litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Практическое занятие № 1


Тема. Частичная потеря зубов. Протезирование мостовидными протезами с опорой на штамповонные коронки.


Цель занятия. Изучить элементы окклюзии в практическом преломлении для протезирования дефектов зубных рядов мостовидными протезами, клинико-лабораторные этапы изготовления мостовидных протезов с опорой на штамповонные коронки.


Метод проведения. Групповое занятие


Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.


Обеспечение

Техническое оснащение: стоматологические установки, кресла, лотки с инструментами, наконечники, зуботехнический инструментарий, диапроектор, видеоаппаратура.

Учебные пособия: фантомы головы с верхней и нижней челюстями с искусственными зубами, наборы алмазных головок, сепарационные диски, учебники, лекции, методические указания, стенды, таблицы, слайды, видеофильмы.

Средства контроля: контрольные вопросы, задачи, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля знаний, домашнее задание.


Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия: предклинический курс терапевтической и ортопедической стоматологии, физико-химические свойства различных веществ (кафедра химии).


План занятия

1. Проверка домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Понятие о центральном соотношении челюстей, относительном физиологическом покое и межокклюзионном промежутке. Собеседование по контрольным вопросам и задачам. Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация ассистентом ортогнатического прикуса и разбор его признаков. Препарирование зубов для изготовления металлокерамического протеза. Снятие двухслойного слепка. Собеседование по учебным вопросам и задачам. Решение учебных ситуационных задач.

4. Лабораторная часть. Изготовление разборной комбинированной гипсовой модели.


5. Самостоятельная работа. Разбор признаков ортогнастического прикуса на фантомах. Препарирование зубов на фантомах под опорные штампованные коронки мостовидных протезов.

6. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

7. Решение контрольных ситуационных задач.

8. Тестовый контроль знаний

9. Задание на следующее занятие.


Аннотация

Потеря зубов вызывается различными причинами: кариесом и его осложнениями, пародонтитами, операциями по поводу различных новообразований полости рта, травмой, авитаминозами и др. Клиническая картина при частичной потере зубов многообразна и зависит от количества утраченных зубов, их положения, роли, которую они играли в функции жевания, речи, вида прикуса, состояния твердых тканей и пародонта сохранившихся зубов, времени, которое прошло с момента удаления зубов и, наконец, общего состояния больного. Ведущими симптомами в клинике частичной потери зубов являются: 1) нарушение непрерывности зубного ряда, т.е. образование его дефекта; 2) появление двух групп зубов: сохранившей антагонистов (функционирующая группа) и утратившей их (нефункционирующая группа); 3) функциональная перегрузка отдельных групп зубов; 4) вторичная деформация прикуса; 5) нарушение функции жевания, речи и эстетических норм; 6) нарушение нормальной деятельности височно-челюстного сустава и жевательных мышц.

Нарушение непрерывности зубного ряда

Нарушение непрерывности зубного ряда связано с появлением дефектов зубной дуги, под которыми следует понимать отсутствие в ней от одного до 13 зубов. Различают малые дефекты, когда отсутствуют не более 3 зубов, средние – при отсутствии от 4 до 6 зубов и большие дефекты, когда нет более 6 зубов. Дефекты могут располагаться на верхней или нижней челюсти, будучи ограниченными зубами с двух сторон (включенные) или только с одной (концевые). Первые, в свою очередь, могут быть расположены в переднем, боковом или переднебоковом отделах зубных дуг.


Разнообразие вариантов дефектов зубных дуг послужило основанием для их классификации. Однако если попытаться классифицировать дефекты с учетом их полной характеристики, включая при этом сочетание различных признаков, то окажется, что можно создать более 4 млрд. вариантов, каждый из которых будет иметь собственную характеристику. Естественно, что такие классификации не могут иметь практического применения. Наибольшее распространение получили те, которые учитывают только часть признаков. Самой распространенной из них является классификация Кеннеди.

По Кеннеди, все зубные ряды с дефектами делятся на 4 класса. К первому относятся зубные дуги с двусторонними концевыми дефектами, ко второму – зубные дуги с односторонними концевыми дефектами, к третьему – зубные ряды с включенными дефектами в боковом отделе, к четвертому – включенные дефекты переднего отдела зубной дуги. Каждый класс, кроме последнего, имеет подклассы.

При пользовании классификацией Кеннеди могут возникнуть трудности, когда в зубной дуге имеется несколько дефектов. В подобных случаях Кеннеди рекомендует следующее правило. Если в дуге имеется несколько дефектов, относящихся к различным классам, то зубную дугу следует отнести к меньшему по порядку классу. Например, при зубной формуле 00004300|00045600 имеются дефекты первого и четвертого класса. В этом случае зубная дуга относится к первому классу. При зубной формуле 8765400|00340000 в дуге имеются изъяны четвертого и второго класса. В этом случае зубной ряд относится ко второму классу.

А.И.Бетельман зубные ряды, имеющие дефекты, делит на два класса. В первый входят зубные дуги, имеющие один или несколько дефектов, но один или два из них являются концевыми. Второй класс составляют зубные ряды с включенными изъянами. Кроме того, в каждом классе он выделяет дефекты, расположенные только на одной стороне, и дефекты от удаления не более 3 зубов.

Е.И.Гавриловым предложена своя классификация дефектов зубных рядов. Особенностью ее является выделение в особую группу челюстей с одиночно сохранившимися зубами. Различают четыре группы дефектов: 1) концевые (односторонние и двусторонние) дефекты; 2) включенные (боковые – односторонние, двусторонние и передние) дефекты; 3) комбинированные; 4) челюсти, с одиночно сохранившимися зубами. Эта классификация отличается от ранее предложенных тем, что выделяет челюсти с одиночно сохранившимися зубами. Подготовка и методика протезирования таких дефектов имеют особенности, что делает целесообразным их выделение.


Заканчивая краткое описание классификации, следует отметить, что все они имеют недостатки и положительные стороны. Любая классификация облегчает изучение клиники частичной потери зубов, сокращает записи в истории болезни и, наконец, помогает взаимопониманию между врачами. Но ни одна классификация не дает точных указаний о применении того или иного протеза, ибо не в состоянии полностью отразить сложную клиническую картину частичной потери зубов вообще: вид прикуса, состояние твердых тканей и пародонта сохранившихся зубов.

Окклюзия и артикуляция

Под окклюзией понимают смыкание зубных рядов или отдельных групп зубов-антагонистов. Разнообразие форм смыкания зубных рядов сочетается с их разобщением при выполнении функций жевания, речи, глотания, дыхания и др. Чередование положений нижней челюсти может быть ритмичным или произвольным, но независимо от этого оно всегда сопровождается смещением головки нижней челюсти. Амплитуда ее движений значительно меньше, чем зубных рядов, а иногда она совершает лишь вращение вокруг оси. Однако, независимо от этого, зубные ряды синхронно перемещаются при выполнении любой функции. Это обстоятельство, как полагает Е.И.Гаврилов, дает основание использовать термин «артикуляция», заимствованный из анатомии, где он означает «сустав, сочленение», для обозначения разных положений нижней челюсти, ее движения. Так, А.Я.Катц под артикуляцией понимает всевозможные перемещения нижней челюсти по отношению к верхней, осуществляемые при помощи жевательных мышц. Таким образом, окклюзию он рассматривает как частный случай артикуляции.

Согласно данному определению, артикуляция включает не только жевательные движения нижней челюсти, но и движения во время разговора, глотания, дыхания и т.д. Поэтому Е.И. Гаврилов считает более удобным для практических целей определять артикуляцию как цепь сменяющихся друг с другом вариантов окклюзии. Это определение более конкретно, так как распространяется лишь на жевательные движения нижней челюсти.


Движения нижней челюсти при жевании совершаются не изолированно, а носят комбинированный характер, т.е. одна окклюзия сменяется другой. Объем движений нижней челюсти ограничен бугорковыми контактами, необходимыми для выполнения ее функции. Размах перемещений нижней челюсти, осуществляемый в пределах нескольких видов окклюзий, можно назвать окклюзионным полем. Это понятие близко определению артикуляции, но является более узким и может применяться для характеристики различных функций зубных рядов.

Виды окклюзии

Различают три основных вида окклюзии: центральную, переднюю и боковую (правую и левую).

Центральная окклюзия – смыкание зубных рядов при максимальном количестве контактов зубов-антагонистов. Головка нижней челюсти находится у основания ската суставного бугорка, а мышцы, приводящие нижний зубной ряд в соприкосновение с верхним (височная, собственно жевательная и медиальная крыловидная), одновременно и равномерно напряжены. Изучая центральную окклюзию, всегда следует учитывать вид прикуса.


Показания и противопоказания
к изготовлению мостовидных протезов


Показания:

1. Дефекты зубных рядов от 1 до 4 зубов во фронтальном и до 3 зубов в боковом отделах.

2. Коэффициенты опорных зубов должны быть выше или равны коэффициентам отсутствующих (Агапов, Оксман).

3. Подвижность опорных зубов допускается в пределах 2 степени.

4. Включенные дефекты зубных рядов, как исключение – концевые.

Противопоказания:

1. Отсутствие более 4 зубов во фронтальном и более 3 в боковом отделах.

2. Незапломбированные, поврежденные кариесом опорные зубы.

3. Подвижность опорных зубов более 2 степени.

4. Заболевания слизистой и пародонта.

5. Атрофия лунки корня более чем наполовину длины корня.

6. Консольные протезы в области моляров.


7. Низкие опорные коронки.

8. Включение в конструкцию опорных зубов с различной функциональной ориентацией.

Все перечисленные показания и противопоказания относительны. При выборе конструкции необходимо учитывать состояние как опорных зубов, так и их антагонистов, топографию дефектов, возраст и пол. Например, если у пациента на верхней челюсти полный съемный протез, а на нижней осталось 5-6 устойчивых зубов, но они удачно располагаются геометрически, в некоторых случаях целесообразно изготовить единый мостовидный протез с опорой на все оставшиеся зубы. Или, подключив к подвижным опорным рядомстоящие неподвижные зубы, можно расширить показания к несъемной конструкции. После санации полости рта снимаются и другие противопоказания. Некоторые пациенты, особенно женщины, при концевых дефектах зубного ряда, заканчивающихся премолярами, категорически отказываются носить съемные протезы. В этих случаях предпочтение отдается консольным конструкциям.


Клинико-лабораторные этапы
изготовления мостовидного протеза


Клиника


Зуботехническая лаборатория


1-е посещение:

Обследуют полость рта, зубы и зубные ряды. Выбирают конструкцию протезов. Препарируют опорные зубы, снимают полные слепки с верхней и нижней челюстей

1. Отливают гипсовые модели, загипсовывают их в окклюдатор. Изготовляют штампованные коронки по общепринятой методике


2-е посещение:

Оценивают качество штампованных коронок, припасовывают их на опорных зубах. Снимают полные слепки с верхней и нижней челюстей

2. Укрепляют коронки в слепке расплавленным воском, отливают гипсовые модели, загипсовывают их в окклюдатор. Моделируют тело мостовидного протеза из воска, заменяют воск на металл, спаивают с опорными коронками, отбеливают, шлифуют, полируют. При изготовлении фасеток вестибулярную поверхность тела мостовидного протеза заполняют расплавленным воском. Осуществляют моделирование, заменяют воск на пластмассу, шлифуют, полируют



3-е посещение:

Оценивают качество мостовидного протеза, припасовывают на опорных зубах, фиксируют временно на искусственный дентин




4-е посещение:

Проводят коррекцию мостовидного протеза. Фиксируют на цемент






Протезирование начинают с препарирования опорных зубов под коронки. Эта операция технически ничем не отличается от той, что проводится при протезировании дефектов зуба полной металлической коронкой. Препарирование производят под анестезией, показания к которой при данном виде протезирования встречается чаще, поскольку в большинстве случаев опорные зубы поражены кариесом (интактны) и имеют выраженную анатомическую форму.

В результате препарирования опорные зубы приобретают форму цилиндра и одновременно разобщаются с антагонистами на толщину металлической коронки. Кроме того, препарирование зубов для мостовидных протезов имеет особенности. Они заключаются в том, что опорным зубам необходимо придать параллельность, иначе мостовидный протез будет накладываться с усилием, а при сильном наклоне зубов его не удастся наложить. Протез, наложенный с усилием, вызывает наклон зубов в сторону дефекта. Возникающий травматический периодонтит в легких случаях вызывает чувство неловкости, в тяжелых – боль. При большом наклоне опорных зубов для придания им параллельности приходится сошлифовывать значительный слой тканей зуба. В ряде случаев это можно сделать только после депульпирования. При резко выраженных наклонах зубов, особенно нижнего второго моляра, следует отказаться от протезирования монолитным мостовидным протезом и применить другую специальную конструкцию.

Данная категория протезов имеет ряд недостатков:

1) припой окисляется в полости рта, приобретает темную окраску;


2) наличие в полости рта разнородных металлов (сталь, серебро, золото) в определенных условиях приводит к возникновению явления гальванизма. Поэтому рекомендуется на протезах тщательно удалять излишки припоя;

3) имеет место поломка мостовидных протезов по месту пайки;

4) трудоемкость процесса изготовления.


Схема ориентировочной основы действия при препарировании зубов на фантомах под штампованные коронки

Этапы работы


Средства и условия работы


Критерий
для самоконтроля


1


2


3


1. Возьмите фантом, закрепите его в окклюдаторе


Фантом. Окклюдатор


Фантом прочно зафиксирован


2. Возьмите лоток со стоматологическим инструментарием


Лоток, стоматологическое зеркало, угловой зонд, пинцет





3. Возьмите наконечники для бормашины


Прямой наконечник





4. Возьмите набор боров и алмазных головок, сепарационные диски для прямого наконечника


Боры, алмазные головки, сепарационные диски





1


2

3


5. Включите в электросеть бормашину и проверьте работу микромотора


Портативная бормашина с микромотором


Отсутствие вибрации и посторонних шумов


6. Соедините наконечник с микромотором и включите бормашину








7. Вставьте сепарационный диск в наконечник,проверьте его фиксацию и, включив бормашину, проверьте направление вращения диска


Портативная бормашина с микромотором


Сепарационный диск вращается по «часовой стрелке» и не выпадает из наконечника


8. Сепарация – отделение зуба от рядомстоящего с помощью сепарационных дисков


Портативная бормашина с микромотором, сепарационные диски (алмазная стружка нанесена на них с одной стороны), фантом, прямой наконечник


Отсутствие контакта препарируемого зуба с апроксимальных поверхностей, стенки их отвесны


9. Разобщаем зубы-антагонисты на толщину будущей коронки с помощью фасонных и алмазных головок, стараясь сохранить контуры анатомической формы жевательных зубов. У верхних фронтальных зубов удаляют также режущий край


Портативная бормашина с микромотором, фантом, прямой наконечник, фасонные и алмазные головки


Бугры стачивают на 0,3 мм. Достаточность препаровки проверяют с помощью копировальной бумаги, свернутой в 16 слоев

10. Сошлифовывание экватора зуба с вестибулярной и оральной сторон с помощью карборундовых камней разного диаметра и формы



То же и карборундовые камни


Цилиндрическая форма культи зуба. Диаметр в области режущего края должен соответствовать диаметру в области шейки зуба


11. Закругление острых выступов и углов, используя для этого алмазные или фасонные головки


Алмазные или фасонные головки







Контрольные вопросы

1. Дайте классификацию дефектов зубных рядов по Гаврилову.

2. Дайте классификацию дефектов зубных рядов по Кеннеди.

3. Определение «артикуляция» и «окклюзия».

4. Виды окклюзии.

5. Признаки центральной и боковой окклюзии.

6. Состояние относительного покоя нижней челюсти.

7. Назовите показания и противопоказания к протезированию дефектов зубных рядов мостовидными протезами с опорой на штампованные коронки.

8. Перечислите клинико-лабораторные этапы изготовления мостовидных протезов с опорой на штампованные коронки.

9. Особенности препарирования опорных зубов при изготовлении мостовидных протезов с опорой на штампованные коронки.

10. Назовите недостатки протезирования дефектов зубных рядов мостовидными протезами с опорой на штампованные коронки.


Контрольные задачи

Задача 1. Перечислите основные признаки центральной окклюзии при ортогнатическом прикусе:


1. Бугорковый контакт между зубами





2. Множественный фиссурно-бугорковый контакт



3. Контакт между режущими краями передней группы зубов





4. Контакт передних зубов и отсутствие смыкания боковых зубов





5. Все, перечисленное выше, неверно






Задача 2. Дайте определение окклюзии. Окклюзия – это:


1. Частный случай артикуляции, когда зубы находятся в контакте





2. Все возможные перемещения нижней челюсти





3. Разобщение зубных рядов





4. Состояние относительного физиологического покоя





5. Все, перечисленное выше, неверно






Задача 3. Дайте определение артикуляции. Артикуляция – это:


1. Центральная окклюзия





2. Передняя окклюзия





3. Боковая окклюзия




4. Все возможные положения и перемещения нижней челюсти по отношению к верхней






5. Все, перечисленное выше, верно





Задача 4. Дайте определение передней окклюзии:


1. Смещение нижней челюсти вправо





2. Смещение нижней челюсти влево





3. Несовпадение средней линии между верхними и нижними резцами





4. Выдвижение нижней челюсти вперед, совпадение средней линии между центральными резцами





5. Все, перечисленное выше, неверно






Задача 5. При смыкании зубов в центральной окклюзии по одному антагонисту имеют:


1. Верхние резцы





2. Нижние клыки





3. Верхние моляры





4. Нижние моляры





5. Верхние восьмые зубы и нижние центральные резцы




Задача 6. Артикулятор – это аппарат:


1. Позволяющий воспроизвести все движения нижней челюсти





2. Воспроизводящий только смыкание и размыкание челюстей





3. Для определения центральной окклюзии





4. Применяется для определения соотношения верхнего, среднего и нижнего отделов лица





5. Все, перечисленное, неверно






Задача 7. Окклюдатор – это аппарат:


1. Применяющийся для определения соотношения верхнего, среднего и нижнего отдела лица





2. Воспроизводящий только смыкание и размыкание челюстей





3. Позволяющий воспроизвести все движения нижней челюсти





4. Для определения центральной окклюзии





5. Все, перечисленное выше, неверно






Задача 8. Что такое окклюзионная кривая?

1. Это линия, проведенная по проекции верхушек корней зубов





2. Это линия, простирающаяся по режущим краям фронтальных зубов





3. Это линия, проведенная по режущим краям фронтальных зубов и жевательным поверхностям премоляров и моляров





4. Это линия, проведенная от козелка уха до угла крыла носа





Задача 9. Что такое базальная дуга?


1. Это кривая, проходящая по экватору всех групп зубов





2. Это кривая, проходящая по режущему краю фронтальных зубов и жевательным поверхностям премоляров и моляров





3. Это кривая, проходящая по проекции верхушек корней зубов на наружную поверхность верхней или нижней челюсти





4. Это кривая, проходящая по режущему края фронтальных зубов





5. Это кривая, проходящая по жевательным поверхностям премоляров и моляров






Задача 10. Что называется штамповано-паяным мостовидным протезом?

1. Консольный мостовидный протез (литой)






2. Несъемный протез, в котором тело припаяно к опорным частям





3. Промежуточная часть мостовидного протеза, отлитая из металла





4. Штампованная коронка





5. Несъемный мостовидный протез, в котором опорные части и тело отлиты из металла







Ситуационные задачи

Учебные

1. Пациент Б. обратился в ортопедическое отделение стоматологической поликлиники с целью протезирования дефектов зубного ряда нижней челюсти в боковом отделе, ограниченного с одной стороны 34, с другой 37 зубами и фронтальном отделе, ограниченного с одной стороны 42, с другой 33 зубами. Поставьте диагноз. К какому классу по классификации Кеннеди относится данный дефект зубного ряда?

2. В ортопедическое отделение стоматологической поликлиники обратился пациент З. с целью протезирования дефекта зубного ряда нижней челюсти во фронтальном отделе, ограниченного с одной стороны 33, с другой 35 зубами. Возможно ли протезирование мостовидного протеза? Ответ обоснуйте.

3. При изготовлении мостовидного протеза с опорой на 35 и 37 зубы, после изготовления коронок, врачом был получен частичный оттиск с зубного ряда в области дефекта, который отвечает всем клиническим требованиям, и передан технику для изготовления промежуточной части мостовидного протеза. Допущена ли ошибка врачом? Ответ поясните.

4. Больной М. обратился в ортопедическое отделение стоматологической поликлиники с целью протезирования с дефектом зубного ряда в боковом отделе нижней челюсти, ограниченного дистально 37 зубом и медиально 33 зубом, но 33 зуб имеет подвижность II степени. Врачом принято решение изготовить мостовидный протез с опорой на штампованные коронки для замещения данного дефекта. Какие зубы необходимо использовать в качестве опоры мостовидного протеза в данном случае? Ответ обоснуйте.


5. Больной А. обратился в клинику ортопедической стоматологии с целью протезирования с множественным дефектом зубного ряда нижней челюсти. Во фронтальном отделе дефект ограничен 42 и 33 зубами, в боковом отделе слева имеется концевой дефект, ограниченный 35 зубом и справа включенный дефект, ограниченный медиально 44 зубом и дистально 47 зубом. Ваш диагноз? Какова ваша тактика.

6. Пациентке Н. был изготовлен мостовидный протез с опорой на 34 и 36 зубы с касательным типом промежуточной части мостовидного протеза по отношению к альвеолярному отростку. Промежуточная часть плотно прилегает к слизистой оболочке альвеолярного отростка. Правильно ли изготовлен мостовидный протез? Ответ поясните.

7. В ортопедическое отделение стоматологической поликлиники обратился пациент С. с жалобами на поломку мостовидного протеза у дистальной коронки в области места пайки. Назовите причину поломки протеза. Какова ваша тактика?

8. После изготовления штампованных коронок на опорные зубы мостовидного протеза зубной техник сразу отмоделировал и облил промежуточную часть мостовидного протеза и осуществил пайку ее к опорным коронкам, после чего передал готовый мостовидный протез в клинику для фиксации протеза в полости рта. Допущена ли ошибка при изготовлении мостовидного протеза?

9. В клинику ортопедической стоматологии обратился пациент К. с целью протезирования с дефектом зубного ряда верхней челюсти в боковом отделе, ограниченный с одной стороны 23 и с другой стороны 28 зубами. Врач принял решение изготовить мостовидный протез для замещения данного дефекта зубного ряда. Дайте оценку выбранной тактике врача.

10. Больная М. обратилась в клинику ортопедической стоматологии с целью протезирования. В полости рта на нижней челюсти во фронтальном отделе имеется дефект зубного ряда, ограниченный 31 и 33 зубами и в боковом 34 и 37 зубами. Поставьте диагноз. К какому классу по классификации Кеннеди и Гаврилова относится этот дефект зубного ряда?



Контрольные

1. Пациенту Б. был изготовлен мостовидный протез с опорой на 13 и 15 зубы с касательным типом промежуточной части к альвеолярному отростку. Промежуточная часть мостовидного протеза плотно прилегает к альвеолярному отростку. Дайте оценку качества данного протеза.

2. В ортопедическое отделение стоматологической поликлиники обратился пациент В. с жалобами на потемнение мостовидного протеза в местах пайки через год после его приготовления. Назовите причины осложнения и меры его профилактики.

3. После изготовления штампованных коронок на опорные зубы зубной техник сразу отмоделировал и отлил промежуточную часть мостовидного протеза и осуществил пайку ее к опорным коронкам, после чего передал протез в клинику для примерки и припасовки в полости рта. Нарушена ли технология изготовления мостовидного протеза? Ответ поясните.

4. Пациент Ц. обратился в ортопедическое отделение стоматологической поликлиники с целью протезирования дефекта зубного ряда верхней челюсти в боковом отделе, ограниченного с одной стороны 13, с другой 16 зубом и фронтальном отделе, ограниченного с одной стороны 12 зубом и с другой стороны 23 зубом. Ваш диагноз? К какому классу относится данный дефект зубного ряда по классификации Кеннеди? Ваша тактика.

5. В клинику ортопедической стоматологии обратился пациент К. с целью протезирования с дефектом зубного ряда нижней челюсти в боковом отделе, ограниченный с одной стороны 43 и дистальной стороны – 48 зубами. Врачом принято решение изготовить мостовидный протез для замещение этого дефекта зубного ряда. Верна ли тактика врача? Ответ поясните.

6. В ортопедическое отделение стоматологической поликлиники обратился пациент Д. с целью протезирования дефекта зубного ряда во фронтальном отделе, ограниченного с одной стороны 13, с другой 24 зубами. Возможно ли изготовление мостовидного протеза в данном случае? Ответ поясните.

7. Больной Ц. обратился в клинику ортопедической поликлиники с целью протезирования. Объективно: в полости рта на верхней челюсти во фронтальном отделе имеется дефект зубного ряда, ограниченный 11 и 13 зубами и в боковом отделе 24 и 27 зубами. Поставьте диагноз. К какому классу по классификации Гаврилова относится этот дефект зубного ряда? Назовите методы восстановления зубного ряда.


8. Больной К. обратился в ортопедическое отделение стоматологической поликлиники с целью протезирования с дефектом зубного ряда в боковом отделе верхней челюсти, ограниченного дистально 17 зубом и медиально 14 зубом, но 14 зуб имеет подвижность II-й степени. Врачом принято решение изготовить мостовидный протез с опорой на штампованные коронки для замещения данного дефекта. Какие зубы необходимо использовать в качестве опоры мостовидного протеза в этом случае? Ответ обоснуйте.

9. При изготовлении мостовидного протеза с опорой на 15 и 17 зубы, после приготовления коронок, врачом был получен частичный рабочий оттиск зубного ряда в области дефекта, который отвечает всем клиническим требованиям, и передан технику для изготовления промежуточной части мостовидного протеза. Допущена ли ошибка? Дайте вашу оценку действиям врача.

10. Больной Ш. обратился в ортопедическое отделение стоматологической поликлиники с целью протезирования множественных дефектов зубного ряда верхней челюсти. Во фронтальном отделе дефект ограничен 11 и 13 зубами, в боковом отделе справа имеется концевой дефект, ограниченный 15 зубом и слева – включенный дефект, ограниченный медиально 24 зубом и дистально 27 зубом. Поставьте диагноз. Какова ваша тактика?


Тестовый контроль знаний

1. Артикуляция – это:

а) центральная окклюзия;

б) боковая окклюзия;

в) передняя окклюзия;

г) все возможные положения и перемещения нижней челюсти по отношению к верхней;

д) все, перечисленное, верно.

2. Окклюзия – это:

а) все возможные перемещения нижней челюсти;

б) частный случай артикуляции, когда зубы находятся в контакте;

в) разобщение зубных рядов;

г) состояние относительного физиологического покоя;

д) все, перечисленное выше, неверно.

3. Основным признаком центральной окклюзии при ортогнатическом прикусе является наличие:


а) бугоркового контакта между зубами;

б) контакта между режущими краями передней группы зубов;

в) множественного фиссурно-бугоркового контакта;

г) контакт передних зубов и отсутствие смыкания боковых;

д) все, перечисленное выше, неверно.

4. Окклюдатор – аппарат:

а) позволяющий воспроизвести все движения нижней челюсти;

б) воспроизводящий только смыкание и размыкание челюстей;

в) применяющийся для определения соотношения верхнего, среднего и нижнего отдела лица;

г) для определения центральной окклюзии;

д) все, перечисленное, неверно.

5. Артикулятор – это аппарат:

а) воспроизводящий только смыкание и размыкание челюстей;

б) позволяющий воспроизвести все движения нижней челюсти;

в) применяется для определения соотношения верхнего, среднего и нижнего отделов лица;

г) для определения центральной окклюзии;

д) все, перечисленное, неверно.

6. При смыкании зубов в центральной окклюзии по одному антогонисту имеют:

а) верхние моляры;

б) нижние моляры;

в) верхние резцы;

г) нижние клыки;

д) верхние восьмые зубы и нижние центральные резцы.

7. Передняя окклюзия – это:

а) выдвижение нижней челюсти вперед, совпадение средней линии между центральными резцами;

б) несовпадение средней линии между верхними и нижними резцами;

в) смещение нижней челюсти вправо;

г) смещение нижней челюсти влево;

д) все, перечисленное выше, неверно.

8. Базальная дуга (апикальный базис) – кривая, проходящая:

а) по режущему краю фронтальных зубов и жевательным поверхностям премоляров и моляров;

б) по экватору всех групп зубов;

в) по проекции верхушек корней зубов на наружную поверхность верхней или нижней челюсти;


г) по режущему краю фронтальных зубов;

д) по жевательным поверхностям премоляров и моляров.

9. Окклюзионная кривая – это воображаемая линия:

а) простирающаяся по режущим краям фронтальных зубов;

б) по режущим краям фронтальных зубов и жевательным поверхностям премоляров и моляров;

в) по проекции верхушек корней зубов;

г) проведенная от козелка уха до угла крыла носа;

д) по жевательной поверхности премоляров и моляров.

10. Штамповано-паяным мостовидным протезом называется:

а) несъемный мостовидный протез, в котором опорные части и тело отлиты из металла;

б) консольный мостовидный протез (литой);

в) промежуточная часть мостовидного протеза, отлитая из металла;

г) несъемный протез, в котором тело припаяно к опорным частям;

д) штампованная коронка.


Домашнее задание:

а) выписать классификацию зубных рядов по Кеннеди и Гаврилову;

б) перечислить клинико-лабораторные этапы изготовления полного мостовидного протеза с опорой на металлические коронки;

в) написать основные конструкционные элементы мостовидного протеза;

г) решить контрольные задачи.


Литература

Основная

1. Базикян Э.А. Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Э.А. Базикяна. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 181-201, 683-694.

2. Коновалов А.И., Курякина Н.В., Митин Н.Е. Фантомный курс ортопедической стоматологии / под ред. проф. В.Н. Трезубова. – М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Изд-во НГМА, 1999.

3. Ортопедическая стоматология: учебник / под ред. В.А. Копейкина, М.З. Миргазизова. Изд-е 2-е, доп. – М.: Медицина, 2001.

4. Скорикова Л.А., Волков В.А., Баженова Н.П., Лапина Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.


5. Трезубов В.Н. Ортопедическая стоматология. Пропедевтика и основы частного курса: Учебник для студентов / В.Н. Трезубов, А.С. Щербаков, Л.М. Мишнев; Под ред. з.д.н. России, проф. В.Н. Трезубова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – С. 264-272.

6. Пожарицкая М.М., Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология (учеб. лит. для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов). – М.: Медицина, 2004. – 304 с.

7. Щербаков А.С., Гаврилов Е.И., Трезубов В.Н., Жулеев Е.Н. Ортопедическая стоматология: учебник. 5-е из-е, стереотипное, испр. – СПб: Фолиант, 1999.


Дополнительная

1. Марков Б.П., Лебеденко И.Ю., Еричев В.В. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии. Часть II. – М.: ГОУВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

2. Марков Б.П., Лебеденко И.Ю., Еричев  В.В. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии. Часть III. – М.: ГОУВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

3. Моторкина Т.В. Классификации в ортопедической стоматологии / Т.В. Моторкина и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 27-34.

4. Руководство по ортопедической стоматологии / под ред. В.Н. Копейкина. – М.: Медицина, 1993.

5. Тестовые задания для контроля уровня знаний по пропедевтике стоматологических заболеваний / под ред. проф. М.М. Пожарицкой. – М.: ГОУВУНМЦ МЗ РФ,1999.


Практическое занятие № 2



следующая страница >>