подготовленную работу и препятствует продвижению детей в речевом отношении. Не спасает положения и совет: «Если не знаете, поднимите руку, я помогу». Пока ребенок сидит в ожидании учителя, он теряет мысль и творческий настрой. Предоставление ребенку права при написании собственного текста пропускать сомнительные буквы /он при этом вместо буквы может ставить точку или буквенную дробь /а/о/, а на поля - вопросительный знак, позволяет раскрепостить ученика и сделать сочинение подлинно творческой работой. Осуществление самоконтроля, то есть проверка написанного, сочетается с целевыми установками. Слушая товарища, постарайтесь оценить: все ли необходимое он сказал, доказал ли свои мысли, последовательно ли он их излагал, правильно ли формулировал. Необходимо предупреждать неэтичность действий детей. Чтобы самопроверка была успешной, ученик должен знать, во-первых, цель и содержание проверки, то есть зачем и что именно он контролирует, во-вторых, последовательность тех операций, которые следует выполнять, в-третьих, способы внесения исправлений.


Полезно рекомендовать детям несколько прочтений своего текста. Каждое из прочтений выполняется с отдельной целевой установкой:

а/ оценить, все ли будет понятно читающему, удалось ли выразить /раскрыть/ свою мысль и решить поставленную задачу /поделиться, убедить, объяснить я т.п./,нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, связаны ли они между собой;

б/ решить, удачно ли сформулированы все мысли / верно ли построены предложения, правильно ли и точно выбраны слова, нет ли назойливых повторений/.

в/ определить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Приемы правки могут быть следующими: при желании устранить предложение или часть текста - заключить их в квадратные скобки; при необходимости дополнить текст в соответствующем месте поставить значок, потом повторить его после всей работы и написать недостающее; при нарушении последовательности предложений или фрагментов текста - воспользоваться цифрами; при необходимости одно слово заменить другим - зачеркнуть ненужное, надписав над ним более удачное; при замене или перестройке целого предложения - поместить новое предложение после всего текста, пометив то, которое заменяется каким-то условным знаком, например «звездочкой». Понятно, что обязательные условия поправки - аккуратность. (Приложение № 3)

Проверка ученических сочинений отличается от ежедневной проверки письменных работ. Учитель обращает внимание как на орфографические и пунктуационные ошибки, так и на разного рода логико-стилистические недочеты учащихся. Вместе с этим учитель отмечает для себя хорошие стороны в работах учащихся.

В сочинениях учащихся начальных классов мы встречаем недочеты:


  1. Касающиеся содержания сочинения /несоответствие содержания работы ее теме, как она отражена в заглавии сочинения.
  2. Нарушение в области построения сочинения /композиционные недочеты.


  3. Неправильная связь между отдельными частями целого рассказа, отсутствие такой связи.

  4. Неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие такой связи.

  5. Неправильная связь между отдельными словами в предложении, неудачный или неправильный порядок слов в предложении.

  6. Лексические недочеты: неудачное или неправильное употребление слов и выражений.

При оценке учитываются все недочеты. При исправлении орфографических ошибок, возможно, учитель на поля выносит номер орфограммы, соответствующий памятке работы над ошибками. Анализ вместе с учащимся уже написанных сочинений после их проверки учителем также является средством обучения связной речи. Работа над ошибками должна выполняться на следующем уроке русского языка Ее необходимо начинать с чтения наиболее удачных работ, их анализа. Далее приводятся примеры неудачно подобранных слов, словосочетаний, предложений /без указания авторов/, выясняются ошибки и совместно устраняются. Класс выясняет, действительно ли ученики научились сочинять. После коллективного анализа дети приступают к самостоятельной работе. Задача учителя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи. В итоге должна прозвучать оценка уровня развития речи всего класса, подчёркиваются успехи тех, кто действительно их заслужил. На следующем уроке дается анализ работы над ошибками, выделяются наиболее удачные работы. Таким образом, мы показали, что сочинение является результатом развития письменной речи.

Несколько лет мы работаем по программе «Гармония», начиная с 1 класса, всю систему обучения грамоте пронизывает работа по развитию речи первоклассников: произносительной культуры и культуры речевого поведения, диалогической и монологической речи, воспитанию интереса к родному языку.

Успешному изучению материала по теме: «Речь устная и письменная и её значение» способствуют занимательные материалы «Букваря» М.С.Соловейчик. При изучении правил общения и речевого этикета на уроке и в школе можно в торжественной обстановке вручить ученикам памятки. (Приложение № 4) Формирование правильного звукопроизношения, речевого и фонетического слуха учащихся, работа над интонацией, темпом, тембром и силой голоса не заканчивает на уроках письма. (10, 14)


Работе по совершенствованию звукопроизношения и развитию фонематического слуха, культуры речевого поведения, диалогической и монологической речи способствуют занимательные материалы «Прописей».

Многозначные слова, антонимы, синонимы, группировка слов по разным основаниям широко в них представлены.

Систематически проходит работа по составлению предложений, их распространению и усечению, работа над интонацией и логическим ударением.

Особый интерес у ребят вызывает озаглавливание текстов, пересказ, коллективное и индивидуальное составление рассказов из жизненного опыта, по прочитанному, по серии сюжетных картин и т.д.

Дружно происходит заучивание небольших стихотворений по выбору детей.

В целом построение учебного материала обосновано жизненной необходимостью, т. к. действительно нужно учиться писать телеграммы, записки, загадки, поздравления, письма, инструкции, рецепты и этюды (13, 110).

Правое и левое полушария головного мозга в отношении осуществляемых функций не являются симметричными. Они «ведают» противоположными половинами тела. Центы речи расположены в левом полушарии (правое полушарие в этом смысле «немое» и «глухое»). Речь – настолько сложная функция, что существуют три области коры, работа которых обеспечивает речевую деятельность, или, иначе говоря, три центра речи: речедвигательный центр Брока, обеспечивающий возможность говорить, слухоречевой центр Вернике, обеспечивающий возможность слышать и понимать чужую речь, и зрительно-речевой центр, или центр чтения и понимания письменной речи. Следовательно, при работе по развитию речи необходимо выявить доминантное полушарие каждого ученика. (Приложение №7)

Дальнейшее исследование рассматриваемой проблемы предполагает расширение комплекса заданий, обогащение их новыми содержанием, познавательной вариантностью.

Вопросы на выделение существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности для устного или письменного выполнения (Приложение №5) способствуют развитию речи учащихся с различным уровнем подготовки. Упражнения в обобщении (Приложение №6) целесообразно использовать систематически. Итогом работы явилась разработка комплекса специальных заданий, направленных на развитие речи учащихся (Приложение №8) В процессе работы дети учатся грамотно излагать свои мысли. Работа интересна, захватывающа, не притупляет интереса детей и способствует лучшему освоению материала.


Таким образом, мы показали, что благодаря использованию творческих работ можно добиться успехов в развитии речи детей и повысить интерес к родному языку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Балашов Т.Ю. «Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию» ж. «Начальная школа» № 2, 1996 с.17-18.

  2. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М.Педагогика 1991 с.436.

3. Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи 3 класс» М.Просвещение 1980 с.22 .

  1. Кустарева В.А. и др. «Методика преподавания русского языка в начальных классах» М.Педагогика 19.74 357.-.362.

  2. Кустарева В.А., Рождественский Н.С.. «Система письменных упражнений в связной речи» Издательство академии педагогических наук РСФСР 1963 C.I0-20.

  3. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» М АЗЪ. 1993 с.744.

  1. Рыбникова М.А. «Очерки по методике литературного чтения» М.Просвещение 1985 с.237.

  2. Соколова Т.Н. «Школа развития речи» М.Росткнига 2007 с.3

  3. Соловейчик М.С. «Букварь» «Ассоциация 21 век» ОАО «Московские учебники» 2009

  4. Соловейчик М.С. «Русский язык» Пояснительная записка. Программа. Планирование

  5. Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах». «Методика развития речи младших школьников» М.Линка-Пресс 1994 с.71-93.

  6. Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения» М.Просвещение 1993 с.284.

  7. Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка» Методические рекомендации. Смоленск; Ассоциация 21 век 2007

  8. Ушинский К.Д. «Родное слово» Избранные педагогические сочинения M. 1974 т.2 с.286.



СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ


  1. Схема «Развитие речи учащихся»

  2. Схема «Виды сочинений»
  3. Памятка для самостоятельной поверки сочинений


  4. Правила хорошей речи

5. Образцы вопросов на выделение существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности для устного или письменного выполнения.

6. Виды упражнений в обобщении.

7. Приемы выявления доминантного полушария.

8. Планирование работ по развитию речи на уроках русского языка и чтения.


Приложение № 1





Приложение № 2





Приложение № 3


Памятка для самостоятельной проверки сочинения.


Памятка 1.

  1. Соответствует ли содержание текста теме?

  2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная
    мысль?

  3. Нет ли. в тексте лишних фактов, предложений, слов?

  4. Логично ли построен текст? Надо ли что-то переставить?

  5. Хорошо ли связаны между собой части текста и члены предложений? Выделе­ны ли части текста красной строкой?

  6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены
    предложения?

  7. Интересно и понятно ли все сочинение слушателю?



Памятка 2.

  1. Проверь, не пропустил ли ты букву?

  2. Правильно ли написал безударные гласные?

  3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.



Приложение № 4


Правила хорошей речи


■ На уроке нельзя разговаривать, когда захотелось. Тишина очень важна: она помогает учиться думать. Тишину на уроке надо беречь. А ещё надо уважать того, кто говорит, не мешать ему.

  • Говорить на уроке нужно достаточно громко, чтобы тебя было хорошо слышно, - иначе зачем вступать в общение?





  • На того, кто говорит, принято смотреть, как бы поддерживая его, помогая доб­рым взглядом, кивком головы.







  • Вежливые люди говорят о присутствующем не «он, она», «у него, у неё», а называют по имени: Таня, Петя, у Тани, у Пети... Можно даже прямо обращаться к ученику: «Петя, ты не сказал...», « Таня, ты неверно...»




  • Не следует забывать пользоваться словами «пожалуйста», «спасибо», «извини­те» или «извините, пожалуйста» и т. п.

Открытие большей части этих правил речевого поведения произойдёт на данном уроке. Понятно, что воплощение их в жизнь потребует долгого времени, Вашего терпе­ния и кропотливого труда.


  • Обращаться к собеседнику по имени или имени и отчеству.




  • Разговаривая, смотреть не в сторону, а на того, с кем говоришь.




  • Не перебивать, а если очень нужно обратиться, то сначала
    извиниться.

  • Не разговаривать, когда жуёшь.

  • Не кричать, не размахивать руками.



Приложение № 5


Образцы вопросов на выделение существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности для устного или письменного выполнения.


  1. Что можно сказать об арбузе по форме, цвету, по вкусу? О помидоре? О моркови? О яблоке? О вишне?

  2. Укажите признаки солнца, луны, звезд, лампочки. Назовите их общий признак.

  3. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, теплый, пушистый, высокий, стройный, красивый, сочный, сладкий, ароматный, быстрый, ловкий, проворный.
  4. Про кого /или про что/ можно сказать высокий и про кого /про что/ - низкий, белый, черный, сладкий, горький, умный, глупый, гладкий, шершавый, ловкий,- неуклюжий?


  5. Назовите общие признаки весны и осени; вороны и скворца, пшеницы и овса, лошади и собаки, липы и клена, яблони и груши, автобуса и троллейбуса.

  6. Назовите признаки, по которым эти предметы различаются.

  7. Укажите несколько признаков /свойств/ какого-то предмета. Какое из этих свойств самое главное, существенное?

  8. Дети должны понять, что в разных обстоятельствах существенными могут становиться различные свойства предметов.

  9. Как говорят, когда спорят и сердятся и когда рассказывают что-либо интересное, смешное?



Приложение № 6.


Виды упражнений в обобщении.


  1. Перечисление предметов с последующим обобщением /клен, липа, яблоня - деревья/.

  2. Предметы подобраны так, что среди них есть конфликтные слова, например: сеялка, сенокосилка, комбайн, плуг, тепловоз, телевизор. Учащиеся выделяют общие признаки названных предметов, мотивируя исключение «лишних», «конфликтных» слов: ни тепловоз, ни телевизор сельскохозяйственными машинами не являются.

  3. Упражнение, подобное первым двум, проводится с более или менее подробным описанием признаков, назначения. Это описание служит основанием обобщения.

  4. Обобщение по данному видовому понятию. Суть его состоит в том, чтобы учащиеся характеризовали не группу видовых понятий родовым, а определяли родовое понятие по отношению к одному видовому. /Желтая акация - кустарник. У нее нет главного ствола, растет из земли сразу же несколько побегов или веток/.

  5. Раскрытие объема родового понятия. /Грибы: подосиновики, лисички, маслята и т.д./.
  6. Двойное обобщение /или двухступенчатое/, например: Что такое сосна, береза, тополь? /Это дерево/. Что такое шиповник, орешник, смородина? /Это кустарники/. Как назвать и то и другое вместе /Это растения/. Назовите общие признаки растений? /Растения имеют листья, ствол, корни, они цветут, на них бывают семена/.




Приложение №7


Приемы выявления доминантного полушария.


  1. Ребенку предлагается скрестить между собой пальцы обе рук. Учителю необходимо обратить внимание на то, большой палец какой руки находится сверху / правой или левой/.

  2. Предложить из листа бумаги сделать подзорную трубу, а потом посмотреть в нее. В данном случае видно, к какому глазу приложит ребенок лист / правому или левому/.

  3. «Поза Наполеона». Необходимо скрестить руки на груди. Следует заметить, какая рука находится сверху /по локтю/.

  4. «Аплодисменты». Ребенку предлагается похлопать в ладоши. Учитель обращает внимание на то, какая рука сверху более активна.


Далее составляются формулы: ПППЛ или ПППП - доминантное левое полушарие; ЛЛЛП или ЛЛЛЛ - доминантно правое полушарие; ППЛЛ - гармоничное развитие личности.

При получении формулы ППЛЛ мы обратили внимание на другие индивидуальные особенности ребенка.


Приложение № 8


Планирование работ по развитию речи на уроках русского языка и чтения.


I четверть.

Осенние наблюдения.

Отметить время отлета птиц, первые заморозки, золотую весну берез, последние уборочные работы / в поле, на огороде/, первые снежинки, отлет водоплавающих птиц, первую порошу, покрытые льдом моря.

Задание распределяются между учащимися. Каждое задание выполняют 2-3 человека и заполняют классный календарь наблюдений.


Первая учебная неделя.

  1. Назвать свои любимые места, уголки природы, объяснить, чем
    они дороги.

  2. Подготовка к сочинению.

  3. Свободные рассказы лете и о летнем отдыхе.

  4. работа над заглавием.

  5. Работа над планом.


Вторая учебная неделя.
  1. Членение сплошного текста на предложения.


  2. Работа над заглавием.

  3. Вспомнить об интересном случае, который произошел летом. Рассказать об этом как можно подробнее.

  4. Работа над построением сочинения.

  5. Работа над планом.


Третья учебная неделя. (Подготовка к сочинению /сбор материала, обобщение личных наблюдений за осенними изменениями в природе/).

  1. Работа над заглавием.

  2. Систематизация материала по теме «Золотая осень», экскурсии.

  3. Сочинение-миниатюра по материалам наблюдения.


Четвертая учебная неделя.

  1. Домашнее сочинение с классной подготовкой по материалам длительных наблюдений.

  2. Свободные рассказы детей по теме: «Осень в поле» /огороде, в саду и т.д./.

Октябрь.

Наблюдения. Отметить серое небо; сокращение дня; бисерные дожди, продолжительные и однообразные; холодные сердитые осенние ночи. Отметить первый «пробный» снег.


Пятая учебная неделя.

  1. Работа над материалом по теме «Охрана природы».

  2. Рассказы детей по личным наблюдениям о поведении птиц осенью.

  3. Работа над описанием.

  4. Составление и запись рассказа по личным впечатлениям на тему
    «Я видел/а/ листопад».


Шестая учебная неделя.

  1. Составление трех-четырех предложений по наблюдениям.

  2. Сочинение-миниатюра по наблюдениям.

Седьмая учебная неделя.

    1. Озаглавливание текста.

    2. Редактирование.

    3. Подготовка к сочинению.

    4. Сочинение по экскурсии.


Восьмая учебная неделя.

  1. Работа над предложением.

  2. Рассказы на тему «Как я подружился с птицами».



Девятая учебная неделя.

  1. Редактирование.

  2. Составление и запись небольшого рассказа по личным впечатлениям.