litceysel.ru
добавить свой файл
1

Утверждено:

директор

муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения

средней общеобразовательной школы

№ 36 г. Томска

___________________Бирюлина Н.В.


Согласовано

на заседании ШЭМС

Протокол №_________

От__________________

____________________Безменова Л.Р.

Рассмотрено

на заседании ПМО

Протокол №________

От________________

Руководитель ПМО

__________ Подрезова И.И.



Тематическое планирование по литературе

6 класс (2012-2013 учебный год)


Программа: автор И.Н.Сухих Количество часов:

год – 68 часов

Учебник: «Литература», авторы: Т.В.Рыжкова, И.Н.Гуйс;

под ред. И.Н.Сухих неделя – 2 часа


Учитель: Подрезова Ирина Ивановна



№ п/п

Тема и её содержание

Часы

Теоретико-литературные понятия

Творческая и аналитическая деятельность

Контроль знаний



Герой в мифах. Представление о мифе.

Мифы и современность.

1

миф

мифологический герой

легенда

крылатые слова и выражения

статья учебника (работа по вопросам)

ответы на вопросы




Мифы о сотворении мира. Мифы о Геракле.

1

античная культура

пересказ понравившегося мифа

подробный пересказ



Ахиллес как мифологический герой.

1




сопоставительная характеристика Геракла и Ахиллеса






Миф и легенда. Мифы об Орфее, легенда об Арионе.

1




отличие легенды от мифа (таблица)

составление таблицы



Урок внеклассного чтения.

1




Истолкование фразеологизмов и крылатых выражений и включение их в собственную речь.

письменная работа (значение фразеологизмов)



Творческая работа по теме «Герой в мифах»

1




Отзыв об одном произведении античного искусства (скульптура, архитектура, вазопись);

сочинение с использованием «крылатых» выражений

творческая работа по разделу

Герой и человек в фольклоре.

История и художественное творчество. Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Приёмы создания образов персонажей в былине.

Образ богатыря в русском фольклоре.


2

былина

гипербола

антитеза

постоянные эпитеты

выразительное чтение произведений;

характеристика Ильи Муромца;

сопоставление былины и сказки

устная характеристика персонажа



Баллада «Авдотья Рязаночка».

Подвиг Авдотьи. Особенности жанра произведения.


1

фольклорная баллада

гипербола

повторы

выразительное чтение

устная характеристика главной героини



Урок развития речи

1







письменная работа по разделу «Герой и человек в фольклоре»



Герой и человек в литературе.

Человек в историческом времени.

Летопись «Повесть временных лет». Жанровые признаки летописи.

1

летопись

летописные сказания

верования и быт Древней Руси

чтение статьи учебника, работа по вопросам

устный ответ по плану

Летопись «Повесть временных лет». Сказания из «Повести…». («Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе»). Особенности летописного повествования.

2

документальное и художественное повествование

анализ эпизодов

анализ текстов: работа по вопросам



А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Историческая основа произведения.

1

баллада

историческая основа

архаизмы и историзмы

конфликт

сопоставление летописных источников с художественным произведением;

выразительное чтение;

анализ иллюстраций

составление сопоставительной таблицы



А.К.Толстой «Курган», «Василий Шибанов». Образ времени и пространства в балладе.

1

время и пространство в балладе

представление о романтизме и романтическом герое

сопоставление художественной трактовки событий с документальными фактами

работа с текстом: выявление романтических черт произведения



И.А.Крылов «Волк на псарне».

Аллегория и мораль в баснях И.Крылова.

1

аллегория

мораль

тема войны 1812 года

расшифровка аллегорий в басне;

выразительное чтение басни;


толкование басни


работа с текстом: анализ аллегорических образов



Человек в эпоху крепостного права.

Стихотворения А.В.Кольцова. Лирический герой стихотворений Кольцова.



1

лирический герой

песня как жанр лирики

ритм

толкование образов стихотворений;

культурологический анализ картин А.Венецианова

анализ стихотворения



И.С.Тургенев «Муму». Геройный мир произведения. Особенности конфликта.

1

крепостное право

повесть

композиция

система образов персонажей

конфликт

составление плана повести;

сопоставление стихотворение Кольцова и повести Тургенева;

рассказы о героях картин А.Венецианова






Образ Герасима. Герасим в деревне и в городе.

1

характер в литературном произведении

автор

барин

холоп

анализ текста: исследование интерьера каморки Герасима

составить план эпизода «Жизнь Герасима в деревне до переезда в Москву»



Барыня и её слуги: московская жизнь.

Муму в жизни Герасима и барыни.

1

конфликт


выразительное чтение эпизодов (передать эмоции героев)

характеристика героя



Выбор нравственного пути: урок - размышление по произведению И.Тургенева.

1

нравственный путь

проблемная ситуация: сопоставление произведения и биографии писателя

тест по произведению



Урок развития речи «Готовимся к сочинению-повествованию с элементами описания»

1

повествование

описание


составление плана сочинения

домашнее сочинение по произведению



Поэзия Н.А.Некрасова. Стихотворение «Крестьянские дети».

Труд крестьян как духовная ценность. Отношение героя-рассказчика к крестьянскому труду.

1

герой-рассказчик

выразительное чтение;

анализ эпизодов






Н.А.Некрасов «Железная дорога». Сюжет стихотворения. Значение эпиграфа.

1

поэма

образ автора в поэме

сюжет

эпиграф

устное словесное рисование эпизодов;


анализ портретов рабочих в стихотворении



Стихотворение «Железная дорога». Смысл названия стихотворения.

1

фантастика

символическое значение образа дороги;

анализ эпизодов: образы рабочих в стихотворении


рассказывание отрывка из стихотворения наизусть



Урок развития речи. Сочинение «История, рассказанная бабушкой (дедушкой) с сохранением особенностей речи рассказчика.

1












Н.С.Лесков «Левша». Художественные особенности произведения.

История блохи.

1

представление о сказе

художественная условность

гипербола

рассказчик

речевая особенность произведения: анализ авторских неологизмов






Левша в Англии. Россия и Англия.

1

конфликт

сравнительный анализ иллюстраций и эпизодов из произведения (внешний облик Левши)

устная характеристика Левши



Судьба русского мастерового. Возвращение на Родину.

1




анализ эпизодов

тест по произведению




Человеческие недостатки.

И.А.Крылов «Свинья под дубом». Аллегорические образы басни.

1

приёмы создания комического

юмор

сатира

аллегория

сопоставительный анализ басни Крылова и Эзопа

выразительное чтение басни



А.П.Чехов «Хамелеон». Смысл названия рассказа.

1

композиция

сатира

инсценирование эпизодов рассказа;


анализ эпизодов (изменение поведения героя)



М.М.Зощенко «Аристократка». Авторская ирония в рассказе. Роль сказа в создании образов.

1

мещанство

сказ

ирония

рассказчик

анализ эпизодов: наблюдение над речью персонажей






М.М.Зощенко «Галоша». Идея рассказа.

1

приёмы создания комического

работа по группам: позиция героя и автора






Урок развития речи «И в шутку, и всерьез»

1





творческая работа



Человек, цивилизация и природа.

Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Как выжить на необитаемом острове.

2

цивилизация

экстремальная ситуация

индивидуальные задания: что помогло Робинзону выжить на острове

исследование: открытия, сделанные на острове героем рассказа



Стихотворения А.Фета «Я пришёл к тебе с приветом», «Учись у них – у дуба, у берёзы». Душа человека и душа природы.

1

пейзажная лирика

композиция

символ

анализ поэтических образов

анализ лирического стихотворения



Стихотворения Ф.Тютчева «С поляны коршун поднялся», «Есть в осени первоначальной», «Фонтан». Особенности композиции стихотворений.

1

ассоциативные образы

анализ поэтических образов

чтение стихотворения наизусть



Стихи С.Есенина, Б.Пастернака, Н.Заболоцкого. Мир природы и внутренний мир человека.

1

образность

лирический цикл

написание сочинения-миниатюры по темам стихотворений




Урок развития речи.

1







Творческая работа по лирическому циклу Заболоцкого «Осенние пейзажи»



Ч.Айтматов «Белый пароход». Фольклорные элементы в литературном произведении. (Для самостоятельного чтения)

1

фольклор

статья учебника;

анализ эпизодов произведения






Урок развития речи.










Итоговая работа по первой части учебника.



Человек в поисках счастья.

Э.Т.Гофман «Щелкунчик и мышиный король». Мари и Щелкунчик. Загадки рождественской сказки.

2

романтическая сказка

пространство и время

двоемирие

Рождественские традиции

характеристика Мари и Щелкунчика; анализ статьи учебника о двоемирии

ответ на вопрос: «Доказать, что двоемирие присутствует в сказке Гофмана»



Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Заочная экскурсия в Малороссию. Особенности жанра произведения.

1

сказочная повесть.

пейзаж

рассказчик


сопоставление жизни природы и жизни людей






Вакула и чёрт. Характеристика литературного героя.

1

конфликт

характеристика

монолог

творческое задание: монолог чёрта


Характеристика Вакулы



Вакула и Оксана.

Анализ финала сказочной повести.

1

описание

портрет

анализ эпизода: описание внешности Оксаны






Урок развития речи «Свет мой, зеркальце, скажи…»

1




выделить в повести Гоголя портреты персонажей и обозначить художественные средства, создающие комический эффект

творческая работа с включением комического описания внешности



А.Грин «Алые паруса». Особенности жанра феерии. Особенности композиции повести.

1

феерия

образы-символы

композиция

история создания произведения (анализ статьи учебника);





Образ Ассоль в феерии «Алые паруса». Внутренняя красота героини.


1

композиция

анализ эпизодов «Ассоль за работой», «Ассоль в лесу»

творческий пересказ «Ассоль глазами жителей Каперны»



Живая душа Артура Грэя. Встреча героев.

1




словесное описание «Ассоль, увидевшая алые паруса»;

исследование: в какие цвета окрашена каждая глава?

лексический анализ слова «красный»

сравнительный пересказ «Ассоль глазами жителей Каперны, Грэя и автора»



Е.Л.Шварц «Обыкновенное чудо». Геройный мир пьесы.

1

драма

конфликт в драме

способы создания образов персонажей в драме

описание портретной галереи «Король и его свита»; воссоздание историй персонажей, обсуждение конфликтных линий

выразительное чтение по ролям



Конфликты в пьесе Е.Шварца «Обыкновенное чудо»

1




анализ эпизодов

составление таблицы «Конфликты в пьесе»



Чудо любви: почему Медведь не превратился в медведя?

1

фольклорные мотивы

устные портреты «Принцесса и Медведь в первом и последнем действии»







Урок развития речи

1







творческая работа по разделу «Человек в поисках счастья»



Дружеские чувства в жизни человека.

А.С.Пушкин «И.И.Пущину»

1

дружеское послание

строфа

ритм

сообщения о лицейских друзьях А.С.Пушкина; выразительное чтение

анализ стихотворения;

написать сочинение «Что такое дружба»



В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Особенности поэтического языка.

1

способы выражения чувств в лирике

лирический герой

композиция

антитеза

звукопись

выразительное чтение; выявить поэтические приемы, применяемые автором для выражения переживаний; анализ статьи учебника «Особенности поэтического языка Маяковского»

анализ стихотворения



В.Г.Распутин «Уроки французского». Нравственные уроки рассказа.

2

рассказ

рассказ от третьего лица

идея

точка зрения

послевоенный быт

анализ эпизодов; просмотр кинофрагментов и сопоставление с текстом

ответ на вопрос: «Каковы нравственные уроки рассказа?»




Человек в экстремальной ситуации.

А.С.Пушкин «Выстрел». Особенности композиции повести и их роль в произведении. Образы Сильвио и графа в произведении.

2

композиция

конфликт

образы пространства и времени

деталь

автор, повествователь, рассказчик

дуэль и дуэльные традиции в России

анализ эпизодов повести; составление плана повести; составление характеристики героев; анализ иллюстраций к повести

ответ на вопрос «Как изменился Сильвио за шесть лет ожидания мести?»



П.Мериме «Маттео Фальконе». Образы Фортунато и Маттео Фальконе в новелле.

2

новелла

композиция

конфликт

портрет

способы создания образов персонажей

составление плана новеллы;

наблюдения за динамикой переживаний и мыслей Фортунато; выявление мотивов поступков персонажей



ответ на вопрос: «Почему Маттео Фальконе не пожалел сына, чем вызвана его жесткость?»



Урок внеклассного чтения «Мои любимые произведения». Подготовка к итоговой работе.

1











Итоговая работа – тест по изученным произведениям.


1












Техника чтения.

2











Резервные уроки.

2




ИТОГО

68ч.