litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 60 61
Индивидуальный подход к больному. При разработке реа­

билитационной программы необходимо учитывать возраст,
пол и профессию пациента, его двигательный опыт, харак­
тер и степень патологического процесса и функциональные
возможности больного.


  • Сознательность. Только сознательное и активное участие
    самого больного в процессе реабилитации создает необхо­
    димый психоэмоциональный фон и психологический на-

    строй реабилитируемого, что повышает эффективность при­меняемых реабилитационных мероприятий.

    1. Принцип постепенности особенно важен при повышении
      физической нагрузки по всем ее показателям: объему, ин­
      тенсивности, количеству упражнений, числу их повторе­
      ний, сложности упражнений как внутри одного занятия,
      так и на протяжении всего процесса реабилитации.

    2. Систематичность — основа лечебно-восстановительной тре­
      нировки на протяжении процесса реабилитации, протекаю­
      щей порою до нескольких месяцев и лет. Только система­
      тически применяя различные средства реабилитации, мы
      можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого
      больного воздействие, позволяющее повышать функцио­
      нальное состояние организма больного.

    3. Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдени­
      ем оптимального интервала (отдых либо между двумя уп­
      ражнениями, либо между двумя занятиями). Если следу­
      ющее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эф­
      фекты от тренировки суммируются и функциональные воз­
      можности повышаются на новом, более совершенном уров­
      не.

    4. Системность воздействия (или поочередность), т.е. после­
      довательное чередование исходных положений и упражне­
      ний для различных мышечных групп.

    5. Новизна и разнообразие в подборе и применении физичес­
      ких упражнений, т.е. 10—15% физических упражнений дол­

      жны обновляться, а 85—90% повторяться для закрепления

      достигнутых успехов лечения.


    6. Умеренность воздействия средствами физической реабили­
      тации означает, что физические нагрузки должны быть уме­
      ренными, возможно более продолжительными, либо на­
      грузки должны быть дробными, что позволит достичь адек­
      ватности нагрузок состоянию пациента.

    Поскольку основное средство физической реабилитации — физические упражнения и их применение, т. е. тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо по­следовательно и неуклонно увеличивать нагрузку по всем ее


    10

    И

    основным параметрам. Однако состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать ее в объеме, необ­ходимом для существенного повышения работоспособности больного. Поэтому оптимизация нагрузок необходима в тече­ние реабилитации и особенно в начальном периоде. Имеется в виду строгое дозирование физической нагрузки, рациональный подбор средств лечебно-восстановительной тренировки: пред­почтительны дробные нагрузки и их волнообразный характер, правильное соотношение работы и отдыха и максимальное ис­пользование средств, снимающих напряжение и способствую­щих ускоренному восстановлению с учетом строгой индивидуа­лизации.

    Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:

    • общая тренировка преследует цель общего оздоровле­
      ния организма, улучшение функций органов и систем, нару­
      шенных болезненным процессом, развитие и закрепление мо­
      торных навыков и волевых качеств. С общебиологической точ­
      ки зрения тренированность больного человека — важный фак­
      тор его функциональной приспособляемости, в которой очень
      большую роль играет систематическая мышечная деятельность;
    • специальная тренировка призвана развить функции, на­

      рушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить
      конкретные двигательные действия или умения, необходимые
      пациенту в быту и трудовой деятельности.


    1.1.2. Принципы медицинской и физической реабилитации

    К основным принципам реабилитации относятся:

    • раннее начало проведения реабилитационных мероприя­
      тий (РМ),

    • комплексность использования всех доступных и необхо­
      димых РМ,

    • индивидуализация программы реабилитации,

    • этапность реабилитации,

    • непрерывность и преемственность на протяжении всех
      этапов реабилитации,

    • социальная направленность РМ,

    12

    — использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.

    Раннее начало проведения РМ важно с точки зрения про­филактики возможных дегенеративных изменений в тканях (что особенно важно при неврологических заболеваниях). Раннее включение в лечебный процесс РМ, адекватных состоянию боль­ного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, служит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика).

    Закономерно возникает вопрос: когда и при каких условиях начинается проведение РМ? На него трудно ответить однознач­но, так как все зависит от состояния больного и типа патоло­гии.

    Тем не менее можно сказать, что РМ нельзя применять при очень тяжелом состоянии больного, высокой температуре, сильной интоксикации, выраженной сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью больного, резком угнетении адап­тационных и компенсаторных механизмов. Однако и это не яв­ляется абсолютно верным, так как некоторые РМ, например надувание шариков, назначаются в острый послеоперационный период при достаточно тяжелом состоянии больного, но это служит для профилактики застойной пневмонии.

    Комплексность применения всех доступных и необходимых РМ. Проблемы медицинской реабилитации весьма сложны и требуют совместной деятельности многих специалистов: тера­певтов, хирургов, травматологов, физиотерапевтов, врачей и методистов ЛФК и физической реабилитации, массажистов, психологов, психиатров и др., адекватной физическому и пси­хическому состоянию пациента на отдельных этапах реабили­тации. В зависимости от причин, приведших больного к состо­янию, требующему применения РМ, состав специалистов и используемых методов и средств будут различны.


    Индивидуализация программ реабилитации. В зависимости от причин, требующих применения РМ, а также особенностей состояния больного или инвалида, их функциональных возмож­ностей, двигательного опыта, возраста, пола, состав специали­стов и используемых методов и средств будет различным, т.е. реабилитация требует индивидуального подхода к пациентам с учетом их реакции на использование РМ. Современная реаби­литация тесно связана с принципом активного соучастия боль-

    13

    ного, поэтому пассивные методы, используемые в восстанови­тельном лечении, все более утрачивают свои позиции.

    Этапность процесса реабилитации. В медицинской реаби­литации выделяют три или четыре этапа.

    При трехэтапной реабилитации:


    • специализированный стационар;

    • специализированный реабилитационный центр или са­
      наторий;

    • отделение реабилитации поликлиники.

    При четырехэтапной реабилитации, применяемой в трав­матологии:

    • специализированная бригада скорой помощи;

    • специализированный травматологический стационар;

    • стационарный центр реабилитации;

    • отделение реабилитации поликлиники.

    Во втором случае восстановительные мероприятия начина­ют проводиться специализированными бригадами скорой по­мощи: профилактика и лечение шока, остановка кровотечения, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и т.д. Большое значение имеют обезболивание, полноценная транс­портная иммобилизация и др. В травматологическом стацио­наре особое внимание уделяется диагностике, качеству опера­тивных и консервативных мероприятий, которые завершаются полноценной и рациональной иммобилизацией поврежденных сегментов. С первых дней вводится комплекс лечебной гимна­стики, массажа, физиотерапевтические процедуры.

    В отделение реабилитации поликлиники для полноценного заключительного восстановительного лечения переводятся боль­ные, получившие в стационарном центре основной курс РМ, с достаточно восстановленными функциями самообслуживания и передвижения.


    В отличие от описанной схемы трех- или четырехэтапной реабилитации в системе восстановительного лечения больных с заболеваниями и травмами головного и спинного мозга пре­дусматриваются повторные госпитализации в стационарном центре реабилитации, повторные курсы восстановления в от­делении реабилитации поликлиник или чередование курсов реабилитации в стационаре и дома (этапно-курсовой метод реа­билитации). На каждом этапе ставятся свои задачи и соответ-

    14

    ственно им подбираются средства и методы. От правильной постановки задач зависит эффективность реабилитационного процесса. Помимо этого, от того, какие задачи ставятся перед каждой из фаз реабилитации, зависят продолжительность фазы и ее организационная структура.

    Процесс реабилитации может быть подразделен еще и сле­дующим образом: 1-й этап — восстановительная терапия, 2-й этап — реадаптация, 3-й этап — реабилитация (в прямом смыс­ле). Задачи 1-го этапа — психологическая и функциональная подготовка больного к активному лечению и проведению РМ, предупреждение развития дефекта функций, инвалидизации; 2-го этапа — приспособление больного к условиям внешней сре­ды — характеризуется наращиванием объема всех РМ; 3-го эта­па — бытовое приспособление, исключающее зависимость от окружающих, восстановление социального и доболезненного трудового статуса.

    Непрерывность и преемственность РМ на протяжении всех этапов реабилитации важна как в пределах одного этапа, так и при переходе от одного к другому. Улучшается функциональ­ное состояние различных систем организма, повышается тре­нированность, а всякий более или менее длительный перерыв в использовании РМ может привести к его ухудшению, когда приходится начинать все сначала.

    Чрезвычайно важным принципом реабилитации является преемственность при переходе с этапа на этап, из одного меди­цинского учреждения в другое. Для этого важно, чтобы на каж­дом этапе в реабилитационной карте было задокументировано, какие методы и средства лечения и реабилитации применялись, каково было функциональное состояние реабилитируемого. Этим целям может также служить обменная карта, которая включает краткие сведения о клинико-функциональном состо­янии больного, его толерантности (переносимость) к физичес­ким нагрузкам, о реализованных средствах и методах реабили­тации и т.д.


    Социальная направленность РМ. Как уже подчеркивалось, основная цель реабилитации — эффективное и раннее возвра­щение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процес­сам, в общество и семью, восстановление личностных свойств человека как полноправного члена общества. Оптимальным конечным результатом медицинской реабилитации может быть

    15

    полное восстановление здоровья и возвращение к привычному профессиональному труду.

    Однако имеется определенный процент больных, у кото­рых, несмотря на самые энергичные лечебно-реабилитацион­ные меры, полного успеха в восстановлении здоровья и трудо­способности достичь не удается и приходится ограничиваться выработкой приемов, обеспечивающих их самообслуживание (полное или частичное) в быту. Подобный результат порожда­ет медико-биологические и социальные проблемы, обусловлен­ные необходимостью профессиональной переориентации и тру­доустройства лиц с ограниченной трудоспособностью, их пси­хологической подготовки с целью вернуть пострадавшему уве­ренность в возврате трудоспособности и общественной полно­ценности.

    Окончательно социально-трудовой реабилитацией занима­ются органы социального обеспечения. Большое значение име­ют врачебные трудовые экспертные комиссии (ВТЭК). Они устанавливают степень потери трудоспособности, обеспечива­ют профессиональную ориентацию, под их контролем прохо­дит переобучение новым профессиям инвалидов. ВТЭК по этим вопросам является связующим звеном между органами соци­ального обеспечения и органами здравоохранения. Трудовая реабилитация не должна заканчиваться трудоустройством реа­билитируемого. Она должна быть направлена на повышение трудоспособности индивида и поддержание ее на том оптималь­ном уровне, который позволяет сохранить его психические и физические возможности. Эта проблема может быть решена путем периодически проводимых курсов РМ, направленных на улучшение показателей здоровья и функционального состоя­ния инвалидов.

    Использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации. Реабилитационный процесс мо­жет быть успешным только в случае учета характера и особен­ностей восстановления нарушенных при том или ином заболе­вании функций. Для назначения адекватного комплексного диф­ференцированного восстановительного лечения необходима правильная оценка состояния больного по ряду параметров, значимых для эффективности реабилитации. В этих целях при­меняется специальная диагностика и методы контроля за теку­щим состоянием больного в процессе реабилитации, которые


    16

    могут подразделяться на следующие виды: а) медицинская ди­агностика, б) функциональная диагностика, в) мотодиагности­ка, г) психодиагностика.

    Вопросы медицинской диагностики решаются врачом и со­стоят из: опроса, анамнеза, осмотра, ощупывания (пальпация), выстукивания (перкуссия), выслушивания (аускультация), а кроме того включают клинические методы, данные лаборатор­ного анализа и др. Исследование функционального состояния органов и систем осуществляется с помощью инструменталь­ных методов (электрокардиография, фонокардиография, спи­рография, электромиография и т.д.), а также различных функ­циональных проб. Наибольшее значение в реабилитации име­ет мотодиагностика, т.е. определение двигательных возможно­стей больного, способности к бытовым и трудовым операциям, для чего используются различные позные пробы, мышечное тестирование и др. Клиническое изучение больного подкреп­ляется экспериментально-психологическим исследованием, про­водимым психологом. Психолог определяет структуру и сте­пень изменения психических функций, типы нарушения памя­ти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы, ис­следует личностные особенности и влияние на все это реаби­литационных мероприятий.

    1.1.3. Средства медицинской и физической реабилитации

    К средствам реабилитации относятся психотерапевтичес­кое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезо-терапия), физиотерапия, массаж, трудотерапия, курортно-са-наторное лечение, музыкотерапия, фитотерапия, аэротерапия, хореотерапия, мануальное воздействие и др. Ведущее место среди средств физической реабилитации отводится физическим упражнениям, так как двигательная активность — важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правиль­ного построения медицинской реабилитации.

    Средства физической реабилитации можно подразделить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной физической культу­ры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические


    17

    упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хореотера-пия, трудотерапия и др.; к пассивным — массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и преформированные природные факторы; к психорегулирующим — аутогенная тре­нировка, мышечная релаксация и др.

    1.1.4. Составление реабилитационных программ

    На всех этапах реабилитационной программы предусмат­ривается обращение к личности больного, сочетание биологи­ческих и психосоциальных форм лечебного восстановительно­го воздействия.

    Для ее составления необходимо учитывать весь комплекс изменений (морфологических, физиологических, психологичес­ких) и руководствоваться правилами, которые предусматрива­ют:


    • партнерство врача, реабилитолога и пациента;

    • определение реабилитационного потенциала больного,
      особенно его двигательных возможностей;

    • разносторонность воздействий, т.е. учет всех сторон реа­
      билитации для каждого больного;

    • комплексность лечебно-восстановительных мероприятий;

    • ступенчатость (переходность) проводимых воздействий
      (поэтапное назначение восстановительных мероприятий
      с учетом динамики функционального состояния больно­
      го).

    Определение реабилитационного потенциала больного яв­ляется существенным моментом при подготовке программы и требует решения нескольких основных задач:
    1. Выяснение характера двигательных нарушений


  • << предыдущая страница   следующая страница >>