litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тематическое планирование курса по выбору


«Энергия. Энергопотребление. Проблемы экологии»

для 9 класса (всего 17 часов)


п/п

Раздел



Тема

Цели

Экспериментальная часть

I

Введение

1.

Энергия. Её роль в жизнедеятельности человека

Дать понятие об энергии как физической величине, характеризующей способность тела совершать работу и роли энергии в жизни человека. Иллюстрировать энергию тела на простейших опытах и примерах.

Демонстрация видеослайдов энциклопедии «Кирилла и Мефодия»

Демонстрационные опыты:

Гиря, поднятая над уровнем стола, обладает энергией.

Тележка, приводимая в движение падающим грузом .

II

Работа и измерение энергии

2.

Работа как форма передачи энергии. Мощность.

Дать понятие механической работы и мощности. Формировать умение рассчитывать работу и мощность.

Демонстрация опыта по определению работы и мощности при подъёме груза

3.

Простые механизмы.

С помощью лабораторных опытов объяснить назначение механизмов. Учить экспериментально определять длину плеча, силу. Формировать общеучебные умения через решение задач, связанных с вычислением работы, расстояния, КПД


Лабораторные работы

1.Применение закона равновесия рычага к блоку.

2. Применение закона равновесия рычага к вороту.

3.Работа сил на наклонной плоскости. Коэффициент полезного действия.

III

Энергия. Её формы

4-5

Механическая энергия.

Углубить представления обучающихся о механической энергии. Добиваться усвоения понимания универсальности ЗСЭ на примере лабораторных опытов. Продемонстрировать явления превращения кинетической энергии в потенциальную энергию и обратно.редставления обучающихся о механической энергии. с вычислением работы, расстояния, КПД

Демонстрация лабораторных опытов:

1.Потенциальная энергия поднятого тела и деформированной пружины.

2.Кинетическая энергия скатывающегося шара.

3.Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно.

Лабораторная работа по проверке закона сохранения энергии.


6-7

Формы энергии.

На основе межпредметных знаний (химия, биология) активизировать познавательную деятельность обучающихся, мотивировать их на необходимость приобретения новых знаний, способствующих восприятию сведений о различных формах энергии и её преобразовании

Демонстрация видеофрагментов об использовании различных форм энергии:

  • химической

  • электромагнитной

  • магнитная

  • электрическая

  • энергия волн

  • ядерная.

Подготовка статей для публикаций.

8


Способы изменения внутренней энергии.

Формировать представление о внутренней энергии тела, как сумме кинетической энергии молекул и потенциальной энергии их взаимодействий.

Формировать умения проводить опыты по изменению внутренней энергии тела путем совершения работы и сообщения количества теплоты.

Наблюдать, приводить примеры и характеризовать тепловые явления в природе, технике и быту.

Демонстрация:

  1. нагревание тел при совершении работы;

  2. Нагревание тел путем теплопередачи;

  3. Переход механической энергии во внутреннюю;

  4. Теплопроводность в металлах;

  5. Конвекция.

Домашнее задание:

«Как сохранить тепло в классе, дома».

9

Тепловой баланс.

Продолжить формирование умения решать задачи с использованием уравнений теплового баланса.

Развивать умения выделять главное и необходимое, составлять логические цепочки умозаключений, связанных с решением задач по данной теме.

Практикум по решению задач.

IV.

Энергопотребление

10-11

Источники энергии.

Моделировать систему знаний о видах, источниках и формах накопления энергии.

Развивать умения высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, полемизировать.

Познакомить с понятиями биомасса, биогаз.


Защита сообщение по темам:

« Использование энергии движущейся воды и ветра»,


«Энергия солнца»,

«Биомасса», «Вечный двигатель» с использованием компьютерной презентации.


12-14

Энергопотребление. Энергосбережение.

Показать необходимость бережного отношения к любым энергетическим и материальным ресурсам в связи с

возникновением энергетического кризиса.

Экскурсия на ЮВЭС.

Исследовательские работы:

«Распределение электроэнергии в г.Сальске», «Сбережение электроэнергии в школе и дома».

V.

Экология

15-16

Экологические проблемы энергопотребления.

Помочь учащимся осознать реальность ущерба, наносимого окружающей среде, исходя из объективных факторов.

Воспитывать глубокое уважение к природе и окружающей среде.

Показать необходимость такой отрасли как атомная энергетика.


Исследовательские работы:

«Последствия бесконтрольного энергоиспользования», «Захоронение радиоактивных отходов», «Преимущества и недостатки АЭС», «Термоядерная реакция – управляемый синтез»

Демонстрация кинофильмов:

«Авария на Чернобыльской АЭС».








17

Защита проекта: «Энергия, энергопотребление, проблемы экологии».

Формировать представление о физике как движущая сила научно-технического прогресса.

Развивать интерес к предмету и процессу познания, добиваться осознания учащимися значимости проблемы. С помощью использования различных видов информации связанных с темой «Энергии, энергопотребления, проблемы экологии» обеспечить ознакомление с научными основами по физике, химии, биологии.


Использование компьютерных презентаций, публикаций в электронном и печатном виде.

Примерные темы исследований для проекта:

  1. Как можно сэкономить электроэнергию дома, в школе.

  2. Как заставить энергию работать на себя.

  3. Развитие и поиск безопасных для природы и жизни человека источников энергии.

  4. Бытовые электроприборы и здоровье человека.

  5. Усталость (почему мы устаем, сведем усталость к минимуму).