litceysel.ru
добавить свой файл
1
АУ ЧР СПО «Канашский педагогический колледж»



Сценарий

«Вечер романса»

Дата проведения: 02.12.2011г.


Автор : Сергеева М.В.


г.Канаш 2012

«Вечер романса»

Сценарист: Сергеева М.В.

Дата проведения: 02.12.2011


Добрый вечер.

Сегодня мы с вами постараемся отвлечься от нашей современной жизни с её сумасшедшими и стремительными темпами и «отворим калитку в былое», окунёмся в мир романса.

Романсы - это камерно-вокальные произведения, создаваемые композиторами на литературный текст для исполнения голосом в сопровождении инструмента, чаще фортепиано, но возможны варианты сопровождения - гитары, арфы, камерно-инструментальных ансамблей. Эти произведения часто коротки по объему, голос их негромок и обращен чаще всего к небольшой аудитории слушателей. 1 слайд

. Родиной романса является Испания. Именно там в XIII—XIV веках в 2 слайд. творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр, соединивший в себе приемы речитатива, напевного, мелодического начала и мимического танца.3.слайд. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», то есть исполняемый на «романском» языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском – официальном языке католической церкви. Как это понимать? Очень просто. В то время в Испании все церковные песнопения исполняли на латыни, а так называемые светские песни пели на национальном языке. Потому произведение, написанное на романском языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку – романсами. Позже романсом в Испании стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепьяно.

Итак, романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, которое исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.


4 слайд.В XV веке, с развитием лирической, особенно придворной поэзии, в Испании стали осуществляться издания романсовых сборников — так называемых романсеро. Сближаясь с народным искусством, романс обогащался новыми чертами, становился популярным демократическим жанром, сохраняя, в отличие от испанской народной песни, свои специфические черты. 5 слайд.Если песня могла быть исполнена как солистом, так и хором и в сопровождении музыкальных инструментов и без них, то романс исполнялся одним (реже двумя) солистом и обязательно с инструментальным сопровождением: в придиворных кругах это была виуэла, в демократических — чаще испанская гитара.

6 слайд.В страны Западной Европы романс проник вначале как жанр литературный, поэтический, но постепенно внедрился и как жанр музыкальный, образовав в вокальной музыке различных стран самостоятельное направление.

В XVIII веке жанр романса определился и в русском музыкальном искусстве, став одним из выдающихся явлений отечественной культуры. В настоящее время под термином «романс» подразумевается все многообразие камерных вокальных форм (сольных и ансамблевых) с инструментальным сопровождением. Романс объединяет: такие жанровые разновидности, как баллада, элегия, баркарола, романсы в танцевальных ритмах.

До сегодняшнего дня многие из вас не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

Не довольно ли нам пререкаться

Не пора ли предаться любви,

Чем старинней наивность романса


Тем живее его соловьи.

Толь в расцвете судьбы, толь на склоне,

Что я знаю про век и про дни,

Отвори мне калитку в былое

И былым моё время продли.

1.Сейчас прозвучит старинный романс Александра Львовича Гурилева «Колокольчик» в исполнении Михайловой Ольги.

7 слайд. Александр Львович Гурилев – русский композитор.

А. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева - крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графа в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.

Александр Львович родился в Москве. С шестилетнего возраста он начал заниматься музыкой под руководством отца. Затем учился у лучших московских педагогов . С юных лет Гурилев играл в оркестре графа Орлова на скрипке и альте, а позднее стал участником квартета известного любителя музыки, князя Н. Голицына. Детство и юность будущего композитора прошли в тяжелых условиях усадебного крепостного быта. В 1831 г. после смерти графа семейство Гурилевых получило вольную и, приписавшись к сословию ремесленников-мещан, обосновалось в Москве.

С этого времени начинается интенсивная композиторская деятельность А. Гурилева, которая совмещалась с выступлениями в концертах и большой педагогической работой. Вскоре его сочинения - в первую очередь вокальные - становятся популярными в самых широких слоях городского населения. Многие его романсы буквально "уходят в народ", исполняются не только многочисленными любителями, но и цыганскими хорами. Гурилев приобретает известность и как видный фортепианный педагог. Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая угнетала его в течение всей жизни. В поисках заработка он вынужден был заниматься даже нотной корректурой. Трудные условия существования сломили музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию.


Композиторское наследие Гурилева составляют многочисленные романсы, обработки русских народных песен и фортепианные пьесы. При этом главной сферой творчества являются вокальные сочинения. Точное число их неизвестно, опубликовано же было всего 90 романсов и 47 обработок, составивших сборник "Избранные народные песни", изданный в 1849 г. Излюбленными вокальными жанрами композитора были элегический романс и популярные тогда романсы в стиле "русской песни". Разница между ними очень условна, так как песни Гурилева, хотя и тесно связаны с народной традицией, но и по кругу характерных настроений, и по своему музыкальному складу очень близки его романсам. А мелодика собственно лирических романсов напонена чисто русской песенностью. В обоих жанрах преобладают мотивы неразделенной или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле.

Наряду с народной песней, распространенной в разночинной городской среде, большое влияние на формирование вокального стиля Гурилева оказало творчество его замечательного современника и друга, композитора А. Варламова. Имена этих композиторов с давних пор неразрывно связаны в истории русской музыки как создателей русского бытового романса. В то же время сочинения Гурилева обладают своими, особенными чертами. Их отличает преимущественная элегичность, печальная созерцательность, глубокая интимность высказывания. Настроения безысходной грусти, отчаянного порыва к счастью, отличающие творчество Гурилева, были созвучны настроениям многих людей эпохи 30-40-х гг. прошлого века. Одним из самых талантливых их выразителей был Лермонтов. И не случайно Гурилев явился одним из первых и наиболее чутких интерпретаторов его поэзии. До наших дней не утратили своего художественного значения лермонтовские романсы Гурилева "И скучно, и грустно, Оправдание (Когда одни воспоминанья), В минуту жизни трудную". Показательно, что эти произведения отличаются от других более патетическим ариозно-речитативным стилем, тонкостью фортепианного изложения и приближаются к типу лирико-драматического монолога, во многом перекликаясь с исканиями А. Даргомыжского. Среди лирических бытовых романсов и песен Гурилева есть и превосходные образцы нового типа. Это драматические монологи-рассказы о горькой личной судьбе: "Разлука", "Сердце-игрушка". Монолог-элегия - "Вам не понять моей печали". Взволнованное выражение момента творческого вдохновения — "Внутренняя музыка" (на стихи Н.П. Огарева Монологи-размышления: ", "Оправдание""И скучно, и грустно (на стихи М.Ю.Лермонтова)


2.Чаквина Т. «И скучно и грустно»

Большое место в творчестве Гурилева занимают и экспрессивные приемы, присущие исполнительской манере очень популярных в то время цыганских певцов. Особенно ярко они проявляются в "разудалых, молодецких" песнях в народно-плясовом духе, таких, как "Песня ямщика" и "Пригорюнюсь ли я". Многие романсы Гурилева написаны в ритме вальса, широко распространенного в городском быту того времени. При этом плавное трехдольное вальсовое движение гармонично сочетается с чисто русским стихотворным размером, т. н. пятисложником, очень характерным для стихотворений в жанре "русской песни". Таковы романсы "Грусть девушки, Не шуми ты, рожь, Домик-крошечка, Вьется ласточка сизокрылая", знаменитый "Колокольчик" и др.

3.Сейчас прозвучит один из этих романсов романсов Гурилева «Домик –крошечка» -исполнит его Николаева Лена

Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. По этой же причине старинный романс любили и любят за рубежом, находя в нем одно из неповторимых достижений русской музыки и поэзии.

Лучшие качества простой и непритязательной на первый взгляд музыки Гурилева - ее задушевность, щемящая искренность, открытость эмоционального высказывания - нашли утонченное претворение в камерном творчестве выдающихся русских лириков и в первую очередь - П. Чайковского. Характерные черты вокального стиля Гурилева по-разному преломлялись потом в творчестве многих авторов русского бытового романса - и один из них –Петр Петрович Булахов.

."талант его растет с каждым днем, и, кажется, г. Булахов должен для нас вполне заменить нашего незабвенного композитора романсов - Варламова", - сообщала газета "Ведомости Московской городской полиции" (1855). "20 ноября в селе Кускове графа Шереметева, близ Москвы, скончался известный автор многих романсов и бывший учитель пения Петр Петрович Булахов", - говорилось в некрологе в газете "Музыкальное обозрение" (1885).


Жизнь и творчество "известного автора многих романсов", широко исполнявшихся во второй половине прошлого века и популярных поныне, до сих пор не исследованы. Композитор и вокальный педагог, Булахов принадлежал к славной артистической династии, ядро которой составляли отец Петр Александрович и его сыновья, Петр и Павел. Петр Александрович и его младший сын Павел Петрович были известными оперными певцами, "первыми тенористами", отец - московской а сын - петербургской оперы. А так как оба они еще и сочиняли романсы, то при совпадении инициалов, в особенности у братьев - Петра Петровича и Павла Петровича, - со временем произошла путаница в вопросе о принадлежности романсов перу одного из троих Булаховых.

Фамилию Булахов прежде произносили с ударением на первом слоге - Б"у"лахов, подтверждением чему может служить стихотворение поэта С. Глинки "Петру Александровичу Булахову", в котором воспевается талант и мастерство прославленного артиста:

Булахов! Ты сердце знаешь,

Из него ты извлекаешь

Голос сладостный - души.

На правильность именно такого произношения указывала внучка Петра Петровича Булахова, Н. Збруева, а также советские историки музыки А. Оссовский и Б. Штейнпресс.

Могло случиться, что для потомков биография Булахова так и осталась бы загадкой, не оставь его дочь Е.Збруева — талантливая певица конца XIX — начала XX века, обладавшая красивым контральто, своих воспоминаний об отце. По ее записям читатель получает представление о нелегкой судьбе этого даровитого композитора. Мало кому известно, например, что он значительную часть жизни был прикован к креслу параличом. Гнет неизлечимой болезни, тяжким бременем легший на его плечи, усугублялся тяжелым материальным положением в последние годы жизни композитора. Поразительно, однако, что это никак не сказалось на его творчестве. Романсы Булахова притягательны как раз своей полнотой содержащейся в них жизнеутверждающей силы и радости бытия. Последние годы своей жизни вплоть до кончины в 1885 года Булахов вместе со своим семейством провел на даче в Кусково подмосковном имении графа Шереметева, предоставленном композитору его владельцем, горячим почитателем таланта композитора. Несмотря на тяготы и лишения, жизнь Булахова была наполнена радостью творчества и дружеского общения со многими видными деятелями искусства. Среди них были Н. Рубинштейн, известные меценаты П. Третьяков, С. Мамонтов, С. Шереметев и др. Популярность булаховских романсов и песен во многом была обусловлена их мелодическим обаянием и благородной простотой выражения. Характерные интонации русской городской песни и цыганского романса переплетаются в них с оборотами, типичными для итальянской и французской оперы; плясовые ритмы, свойственные русской и цыганской песне, соседствуют с широко распространенными в то время ритмами полонеза и вальса. Вплоть до наших дней сохранили свою популярность и лирический романс в ритме полонеза "Гори, гори, моя звезда", романсы в стиле русских и цыганских песен "Тройка" и "Не хочу",4. Романс "Не хочу"!- исполнит для вас Васильева Лида


5.Следующий романс Булахова «Девица – красавица» - исполняет Николаева Марина

Далее наш разговор пойдет об элегии. Элегия – это лирико-философское стихотворение. Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

С греческого ЭЛЕГИЯ – жалобная песня. Литературный и музыкальный жанр; в поэзии стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего от первого лица, без отчётливой композиции. Музыка элегий печальна , исполняется обычно в медленном темпе. Примером лирико- философского размышления может служить.

7. «Элегия» Булахова- исполняет Якимова Рената.

Элегия — лирическое произведение с печальным настроением. Это может быть жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся от первого лица.


Еще одним из примеров элегий можно назвать романс – элегию «Не пробуждай воспоминаний»

4.- исполняет Кириллова Елена

Гордостью русской классики можно назвать романсы Михаила Ивановича Глинки. Композитор писал их на протяжении всей жизни на стихи современных ему поэтов и близких друзей.

Михаил Глинка, будучи сам превосходным исполнителем, тонко чувствовал, какие именно стихотворения современных ему русских поэтов необходимо брать за основу романсов; какими музыкальными средствами передать суть того, что вкладывали в свои произведения поэты.

Всего Глинка создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры.

Глинка начинает создавать романсы, которые выходили у него легкими и изящными. Как композитор он постоянно совершенствуется. Его романсы нравились публике. Вот только некоторые из них:

8. «Я люблю ты мне твердила»- исполняет Иванова надежда(Никонорова И.Н)

Особое место в вокальной лирике автора занимают произведения на слова Александра Сергеевича Пушкина. Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс. Столкновение двух вольных стихий искусства — музыки и поэзии рождает немало выдающихся шедевров: песни, романсы, оперы. При этом стихотворение, чтобы стать основой музыкального произведения, должно быть по-особому мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Тогда музыка и поэзия становятся неотъемлимой частью друг друга.

Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т.ч. «Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Ночной зефир»),

В. Жуковского (баллада «Ночной смотр»), Е. Баратынского («Не искушай меня без нужды»), Н. Кукольника («Сомнение» и цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом»). романс Глинки «Не пой, красавица, при мне» был создан с подачи русского писателя, дипломата и музыканта А.С. Грибоедова. Глинка встретился с Грибоедовым летом 1828 г. Они много говорили о музыке. Грибоедов сыграл как-то слышанную им мелодию грузинской песни. Она понравилась Глинке и вскоре он развил ее в законченную пьесу, а затем исполнил в присутствии Пушкина своим друзьям.


Один из современников вспоминал: «[Глинка] играл на фортепьяно грузинскую мелодию со свойственным ему выражением и искусством. На замечания присутствующих, что ей не достает стихов… для всеобщей известности, Пушкин написал…стихотворение». Так возник романс «Не пой, красавица, при мне».

9.«Не пой красавица при мне» - исполняет Григорьев Олег

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный.

Увы! напоминают мне

Твои жестокие напевы

И степь, и ночь — и при луне

Черты далекой, бедной девы...

Я призрак милый, роковой,

Тебя увидев, забываю;

Но ты поешь — и предо мной

Его я вновь воображаю.

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный.

Романс очень исповедален. Три, четыре куплета – и вся жизнь с ее чувствами, страстями и разочарованиями вдруг встает перед нами.

10 СЛАЙД. Всего 8 строчек в стихотворении А.С Пушкина «Я вас любил», но за ними скрывается драма неразделенной любви. В 1828 году Пушкин влюбился в 20-тилетнюю Анну Оленину. Возвышенная, идеальная, поэтическая любовь поэта к красавице доходит до официального сватовства. Но поэту отказывают в виду его неблагонадежности и неустойчивого материального положения. Анете Олениной посвящены стихи «Ты и вы», «Ее глаза», «Предчувствие» и «Я вас любил». Но «Я вас любил» еще и романс, музыку к которому написал Александр Даргомыжский. Его мы сейчас и послушаем.

10.Звучит романс «Я вас любил…»-исполняет Маняков Николай

У романса нет тем, у него одна тема – любовь. Все остальное – жизнь и смерть, вечность и время, судьба и ее удары, вера и неверие, одиночество и разочарования – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.


2. В романсах – безоглядность любви, счастливой или неразделенной и несчастной, безраздельность чувств, возвышающих или испепеляющих, безотрадность страданий, глубоких и благородных.

11.«Тук-тук-тук,как сердце бьется» - булахов.Испоняет Воробьева Валентина.


........ О, русский романс, восхищаюсь тобой.

За то, что красив ты и светел.

За то, что на все, что случилось с судьбой

Ты просто и ясно ответил.

2. За то, что умна твоя старая грусть.


И я перед нею немею.

За то, что я знаю тебя наизусть…


И лучше сказать не сумею.

Я счастлив тем, что встретил Вас,

Неповторимый и прекрасный.

И, значит, жил я не напрасно...

Благодарю, волшебный мой Романс!