litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 14 15 16 17

10. Разгадай кроссворд.









1.

П






















2.



















Е














3.













С







4.







Н
















5.

























И









1.Польский танец

2. Напевная мелодия широкого дыхания

3. Австрийский∕ немецкий танец

4. Характерная для маршей интонация (также старинный духовой инструмент)

5. Речитативная мелодия


Музыка к драматическому спектаклю.

Э.Григ. «Пер Гюнт»

Музыка к пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена. Пьеса о жизни и странствиях в поисках счастья деревенского парня по имени Пер Гюнт. Пер — фантазер и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, имя ее в переводе с норвежско­го означает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазера — лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. За тяжкие проступки одно­сельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остается одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далекой лесной избушке... В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты — сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту.Но есть лишь одно спасение- любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в ее избушке – последнем своем пристанище.


Музыка Грига так понравилась публике, что впоследствии, для того, чтобы ее можно было услышать не только в театре, но и в концертном исполнении, композитор составил две сюиты для оркестра.


«Утро»


«Утро»
- пьеса-пейзаж, открывает первую сюиту. Картина рассвета, как будто под лучами восходящего солнца из предутренней мглы все ярче проступают очертания и цвета предметов. Спокойная и светлая главная мелодия напоминает пастуший наигрыш. Она построена на опевании мажорного трезвучия, образуя пятиступенный лад –пентатонику. Это «лад покоя», в котором нет полутонов:



К указанию темпа копозитор добавил слово “pastorale” – пасторальный, то есть «пастушеский». Пасторальными называются произведения, изображающие картины природы, сцены из сельской жизни.


1.Слушай музыку и представь себе утреннюю картину природы ( в лесу, в поле, у реки, в горах и т.д.) Нарисуй это!


2. Еще раз внимательно прослушай пьесу и выполни задания!

• Подчеркни, какие инструменты исполняют главную тему!

Флейта, гобой, кларнет, скрипка, валторна, туба

•Отметь, в каком регистре звучит главная мелодия в начале произведения!
a) в низком b) в верхнем c) в разных регистрах

• Отметь, какая динамика в конце пьесы!
a) громкая b) приглушенная c) разнообразная

•Отметь, в каком разделе пьесы находится кульминация!

а) в конце b) в начале c) в середине


«Смерть Озе»


...Пер сидит у постели умирающей матери и расска­зывает одну из самых своих красивых сказок. Увлекае­мая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворенная, засыпает...


Дополни текст!

Характер музыки - ....................................... ....................................... и напоминает похоронное шествие. На это указывают минорный лад, аккордовая фактура, повторяющийся ритмический рисунок, а также ............................................ темп и ......................................................регистр. Пьесу исполняют (какие инструменты?) ................................................................., приглушенные сурдиной.


«В пещере Горного короля»


Странствуя, Пер попадает в царство троллей – фантастических злых существ. Пер не подозревает об опасности и чуть не погибает в мрачной пещере, окруженной троллями. Пьеса выстраивается как ряд вариаций, в которых постепенно нарастают темп, динамика, диссонантность - жесткость, резкость звучания. Начальный марш-шествие троллей постпенно превращается в дикую пляску. И только последние резкие аккорды и паузы обрывают стремительное двиижение- так Горный король прекращае буйную пляску своих подданных.




Прослушай пьесу и заполни таблицу!





В начале пьесы

В конце пьесы

Темп








Динамика








Регистр






Характер музыки











  • Дополни текст!




  • Пьеса Э.Грига В пещере горного короля начинается в ...................................... динамике и ................................. темпе. Постепенно темп становится более ............................., а динамика ........................................... В самом конце пьесы весь оркестр играет ......................................, а динамика достигает ........................................................ .

  • Тема II части 94 симфонии Й.Гайдна начинается в .................................. темпе и .................................динамике. Для слушателей сюрпризом стал резкий акцентированный аккорд всего оркестра tutti в ................................. динамике.

  • Первое предложение латышской народной песни Krauklīts sēž ozolā обычно поют ......................... и ..................................... , а припев - .............................. .

  • Колыбельные песни обычно исполняют ................................................. и ........................................, а марши - .............................................. и .............................................. . Исключение составляют траурные марши , темп которых всегда .................................................. , а динамика .................................. .


2. Какие из указанных определений имеют в русском языке такие окончания ? Допиши эти термины!

.................................джo, ..........................че, .............................шендо, ...............................като.

3. Подумай и напиши :


если fortissimo = очень громко, то prestissimo = .............................................................................

если non troppo = не слишком, то Allegro non troppo = ................................................................

если marcia (читается: марча) = марш, то Marciale = ...............................................................

если assai, = очень, то Lento assai =...............................................................................................


4. Успокоительные лекарства называют транквилизаторами; что означает термин Tranquillo? .......................................................


5. Что означают эти термины ?Tempo di marcia, Tempo di valsе, Tempa di polca? ..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................


6.Что означают термины Brillante, Grazioso, Energico?........................................................

...................................................................................................................................................................

7. С помощью словаря музыкальных терминов переведи итальянские слова, встречающиеся в этом рассказе!

... Сейчас закончится pause перед уроком математики. Класс molto agitato. В начале piano, а потом poco a poco crescendo слышны голоса учеников. Новый maestro математики одному из нас energico e risoluto объявил, что сейчас нас ожидает piccolo контрольная работа. Так subito!


"Я вчера даже не открывала свой libretto," doloroso e lacrimoso протянула наша главная отличница .

" Ну, задачи будут non troppo pesante," успокаивала ее соседка по парте.

"Ерунда," grazioso e scherzoso сказала prima donna нашего класса. "Я улыбнусь ему так dolce e amoroso, что он забудет про контрольную!"

"Ну, bravo!" furioso e feroce объявил староста класса. "У учителей нет права давать такие subito контрольные! Бежим! В рrima volta, - простят! Ну - Vivo, Presto, accelerando..."

Ах, слишком поздно! Fermata! Там уже alla marcia шагом,festivo идет наш Maestro. "Прошу tutti занять свои места," deciso e marcato звенит его голос. И урок начинается... Oh, mamma mia, с контрольной работы...


Соедини между собой названия инструментов и соответствующие им характеристики тембров!


Скрипка бархатистый, насыщенный

Виолончель теплый, сердечный

Флейта мягкий, нежный

Кларнет серьезный, строгий

Фагот яркий, металлический

Тромбон прозрачный, хрупкий


Контрольная работа по музыкальной литературе

ученика(цы) 4 класса (фамилия, имя) ....................................................................


  1. Перечисли все элементы музыкального языка (средства музыкальной выразительности)!

....................................................................................................................................................



.....................................................................................................................................................


.....................................................................................................................................................


.....................................................................................................................................................



  1. Соедини линиями соответствующие между собой слова и их перевод!


Sforcando замедлить темп

Ritenuto ускорить темп

Presto внезапно акцентировать

Accelerando очень быстро



  1. Найди и исправь ошибки в следующих утверждениях!




    • Это произведение надо играть в более быстром ритме.




    • В середине произведения лад изменился : сначала мелодия звучала ниже, затем – выше.




    • Характер музыки - медленнный .




    • Для вальса характерен трехдольный ритм.




    • Мелодическая линия бывает широкой и узкой.




  1. Подумай и подчеркни те музыкальные элементы, которые характерны также для речи человека : темп, динамика, мелодия, тембр, лад.




  1. Дополни предложения!




    • Мелодический рисунок называют также .............................................................. .
    • В некоторых разделах мелодическая линия может быть нисходящей, ………...........................……, поступенной или ...............................................…





    • Самые известные лады в музыке - это ........................... и ............................ .




    • Интонацию нисходящей секунды называют интонацией ..............................., а ходы по устойчивым интервалам кварты или квинты – .................................. интонациями.




  1. Впиши перед объяснениями следующих терминов соответствующую букву!


C. 1. Объединение звуков в различные созвучия A. Темп

2. Окраска звука B. Динамика

3. Чередование ударных и безударных тактовых долей C. Гармония

4. Способ изложения музыкального материала D. Ритм

5. Высота звучания голоса или инструмента E. Тембр

6. Последовательность звуков разной длительности F. Фактура

7. Скорость исполнения музыки G. Регистр

8. Громкость звучания H. Метр



  1. Многие названия элементов музыкального языка используются не только в музыке, но и в жизни. Соедини линиями соответствующие между собой слова!


Поэтический темп

Семейная метр

Жизненный гармония



  1. Обведи кружочком правильный ответ! Мелодическая волна – это ...




  1. высшая точка напряжения в произведении,

  2. поступенное восходящее движение, которое сменяется нисходящим движением




  1. Соедини линиями соответствующие между собой слова и их объяснения!


Ритмическая группа, которая образуется в результате Синкопа

деления длительности звука на три равных части.

Перемещение акцента с сильной доли такта на слабую. Остинато


Многократное повторение одной ритмической группы Триоль



  1. Прослушай фрагменты музыкальных произведений и заполни таблицу, выбрав приведенные эпитеты для обозначения характера музыки !


Танцевальный, взволнованный, игривый, спокойный,

задумчивый, энергичный, светлый, напряженный.





Темп

Динамика

Характер музыки

1.










2.










3.










4.










5.











<< предыдущая страница