litceysel.ru
добавить свой файл
1
СТИЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА


В.Ю.Плеханов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»


Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды.

Изучением проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, детско-родительские отношения (стиль воспитания) – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили три ти­па детско-родительских отношений: 1) гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутстви­ем необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребен­ка»); 2) доминирующая гиперпротекция предполагает окруже­ние ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью бло­кирующей его самостоятельность и инициативу; 3) эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ре­бенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявлять­ся явно (например, ребенок часто слышит от родителей фра­зы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто — в виде издевок, иронии, высмеивания.

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выведены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном реше­нии задач: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, и соперничество.

Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на авто­номию». Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминиро­вание ребенка. При изоляции полностью отсутствует кооперация и объе­динение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чув­ствуют друг друга. Для стиля соперничества конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициа­тивы партнера.


А. С. Спиваковская выделяет три спектра отношений составляющих лю­бовь родителей к своему ребенку: симпатия-антипатия, уваже­ние-пренебрежение, близость-дальность. Со­четание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви: действенная любовь (симпатия, уважение, близость); отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дис­танция с ребенком); действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие ува­жения); любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, не­уважение, большая межличностная дистанция); отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция); презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дис­танция); преследование (антипатия, неуважение, близость); отказ (антипатия, большая межличностная дистанция).

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трём глав­ным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен кон­центрироваться только на том, чего он хочет в принципе добить­ся от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонно­стей — важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изме­нениями условий жизни семьи.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня. Это опережающая инициатива взрослого, направленная на измене­ние общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Таким образом, анализируя роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.


Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных, формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления c любовью и готовностью помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим людям человека.