Спортивно-педагогический техникум» СПАРТА» МОСКОМСПОРТА
Кучерявый В.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОКУРСУ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ.
МОСКВА 2008 год.
Автор: преподаватель высшей категории СПТ «Спарта».
Кучерявый Всеволод Владимирович.
Рецензенты:
Кандидат педагогических наук, преподаватель высшей категории
Никуличев Валерий Алексеевич.
Преподаватель высшей категории средней шк. 262 г. Москвы
Дикарев Сергей Дмитриевич.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОНИКОВ ПО КУРСУ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ.
Пояснительная записка.
Данные методические рекомендации представляют собой адаптированный вариант школьной программы для полной средней школы. Она рассчитана на 34 часов учебного времени и поэтому ряд тем несколько сокращены. Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен
экологическим факторам среды, второй – посвящен экологии популяций, третий –
экологии сообществ, а четвертый – биосфере.
Таким образом, сохранена обычная структура курса экологии.
Распределение учебного времени.
Раздел
|
Аудиторные занятия
|
Самостоятельная работа, ч.
|
Всего часов
|
лекции
|
практич. занятия.
|
1.Экологические факторы.
2.Экологтя популяций.
3.Экология сообществ.
4.Биосфера.
|
2
2
2
2
|
1
1
|
4
4
4
4
|
7
6
7
6
|
Всего
|
8
|
2
|
16
|
26
|
Реферат
|
-
|
-
|
8
|
8
|
Всего ч.
|
8
|
2
|
24
|
34
|
Содержание учебной дисциплины.
Введение. Предмет и методы экологии. Задачи экологии.
Раздел 1. Экологические факторы среды.
Абиотические факторы среды: свет, температура,
влажность, соленость почвы, другие факторы среды.
Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами: антибиоз (конкуренция, хищничество, паразитизм), нейтрализм и нахлебничество, симбиоз.
Практические работы. 1. Экологические факторы среды.
Требования к знаниям и умениям. Студенты должны знать действие основных факторов внешней среды на организмы, уметь давать определения и приводить примеры основных взаимоотношений между живыми организмами.
Раздел 2. Экология популяций.
Основные методы изучения популяций. Кривые роста и кривые выживания. Колебания численности популяций, стратегия популяций. Мониторинг будущего популяции.
Практические работы. 2. Экология популяций.
Требования к знаниям и умениям студентов. Студенты должны знать основные методы изучения популяций. Знать, что представляют из себя кривые роста и выживания, стратегия популяций и к чему приводят колебания численности популяций.
Раздел 3. Экология сообществ. Экологические сообщества, биоценозы, биогеоценозы, экосистемы. Продуктивность экологических сообществ. Экологическая сукцессия: первичная сукцессия, вторичная сукцессия. Теория моноклимакса и поликлимакса.
Практические работы. 3. Экология сообществ.
Требования к знаниям и умениям. Студенты должны знать такие понятия как биоценоз, биогеоценоз, экосистема и уметь различать их. Представлять, что такое экологическая сукцессия.
Раздел 4. Биосфера.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Основные биохимические функции биосферы. Эволюция биосферы. Глобальные экологические катастрофы прошлого. Возможные варианты будущего биосферы.
Практические работы. 4. Биосфера.
Требования к знаниям и умениям. Студенты должны знать основные функции биосферы: газовую, концентрационную, биохимическую. Уметь рассуждать о моделях будущего биосферы.