litceysel.ru
добавить свой файл
1
СOЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МАГНИТОГОРСКОГО ГОРОДСКОГО ЛИЦЕЯ ПРИ МАГНИТОГОРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (МАГУ))



Смушкевич Людмила Николаевна (smushkevichln@mail.ru)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Магнитогорский городской лицей при Магнитогорском государственном университете (МаГУ)» (МОУ «МГЛ при МаГУ)


Аннотация

В статье с точки зрения системного подхода рассматривается структура информационно-образовательной среды лицея.


Изменения, происходящие в последние десятилетия в технологиях производства, экономических и социальных отношениях, обусловили новые требования к качеству образования. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера выпускника школы и вуза невозможна без сформированной готовности к освоению новых технологий и, в первую очередь, информационных.

Невозможно себе представить современное образовательное учреждение без непрерывно развивающейся информационно-образовательной среды (ИОС), которая необходима для формирования и самореализации интеллектуально развитой личности.

Рассмотрим процесс создания и развития ИОС лицея – образовательного учреждения инновационного типа с точки зрения системного подхода.

В справочной литературе «научный подход» определяется как направление методологии научного познания, исследования. Академик РАО А. А. Деркач, рассматривает это понятие как «особый синтез знаний, базирующийся на определенных принципах» [2, с.28].

Рядом ученых понятие «подход» определяется как теоретическое основание, база исследования. Так, по мнению В. А. Беликова, именно такая трактовка этого научного термина позволяет определить: выбор предмета исследования; постановку цели, формулировку задач исследования; процесс решения задач; оценку полученных результатов. Системный подход – это «подход к объектам реальной действительности как системным; он предполагает постоянный учет и использование в процессе познания и практической деятельности закономерных связей, присущих системам. Где под «системой» понимается совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее этим компонентам по отдельности» [1, с. 5].


Информационно-образовательная среда исследователями определяется как «педагогическая система, обеспечивающая доступ к информационным образовательным ресурсам с помощью новых организационных форм на основе современных инновационных технологий, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений, навыков» [3, с. 38].

Очевидно, что все стороны жизнедеятельности образовательной системы: содержание образования и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, решение финансово-хозяйственных вопросов, система ориентиров и программа развития образовательной системы являются частью информационно-образовательная среды, а образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства среду, в которой он протекает, можно рассматривать в качестве информационной.

Однако внедрение информационных технологий в любой сфере деятельности имеет существенные отличия от информационной среды в образовательном учреждении, особенностью которой является наличие трёх компонентов:


  1. программно-аппаратной организации информационной среды;

  2. учебно-методического наполнения её информационных ресурсов;

  3. организации деятельности педагогического коллектива в самой среде.

Информационно-образовательная среда является системным объектом и развивается как открытая самоорганизующаяся система в соответствии с логикой и закономерностями собственного развития, а также в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательного учреждения. Развитие информационной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды, определяемые единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса. В каждом отдельном случае информационная среда решает уникальный комплекс задач. В то же время любая информационная среда образовательного учреждения должна включать в себя инвариантные компоненты, обеспечивающие информатизацию основных видов деятельности:


  1. образовательной (учебно-воспитательного процесса);

  2. управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами;

  3. обеспечения коммуникации.

Информационная среда образовательного учреждения может рассматриваться не только в качестве компонента информационных среды более высокого уровня организации (района, города), но и как модель развития информационной среды образовательной системы вообще, поскольку именно в условиях образовательного учреждения осуществляются основные виды деятельности: обучение, воспитание и развитие личности детей.

ИОС – это система, которая: включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

Рассмотрим информационно-образовательную среду Магнитогорского городского лицея при Магнитогорском государственном университете (лицея).

Основными пользователями ИОС лицея являются: директор, заместители директора всех направлений деятельности, заведующие кафедрами, заведующие лабораториями, педагоги, сотрудники охраны, заведующий производством столовой, ученики, родители.

Одним словом, все субъекты образовательного процесса являются активными пользователями ИОС данного образовательного учреждения.

Аппаратной основой информационной образовательной среды является локальная сеть, которая обеспечивает удаленный доступ и к компьютерам и к периферийным устройствам. Наличие сети позволит организовать хранение данных на одном носителе и использовать их одновременно с различных рабочих станций.

Организационная структура информационно-образовательной среды Магнитогорского городского лицея при Магнитогорском государственном университете включает:


- центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательного учреждения и иных информационных ресурсов общего доступа;

- компьютерные классы для преподавания курса информатики на углубленном и профильном уровне с соответствующим программным обеспечением;

- информационный центр для организации исследовательской, проектной, творческой деятельности учащихся и педагогов, включающий лингафонный кабинет, библиотеку с читальным залом, имеющим выход в Интернет, медиатеку, конференц-зал с интерактивным оборудованием для проведения видеоконференций, телемостов и т.п.;

- лабораторию проектной деятельности в составе:


  • мастерских компьютерной графики и дизайна, где каждое рабочее место учащихся и учителя оборудовано компьютером, документ – камерой, графическим планшетом, веб-камерой, сканером. АРМ учителя включает кроме стандартного набора интерактивное оборудование, многофункциональное устройство. Программное обеспечение мастерских позволяет освоить учащимся такие программы как 3d max, Adobe Photoshop Extended, Adobe Audition, Adobe Flash MX, Pro Show Cold.

  • мастерской легоконструирования, оснащенную современными наборами Lego Mindstorms NXT и Lego Education;

- автоматизированные рабочие места для административных работников, для сотрудников социально-психологической службы, для библиотеки, для методической работы, в учебных предметных кабинетах и сотрудников информационно-аналитического центра;

- центр дистанционного обучения, включающий службу создания электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);

- сайт образовательного учреждения;

- программно-технические комплексы для осуществления электронного документооборота.

Таким образом, информационная среда образовательного учреждения должна быть единой, системной, выполнять как образовательные, так и управленческие функции.



Литература


  1. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: Монография. – М.: Владос, 2004. – 357с.

  2. Деркач, А.А. Акмеология: Учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г.Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256с.

  3. Магомедов Р. М., Ниматулаев М.М. Психолого-педагогические и дидактические возможности организационных форм в новой информационно-образовательной среде/ Р. М. Магомедов, М.М. Ниматулаев //Информационные технологии в образовании и науке: Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке «ИТО –Самара-2011». – Самара; М.: Самарский филиал МГПУ, МГПУ, 2011. – 494 с.