litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 13 14 15 16 17

Танцы 1945 - 2000 гг.


  • Твист

  • рок-н-ролл


  • буги-вуги

  • брейк-данс


  • шейк


  • ламбада

  • ча-ча-ча

  • сиртаки


  • хали-гали


  • шимми


  • летка-енка


  • джайв



Твист - (англ. - "кручение") - современный танец. Относится к танцам группы рок-н-ролла. Отли­чается быстрым темпом, чётким ритмом. Музыкальный размер 4/4, сильные доли акцентированы. При­обрёл известность с началом 60-х годов, благодаря американскому певцу и танцору, негру Ч. Чекеру. К началу 70-х годов распространился среди молодёжи во многих странах мира. При испол­нении твиста танцующие старатель­но работают ногами, будто затирают пятно на полу.

Рок-н-ролл - песенно-танцевальная форма, возникшая в США в начале 50-х годов. В основе рок-н-ролла - упрощенный вариант негри­тянской танцевально-бытовой музы­ки "ритм-энд-блюз" в сочетании с элементами "кантри-энд-вестерн", "буги-вуги" и стиля диксиленд. Основными чертами рок-н-ролла стали импровизация (ещё более свободная, чем в джазе) с чётким ритмом, опора на электромузыкальные инструменты, экспрессив­ная манера исполнения, тесно свя­занная с раскованной танцевальной моторикой (англ. - "качайся" и "кру­тись"). Рок-н-ролл получил широкое развитие в различных жанрах - от массовых песен и танцев (твист, шейк, джайв, мэдисон, хали-гали) до опер в стиле "рок", к напр., опера "Юнона и Авось" А. Рыбникова. Рок-н-ролл стал одной из основ современной рок-музыки.


Буги-вуги - джазовый танец, вольный, спортивный. Поначалу казался слишком дерзким для бального танца.

Диксиленд - наименование джазовых ансамблей, возникших в 1910 годах в США, а также - одна из стилевых разновидностей классического джаза. Являясь разновидностью новоорлеанского стиля в 1910-20-х годах, диксиленд стал с 1940 года названием последнего. Такого рода ансамбли играли джазовую музыку, характерными чертами которого были коллективная импровизация и простой аккомпанемент в сочетании с острым ритмом.

Шейк - модный танец 60-х годов, произошёл от рок-н-ролла.

Брейк-данс - модный танец 80-х годов XX столетия с дерга­ющимися движениями, что отра­жено в его английском названии (брейк - ломаться).




1. Танец группы рок-н-ролла в быстром темпе.

2. Танец, произошедший от регтайма, тустепа и уанстепа.

3. Танец, произошедший от рок-н-ролла.

4. Греческий танец.

5. Танец, произошедший от рок-н-ролла.

6. Бразильский танец.

7. Джазовый стиль фортепианной игры.

8. Танец в медленным темпом.

9. Танец, который назван по имени города в США.

10. Жанр, где образ создаётся пластикой.

11. Наименование джазовых ансамблей в США.

12. Танец, который назван по имени города в США:

13. Танец, в котором движения танцоров подражают движениям тореадора.

14. Танец , который танцуется в темпе быстрой ходьбы.

15. Название эпохи, в которой возникли вальс, чардаш и другие.

16. Автор рок-оперы "Юнона и Авось".


Балет

Из истории балета

Б а л е т - один из видов музыкально-театрального искусства. Это спектакль, в котором соединены музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Как и в любом театральном спектакле, в балете есть сюжет, дейст­вующие лица. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов или пения, как в драме или опере, а посредством танце­вальных движений под музыку.


Танец - основа балета. Слово «балет» происходит от итальян­ского «baletto», что значит «танец». Как профессиональное искусство балет сформировался во Франции. Первоначально это было торжественное придворное зрелище, в котором принимали участие король и королева. Во второй половине XVII в. великий французский комедиограф Мольер написал несколько коме­дий-балетов, музыку к ним создал придворный композитор Жана-Батиста Люлли, который был и балет­мейстером –постановщиком балета. Эти балеты исполнялись еще не профессиональными танцовщи­ками, а актерами труппы Мольера. По­зднее французские балетмейстеры создали специальный хореог­рафический «язык», которым класси­ческий балет пользуется до сих пор. Одно время балет был объединен с оперой. Жанр оперы-балета также зародился в творчестве француз­ского композитора Ж.Б. Люлли.

Природа наградила его редким сочетанием талантов — композито­ра и танцовщика. Свою блестящую карьеру он начал в Париже как танцовщик. Его партнером бывал сам король —Людо­вик XIV. В1661 году в Париже была основана «Королевская академия танца», а позднее оперный театр «Королевская академия музыки », ко­торую в течение 15-ти лет возглавлял, при поддержке Короля-Солнца, сам Люлли. В 1713 году при театре возникла балетная школа, ставшая главной балетной школой Европы. Она продолжает работать и сейчас.


Сочиняет и записы­вает танцы хореограф (слово «хореография» обозначает ис­кусство записи танцев, а в последние столетия — и танце­вальное искусство в целом).


В балете равно важны три составные части:


  • классический танец,

  • характерный танец и

  • пантомима.

Классический танец выражает настроения, чувства героев. Он очень красив и грациозен. Все его движения и позы очень изящны. Для классического танца необходимы отточенная техника прыжков, враще­ний, «полетов». Балерины танцуют на пальцах - на пуантах.


Классический танец бывает сольным и ансамблевым:

С о л ь н ы е танцы носят на­звание вариаций. Подобно оперной арии, вариация рисует портрет героя, помогает понять его характер.

А н с а м б л е в ы е танцы:

Pas de-deux (па-де-дё) — танец вдвоем. Так назывется и центральный номер балета, исполняемый главными героями. Он состоит из адажио (дуэт главных героев), вариаций (сольные номера героя, затем героини) и быстрой коды.

Pas de-trois (па-де-труа) — танец втроем,

Pas de quatre (па-де-катр) — танец вчетвером и т. д.

М а с с о в ы е т а н ц ы исполняет кордебалет («хор балета»). В классических танцах кордебалета главный принцип композиции — симметрия и геометрическая правильность. Хореографические группы образуют круги, квадраты, звезды, кресты и другие геометрические фигуры.

Характерный танец. Он выражает характеры: национальный, фантастический, комический, сказочный. Часто так называются танцы, ос­нованные на народных движениях, на­пример — испанский, неаполитанский и т.д.

Панто­мима это движения и жесты, которыми акте­ры как бы разговаривают. При ее помо­щи передается содержание, сюжет спектакля. Панто­мима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия.


Во второй половине XVIII века балет отделился от оперы и стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства. Балетные школы появились во многих странах Европы, включая Россию.

XIX век внес много нового в искусство балета. В бале­те, как и в литературе, музыке, живописи, возрос инте­рес к духовной жизни человека, к миру его чувств, настро­ений, переживаний. Появился новый, романтический балет, ярчайшими примерами которого явля­ются балеты французских композиторв - «Жизель» Адольфа Адана и «Коппелия» Лео Де­либа. Но подлинного расцвета искусство балета достигло в России, где работали два гениальных мастера — композитор Петр Ильич Чайковский и балетмейстер Мариус Петипа.


Мариус Петипа - знаменитый французский танцовщик, еще моло­дым приехал в Россию и отдал служению своей второй родине 60 лет жизни. За эти долгие годы он поставил и возобновил 76 балетов. В них сочетались высочайшее техническое мастерство, строгий расчет и поэтическая одухотворенность. Вершинами творчества Петипа счита­ются «Дон-Кихот», «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса , «Раймонда» на музыку Александра Глазунова и балеты, поставленные на музыку Чайковского.

Балеты Чайковского, созданные совместно с Петипа, стали образцами академического балета. Из искусства развлекательного балет превратился в искусство глубокое и серьезное. Отныне композиторы придавали балетной музыке такое же значение, как и оперной и симфонической. Петр Ильич писал: «Балет — та же симфония». Его последний балет — «Щелкунчик» — написан тем же ярким, выразительным и сложным языком, что и близкие ему по времени сочинения-шедевры — опера «Пиковая дама» и Шестая («Патетическая») симфония.

Традицию балетов Чайковского продолжили другие русские композиторы 20 века - Игорь Стравинский (балеты «Орфей», «Жар-птица», »Петрушка», «Весна всященная» и др.), Сергей Прокофьев (балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка» и др.), Арам Хачатурян (балеты «Спартак» и «Гаянэ»), Родион Щедрин (балеты «Конек-горбунок», «Кармен-сюита» - переложение музыки оперы «Кармен» Ж.Бизе, «Анна Каренина» и др.).

Балеты латышских композиторов: «Победа любви» („Mīlas uzvara”) Яниса Медыня, «Сакта свободы» („Brīvības sakta”) Алфреда Калныня, «Волшебная птица Лолиты» („Lolitas brīnumputns”) и «Спридитис» Арвида Жилинского и др.

В современном балете широко применяют­ся движения, заимствованные из гим­настики, акробатики. Они омолажива­ют старинное искусство, иногда корен­ным образом изменяют его. С середи­ны XX в. в балете все чаще сюжет вовсе отсутствует, господствует чистый та­нец. Иногда балетмейстеры использу­ют при этом музыку, первоначально для балета не предназначенную, например сим­фонии.


Наиболее известны в XIX — XX веках балетмейстеры: Мариус Петипа, Джордж Баланчин, Михаил Фокин, Михаил Лавровский, Морис Бежар, Борис Эйфман, Юрий Григорович, Владимир Васильев.

Выдающиеся танцовщики 20 века: Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев, Николай Цискаридзе и др.

Латышские танцовщики : Марис Лиепа, Янина Панкрате, Зита Эррса, Андрис и Илзе Лиепа, Айвар Лейманис и др.


Контрольная работа по музыкальной литературе


………………………………………………………..


1. Напиши характерные черты марша! ................................................................


...........................................................................................................................................................


.........................................................................................................................................................


2. Перечисли виды марша!


............................................................................................................................................................


............................................................................................................................................................


3. Характеризуй эти танцы и укажи их родину!



    • гавот......................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................


    • менуэт ...................................................................................................................................

............................................................................................................................................................


    • полька ...................................................................................................................................

............................................................................................................................................................


    • мазурка..................................................................................................................................

.............................................................................................................................................................


    • полонез ................................................................................................................................

............................................................................................................................................................


4. Вспомни названия и авторов прослушанных в классе и наиболее понравившихся тебе произведений ( маршей и танцев)!

.............................................................................................................................................................


.............................................................................................................................................................

.............................................................................................................................................................



5. Соедини линиями жанры с их характеристиками!


Марш Характерная ритмическая формула сопровождения и акцент на сильной доле.


Песня Выдержанный темп, движение мелодии по устойчивым звукам.


Танец Мелодия широкого дыхания, уравновешенная мелодическая линия.



  1. Вспомни происхождение танцев и соедини с их названиями!


Вальс Франция


Полька Чехия


Менуэт Польша


Мазурка Германия, Австрия



  1. Вычеркни лишнее слово в каждом ряду!


• Менуэт, гавот, гимн, мазурка.


• Колыбельная песня, гимн, народная песня, полька.



  1. Заполни пробелы в тексте!




  1. Полонез - это............................................. народный танец. Для него характерен ................................................... размер и ритмическая формула аккомпанемента ............................................................................. .



  2. Схема трехчастной формы - .................................................... .Вторая часть трехчастной формы называется ....................................................................., а третья часть называется -...................................................... .




  1. Соедини между собой названия произведений и их авторов!


Марш Черномора П.И.Чайковский


Свадебный марш М.И.Глинка


Вальс цветов И. Штраус


Полонез Ф.Мендельсон-Бартольди


Вальс На прекрасном, голубом Дунае M. K. Oгиньский



<< предыдущая страница   следующая страница >>