litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Автопортрет»



Цель – познакомить обучающихся с особенностями графического портретного рисунка, с понятием «автопортрет».

Задачи: сформировать навыки использования элементов графики в портретном жанре; познакомить с историей становления и развития портретного жанра; применить на практике знания о пропорциях лица человека.

Оборудование: репродукции автопортретов А. Дюрера; бумага, фломастеры.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.


II.Беседа о портретном жанре.

Учитель. На протяжении целой серии уроков мы с вами знакомимся с основными пропорциями фигуры, головы, лица человека. Давайте вспомним, какие главные задачи мы ставим, изображая человека, особенно его лицо?

Ученик. Чтобы было похоже на портертируемого.

Учитель. Правильно, одним из важнейших условий удачного портрета считается сходство с натурой. А как вы думаете, давно ли появился портрет? И кто мог стать первыми моделями художников?

Ученик. Одними из первых моделей были фараоны в Египте.

Учитель. Правильно. А с чем было связано создание портретов в Египте?

Ученик. С культом мёртвых.

Учитель. Почему при жизни фараонов их портреты оставались незавершёнными?

Ученик. Потому что фараоны боялись, что во время сна их души переселятся в портрет с изображённым человеком.

Учитель. Конечно. На протяжении веков к портретам было всегда неоднозначное отношение. Вспомните, хотя бы, литературное произведение «Портрет Дориана Грея» писателя Оскара Уайльда. И если вы ещё не читали этого произведения, если вы любите страшные тайны, это произведение – для вас! Скажу только, что портреты могут стареть за своих хозяев.

Обязательно прочитайте это замечательное произведение. Хотя, по правде говоря, оно наполнено вымыслом. А вот то, что в Греции не было развито искусство портрета, это чистая правда! А почему? Мы знаем это из истории.


Ученик. Потому что в Греции существовал канон изображения человека, а реальный человек с его индивидуальными особенностями не вызывал интереса у художников.

Учитель. Правильно. А искусство Древнего Рима вновь обратилось к искусству портрета, потому что многие богатые люди стремились увековечить свой образ таким, каким он был на самом деле. В эпоху Средних веков опять искусство портрета претерпело «период молчания», чтобы вновь расцвести в эпоху Возрождения. А почему эта эпоха называется Возрождением?

Ученик. Потому что в это время возрождался интерес к человеку и различным видам искусства, начинали развиваться все науки.

Учитель. Молодцы, правильно. В эпоху Возрождения снова воспарил дух свободы, исканий красоты и смысла жизни после сна тёмного Средневековья. И, конечно, вновь возродилось искусство портрета. Каких великих художников эпохи Возрождения вы знаете?

Ученик. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланжело.

Учитель. Молодцы, вы назвали гениев эпохи Возрождения. Все они творили в Италии, в то время она была главным культурным центром Возрождения. Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного гения эпохи Возрождения – немца по происхождению, который родился в семье ювелира в городе Нюрнберге, где, кстати, был изобретён первый печатный станок. Его имя – Альбрехт Дюрер. Он написал четыре книги о пропорциях человеческого тела и снабдил их подробными схемами. Сейчас вы увидите один интересный предмет, который появился в начале эпохи Возрождения. С помощью этого предмета смог появиться новый вид портрета. Как вы думаете, что бы это могло быть?

Ученик. Зеркало.

Учитель. Правильно, зеркало помогает художнику увидеть самого себя. Таким образом появился автопортрет. Кстати, Дюрер очень часто рисовал себя. Перед нами его автопортрет в 22 года. А этот автопортрет он написал в возрасте 29 лет. Он вам никого не напоминает?

Ученик. Иисуса Христа.

Учитель. Да, на этом портрете фронтальная поза и устремлённый взгляд прямо перед собой заимствованы из иконографии Христа. У великих мастеров Италии Дюрер научился передавать психологичность образов. Помог ему в этом его пытливый ум. Дюрер, как и многие мастера эпохи Возрождения, привык создавать своё искусство на твёрдой почве теории. А вот этот автопортрет Дюрера создан приблизительно в вашем возрасте. Но и в нём уже чувствуется рука мастера. Как вы думаете, зачем художнику понадобилось так часто себя рисовать, ведь у него не было недостатка в моделях?


Ученик. Он хотел себя запечатлеть на века.

Учитель. Наверное, Дюрер был не лишён тщеславия, но ещё, я думаю, это был один из способов познать себя, ведь, говорил один из поэтов эпохи Возрождения Франсуа Виньон: «Я знаю всё, но только не себя».


III.Практическая работа.


Рисование автопортрета

- Сегодня предлагаю вам попробовать своё мастерство в автопортрете, исполненном в графической технике. Материал для работы – фломастер. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним элементы графики, позволяющие придать образу художественную выразительность.

Ученик. Точка, линия, пятно.

Учитель. Правильно, а ещё штрих. На доске представлены графические портреты, выполненные в различной технике и в разное время. В каждом портрете графические средства изображения различны, давайте разберём графические элементы каждого портрета.

Обучающиеся с помощью учителя обсуждают представленные репродукции автопортретов.

Учитель. Молодцы, мы с вами повторили элементы графики, позволяющие придать образу художественную выразительность. Но нельзя забывать и о композиции портрета. Сегодня вы работаете с зеркалом, и композиция в формате вашего листа будет фронтальной. На своих автопортретах постарайтесь выделить то, что, по-вашему, является самым главным и самым характерным для вас (ваш характер, настроение и так далее). А на что вы ещё должны обратить внимание, создавая свой автопортрет?

Ученик. На ведущие графические элементы.

Учитель. Правильно. Сами решите, какой элемент графики в вашей работе будет доминировать. У меня для вас есть подарки – это зеркальца. Дарю вам их с добрым пожеланием видеть в них не только одни свои хорошие стороны, но и замечать недостатки. Желаю удачи, приступайте к работе.

Обучающиеся приступают к работе. В конце урока проводится просмотр и подробное обсуждение работ, степени соответствия автопортретов их авторам как внешне, так и внутренне.


  1. Итог урока.

Выставка лучших работ учащихся.