litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Горбаткова О.И. Развитие отечественного медиаобразования на материале прессы в 1920-е годы
// Инновации в образовании. 2013. № 4. С.134-154.


Развитие отечественного медиаобразования на материале прессы в 1920-е годы*


О.И. Горбаткова,

аспирант Таганрогского государственного

педагогического института им. А.П. Чехова

E-mail: mediashkola@rambler.ru


Olga Gorbatkova,

post -graduate student of

Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute,

E-mail: mediashkola@rambler.ru


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению характерных особенностей развития отечественного медиаобразования на материале прессы в 1920-е годы.

Ключевые слова: медиаобразование, пресса, медиакомпетентность, 1920-е годы, СССР.


Abstract.. Article is devoted to consideration of characteristics of development of domestic media education on a press material in the 1920th years.

Keywords: media education, press, media competence, 1920th years, USSR.


* Исследование, положенное основу данной статьи, проводится при поддержке Федеральной целевой программы по проведению конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий для физических лиц из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (XLVI очередь – Мероприятие 1.3.2 - Гуманитарные науки), по лоту № 5, 2012-1.3.2-12-000-3005 «Поддержка научных исследований, проводимых целевыми аспирантами в области психологических и педагогических наук» по теме "Анализ развития отечественного массового медиаобразования в 1920-е годы".

В 1920-е годы в СССР интенсивно развивалось медиаобразование школьников и молодёжи на материале прессы. В этот период пресса выступала в качестве одного из основных средств информации и коммунистической пропаганды, мощным орудием в политической борьбе, средством распространения знаний в области науки и культуры.


В 1920-е годы число периодических изданий значительно возросло. Коммунистическая партия в то время руководила и контролировала процесс развития прессы, считая её «…могучим орудием пропаганды, агитации и организации; незаменимым средством воздействия на самые широкие массы» [13, Т 2. с. 85]. В.И.Ленин полагал, что основная и главная задача прессы состоит в том, чтобы она служила «орудием социалистического строительства» [16, Т. 36. с.192]. При этом, на 12-м съезде РКП (б) в 1923 году партией была выдвинута задача создания специализированных газет для каждого основного слоя читателей, тем самым были заложены основы дифференциации всей системы советской прессы, получившей своё воплощение в сложившихся группах изданий, ориентированных на различные категории (например, комсомольская печать, молодёжные журналы, пионерские газеты, пионерские журналы), а также учитывающих профессиональные интересы читательских слоёв (профсоюзная печать, военная печать и т.д.).

В свою очередь, все выше изложенные обстоятельства способствовали широкому распространению медиаобразования школьников и широких слоев населения на материале прессы.

Анализ, проведенный нами, позволяет утверждать, что в рассматриваемый нами период времени, роль медиа в советском обществе, чрезвычайно увеличилась. Прежде всего, это было сопряжено с тем, что данному процессу активно содействовало советское правительство, тем самым, безусловно, преследуя определенные цели: с одной стороны, широкое распространение коммунистической идеологии, а с другой стороны, постепенное увеличение уровня грамотности населения.

В 1920-е годы возникает множество профессиональных периодических изданий, предназначенных для детей и юношества. Такого рода периодические издания существовали и до революции, но детскую и юношескую периодику 1920-х годов отличает от подобных изданий то, что она была направлена на развитие творческой активности подрастающего поколения [28, с. 46].

Самый первый советский журнал для детей назывался «Северное сияние». В свет вышел он в 1919 году в Петрограде и предназначался для детей 9-12 лет. Подчеркнем, что именно этот журнал стоял у истоков основных путей развития советской детской журналистики. «Северное сияние» - журнал, принципиально отличающийся от ранее издававшихся периодических их зданий для детей. Он пытался содействовать коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, составив для него новый круг чтения (журнал выходил с приложениями). Чёткое членение на отделы также отличает «Северное сияние» от прежних журналов, которые скорее напоминают сборники случайных рассказов и статей.


Редакция «Северного сияния» предлагала читателю присылать свои статьи, очерки, заметки. «Всё что будет в них интересного, оригинального, вдумчивого, - говорилось в обращении к ребятам, - встретит радушный приём на страницах журнала. Редакция с одинаковым вниманием будет относится и к законченному, мастерски написанному очерку опытного сотрудника-литератора, и к первому опыту начинающего сотрудника-читателя» [23, с. 5].

Именно, 1920-е годы, по сути своей, можно назвать временным отрезком, в рамках которого, произошёл мощный взрыв, связанный с проявлением интереса и активной деятельности со стороны школьников и молодёжи в сфере журналистики.

С 1921 по 1930 год в Москве существовал Институт детского чтения, занимавшийся изучением специфики детской периодики, психологии читателей и т.д. Вопросами детской журналистики занимались студия детской литературы при институте дошкольного воспитания, учреждения культуры и учебные заведения. Они проводили анкетирования, опросы читателей, выявляли самые популярные детские издания, рубрики и публикации [22, с. 210].

С 1922 года в СССР стали возникать различные детские движения, которые активно участвовали в развитие детской прессы. К числу таких движений можно отнести юнкоровское, деткоровское и пикорское. Под «деткорами» понимались ребята пионерского возраста, писавшие о жизни детей. Многие периодические издания включали в себя материалы юных корреспондентов – «юнкоров» и «деткоров». Очень часто «юнкоры» и «деткоры» объединялись в кружки, в которых профессиональные журналисты обучали их готовить материалы для газет и журналов [Шариков, 1990, с.30]. Юные корреспонденты создавали свои юнкоровские посты на местах, участвовали в ликвидации безграмотности, уборке урожая, экспедициях и т.д. [29, с.68].

Наряду с юнкоровским и деткоровским движениями славилось ещё одно – это массовое пикорское движение. «Пикором» мог быть любой пионер, пишущий в газету или журнал о жизни пионеров и детей, их работе, но только при одном условии, он должен месяц проработать в кружке, то есть получить своего рода квалификацию. Тем самым, пикорское движение носило добровольческий характер, это было связано с тем, что именно это могло обеспечить широкое участие пионерской массы в печатных и стенных газетах. Пикорские кружки организовывались при печатных и стенных пионерских газетах и были основой пикорской учёбы. В результате этой работы – каждый пикор и член кружка должен получить элементарные представления по вопросам печати, приобрести некоторые навыки для своей корреспондентской деятельности [19, с. 27].


Безусловно, привлечение таких ребят к участию в пионерских печатных и стенных газетах имело большое значение, так как, жизнь школ, детских домов и просто неорганизованных детей, в то время, не находила достаточного отражения на страницах отечественной прессы.

Итак, с возникновением детских движений одновременно зарождается и пионерская печать. Появились первые пионерские журналы: в 1922 г. – журнал детских коммунистических групп «Юные товарищи», в 1923 г. – журнал «Барабан», в том же году в Петрограде – детский альманах «Воробей» (в 1924 г. он был переименован в «Новый Робинзон»); в 1924 г. журнал «Пионер»; в 1925 г. в Ленинграде вместо «Нового Робинзона» начал выходить журнал «Красный галстук».

Нам представляется целесообразным раскрыть содержательный аспект журналов для детей исследуемого нами периода.

Детский журнал «Юные товарищи», издавался Центральным Комитетом Российского коммунистического союза молодежи совместно с Комиссией детских учреждений ВЦИК. Журнал практиковал переписку с читателями. «Пусть юные товарищи, - писала редакция,- в каком бы глухом уголке страны ни получали наш журнал, смотрят на него, как на своего друга, которому можно доверить все, что интересует, каждому есть, что рассказать своим товарищам, живущим от него далеко, но связанным общими интересами – журналом» [36, с. 6]. Из этого обращения редакции к своим читателям видно, что журнал всячески пытался привлечь своих читателей, к тесному сотрудничеству с журналом, сделать их своими корреспондентами. Основное внимание журнал уделял вопросам детского коммунистического движения. Испытывая большие денежные затруднения, в 1922 г. журнал прекратил существование.

Еще один журнал юных пионеров назывался «Барабан». Начал он издаваться в апреле 1923 г. в Москве. Журнал был задуман по инициативе самих ребят и первоначально выходил как орган районной пионерской организации. Делался журнал руками комсомольцев. Это был журнал, прежде всего, общественно-политический, он последовательно раскрывал детям идейную сущность пионерского движения. Журнал почти целиком посвящался вопросам пионерской работы, проводил большую работу с деткорами.


В 1924 г. вышел в свет первый номер журнала «Пионер» (орган Центрального бюро юных пионеров и ЦК ВЛКСМ). Начал он издаваться тиражом 10 тыс. экз. Журнал «Пионер» ставил перед собой задачу способствовать сплочению детей, вовлечение детей рабочих и крестьян в пионерское движение[«Пионер», 1924. №1.посл. стр. обложки]. Так же, как и журнал «Барабан», «Пионер» проводил большую работу с деткорами.

В октябре 1923 г. в Петрограде начал издаваться ежемесячный детский альманах «Воробей». Предназначался он для детей от 8 до 12 лет. С № 8 за 1924 г. журнал стал называться «Новый Робинзон». «Каждый вдумчивый педагог, каждый родитель, - говорилось в обращении редакции «Воробья», - знает по опыту, что перед ним совершенно новый ребёнок, к которому нельзя подходить с теми методами и приёмами воспитания, которые применялись к тому же возрасту детей в период довоенный…Волшебною сказкою, феями, эльфами и королями не заинтересуешь современного ребёнка – ему нужна другая литература – литература реалистическая, литература черпающая свой источник из жизни, зовущая к жизни. Не творчеством «фантазии» должна быть современная литература для ребёнка, она должна будить в нём творчество мысли, его активность, его самодеятельность» [4, с. 3].

Необходимость изменить название журнала в 1924 году была связана с тем, что старое название не соответствовало идеологической направленности издания, и вместо «Воробья» выходил в свет «Новый Робинзон». В 1926 г. вместо «Нового Робинзона» начал издаваться журнал «Красный галстук».

Традиции журнала «Новый Робинзон» были продолжены журналом «Ёж» (ежемесячный детский журнал, орган ЦБ юных пионеров и Главсоцвоса). Издавался журнал при Леногизе с 1928 г. по 1935 г., и предназначался для детей среднего школьного возраста (от 11 до 13 лет).

Для этого журнала была характерна склонность к художественным экспериментам. Освещались общественно-политические события, сообщались сведения о научных открытиях, рассказывалось о событиях в нашей стране и за рубежом и др. «Ёж» получал много писем от дошкольников с просьбой напечатать в журнале что-нибудь для них. На страницах журнала печатались рассказы, стихи, сказки для самых маленьких. Постепенно возникла необходимость издавать самостоятельный журнал для детей. В 1930 г. начал выходить ежемесячный журнал для детей младшего возраста (6-7 лет) «Чиж».


Таким образом, на основе анализа журналов для детей 1920-х годов можно сформулировать вывод, что для детской журналистики рассматриваемого периода характерно было, во-первых, стремление сплотить ребят, различными способами организовать их быт. С нашей точки зрения, эта особенность характерна следующим журналам: «Барабан», «Дружные ребята», «Юные товарищи», «Пионер». Во-вторых, прослеживалась задача воспитания у подрастающего поколения художественного вкуса у подрастающего поколения. Данная особенность характерна для журналов: «Северное сияние», «Новый Робинзон», «Ёж», частично - «Пионер», в-третьих, характерно широкое распространение коммунистической пропаганды и агитации.

С 1924 года в СССР начинают активно возникать пионерские газеты. Усиленный рост пионерских газет совпал по понятной причине с усиленным ростом детского движения. В 1925 году по всему Советскому Союзу на русском языке насчитывалось около 20-ти пионерских газет [19, с. 33]. В их числе: дальневосточная газета «Знамя пионера», газета пионеров Ставрополья «Ленинские внучата», Новониколаевская пионерская газета «Юный ленинец» и другие. В школах, клубах, в кружках и в отрядах выходили свои газеты – рукописные, на стеклографе, типографическим способом [35, с. 24].

Газеты включали в себя множество отделов, затрагивающие разнообразные аспекты жизнедеятельности. К числу их относятся: политический отдел, пионеры Запада и Востока, жизнь юных пионеров, уголок пикоров, новинки литературы, наука и техника, отдел развлечений и, наконец, литературно-художественный и статейный материал [19, с. 35].

«Ежегодно, начиная с середины 1920-х годов, в стране выпускалось 90-100 тысяч рукописных газет, в которых участвовало до полумиллиона деткоров». Только на Урале издавалось 19 детских журналов плюс газета «Всходы коммуны» с приложением – «Газеткой октябрят» [35, с. 25].

Пионерские издания того времени поощряли стремления детей к творческой деятельности, направленной именно на создание журнала или газеты. Тем самым, безусловно, такие издания играли организаторскую роль.


Помимо обычных многотиражных периодических изданий обнаруживаются и другие формы журналистского самовыражения ребят, например, стенные газеты. По мнению И.И. Иорданского, «Школьная стенная газета — проводник воспитательного влияния учебной части и администрации школы. Путем выявле­ния всех недочетов и ненормальностей на своих стра­ницах она заставляла учащихся более серьезно, кри­тически подходить, к самим себе и к своей повседневной жизни, к учебе. Выявляла самостоятельное творчество» [9, с. 13].

Стенные газеты освещали повседневную жизнь школы, других школ, жизнь партийной или комсомольской ячейки. Только собственно стенная газета с её обширной тематикой, разнообразием жанров, форм подачи материала могла выполнить роль газеты, определённую В.И. Лениным, - быть одновременно агитатором, пропагандистом и организатором дел коллектива.

Таким образом, можно выделить основные задачи стенной газеты в школе: 1) отражать идеологическую и учебно-воспитательную работу в школе; 2) отражать всю жизнь школы в целом; 3) быть инициатором всех культурных мероприятий.

Широкую известность в 1920-е годы получили пионерские стенные газеты. В губерниях проводились многочисленные конкурсы и выставки стенгазет, привлекающие массу как городских, так и деревенских отрядов. Некоторые отряды, пионеров организовывали своего рода «издательства», выпускающие по несколько газет. Так, например, Бугурусланский отряд (Самарской губернии) дошёл до того, что стал выпускать целых три газеты: «Апчхи», «Все знают», «Смычка», причём первая газета у них считалась основной, своего рода «официозом», вторая – занималась освещением жизни пионеров CССР, а третья – деревни [19, с.5].

Пионерская стенная газета, являясь небольшой частицей всего огромного механизма печати, была призвана выполнять серьезную задачу организации пионерской массы. Газета сплачивала вокруг себя пионеров, руководила их повседневной работой, отражала мелочи их обыденного быта.


В 1920-е годы широкой популярностью пользовались так называемые световые и живые газеты. Световые газеты были двух видов: экранные (демонстрируемые через проекционный аппарат) и рисованные на стекле. Для рисования газет использовалась специальная рама с матовым стеклом, на которую тушью или краской наносился текст либо рисунок, который потом смывался водой. Содержанием световой газеты были новости (оперативная информация) или сатирические материалы, чаще всего карикатуры.

В свою очередь, экранные газеты напоминали кинохронику, киножурнал. Техника их изготовления и показа зависела от имеющегося в распоряжении редколлегии съемочной и проекционной аппаратуры. Тексты, рисунки, карикатуры могли наноситься на пленку или переснимались на экран [15, с. 22].

Ещё одна из интереснейших и необычных форм журналистского самовыражения ребят, получившая широкую известность в 1920-е годы, – «живая газета».

«Живая» газета состояла из серии сцен, поставленных самими детьми или под руководством взрослых, посвященных единой тематике. «Живгазета» составлялась и разрабатывалась общими усилиями всех её участников. В «живгазете» могли быть номера, связанные с большими событиями, с жизнью СССР и всего мира, но и они должны были связаны с практическими задачами пионерской работы. Больше всего внимания «живгазета» уделяла жизни и работе своего отряда или школы [2, с. 20].

«Живая» газета, как и печатная, или стенная, жила текущими злободневными вопросами, тем, что особенно волновало её в определенный момент. В «живой» газете быстро менялись темы, разрабатывались новые номера, каждый номер «живгазеты» существовал обычно один – полтора месяца, не дольше, да и то в течение этого времени в номер вносились изменения.

«Живгазета» в каждом номере старалась вести разговор не об одном каком-либо вопросе, а старалась затронут и актуальные темы. Очень часто «живгазета» включала в свою деятельность зрителей. Использовались разнообразные плакаты, надписи, считалось, что это оживляет номера, делает их понятнее и интереснее. При этом, использовались шумовые и световые эффекты, музыка, при этом, к музыке присоединялась физкультура, пляски. «Живгазета» включала в себя сценки, частушки, живое кино, игры.

В 1928 году


следующая страница >>