litceysel.ru
добавить свой файл
1
Сценарий интеллектуальной игры


«Великолепная семерка»


Общественный смотр знаний по теме «Обобщение знаний по курсу органическая химия»


Цели урока: Знать основные положения теории А. М. Бутлерова и их доказательства, значение теории для развития современной теории строения.

На основе положений и понятий теории обобщить знания oб основных классах органических веществ: знать их строение, свойства, применение и получение, уметь записывать уравнения реакций, доказывающие свойства данных веществ.

Уметь различать понятия «гомолог» и «изомер», уметь на конкретных примерах записывать изомеры и называть их.

Уметь устанавливать генетические связи между разными классами органических веществ, составлять генетические цепочки, записывать соответствующие уравнения реакций.

Уметь проводить опыты по определению органических веществ, соблюдая правила по технике безопасности.

Уметь работать самостоятельно и в коллективе - по командам, уметь выделять главное, составлять схемы, алгоритмы ответов, сравнивать, делать выводы.

Урок проводиться по типу интеллектуальной игры для старшеклассников «Великолепная семерка». Подготовка к уроку начинается заранее (за неделю-две). Проводятся уроки повторения и обобщения знаний по органической химии, разбираются некоторые подобные задания. Учащихся предупреждают о проведении такого урока в форме игры. Класс делится на команды по 7 человек; выбирают капитана. Каждая команда получает домашнее задание:

1) Придумать название команды (оно должно быть связано с органической химией, органическими веществами), защитить это название, придумать девиз и эмблему.

2) Придумать и сделать рекламу любимому органическому веществу ( в стихах, в прозе или разыграть и т. п.)

Для проведения урока приглашают жюри: классных руководителей 10 классов, администрацию школы, учащихся старших классов, учителей химии, биологии, физики и других. Для проведения различных конкурсов на уроке приглашаются ассистенты-помощники ( учащиеся старших классов 3-4 ч.)



Перед уроком необходимо оформить класс: на доске – большой плакат о значении углерода и его соединениях, девиз урока; выставлены рисунки, доклады и творческие работы учащихся по органической химии; магнитофон с записью музыки в стиле реп и другая запись – просто спокойная музыка.

Ход урока


1. Вступление.


Слово учителя. Сегодня на двух уроках мы должны обобщить весь материал по органической химии, который изучался в течение 10 класса. Это – очень важные и практически необходимые сведения о том многообразии органических веществ, основой которых явился многоликий углерод. Углерод, который называли «царем живой природы», хотя в ней его всего лишь 0,35%. Он же и «основа жизни», и «хлеб растений»: элемент №6, который способен легко соединяться с различными химическими элементами и образовывать огромный и разнообразный мир органических веществ, окружающий нас постоянно от рождения и до глубокой старости.

2. Начало игры (урока).

Слово учителя. Итак, сегодня… (звучит громко эстрадная музыка в стиле реп) – новое поколение выбирает… новое поколение выбирает «Великолепную семерку» из 10 класса, которая знает и любит химию ( музыка постепенно стихает).

Наш девиз: «Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало».

Сегодня на нашем уроке-игре 4 команды (3 команды), претендующие на роль лучшей. Они все этапы и, конечно, победить. Сегодня игру нашу будет судить жюри (познакомить), а помогать мне будут ассистенты.


1-й конкурс «Домашнее задание».

Это конкурс в конкурсе. Кто мы? Это представление каждой команды. Надо назвать свою команду и защитить это название, сказать девиз и предоставить эмблему.

Оценивается этот конкурс по 5-балльной системе.

2-й конкурс «Знакомство» (химический диктант).


Для всех учащихся раздают на парты листки-полоски бумаги со шкалой, где проставлены цифры – их 26 (это 26 вопросов). Учащиеся подписывают номер команды и название вещества.

Эти цифры обозначают номер вопроса, который читает учитель, когда проводит химический диктант о различных органических веществах, свойствах, строении, получении, применении.

Ответы оформляются на шкале: если вопрос соответствует данному веществу, то на шкале отмечается плюсом (+), а если нет то минусом (-).

Для этого диктанта дается 3 вещества: бензол, метан, уксусная кислота, глюкоза. По жребию каждая команда вытягивает свое вещество и отвечает на вопрос о нем (а может сам учитель определить каждой команде – вещество)


Вопросы к химическому диктанту


1. Отвечает общей формуле CnH2n-6.

2.Находит применение в пищевой промышленности.

3.Применяется в качестве топлива.

4.Взаимодействует со щелочами.

5.Не образует изомеров.

6.Легкокипящая бесцветная жидкость, нерастворимая в воде, со своеобразным запахом.

7.Образуется в процессе фотосинтеза.

8.При нагревании разлагается на простые вещества.

9.Используют для получения растворителей, волокон, пластмасс.

10.Дает реакцию «серебряного зеркала».

11.Проявляет свойства предельных и непредельных углеводород.

12.Содержится почти во всех органах растений: плодах, корнях, листьях.

13.Синтезируют из простых веществ.

14.Вступает в реакцию замещения с галогенами.

15.Имеет два циклических (оптических) изомера.


16.Отвечает формуле: C2H4O2.

17.Бесцвутный газ, легче воздуха, образуется при гниении органических веществ, называется «болотным или рудничным газом».

18.Вещество, которое получают в реакции Зелинского.

19.В быту, при приготовлении теста, этим веществом гасят соду.

20.Молекула данного вещества имеет пространственное строение

21.Вступает в реакцию этерификации.

22.Является главной составной частью природного газа.

23.Вещество, имеющее в своем составе карбоксильную группу .

24.Вступает в реакцию присоединения.


Ответы:


По бензолу: По метану:

1. + 1. -

2. - 2. -

3. - 3. +

4. - 4. -

5. + 5. +

6. + 6. -

7. - 7. -

8. - 8. +

9. + 9. -

10. - 10. -

11. + 11. -

12. - 12. -

13. - 13. +

14. + 14. +

15. - 15. -

16. - 16. -

17. - 17. +

18. + 18. -

19. - 19. -

20. - 20. +

21. - 21. -

22. - 22. +

23. - 23. -

24. + 24. -



По уксусной кислоте: По глюкозе:


1. - 1. -

2. + 2. +

3. - 3. -

4. + 4. -

5. - 5. -

6. - 6. -

7. - 7. +

8. - 8. -

9. + 9. -

10. - 10. +

11. - 11. -

12. - 12. +


13. - 13. -

14. + 14. -

15. - 15. +

16. - 16. -

17. - 17. -

18. - 18. -

19. + 19. -

20. - 20. -

21. + 21. +

22. - 22. -

23. + 23. -

24. - 24. -


Ассистенты собирают диктанты и сдают на проверку жюри, можно проверять по готовым ответам. За диктант максимальная оценка – 5 баллов (выставляют средний балл для всей команды) 5 мин.


3-й конкурс «Перевертыши».

Слово учителя. Те, кто смотрел несколько лет назад передачу «Великолепная семерка», помнят, какой живой интерес всегда представлял этот конкурс для команд и для зрителей. В предложениях зашифровывается их смысл, только наоборот. Вот и сегодня вы попытаетесь правильно прочитать положения теории А. М. Бутлерова, зашифрованные в моих высказываниях. Необходимо не только назвать эти положения теории, но и дать им точное определение. Кто знает – поднимает руку.

Итак, послушайте одно из положений теории А. М. Бутлерова: «Молекулы вне вещества находятся в беспорядке, в несоответствии с их степенью окисления. Кремний в чистом виде имеет неопределенную степень окисления».

(Ответ: Это второе положение теории Бутлерова. «Атомы в молекулы соединены не в беспорядке, а в определенной последовательности, согласно их валентности. Углерод в соединениях 4-валентен»)

Далее следующее положение теории: «Молекулы и единичная молекула обратимо бездействуют сами по себе».

(Ответ: Это пятое положение теории. «Атомы и группы атомов взаимно влияют друг на друга».)

Следующее положение: «На составе тел нельзя найти их характер и на характере потерять состав»

(Ответ: Это четвертое положение теории. «По строению веществ можно предсказать их свойства, а по свойствам определить строение».)


И, наконец, последнее: «Характер тела свободен только от бракованный, но бесчисленной части и от хаоса разложения молекул в веществ».

(Ответ: Это третье положение теории. «Свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекулы»)


5-й конкурс – «Химик-эрудит» (самый трудный)

Слово учителя: «Если Природа дает добро, то химические реакции идут сами по себе».

А я добавлю, если вы хорошо подумаете, то хорошо выполните это задание, правильно запишете уравнения реакций и … получите высокий балл.

Итак, каждая команда (по жребию) вытягивает конверт с заданием. В конверте вложено несколько экземпляров этого задания (3-4) для того, чтобы работала каждая парта. Ассистенты переносят эти задания на доску, а команды начинают выполнять их. ( В это время тихо играет музыка.)

Задание 1. Даны вещества:C6H6, H2, C2H2, H2O, HCL, HNO3, O2.

(Дополнительно можно использовать температуру и концентрированную кислоту H2SO4 .)

Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом? Запишите возможные уравнения реакций, укажите условия и признаки реакций. Составьте генетическую цепочку (можно 2) из данных веществ, и можно использовать получившиеся веществ.

Задание 2. Даны вещества: C2H6, CL2, C2H5OH, CH3COOH, CO2, H2O, Na.


(Дополнительно температура, концентрированная кислота H2SO4.)

Какие из веществ взаимодействуют друг с другом? Запишите возможные уравнения реакций и т. д. (см. предыдущее задание).

Задание 3. Даны вещества: C, H2, CH3COOH, CL2, C2H2, H2O, CO2. (Дополнительно можно использовать температуру, концентрированную кислоту H2SO4.)

Какие из веществ взаимодействуют друг с другом? Запишите возможные уравнения реакций, укажите условия и признаки. Составьте генетическую цепочку.

Через некоторое время (7-10 мин.) пригласить к доске по одному человеку от каждой команды, и они должны записать на доске возможные уравнения реакций и генетические цепочки. Учитель вместе с членами жюри проверяет написанное на доске. Члены команды могут вносить исправления или дополнения. Конкурс оценивается максимально в 10 баллов.

5-й конкурс «Реклама, реклама, реклама…»

Слово учителя: Это было для вас домашним заданием: придумать и сделать рекламу для любого органического вещества. Итак, начинаем. Поочередно даю слово каждой команде в отдельности, и они рекламируют: каждая – свое вещество. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 5 баллов.

Задание для каждой команды лежат в конвертах, надо подойти и выбрать любой. Заем в команде после обсуждения выделить 1 или 2 ч. для выполнения этого задания у доски. Выполнение опытов проводиться под руководством лаборанта.

Задание 1. Определить каждое из двух предложенных веществ: растворы фенола и формальдегида. Записать качественные реакции.

Задание 2. Определить каждое из двух предложенных органических веществ: раствор крахмала и глюкозы. Записать качественные реакции.

Задание 3. Определить каждое из двух предложенных органических веществ: раствор глицерина и глюкозы. Записать качественные реакции.

Задание 4. Определить каждое из двух предложенных органических веществ: раствор уксусной кислоты и этилового спирта. Записать качественные реакции.

Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов.

6-й конкурс «Химическая эстафета»

Слово учителя. Что-то мы очень засиделись на местах, надо бы немного подвигаться. И сейчас как раз для этого будет проводиться эстафета. Каждая команда получает по жребию свое задание. И один человек из команды, проходя по классу, должен на каждый шаг назвать гомолог данного гомологического ряда (подряд 7 гомологов ). Чем быстрее он пройдет и без ошибок произнесет, тем выше получает балл.

Например, для предельных: метан, этан, пропан, бутан, пентан и т. д.

Билет 1. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда этиленовых (алкенов).

Билет 2. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда одноатомных спиртов.

Билет 3. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда ацетиленовых (алкинов).


Проходят по 1 человеку от каждой команды; необходимо засечь время на секундомере. После этого – учащиеся получают следующие задание в этом конкурсе: написать возможные изомеры для данного вещества, назвать, кто быстрее. ( Дать несколько экземпляров билетов – на каждую парту по одному.)

Билет 1. Составьте формулы всех видов изомеров, отвечающих формуле C5H12O, назовите их.


Билет 2. Составьте формулы всех видов изомеров, отвечающих формуле C5H10, назовите их.

Билет 3. Составьте формулы всех видов изомеров, отвечающих формуле C5H8, назовите их.


Через некоторое время 1 ч. от команды идет к доске и записывает возможные изомеры, называет их.


1 этап – 2 балла.

2 этап – 4 балла.

За эту работу 4 за полугодие по химии!!!!!!!!!!!!!!!!!