litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 16 17



Изменения темпа в произведении:

Постепенное з а м е д л е н и е

темпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения)


Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности)

Ritenuto - удерживая

Accelerando - ускоряя


Ritardando - запаздывая

Animando - воодушевляясь

Allargando - pасширяя

Stringendo - ускоряя, торопясь



Возвращение к первоначальному темпу - а tempo, Tempo primo


Уточняющие понятия:


  • Piu - более

  • meno - менее

  • non troppo - не слишком

  • molto assai - очень, весьма

  • subito - внезапно,неожиданно

  • poco - немного

  • poco a poco - понемногу, мало-помалу

4. ДИНАМИКА


Динамика - это степень громкости исполнения музыкального произведения.


Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми либо щемяще грустными настроениями.


Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.


Основные обозначения динамических оттенков:

Piano pianissimo


ppp


предельно тихо


Pianissimo


pp


очень тихо


Piano


p


тихо


Mezzo piano


mp


не очень тихо


Mecco forte



mf


не очень громко


Forte



f


громко


Fortissimo



ff


очень громко


Forte fortissimo



fff


предельно громко


Обозначения и з м е н е н и я силы звучания:



  • Crescendo - cresc. - усиливая




  • Sforzando - sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая




  • Subito forte - sub.f. - внезапно громко







  • Decrescendo -decresc. - ослабляя




  • Smorzando - smorc. - замирая




  • Morendo - morendo - замирая



Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой

к у л ь м и н а ц и и. Динамическая кульминация - это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении.

Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.


5. РИТМ


Ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.


Виды ритмических рисунков:


Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.


Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

Пунктирный ритм (характерен для марша, танца ) - обостряет, активизирует движение.


Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.


Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.


Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.



6. МЕТР


М е т р – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

В нотной записи метр выражается в размере ( верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя - какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (т а к т - отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

Основные типы метра:

Строгий метр


сильные и слабые доли такта чередуются

равномерно


Свободный метр

акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты

Двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.

Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/--), напр., вальс.

Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.

Переменный метр - меняется на протяжении произведения.




В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

  1. Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24 или трехдольные, напр. 34 или 38).

  2. Сложные - сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38 ).

  3. Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Язык поэзии также метрически организован. Сочетание сильных и слабых слогов в стихотворном метре называется с т о п а.

Cтихотворные стопы:


Д в у х дольные стопы

Т р е х дольная стопа



<< предыдущая страница   следующая страница >>