litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 13 14
Стратегия развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2012-2014 годы



г.Бишкек

от 13 декабря 2011 года N 755


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


О Стратегии развития социальной защиты населения

Кыргызской Республики на 2012-2014 годы


В целях проведения единого курса на социальное развитие, стабилизацию и повышение жизненного уровня населения республики Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2012-2014 годы (далее - Стратегия).

2. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, местным государственным администрациям, мэриям городов Бишкек и Ош:

- принять меры по реализации Стратегии;

- в двухнедельный срок разработать и утвердить ведомственные планы мероприятий для реализации Стратегии по курируемым направлениям;

- по итогам каждого полугодия, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Министерство Кыргызской Республики по социальной защите населения информацию о ходе реализации Стратегии.

3. Министерству финансов Кыргызской Республики совместно с государственными органами, указанными в пункте 2 настоящего постановления, внести предложения к проекту Закона Кыргызской Республики "О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы" о дополнительных средствах для реализации Стратегии.

4. Министерству Кыргызской Республики по социальной защите населения:

- в трехмесячный срок в установленном порядке внести в Правительство Кыргызской Республики проект решения Правительства Кыргызской Республики "О Координационном совете по социальной защите Кыргызской Республики";

- по итогам каждого полугодия, не позднее 1 августа и 1 февраля представлять в Правительство Кыргызской Республики обобщенный отчет о ходе реализации Стратегии;

- по итогам ежегодного мониторинга реализации Стратегии при необходимости вносить предложения о внесении изменений дополнений в Стратегию.

5. Установить персональную ответственность руководителей министерств, государственных комитетов, административных ведомств, местных государственных администраций за качественное и своевременное выполнение Стратегии.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.


Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 20 января 2012 года N 4


7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел социального обеспечения, здравоохранения, труда и миграции Аппарата Правительства Кыргызской Республики.


Исполняющий обязанности

первого вице-премьер-министра,

исполняющий обязанности

Премьер-министра Кыргызской Республики О.Бабанов


Утверждена

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 13 декабря 2011 года N 755


СТРАТЕГИЯ

развития социальной защиты населения

Кыргызской Республики на 2012-2014 годы


1. Введение

2. Стратегическое позиционирование

3. Общий анализ ситуации

4. Основные цели и приоритетные направления

деятельности

5. Социальная защита семей и детей, находящихся в

трудной жизненной ситуации

6. Социальная защита лиц с ограниченными возможностями

здоровья

7. Социальная защита пожилых граждан

8. Социальная защита групп риска

9. Структурные и институциональные аспекты

10. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

11. Возможности, риски и угрозы для реализации Стратегии

12. Финансовая оценка потребностей в ресурсах

13. Система мониторинга и оценки реализации Стратегии

Приложение 1. План мероприятий реализации Стратегии развития


социальной защиты населения Кыргызской Республики на

2012-2014

Приложение 2. Финансовый план реализации задач Стратегии развития

социальной защиты населения Кыргызской Республики на

2012-2014 годы, требующих дополнительных ресурсов

Приложение 3. Перечень основных законодательных инициатив

Приложение 4. Матрица ключевых индикаторов для мониторинга

Стратегии развития социальной защиты населения

Кыргызской Республики на 2012-2014 годы


1. Введение


Актуальность Стратегии развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2012-2014 годы (далее - Стратегия) обусловлена необходимостью построения эффективной и справедливой системы социальной защиты в стране.

Стратегия направлена на качественное улучшение состояния социальной защиты в стране, определяет видение, цели развития и основных участников развития системы социальной защиты на предстоящие три года.

До настоящего времени не было концептуального документа по развитию социальной защиты, эти вопросы являлись лишь частью общегосударственных стратегических программ. Настоящая Стратегия является первым концептуальным документом, отражающим комплексное видение государства будущей системы социальной защиты.

Стратегия согласована со Среднесрочной программой развития Кыргызской Республики на 2012-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 8 сентября 2011 года N 540, она конкретизирует и содержит механизмы реализации концептуальных положений, заложенных в вышеназванной Программе.


2. Стратегическое позиционирование

2. Государство признает одной из высших ценностей право человека на социальную защиту и будет проводить политику, направленную на утверждение в обществе социальной справедливости. Для этого государством будут реализованы программы поддержки социально уязвимых групп населения. Социальная защита населения, обеспечение определенного уровня материального благополучия граждан, развитие социального согласия и солидарности в обществе являются приоритетами государства.


При обеспечении социальной защиты населения государство будет придерживаться следующих принципов:

- гарантированность - обязательное оказание социальной защиты лицам, имеющим на нее право;

- доступность - создание необходимых условий для упрощенного получения социальных выплат и услуг;

- комплексность - предоставление одновременно различных видов социальной поддержки: выплат, услуг, дополнительной материальной помощи;

- добровольность - возможность получения социальных услуг по выбору: либо в государственных, либо в негосударственных учреждениях, и постепенная деинституализация стационарных социальных учреждений;

- недискриминация - обеспечение равных возможностей и доступа к социальным услугам и благам для всех лиц, независимо от социального, имущественного, возрастного, этнического, полового и других статусов;

- адресность - предоставление социальной защиты конкретным категориям граждан с учетом их индивидуальных особенностей и иных объективных причин (возраст, состояние здоровья, размер совокупного среднедушевого дохода, отсутствие кормильца, отсутствие постоянного места жительства, трудная жизненная ситуация);

- оперативное реагирование - своевременная индексация размеров социальных выплат в зависимости от инфляционных процессов, пересмотр государственных гарантий в зависимости от приоритетных потребностей населения;

- ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, их сотрудников, а также иных физических и юридических лиц за нарушение прав и интересов уязвимых слоев населения, причинение им вреда;

- предотвращение разлучения с семьей и обеспечение прав на семейное окружение.

3. Видение будущей системы социальной защиты состоит в том, что ни один человек, нуждающийся в социальной поддержке, не должен оказаться вне системы социальной защиты. При этом, социальная деятельность государства не должна принимать форму государственного попечительства, ограничивающего экономическую свободу, активность и возможность гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи. Всем, кто может трудиться, надо оказывать содействие в выходе из трудной жизненной ситуации. Те, кто не может трудиться - старики, лица с ограниченными возможностями здоровья (далее - ЛОВЗ) и дети - должны подлежать социальному обеспечению, в том числе с использованием принципов социального страхования, которые должны получить свое дальнейшее развитие.


Расходы государства на социальную защиту детей необходимо рассматривать как инвестиции в будущее. Государственная политика должна быть направлена на выращивание здорового и образованного молодого поколения, считая, что это - задача обеспечения будущего страны, подготовки будущего экономического актива общества. Государство должно исходить из того, что такая политика требует гораздо меньших бюджетных расходов, чем лечение и реабилитация больных и оказание социальной поддержки неблагополучным гражданам впоследствии.

4. Основная миссия государства в лице уполномоченного органа в сфере социальной защите населения заключается в обеспечении эффективной социальной защиты и предоставлении доступных и качественных социальных услуг семьям (гражданам) и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.


3. Общий анализ ситуации


5. Действующая система социальной защиты представляет собой систему общественных отношений между органами, предоставляющими социальную защиту, и гражданами, нуждающимися в ней.

Основной задачей государственных органов социальной защиты населения является разработка и реализация государственной социальной политики в области социальной защиты, совершенствование системы социальной защиты и ее государственных институтов. На сегодняшний день государственная социальная защита предоставляется на республиканском и территориальном уровнях.

Основными функциями органов социальной защиты населения на республиканском уровне являются:

- разработка проектов нормативных правовых актов в сфере социальной защиты;

- координация деятельности государственных органов по реализации государственных программ и нормативных правовых актов в сфере социальной защиты;

- проведение мониторинга деятельности подведомственных и территориальных организаций;

- проведение информационной работы.

Основными функциями органов социальной защиты населения на территориальном уровне являются реализация государственной политики на уровне района (города), а также проведение информационной работы.


Местные государственные администрации (далее - МГА) выполняют следующие функции:

- обеспечивают на территории согласованную деятельность территориальных подразделений министерств, административных ведомств и иных государственных органов Кыргызской Республики;

- разрабатывают программы социально-экономического развития территории и социальной защиты населения, организуют их выполнение;

- привлекают имеющиеся ресурсы для решения неотложных социально-экономических задач;

- осуществляют контроль за соблюдением прав граждан, в том числе несовершеннолетних;

- организуют социально-культурное обслуживание населения.

Органы местного самоуправления (далее - ОМСУ) в целях организации функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, социально-экономического планирования и предоставления населению социальных и культурных услуг выполняют функцию организации осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью.

Некоммерческие организации оказывают социальные услуги нуждающимся слоям населения в рамках государственного социального заказа.

6. В 1990-е годы в Кыргызстане сложилась система социальных льгот и пособий, перешедшая из советских времен, которая была неэффективной и неадресной. Кыргызская Республика приступила одной из первых в Содружестве Независимых Государств к реформе системы социальной защиты, которая проводилась в 1995-1998 годах. Итогом реформы явилось внедрение новой модели социальной защиты населения, предусматривающей адресный подход к наиболее уязвимым группам населения и адекватность выплат гражданам, имеющим на них право. Сегодня социальная защита населения реализуется с помощью шести инструментов:

- ежемесячное пособие малообеспеченным семьям, имеющим детей (далее - ЕПМС);

- ежемесячное социальное пособие для нетрудоспособных граждан (далее - ЕСП);

- пенсии нетрудоспособным гражданам;

- денежные компенсации взамен льгот;


- социальные услуги, предоставляемые уязвимым категориям населения;

- выплаты по социальному страхованию работающим гражданам.

Законодательство предусматривает назначение и выплату двух основных видов государственных пособий - ЕПМС и ЕСП. Первое пособие (ЕПМС) направлено на детей, оно нацелено на ликвидацию разрыва в доходах наибеднейших семей, имеющих детей, до уровня гарантированного минимального дохода (далее - ГМД). С 2010 года ЕСП назначается по категориальному принципу, независимо от среднедушевого совокупного дохода семьи, получателями его являются нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение. В 2010 году средний размер ЕПМС составил 235 сомов, а средний размер ЕСП - 1503 сома. В настоящее время более 8% населения получают государственные пособия.

В целях смягчения негативных последствий роста потребительских цен, увеличения тарифов на энергию, транспорт и коммунальные услуги Правительством Кыргызской Республики предусмотрены денежные компенсации взамен льгот отдельным категориям граждан(1).

Получателями социальных услуг являются, главным образом, люди, проживающие в специальных учреждениях - домах-интернатах и получающие социальное обслуживание на дому (около 11 тыс. чел.).

Основным компонентом системы государственного социального страхования являются пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, получателями которых является 10% населения Кыргызской Республики.

7. Несмотря на достигнутый прогресс, система социальной защиты требует дальнейшей оптимизации. Остается нерешенным ряд проблем, наиболее острые из которых перечислены ниже.

Финансирование расходов на социальное обеспечение осуществляется исходя из финансово-экономической возможности бюджета республики, без учета официально признанного стандарта уровня жизни - прожиточного минимума. В целом бюджет уполномоченного государственного органа в сфере социальной защиты в 2010 году составил 2,1% от валового внутреннего продукта (далее - ВВП) (4628 млн.сом.), а в 2009 году этот показатель был равен 1,3%. Такая динамика обусловлена существенным повышением в 2010 году размеров государственных пособий и денежных компенсаций взамен льгот, введением новых категорий получателей социальных пособий. В последующем, в целях сохранения адекватной государственной социальной поддержки, в республиканском бюджете должны предусматриваться средства на социальные расходы не ниже 2,1% от ВВП.


Значительная доля ограниченных бюджетных ресурсов идет на финансирование инфраструктуры социальных учреждений, а не на финансирование потребностей людей, нуждающихся в социальной защите.

На сегодняшний день координация деятельности министерств и ведомств, предоставляющих социальную защиту населению, осуществляется на низком уровне. Пенсионная политика, осуществляемая уполномоченным государственным органом в сфере пенсионного обеспечения, и политика, проводимая уполномоченным государственным органом в сфере социальной защиты, имеют несогласованный характер, что в конечном итоге приводит к диспропорции в размерах пенсий и социальных пособий. Проблемы, требующие межведомственной кооперации уполномоченных государственных органов в сфере социальной защиты, строительства, внутренних дел, образования и науки, труда, занятости и миграции и здравоохранения остаются не решенными. Вопросы обеспечения доступа ЛОВЗ к объектам инфраструктуры, зданиям, содействия их трудоустройству, задачи координации работы по улучшению ситуации с беспризорными и безнадзорными детьми, а также проблемы обеспечения полноценного доступа социально уязвимых лиц к услугам образования и здравоохранения требуют пересмотра.



следующая страница >>