litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
Французская мода времен царствования Карла IX.



Прежде, чем перейти непосредственно к рассмотрению того, что и как носили в интересующий нас период, необходимо сделать несколько пояснений.

Первое касается изменений моды в 16 веке вообще. Как мы помним, у нас на дворе 1566 год. И, увы, прекрасные классические тюдорвские платья с «домиками» на голове, в которых изображены, например, многочисленные жены Генриха VIII, не для нас. Также не для нас феерические платья конца 16 века с круглыми вертюгалями и высокими воротниками (такие платья мы видим на поздних портретах английской королевы Елизаветы). Не менее внимательно надо отнестись и к мужскому костюму. Соответственно, количество изобразительных источников резко уменьшается, и приходится пристально смотреть на дату. Вместе с тем, фанатизм в воспроизведении костюма именно 1566 года нам кажется излишним. Вполне допустим разбег в 3-4 года в обе стороны от указанной даты. А для народного костюма эти рамки раздвигаются еще шире, т.к. этот костюм менялся значительно медленнее.

Следующий пункт касается различий в одежде по странам, в соответствии с религиозными убеждениями, а также социальным положением. В моде каждой страны были свои отличительные особенности. И если, например, моду Испании можно достаточно легко идентифицировать, то в некоторых других странах не было столь ярких проявлений в области костюма. Кроме того, надо учитывать, что шло постоянное заимствование тех или иных элементов модной одежды друг у друга. И когда говорят, что наибольшее влияние на моду 16 века оказала Испания, стоит вспомнить, что и Франция, в свою очередь, тоже оказала влияние на испанскую моду.

Особо следует отметить те особенности костюма, которые обусловлены религией – в нашем случае, это костюмы гугенотов, которые отличались от одежд католиков меньшей роскошью. И, наконец, особенности костюмов разных социальных групп. Чем ближе представитель третьего сословия по роду своих занятий находится к дворянам, тем больше его костюм похож на их одежды. Но надо помнить, что периодически издавались законы против роскоши, где вводились ограничения на использование тех или иных элементов одежды и отделки. Таким образом, при выборе костюма мы учитываем, откуда прибыл персонаж, его социальное положение и религиозные убеждения.


Изобразительные источники. Идеальными источниками являются, конечно же, картины того времени. Но есть несколько нюансов, например, то, что на портретах персоны часто изображены по пояс. В этом случае, как выглядят невидимые части одежды, мы можем только предполагать. Существует немалое количество более поздних прорисовок, в основном, они сделаны в 19 веке. Используя их, надо помнить, что художники что-то могли не нарисовать, а что-то и добавить. И, наконец, художественные фильмы. Конечно же, фантазий на тему там предостаточно, но вместе с тем, это наиболее доступный и наглядный источник. Но прежде чем брать за основу костюм из кино, пожалуйста, сравните его с историческими образцами. Это же касается и тех вещей, которые изготовлены современными реконструкторами.

В 16 веке делались рисунки одежды, бытовавшей в то время. Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн, служивший при дворах многих стран, в том числе и в России, издает в 1560 г. в Вене автобиографию, сопровождая ее своими портретами в польском, испанском, русском и турецком костюмах. В Аугсбурге купцы Шварцы (отец и сын) заказывают свои акварельные портреты во всех костюмах, которые они когда-либо носили на протяжении всей жизни. Все собрание состоит из 140 рисунков. В Париже в 1562 г. издаются рисунки национальных костюмов народов мира — копии листов Энеи Вико. Безусловный интерес представляет The Milanese Tailor's Handbook (16-вечные рисунки одежды. Ссылку на него см. в конце статьи). Еще стоит отметить работы Abraham de Bruyn:



Рис. 01 Рис. 02

Одним словом, с помощью Интернета можно найти много интересного. Некоторые ссылки, которые могут пригодиться в работе, приведены в конце статьи.



Французский дворянский костюм.

Буфы и разрезы – это то, без чего мода того времени просто немыслима. На протяжении всего века они видоизменялись, становились больше, меньше, шире, ‘уже, но они были  Кроме того, к середине столетия одежда становится такой тугой и жесткой, что кажется, будто она может стоять сама по себе.

Благодаря тому, что Испания в начале 16 века стала одной из сильнейших мировых держав, она начинает диктовать свои вкусы и моды. Но французы, переняв испанский костюм, переделали его на свой вкус.

Знакомство с итальянской культурой посредством военных походов французских королей также оказало немалое влияние на развитие французских мод, особенно в начале 16 века. В частности, долгое время огромной популярностью пользовались итальянские ткани.

Королева Екатерина после смерти своего супруга не носила ярких и дорогих нарядов и одевалась скорее на испанский манер, но дамы ее свиты обязаны были блистать самыми роскошными туалетами. Которые, заметим, были совсем не так целомудренны, как наглухо запечатанные испанские платья. Знатные мужчины тоже вовлекались в соревнование кто кого перещеголяет. Таким образом, роскошь во всех слоях французского общества к интересующему нас году развилась непомерно. Теперь не носили никаких других материй, кроме самых дорогих. Наряд дополнялся дорогой отделкой и множеством украшений.

Невероятное распространение роскоши порождало многочисленные указы, направленные на ее ограничение. Например, право носить костюм ярко-красного цвета (крамуазели) имели только принцы и принцессы крови. Но, судя по частоте их издания, исполнялись эти законы крайне слабо.




Рис. 1. Смена мужской моды (из книги «Tudor tailor»)

Мужской костюм с одной стороны, продолжает следовать веяниям испанской моды. Например, во времена Франциска II и Карла IX одним из вариантов мужской одежды был узкий, почти в обтяжку костюм, который ввел Филипп II. Считается, что испанское влияние проявилось в исчезновении декольте в мужском костюме, в появлении высокого стоячего воротника, в круглых подбитых ватой или конским волосом о-де-шосс (верхняя часть шосс) и каркасе в пурпуэне.





Рис. 2. Карл IX.
Вместе с тем, появлялись и новые фасоны. Все началось с незначительных элементов. К узкому камзолу, который всегда носили застегнутым доверху, были прибавлены полы. Рукава стали подбивать ватой по всей их длине или только вокруг плеч.




Рис. 3. Филипп II



рис. 4

Оплечья снаружи начали обшивать валиком или широкой складкой. Иногда на рукавах делались разрезы, как и на самом камзоле, или нашивались полосы. Стеганые подушкообразные короткие штаны носили различной длины, но не длиннее, чем до середины бедра. На них тоже делались разрезы, но гладкие, без буфов. И без того уже слишком заметный гульфик (бракетта) был увеличен настолько, что раздвигал собой полы камзола. Трико пока еще не вошло в моду. Оно заменялось панталонами в обтяжку в виде длинных чулок выше колена, но не вязаных, а шитых. Тогда же начал входить в моду воронкообразный крепко накрахмаленный и сплоенный воротничок. Короткий плащ иногда делался с высоким стоячим воротником и длинными висячими рукавами.


Любимым головным убором оставались плоские береты, гораздо реже носили высокую испанскую шляпу с узкими полями. Обувь стала легче и остроносее, на башмаках все еще делались разрезы с буфами. Сапоги пока не имели жесткой подошвы и каблуков.

К 1570 г. полы камзола укоротилась до уровня узенькой обшивки вокруг талии. Длинную одежду носят только пожилые горожане. Также она выполняет функции формы у должностных лиц или траурного одеяния. Рукава стали уже, а валики и складки вокруг плеч увеличились в объеме и нередко делались безобразной величины. Иногда к ним пришивались висячие рукава. Объем верхних коротких штанов тоже увеличился, и уже в конце 60-х годов они получили форму шарообразных или продолговато-круглых подушек, закрывающих ногу до середины бедра.




Рис. 6





Рис. 7. Карл IX

Гульфик (бракетта), напротив, постепенно уменьшился. В 70-х годах поверх панталон в обтяжку стали носить вязаные чулки, доходившие до колен, где они перевязывались лентами. Теперь, кроме панталон во всю длину ноги, носили подбитые ватой верхние панталоны, узкие в обтяжку панталоны и чулки, которые обычно были разного цвета. Брыжи и манжеты стали несколько шире. Короткий плащ, с рукавами или без них, иногда снабжался небольшим капюшоном. Он окончательно вытеснил распашную, подбитую мехом одежду, которая теперь превратилась в узкую накидку с проймами для рук и высоким стоячим воротником.


Из головных уборов продолжал преобладать берет. Появились также различные новые формы шляп, в том числе низкая шляпа с округлой тульей и широкими прямыми полями.

Неотъемлемой частью мужского костюма были богато украшенные перчатки. Зачастую их даже не одевали, а носили в руках или за поясом.




Рис. 8. Гугенот (Фрагмент картины «Лига». Ф. Поубрус)






Рис. 8а. Гаспар Колиньи



Рис. 9. Елизавета Валуа

Гугеноты, стремившиеся отличаться от своих идеологических противников, отдавали предпочтение более простому костюму из недорогих тканей скромных цветов – белого, черного, коричневого и т.д. – с неброской отделкой. Испанский плоеный воротник для гугенотов был «дьявольским изобретением». Костюмы рядовых участников движения – буржуа, ремесленников, крестьян – отличались большой скромностью. В мужских костюмах отсутствовали каркас и все прокладки, иногда делавшей мужскую фигуру нелепой. Верхняя одежда (пурпуэн) шился из шерсти или сукна, имел свободные и удобные в движении рукава. Штаны не разделялись на две части, как это было у аристократов-католиков, и имели более просто покрой. Отделывался пурпуэн небольшим белым гладким воротником рубашки. Такой воротник, со временем увеличившийся в размерах, получил в дальнейшем название «женевского». Высокая черная шляпа с полями и черные чулки также были характерными особенностями костюма гугенота.


Женский костюм
. Законодательницами моды во времена Карла IX были те блестящие молодые и красивые женщины, которые окружали королеву Екатерину и являлись одним из ее политических инструментов. Елизавета, старшая дочь Генриха II, славившаяся своим изящным вкусом и изобретательностью в нарядах, в 1559 году была выдана замуж на испанского короля, и ее влияние на французские женские моды было непродолжительным.

Королева Екатерина ввела в моду шнурование и подшитый китовым усом нижний лиф, или корсет. В отличие от Испании, где с помощью накладки из конского волоса создавали плоский конус торса, во Франции сохранялись более естественные формы. А вот бюск (узкая деревянная или металлическая пластина, которая вставлялась в корсет спереди) использовали, уплощая таким образом живот и заужая талию. Итальянки же, наоборот, предпочитали более свободный покрой одежды. Монтень, например, писал, что у итальянок лиф




Рис. 9. Мария Стюарт. 1565.
недостаточно плотно охватывает талию, неотчетливо обрисовывает ее контуры, и что мужчины в Италии слишком любят полные женские бюсты

Француженки переняли из испанской моды воронкообразный вертюгаден (верюгаль или фартингал), по сути своей являющийся коническим кринолином. Но французские вертюгали внизу были шире испанских. Их делали из плотной жесткой ткани, в которую вшивали обручи (металлические или из других жестких материалов), а сверху покрывали тафтой.


Рис. 11. Английская аристократка. 1567
Королеве-матери нравились открытые шея и плечи, вследствие чего вырез лифа был увеличен настолько, что открывал половину груди. В дальнейшем декольте несколько уменьшилось, но вырез каре сохранялся очень долго. Также изменилась его верхняя линия: из прямой она стала дугообразной. Многие женщины, вместе с тем, носили высокие лифы или закрывали шею до подбородка тонкой тканью с высоким воротником-стойкой, законченным рюшем.




Рис. 11а. Бельгийская дама
Также, именно Екатерина познакомила француженок с панталонами, которые шили из дорогой ткани и украшались шелковой, золотой или серебряной вышивкой, полосками парчи. Из Италии она привезла и серцевидный каркасный головной убор аттифэ, который она неизменно носила после смерти своего супруга.




Рис. 12. Клод Валуа.
Вплоть до царствования Генриха III сохранились широкие, почти колоколообразные робы. Зачастую они исполняли роль церемониальной, как бы форменной придворной одежды. Эти робы носили широко распахнутыми спереди таким образом, чтобы надетое под ними платье было как можно больше на виду, тогда как другие платья обычно застегивались (рис. 11, 11а).



Рис. 12а. Анна Австрийская



Еще одним вариантом одежды могло быть платье плностью по испанской моде – с уплощенным торсом, глухо застегнутое до самой шеи, с жесткой белой фрезой, подпирающей подбородок (рис 9, 12а). Или его измененный вариант, где оставался небольшой вырез (рис. 12).


Теперь женский костюм состоял из следующих деталей: нижней рубашки с длинными рукавами из тонкой ткани, чулок, вертюгаля, к нему был добавлен лиф на каркасе, поверх которого надевалось платье с рукавами, и еще одного распашного платья без рукавов. Так описывает составные части женского костюма Мерцалова. Вместе с тем, можно предположить, что платьев не всегда было два, а то, что видно из-под верхнего распашного, это юбка без лифа, а рукава крепились к верхнему платью. По некоторым данным в этот период они все еще в ряде случаев делались сменными. Также стоит помнить о том, что отделение юбки от лифа произошло довольно давно, поэтому они не всегда соединялись в единое целое. Вся эта конструкция с небольшими изменениями сохранялась как парадное платье вплоть до 70х годов. Нижнее и верхнее платья всегда делались из ткани разных цветов и фактур. Костюм того времени имеет четкий графический силуэт, состоящий из двух конусов.



Рис. 13. послойное одевание дамы.


Еще при Генрихе II некоторые дамы начали искусственно увеличивать себе заднюю часть. Эта мода быстро распространилась и продержалась до времен Карла IX. Затем подобным образом стали искусственно увеличивать объем бедер. Все это делалось с помощью подушек соответствующей формы, которые подвязывались под платье.


Упорно державшаяся мода на высокие плоеные воротники (фрезы) превратила их в самую нарядную часть дамского туалета. Форма этих воротников долгое время сохранялась, лишь незначительно меняясь.

Одним из интересных нововведений в моде стала маска для защиты лица от холода. Французы переняли это от итальянцев, также, как и носовые платки. Последние не замедлили превратиться в роскошную и изящную принадлежность туалета. Их делали из дорогих тканей, украшали богатыми вышивками и обшивками и обычно душили.

Употребление белил и румян постоянно увеличивалось. При дворе оно было распространено настолько, что на даму, которая не пудрилась и не румянилась, смотрели как на явление из ряда вон выходящее.




Рис. 14. Английская аристократка. 1569
При Карле IX (до 1574 г.) щегольство дорогими тканями и богатой отделкой продолжало усиливаться и распространяться, несмотря на законодательные меры, направленные против него, однако в отношении фасонов и покроя новинок было сравнительно мало. Изобретательность на время утихла, сохранялись прежние фасоны, слегка измененные в некоторых деталях или ограниченные простым подражанием иностранным модам.




Рис. 14а. Французская дама




Рис.16. Екатерина Медичи.
Одним из самых существенных изменений женского костюма при Карле IX было то, что задняя подушка была оставлена, но зато увеличились набедренные подушки. Подобное расширение юбки приняло такие размеры, что уже в 1561 году вышло королевское постановление, ограничивающее их ширину двумя локтями. Буфы на плечах также подверглись некоторому изменению в форме. Теперь их стали делать в виде туго набитых шарообразных или круглых сплющенных подушек. Одновременно в моду вошли узкие рукава и высокие воротники, которые поднимались из-за спины в виде раскрытого и слегка выгнутого веера. Они делались на проволочных каркасах или из китового уса и по краю отделывались кружевом или прошивкой (см. рис. 12)

К головным уборам прибавились красивые остроконечные шелковые, бархатные или парчовые шапочки, особенно плоские четырехугольные, которые носили, надвинув на лоб. Первые иногда украшали, прикалывая сбоку пучок белых перьев, последние — большой прочной вуалью, белой или черной, которую обвивали вокруг шеи и рук. До конца 16 века дамы укладывали волосы надо лбом в виде валиков, украшали бусами или изогнутыми в форме прически аттифе – частный случай арселе (он же френч-худ).





Рис. 15.
Особого внимания заслуживает такая деталь дамского туалета, как веера. Они изготовлялись из слоновой кости, золота, серебра, перьев (преимущественно павлиньих) и нередко представляли собой произведения искусства. К прежним формам вееров прибавилась новая — полукруглый складной веер.

В женском костюме, как и в мужском, присутствовали перчатки. Они богато украшались драгоценными камнями и жемчугом, вышивкой и кружевами. Также их могли пропитывать духами и благовониями.


Среди множества украшений, которыми дамы украшали свои наряды, стоит отметить пояс и жазеран. Пояс был чисто декоративным, но очень дорогим элементом. Он охватывал талию по нижней линии лифа и спускался вниз вдоль юбки почти до земли. Делали его, например, из золотых или серебряных розеток с драгоценными камнями. К поясу могли привешивать четки, веера, зеркальца. Позже, когда появились первые компактные часы («Нюрнбергское яйцо»), их тоже вешали на пояс.

Жазеран (рис. 15) – это ювелирное украшение, золотая узорная цепь, иногда украшенная розетками из драгоценных камней. Также его делали из крупного жемчуга. Одним или двумя рядами жазерана плотно окружали шею (у основания стоячего воротника), а из остальной длины делали декоративную цепь или произвольно располагали различным образом на груди.

Еще одним аксессуаром, вошедшим в моду в то время, были шкурки-блохоловки.

Не принадлежавшие ко двору дамы не уступали в щегольстве придворным. Не имея права носить платья из парчи, они выписывали себе из Флоренции и Милана платья, стоившие не менее 500 талеров, с отделкой вдвое дороже. Даже женщины среднего сословия, которым было запрещено носить бархатные шапочки, отделывали суконные так богато, что иногда подобный головной убор стоил до тысячи талеров.

О льняных тканях и кружевах.     С XV-XVI вв. в Италии, Франции, а затем и в других европейских странах для верхней одежды перестают применять льняные ткани, заменяя их парчой, бархатом, плотным шелком. Лен становится незаменимым материалом в изготовлении нижних одежд, однако его матовая или блестящая фактура, белизна продолжают играть большую декоративную роль в костюме (вначале нижние льняные одежды просматривались в вырезе пройм, горловины, застежке-шнуровке, а затем в декоративных разрезах верхней одежды). С XV в. в Европе появляется кружево, которым обшивали края сорочки, низ рукавов. Ранние венецианские кружева были шитые, типа гипюра, без тюлевого фона, из хлопка белого и кремового цвета. Затем появляются вязаные кружева, черные, золотые, серебряные в виде края, состоящего из маленьких петелек, комбинации которых давали сложные геометрические узоры. Рисунки для изготовления шитых и плетеных кружев начинают издаваться в специальных сборниках в Италии и других странах Европы.





Рис. 18. Погребальный кортеж французского короля
Траурная одежда
Традиционными траурными цветами французских королей считались красный или фиолетовый. При Генрихе III они сменились на черный. А еще раньше изменился фасон траурных одежд: при погребении Генриха II (1559 г.) его сын, Франциск II, шел за гробом в фиолетовой одежде и такой же мантии, шлейф которой длиной тридцать локтей несли принцы королевского дома. Для вассалов также было предусмотрено определенное одеяние: длинный закрытый черный плащ и капюшон с небольшой пелериной и длинным кэ (хвостом). Край пелерины и отверстие для лица были обшиты узкой белой полоской.





Рис. 17. Диана де Пуатье



Рис. 19. Мария Стюарт

Женщинам предоставлялось выбирать для траурной одежды белый, черный или коричневый цвет, причем запрещались серый, фиолетовый и голубой. Они также не могли носить драгоценных камней в волосах или на головных уборах, но могли ими украшать кольца, пояса, зеркальца и молитвенники. Траурный наряд герцогини Валентинуа, любовницы Генриха II, одевавшейся исключительно в черное с белым и не закрывавшей при этом шеи, был принят при дворе и продержался более 40 лет. Вдова Франциска II, Мария Стюарт, прибавила к нему большую белую вуаль. При Карле IX знатные дамы заменили черный цвет коричневым. Их траурные платья были покрыты эмблемами: слезами, черепами и т. д. Эти эмблемы они также носили на ожерельях и браслетах. По истечении известного срока эмблемы заменялись портретом умершего, окруженным слезами, который носили на груди. Так продолжалось до Генриха IV, когда для траура был окончательно назначен исключительно черный цвет.






Рис. 23. Крестьянин
Народный костюм
. Сложившийся новый тип мужского костюма стал основой и для народного костюма, сперва городского, а потом и крестьянского. В конце 16 века крестьянский костюм все еще состоял из шоссов (они не разделялись на о-де-шосс и ба-де-шосс) с откидным передом и брагеттой, которые соединялись с завязками с короткой курткой без рукавов («котерон»). Верхней одеждой служил «журнад» - свбодная одежда без пояса с длинными рукавами. На голове носили войлочную шляпу с отогнутыми полями или колпак из толстого полотна. Широкие мягкие сапоги подвязывались под коленями. Вместо них могли носить низкие башмаки из грубой кожи.




Рис. 20. Жан Бурдишон. Фрагмент картины.


Женский народный костюм. Одной из основных отличительных особенностей одежды замужних горожанок и крестьянок был полотняный чепец. При выходе на улицу холод и непогоду поверх чепца надевали щаперон из черного толстого сукна. Горожане и крестьяне носили одежду из льняных и шерстяных плотных тканей. По королевским ордонансам им позволялось использовать шелк и бархат только на отделку или на головные уборы их дочерям и женам. Рубашка, плотный лиф-корсаж (обычно, он шнуровался впереди) и юбка из грубой ткани стали основой женского народного костюма.



Рис. 24. Крестьянка и горожанка
Другим вариантом одежды горожанок и крестьянок было отрезное платье со свободным лифом и юбкой в сборку. Дополняли костюм белый чепец и небольшой белый воротник нижней рубашки, выпущенный наружу. И в том, и в другом костюме мог использоваться фартук.


Отдельные детали дворянского костюма более ранних эпох становятся достоянием крестьян в 16 веке. Это, прежде всего, женские головные уборы. Так, например, выскоий конусообразный эннен, известный по модам 15 века, в 16 столетии бытовал у крестьянок Лотарингии и сохранялся там вплоть до 19 в.

Жительницы пригородов, особенно рядом с Парижем, одевались более тщательно и нарядно, особенно отправляясь на рынок.


Говоря о различиях в моде, сказать несколько слов и о костюмах сопредельных стран.

Германия и Швейцария:




Рис. 26а. Ulrich zu Mecklenburg. 1573

Местным изобретением в моде стали шаровары с большим количеством разрезов. Ландскнехты довели этот покрой до крайностей. Вообще, считается, что распространение разрезов на ткани как способа украшения костюма пришли в западноевропейскую моду именно из костюма ландскнехта. На шаровары шло огромное количество материи, они были длиной до лодыжек, хотя и подвязывались под коленом, и невероятной ширины. Камзолы, как и шаровары, украшались разрезами. Иногда они были так часты, что казалось, будто одежда изрезана на ленты. С таким костюмом носили островерхую шляпу с перьями и узкий испанский плащ. Не смотря на излишества и неодобрение, эта одежда начала распространяться в различных сословиях. Даже те, кто не одобряли ее, носили шаровары, но в более скоромном варианте.



Примерно с середины 60-х годов костюм высших сословий начинает напоминать испанский и французский.




Рис. 26. Германия, 1564.
С середины XVI в. женский немецкий костюм начал меняться под влиянием испанской моды. Прежде всего, у платья появился каркас ("спрингер"), но в немецком варианте он создавал довольно пышные бедра. Лиф немецкого каркасного платья не имел четкой треугольной формы, присущей испанскому женскому платью. Женская одежда стала еще более узкой и тесной. Высокий лиф поднялся до самого подбородка, едва оставляя место для узенькой фрезы. Рукава плотно облегали руки, расширяясь на плечах в высокие наплечники. Женский берет к концу 60х годов превратился в модную круглую шапочку или в очень маленькую шляпку. Снова вошла в моду вуаль. Волосы, как правило, прятали под чепчиком. Праздничный наряд был с пышными рукавами, высоким стоячим воротником, отделанным рюшем, маленькой пелеринкой и плиссированным белым фартуком с вышивкой. В каждой местности Германии женский костюм отличался своеобразием.




Рис. 27. Германия, 1563 г.


В качестве верхней одежды немецкие женщины в XVI в. надевали "шейблейн" - короткую распашную одежду с пышным коротким рукавом, по краям отделанную мехом, похожую на русскую "душегрею". Женская одежда до последней четверти XVI в. шилась из ярких пестрых тканей. И только к концу века, под влиянием испанской моды, появились одежды темных цветов - черного, коричневого, темно-серого, темно-красного и т.д. Небогатые горожанки не носили каркасы для юбок, и они ниспадали мягкими складками. Женский крестьянский костюм по покрою напоминал костюм горожанок, но шился он из простых домотканых материй, и юбка была намного короче.


В Германии роскошь не достигала таких размеров, как в других странах, но тоже была очень значительна.

Цветом траура был черный. У женщин допускалась белая вуаль.


Нидерланды:

Нидерландский костюм сформировался на основе бургундских форм по испанско-французским образцам, но с сохранением некоторых своеобразных особенностей. В мужском костюме эти особенности сказались в сохранении обоих типов одежды, короткой и узкой, длинной и широкой, а также половинчатой одежды — ми-парти.




Рис. 25. Портрет семьи Mucheron. 1563 г. Амстердам.
Среднее сословие (буржуазия) носило преимущественно длинную и широкую одежду. Дворянство, подчиняясь влиянию двора, приняло, хотя неохотно и постепенно, доверху застегивающиеся кафтаны (вместо прежних, с широким вырезом у ворота) и круглую фрезу. Так же медленно изменилась прическа — коротко остриженные волосы, ровно подрезанные на лбу и длинные сзади.

Мягкий берет с перьями был заменен высокой испанской шляпой. Женщины сохраняли прежний свободный покрой платья. Они носили длинные юбки, а если шнуровались, то лишь для того, чтобы подчеркнуть талию. Шею и грудь закрывали воротниками и пелеринами из тонкой материи с кружевными обшивками и т. д.

Испанские робы на фижмах не прижились даже между знатными дамами. В прическе и головных уборах, так же как и в костюме, старались избегать всего, что казалось натянутым и чопорным

Так продолжалось до середины столетия, а у средних сословий и дольше. Когда Нидерланды оказались под властью Филиппа II (1555—1559 гг.), начала распространяться испанская мода, по крайней мере в среде высшего сословия, принятая довольно неохотно Ее старались соединить с более свободными французскими формами



следующая страница >>