litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8
Тематическое планирование уроков музыки в начальных классах


по программе Д.Б.Кабалевского

Составила: учитель музыки МОУ «Лицей №1 им.А.П.Гужвина» г.Камызяк

Сандакова Светлана Станиславна

Цели уроков музыки:

1.Ввести детей в мир большого музыкального искусства;

научить их любить и понимать музыку во всём её богатстве форм и жанров;

воспитывать музыкальную культуру учащихся через увлечение и заинтересованность самой музыкой, отражающей жизнь людей и внутренний мир человека.

2.Познакомить детей с шедеврами народной и профессиональной музыки, творчеством композиторов, музыкальными инструментами, направлениями музыки и её терминами через овладение учащимися музыкально-практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности:

хоровое пение, слушание и восприятие музыки, размышление о ней, ритмичные движения под музыку и пластическое интонирование, игра на элементарных музыкальных инструментах, импровизации, ансамбли, инсценировки, музыкальные постановки.

3.Развивать музыкальные способности: слух, память, чувство ритма и лада, чувство целого (формы), понимание выразительных и изобразительных возможностей музыки;

развивать творческую фантазию и воображение детей через образно-игровое вхождение в музыку с помощью жестов, движения, пластики, инсценировок, перевоплощений, творческих заданий, активизации мыслительной деятельности.

4.Воспитывать учащихся нравственно и эстетически, обогащать духовный мир, формировать мировоззрение; активизировать чувства сопереживание, эмоционального отклика, коллективизма и ответственности, увлечение музыкой.

1 класс – 1 четверть «Как можно услышать музыку?» - 5 часов


№ / Дата


Тема



Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины


1.

2.10.


2.

9.10.




Мы теперь ученики!



2


«Песня о школе» Д.Кабалевский

«Песня о школе» Н.Дремлюга

«Первоклашка» В.Шаинский

«Марш» С.Прокофьев

«Полька» М.Глинка

«Вальс» П.Чайковский

«Урок музыки» А.Островский


Введение учащихся в мир музыки, формирование музыкальной культуры, развитие умения слушать и слышать музыку, выражать свои впечатления. Сходство и различие музыкальных образов, определение содержания и настроения, передача в движении, игре. Музыка в окружающей жизни и внутри человека. Способность музыки отображать состояние человека. Различия звучаний песни, танца, марша.

Игровое знакомство с нотной грамотой.


3.

16.10.


4.

23.10




Здравствуй, осень золотая!



2


«Золотая осень» М.Красев

«Осенняя песня» П.Чайковский

«Грустная песенка» П.Чайковский

«Заинька» р.н.п.

«Скок, поскок» р.н.п.

«Капельки» Э.Богданова

«Урожай собирай» А.Филиппенко

Образно-игровое вхождение в музыку, обращение к народному творчеству. Интонирование и озвучивание народных песен, игр, скороговорок, загадок. Музыкально - ритмические игры, импровизации детей, развитие воображения на различные ситуации, переданные музыкой. Жизнь и творчество П.И.Чайковского. Сопоставление контрастных образов осени, определение различий в передаче


Различие звучания песни и пьесы.



5.

30.10.



Концертный зал


1


Материал четверти

Викторина

Закрепление знаний, определение знакомых произведений, ассоциации и музыкально-ритмические игры детей. Развитие эмоциональности, артистизма, отзывчивости, понимания образов, переданных в музыке, размышления о них и окружающей жизни. Подчеркнуть роль мелодии в музыке.


1 класс – 2 четверть
«Как можно услышать музыку?» - 7 часов


№ / Дата



Тема


Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины


1.

14.11.


2.

21.11.


3.

28.11.




В гостях у сказки


«Сказку складываем, музыкой сказываем»



3


«Во поле берёза...» р.н.п.

Русские народные колыбельные

«Детский альбом» П.И.Чайковский:

  1. «Нянина сказка»

  2. «Сладкая грёза»

  3. «Игра в лошадки»

  4. «Марш деревянных солдатиков»

  5. «Болезнь куклы»



Проникновение в понятие «музыкально-поэтическое» через обращение к колыбельным песням, позволяющим познать единство музыки и жизни, и являются первыми музыкальными произведениями в жизни каждого. Отражение мира детства в музыке в опоре на творчество П.И.Чайковского. Проникновение в образы музыки, выражение характеров в движениях, при игре на простых инструментах, восприятие сказочных образов и сочинение собственных сказок, игровых ситуаций. Сказитель-композитор-творец



4.

5.12.


5.

12.12.


6.

19.12.



Здравствуй, гостья Зима!



3


«Здравствуй, гостья зима» р.н.п.

«Зимнее утро» П.И.Чайковский

из «Детского альбома»

«Времена года» П.И.Чайковский:

«На тройке. Ноябрь»

«Дед Мороз» Р.Шуман

«Метель» Г.Свиридов

«Новогодняя хороводная» А.Островский

Возможности музыки передавать красоту окружающего мира, зимней природы, радостного праздника. Сравнение образов зимы в музыке, живописи, поэзии. Инструменты симфонического оркестра. Наблюдение за сменой настроения в музыке. Передача музыкальных впечатлений в пластическом интонировании. Картины и портреты в музыке.


7.

26.12.



Новогодний огонёк


1


Музыкальная викторина

«Зимняя сказка»

Закрепление знаний, определение знакомых произведений, ассоциации и музыкально-ритмические игры детей. Совместное сочинение «Зимней сказки» и инсценировка детьми, используя загадки и стихи. Исполнение любимых новогодних песен. Выставка рисунков.

1 класс – 3 четверть «Как можно услышать
музыку?» - 9 часов


№ / Дата



Тема


Количество

часов

Репертуар


Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины


1.

15.01.


2.

22.01.




Зимняя сказка.

В мире балета.



2


Сцены из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского:

  1. Марш

  2. Танец пастушков

  3. Танец Феи Драже

  4. Китайский танец

  5. Вальс цветов

Опора на возможности музыки отображать внутренний мир человека и окружающий мир. Способность музыки выражать и рисовать. Знакомство с балетом. Введение в музыкальный язык, условное обозначение характера, темпа, мелодии, ритма, динамики, интонации. Составление цветовых графических схем, образный подход к написанию и чтению музыки. Музыка игрушек. Определение и сравнение характеров, вживание в образы и показ. Жест, движение, пластика, пантомима.


3.

29.01.


4.

5.02.




Музыкальные краски.

Детская опера.





2

Опера «Муха-Цокотуха» М.Красев:

Песенка Мухи

Песенка Пчёлки и Блошек

Хор гостей

Песенка Паука

Песенка Комара

Дуэт Мухи и Комара

Заключительный хор

Введение в мир театра. Знакомство с оперой, определение отличий от балета. Сравнение образов героев сказки, выразительная передача их характеров при исполнении песен, танцев, инсценировке. Изготовление масок, костюмов, декораций. Постановка всей оперы проходит на заключительном уроке четверти.


5.

12.02.


6.

19.02.




Масленица




2


«Масленица» р.н.п.

«Вот уж зимушка проходит!» р.н.п.

«Клоуны» Д.Кабалевский

«Февраль. Масленица» П.И.Чайковский

«Блины» р.н.п.

Обращение к народным традициям и обрядам. Знакомство с русским праздником, с его забавами, потехами, играми, весенними закличками. Масленица в народном творчестве. Сравнение образов в музыке и живописи. Петрушка и кукольный театр. Оркестр народный и симфонический. Исполнение песен с использованием инструментов шумового оркестра.


7.

6.03.


8.

13.03.




Весна – красна!



2


«Песня жаворонка» П.Чайковский

«Весёлый крестьянин» Р.Шуман

«Весенняя песня» Р.Шуман

«Весёлый колокольчик» В.Кикта

«Мама» П.И.Чайковский

«Песня о маме» О.Сандлер

«Азбука» А.Островский

Тема обновления жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. Сравнение образов весны в музыке, живописи, поэзии. Определение светлого, радостного настроения, любви и нежности в произведениях о маме. Музыка П.И.Чайковского и Р.Шумана для детей. Значение понятия «альбом». Детство великих композиторов.


9.

20.03.


Концертный зал


1


Материал четверти


Закрепление знаний, определение знакомых произведений, ассоциации и музыкально-ритмические игры детей. Развитие эмоциональности, артистизма, отзывчивости, понимания образов, переданных в музыке, размышления о них и окружающей жизни. Постановка оперы «Муха-Цокотуха».




1 класс – 4 четверть «Как можно услышать музыку
- 8 часов


№ / Дата



Тема


Количество

часов


Репертуар

Цели, задачи,

ключевые знания,

музыкальные термины


1.

2.04.


2.

9.04.


3.

16.04.




Музыкальное путешествие по странам.

Детский альбом.



3

«Детский альбом» П.И.Чайковского:

1.Русская песня

2. Камаринская

3.Старинная французская песенка

4.Итальянская песенка

5.Немецкая песенка

6.Неаполитанская песенка

«Вместе весело шагать» В.Шаинский

«Весёлые путешественники» М.Старокадомский

Определение музыки и её места, роли, значения в жизни человека. Показать возможности музыки путешествовать вместе с ней, не покидая места, на примере творчества П.И.Чайковского. Отражение в музыке народных особенностей, традиций. Танец и его виды. Разучивание и показ основных движений в танцах. Передача в танце чувств, переживаний, характера музыки. Пьеса, песня, песенка.


4.

23.04.


5.

30.04.




Музыкальные портреты.

В мире животных.




2


Сюита К.Сен-Санса «Карнавал животных»:

1.Королевский марш львов

2.Куры и петухи

3.Слоны

4.Кенгуру

5. Антилопы

6.Птичник

7.Аквариум

8. Лебедь

«Карусель» Д.Кабалевский

«Танец утят»


Музыкальное путешествие в мир животных. Возможность музыки передать настроение, движение, портрет любого животного на примере творчества К.Сен-Санса. Детство «великана». Музыкальные загадки. Разбор характера музыкального образа и сравнение его в жизни. Передача образа в пластическом движении. Изображение воды в музыке. Инструменты симфонического оркестра. Соответствие инструмента образу животного. Инсценировка песни «Карусель».


6.

7.05.


7.

14.05.




Мы в дороге

с песенкой о лете!



2


«Песенка о лете» Е.Крылатов

«Музыка» Г.Струве

«Песня жаворонка» П.Чайковский

«Вальс цветов» П.Чайковский

«Прогулка» С.Прокофьев

«Июнь. Гроза» А.Вивальди

«Здравствуй, Родина моя!» Ю.Чичков


Образы лета в музыке. Сравнительное восприятие произведений музыки, живописи, литературы. Возможности музыки передавать движение, явления и звуки природы. Детство композиторов. Творческое воплощение и импровизации детей при передаче развития образов музыки. Построение графических и цветовых схем. Инсценировка песен с использованием простых инструментов.


8.

21.05.


Концертный зал


1


Материал года


Осмысление и обобщение изученного материала за год. Восприятие, размышление, исполнение музыкальных сочинений, раскрывая смысл и возможности музыки в передаче различных оттенков настроений и переживаний человека, отражении душевного состояния.




следующая страница >>