litceysel.ru
добавить свой файл
1
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


для детей, нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи

«Центр психолого-медико-социального сопровождения»


Учитель русского языка и литературы Окулич А.Ф., апрель 2012 г.

Конспект урока русского языка в 9 классе VI вида

Тема урока: Сочинение –рассказ по картине В.П. Фельдмана «Родина»

Цели урока:

1.Образовательные:

-учить создавать собственные тексты заданного жанра , типа, стиля речи по произведению живописи;

- совершенствовать навык монологической речи (рассказ краткий, полный, выборочный) и диалогической речи.

2. Развивающие:

- развивать умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи, строить последовательные умозаключения по поводу сюжета картины,

-продолжить формирование способности эмоционально выражать собственное отношение произведениям искусства ,

-формировать коммуникативные функции речи;

- работать над коррекцией памяти , внимания, чтения, логического мышления и самооценки.

3.Воспитательные: воспитывать патриотизм, расширять и совершенствовать круг культурных потребностей обучающихся.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование:

-
мини-презентация «Тема Победы в Великой Отечественной войне в русской живописи»,

-учебник русского языка для 9 класса (Л.А. Тростенцова и др.) с репродукцией картины В.П. Фельдмана «Родина»,

-выставка репродукций картин художника,

-комплект опорных карточек и вспомогательного материала к уроку.



Этапы урока. Коррекционные задачи



Содержание урока

1.Оргмомент.


2. Целеполагание

Коррекция эмоционально-волевой сферы: развивать организованность, инициативу, стремление к активной деятельности


3.Работа над созданием рассказа по картине с использованием памятки «Как работать над рассказом по картине» профессора Е.Н.Никитиной.

Коррекция памяти, внимания, речи, техники чтения, совершенствование аналитико-синтетических навыков.


4. Работа с черновиками в парах.

Коррекция памяти: тренировка образной, зрительной памяти, работа над увеличением её объёма.


5.Подведение итогов эксперимента.

Коррекция умения делать словесно-логические выводы, умения сравнивать и анализировать.


6)Домашнее задание



Приветствие присутствующих.


Сообщение темы урока, уточнение целей ( уточнение типа речи и стиля создаваемой письменной работы, повторение признаков жанра-рассказ).

Ознакомление учеников с ходом урока –эксперимента-проверка качества памятки «Как работать над рассказом по картине» профессора Е. Н. Никитиной.


1.Вступительное слово учителя. День Победы- главный праздник нашей Родины.

9 Мая – самый важный и самый радостный праздник нашей страны-это день полного и окончательного разгрома гитлеровской армии. Отдавая дань уважения всем борцам против фашизма, мы всё-таки знаем, что главная заслуга в разгроме гитлеровской Германии принадлежит нашей стране. Наши воины освободили не только свою территорию, но и спасли народы Европы от фашистского порабощения.
В результате победы неизмеримо вырос международный авторитет нашей Родины, ставшей мировой державой, без которой теперь не может решиться ни один важный вопрос. Победа показала мужество и героизм всего народа нашей страны.

Поэты, писатели, художники создавали бессмертные произведения, воспевая подвиги наших бойцов. Одному только Дню Победы художники посвятили тысячи картин. И каждый художник видел её по-своему.



Просмотр мини-презентации


2.Работа по плану, предлагаемому в памятке Е.Н. Никитиной.


А) Чтение сведений о художнике

Проверка подготовленного дома сообщения о В.П. Фельдмане. Просмотр репродукций.


Б)Чтение 2-го вопроса.

Обратите внимание на название картины. Оно часто говорит нам о замысле художника, о том, что он читал самым главным.

Почему картина называется «Родина»? Ведь есть близкие по значению слова : Отчизна, Отечество. Эти слова звучат более торжественно.

А на картине –солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился. Слово родина имеет и это значение.


В)Работа над содержанием картины: рассмотрите картину, вдумайтесь в её содержание ( что здесь произошло, почему и когда; что было до и что будет после)


Г)Словарная работа (подготовлена дома одним из учеников)


Ученики работают с карточками- словарями, вставляют пропущенные буквы, проверяют по ключу.


Самостоятельно распределяют слова на 2 группы:

-слова, относящиеся к описанию пейзажа (обратить внимание детей на нежелательность употребления в работе слсч стройная красавица берёзка-это литературный штамп,

- слова, относящиеся к описанию портрета.

-чтение слов.


Д)Беседа по вопросам карточки:

-В какое время года солдат возвратился с войны?

-Что представляет собой родина солдата?

-Почему он остановился у берёзки? Обнял он её или прислонился к ней?

-Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня?

-Куда устремлён его взгляд? Как выглядит родная деревня солдата?

-О чём говорит его одежда?

-Что он чувствует, о чём он думает?

Е) Формулировка темы и основной мысли рассказа; в зависимости от этого озаглавливание его.(Заглавие вашего рассказа и название картины могут не совпадать).



Ж)Повторение композиции рассказа

Учитывайте, что кульминации должен соответствовать момент, изображённый на картине ( ведь он самый главный)


З) Совместное составление плана ( обратите внимание на соразмерность частей рассказа; помните: главное в нём- содержание картины).


План.

1.Вступление. Дорога домой

2. Главная часть. На родине.

-время возвращения,

- за околицей,

-родное село.

3.Заключение. Мои планы на будущее


И)Постарайтесь включить в рассказ элементы описания(обстановки, природы, внешнего вида людей)


Перед письменной работой –снятие утомляемости с помощью физкультминутки.


Анализ возможного начала рассказа из учебника. (Убрать или переделать 4-е предложение)


  1. Индивидуальная работа учитель-ученик Мельников

Работа в постоянных парах; Марков-Минеева И.,

Шестаков –Минеева Е.


Будет время – прочитать удачные работы вслух.


1)Заключительная беседа. Составление экспертного заключения по памятке.

-Помогли ли вопросы памятки понять картину?

--Составить план?

-Чем памятка помогает в работе над созданием рассказа?

-Что ты убрал бы в памятке или добавил?

-Твоя оценка памятки.


2) Оценки ученикам за работу на уроке


Проверка черновиков, подготовка работ к сдаче.









Рассказ

-небольшое художественное произведение , повествование о каком –нибудь эпизоде из жизни героя.

-в нём мало действующих лиц, описанные события происходят за короткое время.


Биография В. П. Фельдмана

Владимир Петрович Фельдман родился в 1924году. В 1942 году в 18лет он ушёл на фронт. Из молодёжи этого года рождения из 10 человек , ушедших на войну, домой возвратились только три. Ему повезло, хотя он был храбрым солдатом. Потом он учился на художника в Москве, стал знаменитым . Но после войны Владимир Петрович прожил недолго – он умер в 1961 году, когда ему было только 37 лет, от старых ран.



Выставка картин

У художника Владимира Петровича Фельдмана все картины о Родине,

её истории.

Есть картины о декабристах, но я их не нашёл.

Есть портрет Кутузова после совета в Филях, это часть Бородинской панорамы.

В Интернете есть 3 репродукции:

-натюрморт с бюстом Калинина,

-«Родина»,

-портрет «Гагарин», написал прямо перед смертью.


Сочинение

Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: «Война закончилась». Все поехали по домам. Я же был тяжело ранен и выписался из госпиталя только в середине сентября. Больше недели я добирался до родной деревни.

Был серенький, но тёплый осенний день, когда я, наконец, подошёл к околице родного села. Зашёл в деревенскую рощу и словно ноги отнялись. Сил нет идти дальше. Сердце сжалось и замерло. Старая шинель на плечах стала тяжёлой, как камень .Оперся я на ствол старой берёзы , гляжу вокруг и не узнаю родную сторону. Маленькие берёзкы на холме подросли, но как будто не возмужали. Такие же тоненькие, как до войны. Будто и им тяжело эти годы было. Хлеба давно убраны, поля вспаханы. А деревня стала как будто меньше, притихла как-то. Видно, что мужских рук давно не хватает. Там забор покосился, там калитка упала.

Много работы ждёт нас ,мужчин, на родине. Но мы вернулись. Теперь жить станет легче.


По-дняя ос-нь,

Тёплый осен?ий день

Бледное счас-ливое лицо.

П-жухлая тр-ва,

П-следние (не)яркие цв-ты

Старая выт-ртая ш-нель

П-дросшая б-рёзовая рощ-.

Стройная кр-савица берё-ка

Ист-сковавшиеся по крест-янскому труду руки

Убран?ые и вспахан?ые п-ля.

Ста-шие ни-кими д-ма р-дной д-ревни.

Ставшие у-кими улоч?ки


Поздняя осень,

Тёплый осенний день

Бледное счастливое лицо.


Пожухлая трава,

Последние неяркие цветы

Старая вытертая шинель

Подросшая берёзовая роща.

Стройная красавица берёзка

Истосковавшиеся по крестьянскому труду руки

Убранные и вспаханные поля.

Ставшие низкими дома родной деревни.

Ставшие узкими улочки




Как писать рассказ по картине


  1. Прочитайте сведения о художнике


2) Обратите внимание на название картины. Оно часто говорит нам о замысле художника, о том, что он читал самым главным.

Почему картина называется «Родина»? Ведь есть близкие по значению слова - Отчизна, Отечество. Эти слова звучат более торжественно. А на картине –солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился. Слово родина имеет и это значение.


3) Рассмотрите картину, вдумайтесь в её содержание ( что здесь произошло, почему и когда)


4) Словарная работа (сбор материала к описаниям)


5) Беседа по вопросам карточки:

- В какое время года солдат возвратился с войны?

- Что представляет собой родина солдата?

- Почему он остановился у берёзки? Обнял он её или прислонился к ней?

- Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня?

- Куда устремлён его взгляд?

- Как выглядит родна я деревня солдата?
- О чём говорит его одежда?

- Что он чувствует?

- О чём он думает?


6) Сформулируйте тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его.(Заглавие вашего рассказа и название картины могут не совпадать).

7) Вспомните композицию рассказа. Учитывайте, что кульминации должен соответствовать момент, изображённый на картине( ведь он самый главный)

8) Составьте план, обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: главное в нём- содержание картины.



План.

1.Вступление.

2. Главная часть. -

3.Заключение.


9) Постарайтесь включить в рассказ элементы описания(обстановки, природы, внешнего вида людей)


10) Сформулируйте тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его.(Заглавие вашего рассказа и название картины могут не совпадать).


Биография художника

Владимир Петрович Фельдман родился в 1924 году. У мужчин этого поколения в нашей стране была трагическая судьба. Сразу после выпускного бала в восемнадцать лет в 1942году он попал на фронт. Из каждых 10 юношей этого года рождения с фронта вернулись только 3. Фельдман вернулся. Он учился потом в Московском художественном училище имени Калинина, затем в аспирантуре. Его работы можно встретить во многих музеях и галереях. Он всю жизнь был верен одной теме -теме Родины. Владимир Петрович рисовал родные просторы, людей, которые прославили Отечество,исторические событияОн