litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6



УДК 378:137.013.1 На правах рукописи


КАБЫЛБЕКОВА ЗАУРЕТ БЕРДИКУЛОВНА


Теоретико-методологические основы формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук


13.00.01- Общая педагогика, история педагогики

и образования, этнопедагогика


Республика Казахстан

Шымкент, 2010

Работа выполнена в Южно-Казахстанском государственном университете

им. М.О.Ауезова


Научный консультант доктор педагогических наук,

профессор Сарыбеков М.Н.


Официальные оппоненты доктор педагогических наук,

Профессор Ким В.А.


доктор педагогических наук,

профессор Сайидахмедов Н.С.


доктор педагогических наук,

профессор Калюжный А.А.


Ведущая организация Казахский национальный

педагогический университет им. Абая


Защита состоится «____»_____________2010 г. в _____часов на заседании диссертационного совета Д. 14.20.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Южно-Казахстанском государственном университете им. М.О.Ауезова по адресу: 160012, г.Шымкент, пр.Тауке-хана, 5, ауд. 342.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южно-Казахстанского государственного университета им. М.О.Ауезова (160012, г. Шымкент, пр.Тауке-хана, 5, 2 этаж).


Автореферат разослан «____»____________2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Жолдасбекова С.А.





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На протяжении многих веков на исторической Земле казахов перекрещивались судьбы многих народов - носителей различных культур, религий и традиций. В результате сложилась уникальная ситуация, когда вместе с титульным этносом в нашей республике мирно уживаются представители свыше 140 этносов и 40 конфессий. Современное полиэтничное общество требует от демократического государства решения принципиальной задачи – целостности политического образования при росте культурных различий. Для казахстанского общества данная проблема имеет важное прикладное значение в плане поиска путей поддержания социальной стабильности и межэтнического согласия.


Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории» выдвигает следующие цели казахстанской государственной политики:

- формирование новой культурно-цивилизационной целостности на основе синтеза культур, основанной на диалоге национально-культурных систем;

- необходимость превращения полиэтничности общества в устойчивый консолидирующий фактор.

Казахстанское государство стремится проводить сбалансированную национальную политику, направленную на обеспечение толерантности, межкультурного и межэтнического согласия. Для реализации данной цели был учрежден соответствующий институт - Ассамблея народа Казахстана, разработана и претворяется в жизнь программа «Культурное наследие», обеспечивается государственная поддержка национально – культурных центров. Такая направленность внутренней политики государства имеет большое значение для воспитания молодежи, овладевшей культурой, духовными традициями как своего этноса, так и элементов общечеловеческой культуры, духовности и толерантности. Благоприятное развитие этого процесса может послужить и более успешной интеграции представителей различных этносов в общеказахстанское социокультурное сообщество.

Жизнедеятельность страны с ее народом, полиэтническому по составу, в условиях обновляющегося мира и процессов глобализации, все большего взаимопроникновения, взаимоотношения и диалога культур, идей может быть тем активнее, чем более подрастающее поколение будет носителем как национальной, так и общечеловеческой культуры и духовности. В этой связи задача воспитания толерантной личности школьника ныне приобретает все большую актуальность.

Тем не менее, сфера национальных отношений, межэтническая напряженность является онтологическим атрибутом социальной системы. Рост влияния культурной парадигмы на развитие демократического общества создает дополнительную напряженность в данной сфере.

В современном обществе происходит существенное обновление системы образования, которое не только готовит будущих специалистов, но и учит молодежь нести ответственность за себя, свои поступки, строить гармоничные отношения с собой, другими людьми, с миром. Казахстан - страна многонациональная, этнически многообразная, поэтому на первый план выдвигается потребность формирования у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.


Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности. Обществом остро востребованы личности, способные проявить готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к инакомыслию, осмыслению уникальности единства и многообразия культур. Все это не может оставаться без внимания науки и обусловливает всплеск теоретических и прикладных исследований по проблемам толерантности. Воспитание личности, обладающей толерантностью, является одной из важнейших социально – педагогических проблем.

Поликультурное государство, каким является Казахстан, своими добрососедскими отношениями, веротерпимостью декларирует на практике принципы толерантности, провозглашенные действенным средством урегулирования межэтнических конфликтов.

В педагогической науке внимание акцентируется на отдельных аспектах формирования толерантных качеств у подрастающего поколения. Решение этой задачи требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение проблем воспитания и развития человека, не только обладающего комплексом знаний, умений и навыков, но и способного адаптироваться к полиэтнической среде, приобщаться к гуманистическим идеям и традициям. Это чрезвычайно важно для воспитания личности, способной проявить готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к инакомыслию, основанных на моральных ценностях, что в значительной степени активизирует процесс социализации личности, способствует продуктивному социальному взаимодействию.

Таким образом, вопрос о формировании культуры толерантного общения, являющегося залогом успешной социализации, выступает и как условие успешного развития общества, и как социальный заказ в сфере образования.

Поэтому возникает необходимость в разработке концепции формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ на основе изучения этнической культуры народов, проживающих на одной территории, как основного фактора их интенсивного развития и духовного взаимообогащения.


В процессе исследовательской работы мы обратились к трудам выдающихся представителей казахского просвещения в лице А.Кунанбаева, Ч.Валиханова, И.Алтынсарина и казахской интеллигенции начала ХХ-века – Ж.Аймауытова, А.Байтурсынова, М.Жумабаева и других деятелей науки и культуры, которые акцентировали внимание на национально - ориентированном характере обучения в историческом аспекте и, осознавая важность этой проблемы, старались решить ее в рамках своего времени.

Базовыми для нашего исследования являются исследования З.Т. Абетовой, А.Г. Асмолова, О.С.Анисимова, Н.М.Борытко, С.Н.Глазачева, Ж..Ж.Картбаевой, Н.М.Кудиновой, Ш.М.Мухтаровой, Н.Н.Подобед, Т.И.Шульги, а также работы Г. Н. Волкова и др.

Важный вклад в разработку теоретико-методологических проблем гармонизации национальных отношений внесли труды казахстанских философов, политологов, социологов, педагогов. Различные аспекты межнациональных отношений в полиэтническом обществе, проблемы демократизации казахстанской политической системы рассмотрены в трудах: Ж.М.Абдильдина, А.Н.Нысанбаева, Р.Б.Абсаттарова, Г.К.Абдукаликовой, Б.Б.Абдыгалиева, А.А.Айталы, М.М.Аренова, М.А.Арынова, А.Гладова, Л.А.Байдельдина, Н.Ж.Байтеновой, Ф.К.Бисенбаева, Т.К.Бурбаева, В.Ю.Дунаева, Ж.Ж. Наурызбая, Г.Исмухановой, Р.К.Кадыржанова, А.С.Калмырзаева, А.С.Калмырзаева, Ж.А.Касимовой, А.Г.Косиченко, А.К.Котова, В.Д.Курганской, А.Кодар, К.Е.Кушербаева, Ж.У.Кыдыралиной, К.Ж.Каракулова, А.Т.Малаевой, Г.В.Малинина, К.М.Марданова, Ж.Ж.Молдабекова, М.Касымбекова, Г.Д.Нарбековой, К.Нарибаева, Д.С.Нарметовой, К.Ш.Нурлановой, Д.Н Нурманбетовой, З.Н.Сарсенбаевой, Т.С.Сарсенбаева, Г.К. Шалабаевой, З.К.Шаукеновой, Р.А.Нуртазиной, Н.В.Романовой, М.М.Сужикова и других.

Неоценимый вклад в развитие теории этноса и межэтнических отношений внесла психологическая наука. Этнопсихологическая школа, рассматривающая проблемы соотношения психологии и культуры, известна именами ученых: Э.Г.Александренкова, А.С.Баронина, Р.Бенедикт, В.С.Выготского, А.Н.Лентьева, И.С.Кона, С.И.Королева, В.Г.Крысько, Н.М.Лебедовой, Т.Г.Стефаненко, Дж.Хонигман, В.Ю.Хотинец и др. Этнопсихологическим проблемам в Казахстане посвящены работы О.Х.Аймагамбетовой, Б.А.Амировой, Н.Д.Джандильдина, К.Б.Жарикбаева, Н.Е.Еликбаева и др.


Огромное значение для сопоставительно-сравнительного анализа в аспекте рассматриваемой проблемы имеют труды ученых ближнего и дальнего зарубежья (И.В.Балицкая, Н.Беккер, Б.Л.Вульфсон, О.К.Гаганова, А.Н.Джуринский, З.А.Малькова. К.Д.Салимова, Т.В.Тоболина, М.Федулло, Цао Ян, В.И.Юдин и др.).

Отдельные аспекты проблемы формирования толерантности были рассмотрены в этнопедагогических и этнокультурных исследованиях ученых в следующем контексте: их генезиса (К.Б. Жарикбаев, С.К.Калиев, С.А.Узакбаева, К.К Шалгынбаева и др.), теории и методологии (М.Х.Балтабаев, С.Габбасова, Ш.И.Джанзакова, М.Е.Ержанов, Е.О.Жуматаева, К.Ж.Кожахметова, Ж.Ж.Наурызбай, К.А.Оразбекова, Р.К.Толеубекова), концептуальных подходов, образовательных и воспитательных возможностей этнокультуры (Б.Е.Каирова, С.С Кулмаганбетова, Р.Б.Маженова, Г.К.Тлеужанова, Т.М.Шакирова и др.), проблемы формирования поликультурной личности, межнационального общения, национального самосознания, межэтнической социализации личности (Л.А.Байсерке, Е.З.Батталханов, Ж.Х.Кендирбекова, Л.В.Колесникова, Ш.М.Мухтарова, Ж.Н.Шайгозова и др.), сравнительно- сопоставительные аспекты этнического воспитания и образования в разных странах (Б.А.Жетписбаева, О.Я.Сулейманова, Г.Н.Рамашова), формирование этнопедагогической компетентности учителя (К.Ф.Аубакирова).

Определенный интерес в плане изучаемой проблемы представдяют труды ученых, рассматривающих различные аспекты казахской народной педагогики (Ж.Асанов, А.А.Аманжолова, К.Б.Болеев, Л.К.Болеева, Л.А.Булетова, К.Е.Ибраева, А.А.Калыбекова, Н.М.Кошеров, А.С.Магауова, А.Табылдиев и др.).

Воспитание толерантного поведения должно начинаться с самого раннего возраста. Но особое внимание к его организации должно проявляться, на наш взгляд, в подростковом возрасте, в период становления самостоятельной личности, формирования высоконравственных качеств, освоения различных социальных ролей, нацеленности сознания на личностные реформы. Реформирование системы среднего образования проводится на основе концептуальных положений, нашедших свое отражение в Государственной программе развития образования до 2015 года, концепции перехода на 12-летнее образование, Государственная программа образования на 2011-2020г.г. Одно из них - переход на компетентностную модель образования, где базовыми компетенциями выпускника школы определены коммуникативная и социальная компетенции, что подразумевает готовность учащихся к социальному взаимодействию.


В целом, проведенный анализ исследований свидетельствует о том, что в современной педагогической науке всестороннему изучению проблемы формирования этнической толерантности у школьников в процессе поликультурного образования уделялось недос­таточно внимания, что и определяет актуальность нашего исследо­вания.

Следует отметить, что в со­временных условиях возрастает значимость осознания и оценки толерантности, как необходимого аспекта воспитанности человека. Основным вектором такого решения является педагогическая деятельность, направленная на развитие гармоничных отношений среди детей, принадлежащих к различным этническим общностям и специфическим социальным группам.

В этой связи исследование обусловлено необходимостью разрешения следующих основных противоречий между:

- потребностью социума в формировании этнической толерантности личности и необходимостью разработки теоретической и методологической базы данного феномена в системе воспитания школьников;

- необходимостью включения духовных ценностей культуры различных этносов, проживающих на дан­ной территории в национально - региональный компонент государственного стандарта образования и консервативными взглядами на педагогический потенциал этнической культуры;

- необходимостью развития этнической толерантности учащихся в учебно-воспитательном процессе школы и неподготовленностью учителей к целенаправленной педагогической деятельности по формированию этнотолерантных качеств личности.

Перечисленные обстоятельства обусловили актуальность и выбор темы исследования: «Теоретико-методологические основы формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ», а также позволили определить его объект, предмет и обозначить содержательную структуру исследования.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – формирование этнической толерантности у учащихся в условиях общеобразовательной школы.


В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ будет более эффективным, если:

- этот процесс построен на совокупности теоретико- методологических положений, определяющих основы формирования этнической толерантности у детей школьного возраста в процессе поликультурного образования и отра­жающих идею реализации онтологического подхода в педагогике;

- учитывается эффективность и регулятивная функция этнической культуры как фактора формирования этнической толерантности учащихся общеобразовательных школ;

- формирование этнической толерантности учащихся осуществляется на основе разработки последовательных этапов и психолого-педагогических условий;

- систематически проводится мониторинг воспитанности учащихся по определенным критериям, показывающим уровень сформированности этничес­кой толерантности на основе изучения этнической культуры народов Казахстана;

- подготовка учителя к работе в полиэтнической школе осуществляется с учетом специфики педагогического руководства процессом формирования этнической толерантности учащихся общеобразовательных школ.

Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективной технологии формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

- раскрыть и обосновать совокупность теоретико-методологических положений, определяющих основы формирования этнической толерантности у детей школьного возраста в процессе поликультурного образования;

- обосновать сущность этнической культуры народов как фактора формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ;

- разработать концептуальные подходы, стратегию изучения проблемы формирования этнической толерантности учащихся;


- разработать концептуальную модель формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ, основные критерии и уровни проявления этнической толерантности;

- определить психолого-педагогические условия для формирования этнической толерантности у школьников на основе изучения этнической культуры народов Казахстана;

- выявить и экспериментально обосновать технологию, этапы формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ;

- обосновать необходимость целенаправленной подготовки учителя к работе в полиэтнической школе с учетом специфики осуществления педагогического руководства процессом формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ.

Ведущая идея заключается в том, что формирование этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ в полиэтническом обществе происходит в процессе интериоризации этносоциальных ценностей культуры народов Казахстана и реализации в учебно-воспитательном процессе диалога культур при субъект-объектном и субьект-субъектном взаимодействии.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения отечест­венной и зарубежной философии, психологии, педагогики, социологии и культурологии, в которых фе­номен толерантности личности рассматривается как развивающееся динамиче­ское образование. Важным также является положение науки о всеобщей связи явлений окружающего мира; о целесообразной, творческой и деятельной сущности личности, познающей и преобразующей мир и самого себя; о соотношении частного, особенного и единичного; а также онтологический, гносео­логический, аксиологический, культурологический подходы в изучении и ана­лизе педагогических явлений в процессе формирования этнотолерантного сознания школьников на основе изучения культуры народов в поликультурном обществе. Сложная природа и противоречивый характер становления этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ требует опоры на систему принципов толерантности.


В процессе исследования в соответствии с его целями и задачами применялись теоретические, эмпирические и социологические методы исследова­ния:

- изучение и теоретический анализ историко-педагогической, философской, психолого-педагогической, этнокультурологической, методической, зару­бежной и отечественной литературы по выявлению уровня разработанности проблемы; анализ учебно-методической документации (учебных планов, программ, учебных пособий и др.); метод теоретического моделирования процесса формирования этни­ческой толерантности учащихся школ в процессе изучения культуры этноса в на­ционально - региональном компоненте общего среднего образования; метод конструирования информационно-педагогических технологий на основе целевого отбора содержания, форм, средств и активных методов органи­зации обучения и воспитания школьников;

- наблюдение и анализ процесса формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ, анкетирование и ин­тервьюирование школьников, учителей, родителей;

- по окончании эксперимента использовались методы обработки экспериментальных данных, анализ и обобщение полученных результатов. База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательных средних школ №46, № 3 им.Улугбека, школы-гимназии № 26 им.Жамбыла г. Шымкента, №4 г. Ленгера Толебийского района, №12 им. Сатпаева г. Туркестана, средней школы «Болашак», средней школы им. К.Сатпаева Казыгуртского района, №15 Сайрамского района ЮКО, средней школы им.Макаренко с.Турксиб Джамбульской области, Департамента по защите прав детей ЮКО, Южно-Казахстанского Межэтнического культурного центра «Ынтымак». На разных этапах исследования и в различных видах опытно-экспериментальной работы приняли участие 700 школьников и 119 взрослых (учителя, воспитатели, родители, руководители кружков и спортивных секций, студенты педагогических специальностей вузов).

Процедура и этапы исследования:


Первый этап (2004-2006 гг.) – поисковый. На данном этапе изучалось состояние проблемы в теории и практике развития образования, учитывающее формирование этнотолерантных качеств у учащихся школ. Проанализированы зарубежные и отечественные литературные источни­ки по исследуемой проблеме, работы, освещающие общие и специальные вопросы теории и методологии формирования этнической толерантности, накоплен эмпирический материал. Это позволило обосновать теоретико- методологические основы исследования, сформулировать гипотезу, разработать методику исследования, сконструировать концептуальную модель формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ, подготовить монографию «Педагогические аспекты воспитания поликультурной толерантной личности школьника».

Второй этап (2006-2008 гг.) – экспериментально-аналитический. На этом этапе продолжалось обоснование концепции исследования, определялась экспериментальная база, выявлялись критерии, уровни и показатели сформированности этнической толерантности у детей школьного возраста; экспериментально обосновывались технологии, этапы и психолого-педагогических условия формирования этнической толерантности учащихся общеобразовательных школ. Осуществлялось преподавание спецкурса «Воспитание толерантной личности школьника в современных условиях», внедрялись программа развития эмоциональной сферы «Все мы разные», программа «Формирование этнической толерантности школьника», были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, проанализированы их результаты.

Третий этап (2008-2010 гг.) – теоретико-методологический. На основе анализа полученных данных сформулированы выводы опытно- экспериментальной работы, интерпретированы результаты исследования, систематизированы материалы эксперимента для внедрения в практику работы школы, разработаны рекомендации. Завершено литературное оформление результатов исследования в виде докторской диссертации.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость состоят в том, что:


- обоснован потенциал и регулятивная функция этнической культуры народов региона как фактора формирования этнической толерантности у школьников;

- разработаны теоретико-методологическая основы формирования этнической толерантности у школьников на основе изучения объектов и явлений этнической культуры, отражающая идею реализации онтологического подхода в педагогике;

- теоретически обоснованы тенденции и за­кономерности формирования этнической толерантности у школьников, предусматривающие все горизонтальные и вертикальные уровни субъект-объектного взаимодействия, реализующиеся в принципах толерантности;

- разработаны концептуальные подходы и стратегии изучения проблемы формирования этнической толерантности школьников;

- обоснованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность функционирование концептуальной модели формирования этнической толерантности у школь­ников;

- выявлена и экспериментально обоснована методика подготовки учителя к формированию этнической толерантности школьников;

- экспериментально проверена результативность использования педагогических технологий, форм, методов и средств формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ.

Достоверность и обоснованность полученных научных выводов обеспечены методологической обоснованностью исследования, включающего фило­софские, психологические, педагогичемкие, социологические и этнокультурные подходы к проблеме формирования этнической толерантности учащихся школ в процессе изучения культуры этносов, применением комплекса разнообразных методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полу­ченных на разных этапах исследования.

Практическая значимость исследования:

- создана концептуальная модель формирования этнической толерантности учащихся школ и дидактический инструментарий ее реализации;


- теоретические результаты исследования реализованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;

- предложены диагностические методики для оцен­ки эффективности формирования этнической толерантности у школьников;

- разработаны научно-методические рекомендации по реализации технологии формирования этнической толерантности у учащихся общеобразова­тельных школ;

- учебные пособия, программы могут непосредственно использоваться в процессе обучения в мас­совой практике, кроме того, они вносят реальный вклад в систему подготовки студентов педвузов по формированию этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ;

- обобщенная формула концепции (формирование этнотолерантной установки, этнотолерантного сознания, адекватного поведения) обладает свойст­вом технологичности.

Таким образом, предложены конкретные пути обеспечения социальной стабильности в многонациональном, поликонфессиональном обществе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущность этнической культуры как фактора формирования этниче­ской толерантности учащихся и ее регулятивная функция. Диалектика обще­человеческого, национального и социально - группового в культуре родного края является источником формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ.

2. Формирование этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ с опорой на онтологический подход базируется на следующем:

а) совокупности теоретических положений, необходимости развития спо­собностей к рефлексии внутреннего мира ребенка, умении принимать неорди­нарные решения в процессе познания культуры этносов, эмоциональной отзывчивости на объекты и явления этнической культу­ры и желании активно выражать себя в диалоге субъектов и культур.

б) закономерностях:

- от активности школьника как субъекта, включенного в многообразие контактов с объектами и явлениями этнической культуры, яркости открытий духовных ценностей народов, проживающих на территории Казахстана, от наде­ления явлений культуры личностным смыслом зависит эффективность форми­рования этнотолерантного сознания у школьника;


- соотношение ментальных и рефлексивных структур этнотолерантного сознания обеспечивает развитие толерантных качеств личности учащихся школ на основе постижения ими смысла и значения культуры этносов;

в) принципах гуманизации осознанного онтологического единства ре­бенка с миром, синтеза чувственного, рационального и рефлексивного субъ­ект - субъектного взаимодействия (диалога субъектов, диалога культур), ин­дивидуального развития этнотолерантных качеств личности и творческой активности.

3. Концептуальные подходы и стратегии изучения проблем формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ.

4. Педагогические условия, ведущими из которых являются: - создание установки на этническую толерантность, состоящую в готовности и способности учащегося и учителя к диалогу и сотрудничеству;

- организация информационно-психологического просвещения учащихся с целью повышения культуры толерантного общения;

- формирование готовности к толерантному взаимодействию с людьми независимо от этнической, религиозной, расовой и социальной принадлежности;

- реализация программы повышения психолого-педагогической компетенции педагогических работников;

- обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности, при котором возникают предпосылки для успешного развития этнотолерантных качеств;

- создание единого толерантного пространства в организации учебного и воспитательного процесса, направленного на реализацию принципов педагогики толерантности.

5. Объективной оценкой моделирования данного феномена являются уров­ни сформированности этнической толерантности у школьников, охаракте­ризованных на основе обобщенных критериев и показателей, раскрывающих субъект - объектное и субъект - субъектное взаимодействие в диалоге культур и диалоге субъектов.

6. Подготовка учителя к работе в полиэтнической школе с учетом специфики осуществления педагогического руководства процессом формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ.


Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного обсуждались на заседаниях, методологических семинарах Южно-Казахстанского государственного университета им. М.Ауезова (2005-2009). Излагались на многочисленных международных, республиканских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях: Алматы (2000-2006); Астана (2005-2007); Шымкент (2003,2004,2005,2006,2007,2008,2009, 2010); Жезгазган (2004,2006); Талдыкурган (2008); Пенза (2003,2010); Новосибирск (2006); Санкт-Петербург (2009); Москва (2010), Прага, Чехия (2009/2010).

По теме диссертации опубликовано 74 работ, в том числе 5 учебных пособий, 9 методических рекомендаций, 4 учебные программы, 3 электронных учебника, 14 статей в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК: «Вестник КазНУ им.Аль-Фараби» -Алматы, 2009; «Наука и образование Южного Казахстана» –Шымкент, 2004,2009; «Ұлт тағылымы» - Алматы,2004,2008; «Менеджмент в образовании» -Алматы,2007; «Профессионал Казахстана» -Алматы, 2008; «Қазақстанстан мектебі»-2009, «Философия и право» - 2009,2010 «Білім – Образование»-2009, «Научный мир Казахстана»-Алматы, 2008, 2010 и др.

Внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялось в совместной деятельности с учащимися и учителями школ.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается оценка современного состояния проблемы, степени ее разработанности; определяются цель, объект, предмет исследовании, гипотеза, задачи; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; описываются методология и методы исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Методологические основы исследования проблемы формирования этниче­ской толерантности у учащихся общеобразовательных школ» раскрываются теоретико-методологические предпосылки к исследованию проблемы формирования этнической толерантности, рассматривается процесс формирования этнической толерантности как педагогическая категория, обосновываются основные подходы, тенденции, закономерности, сущностные характеристики этнической толерантности.


Во второй главе «Теоретические основы процесса формирования этниче­ской толерантности у учащихся общеобразовательных школ» рассматриваются теоретические аспекты формирования этнической толерантности учащихся общеобразовательных школ, анализируются психолого-педагогические принципы воспитания этнической толерантности, обосновываются концептуальные подходы к формированию этнотолерантного сознания у учащихся школ, представлено авторское видение концептуальных положений формирования этнической толерантности, предложена концептуальная модель формирования этниче­ской толерантности у учащихся общеобразовательных школ.

В третьей главе «Организационно-педагогические условия эффектив-ности процесса формирования этнической толерантности учащихся» выявляются особенности педагогического взаимодействия и педагогических условий формирования толерантности, анализируются формы, методы и средства педагогического воздействия на школьников с целью формирования этнической толерантности; определяются основные задачи деятельности педагога по организации процесса формирования этнической толерантности у учащихся.

В четвертой главе «Организация опытно-экспериментальной работы по формированию этнической толерантности учащихся» рассматриваются особенности организации и проведения исследования; обосновываются результаты опытно-экспериментальной работы в школе, описывается динамика сформированности этнической толерантности учащихся и, исходя из авторской концептуальной модели, предлагаются психолого-педагогические приемы и средства формирования этнической толерантности у учащихся; определяются дальнейшие перспективы взаимодействия школы, семьи, вуза и общественности в организации работы по формированию этнической толерантности учащихся общеобразовательных школ.

В заключении изложены общие выводы и перспективные направления исследования, сформулированы практические рекомендации для учителей и будущих специалистов по формированию этнической толерантности у детей школьного возраста.



следующая страница >>