litceysel.ru 1

Творческая работа учащихся на уроке


как средство повышения

качества знаний


Подготовил: учитель биологии и

экологии МОУ Лицея №15

Седлецкая Ольга Владимировна


Творческие способности – это высшее проявление способностей индивида. В познавательной деятельности в конечном итоге они выражаются в способности самостоятельно видеть проблемы, ставить вопросы и получать новые знания в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Психологи рассматривают творческий процесс как единство интуитивного и логического. Интуитивное мышление относится к сфере чувственного познания, где ориентирование человека опирается исключительно на первичные, базальные модели-изображения.

Логическое мышление относится к сфере абстрактного познания, где продукты познавательной деятельности могут быть абстрагированы от хода взаимодействия субъекта с объектом и описаны как знаковые модели вещей оригиналов.

Интуиция – важная составляющая любого творческого процесса. Но сам интуитивный момент не есть творчество, его эффект должен быть осознан, формализован средствами мышления. Интуитивное решение возможно лишь в том случае, если ключ к нему уже содержится в неосознанном опыте. Такой опыт малоэффективен, если он сложился в действиях, предшествующих решению задачи, проблемы.

Чтобы помочь ученику в интуитивном решении, необходимо актуализировать предшествующий опыт. Это можно сделать в виде подсказки, причем, если подсказка предшествует задаче, то ученик не может воспользоваться побочным продуктом. Если же подсказка будет следовать за задачей, то в большинстве случаев побочный продукт приводит к решению или постановке проблемы.

Для того чтобы организовать самостоятельное открытие какого-либо знания, необходимо дать учащимся поработать с объектом приблизительно так же, как раньше. При этом они могут использовать в качестве подсказки неосознаваемый продукт предшествующего действия.


Таким образом, хотя научить творчеству нельзя, можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.

Различные учебные предметы в связи с особенностями учебного предмета и возрастными особенностями учащихся обладают неодинаковыми возможностями для организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей. Одна из особенностей биологии как учебного предмета заключается в том, что она представляет широкие возможности для развития творческих способностей в силу особенностей построения курса: изучение биологии примерно соответствует стадиям исследования биосистем в науке.

Стадии исследования биосистем в науке: экспериментальная, стадия моделирования, стадия построения теорий. Чтобы предмет способствовал в большей степени развитию творческих способностей, он должен быть построен циклически: исходные опыты – абстрактные модели – теоретические следствия – экспериментальная проверка следствий. Построение биологии в целом соответствует этому циклу, лишь в качестве экспериментальной проверки теоретических следствий выступают данные современной науки.

Так, в младшем и среднем звене школы преподавание биологии предполагает в большем числе организацию наблюдений, проведение опытов и на основе этого подведение на обширном фактическом материале к эмпирическому обобщению, построению моделей биологических систем, моделей их функционирования и взаимодействия (питание, дыхание, обмен веществ, взаимосвязь органов и т. д.). В старших классах большая часть времени отводится теоретическому изучению биологических закономерностей (Эволюции, наследственности и изменчивости, круговороту веществ и превращению энергии в биосфере) на основе уже имеющихся знаний, как в виде моделей биологических систем, так и в виде фактического материала.

Такое преподавание позволяет раскрыть сущность научного знания, сущность науки. Сущность науки представляет собой общие закономерности, установленные на основе конкретных явлений, существующих, наблюдаемых, измеряемых в окружающем мире.


Данные – это отобранные факты. При этом получение желательных данных ставит перед исследователем две проблемы. Одна – это получение данных, если он знает, что именно нужно. Другая – узнать, какие данные нужны.

Первая проблема лучше всего решается запланированным экспериментом с четким контролем. Научный эксперимент – основное средство получения необходимых данных.

Для решения второй проблемы необходимо построить новую гипотезу. Эти две проблемы, конечно, связаны. Следовательно, связаны и способы их решения. Их объединяют эксперимент, который приносит необходимые данные, гипотеза, что ведет к этому эксперименту, и та новая гипотеза, которая сталкивает с новыми проблемами.

Структура и содержание школьного курса биологии и в этом случае предоставляет широкие возможности. В частности, раздел «Человек и его здоровье» позволяет уделить больше внимания развитию именно этой стороны творческих способностей.

При освоении содержания данного раздела, например при изучении механизмов функционирования, и регулирования систем органов и организма в целом, широко привлекается биологический эксперимент, как в виде лабораторных работ и самонаблюдений, так и в виде примеров из истории науки, и данные современной науки.


В качестве примера рассмотрим, как у учащихся формируется умение устанавливать причинно-следственные связи при выполнении лабораторной работы «Микроскопическое строение крови».

Лабораторная работа может проводиться в трех вариантах:


  • иллюстративном,

  • частично-поисковом,

  • исследовательском.

В каждом варианте должна присутствовать в неявной форме (в качестве вопросов вводной и обобщающей бесед, содержания таблицы при оформлении результатов и т. д.) логическая схема, отражающая систему причинно-следственных связей.


Иллюстративная лабораторная работа.

Инструктивная карточка.


1. Изучите статью «Эритроциты».

2. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека и найдите доказательства того, что кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки (увеличение общей поверхности эритроцитов и относительного содержания гемоглобина).

Заполните таблицу.

Признаки для сравнения

Эритроциты лягушки

Эритроциты человека




Малое увеличение

Рисунок эритроцитов в поле зрения микроскопа







Относительные размеры и количество










Большое увеличение

Рисунок одного эритроцита







Форма







Наличие ядра







Окраска







Сравните эритроциты лягушки и человека. По каким признакам можно судить об увеличении поверхности эритроцитов, а по каким – об увеличении относительного содержания гемоглобина в эритроцитах?


3. Запишите вывод:

Кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки, так как: 1) увеличивается общая поверхность эритроцитов вследствие…, 2) увеличивается относительное содержание гемоглобина вследствие…


Частично-поисковая лабораторная работа.

Инструктивная карточка.

1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека и заполните таблицу.

Признаки для сравнения

Эритроциты лягушки

Эритроциты человека




Малое увеличение

Рисунок эритроцитов в поле зрения микроскопа







Относительные размеры и количество










Большое увеличение

Рисунок одного эритроцита







Форма







Наличие ядра







Окраска







2. Сравните эритроциты лягушки и человека. Обратите внимание на таблицу, в ней не случайно признаки отделены чертой.

3. Проинтерпретируйте две группы фактов и ответьте на вопрос: чья кровь в единицу времени единицей объема переносит больше кислорода и почему?


Исследовательская лабораторная работа.

Инструктивная карточка.

Вы исследуете микроскопическое строение крови лягушки и человека. Вам необходимо отыскать и проинтерпретировать факты, доказывающие, что чья-то кровь переносит в единицу времени единицей объема больше кислорода. За основу можете взять рабочую гипотезу: «Перенос кислорода будет зависеть от … , значит, необходимо найти доказательства наличия этих причин».