litceysel.ru
добавить свой файл
1
Интегрированный урок информатика +математика


Разработали: учитель информатики Жилейкина О.Н., учитель математики Очкурова Л.В.

МОУ «Быковская СОШ №1»

Тема: « Математические вычисления в редакторе MathCAD»

Цели:

- образовательная:
показать вычислительные возможности пакета; научить находить значения выражений; выработать навыки систематического использования вычислительной техники в повседневной деятельности, расширить и углубить знания учащихся по информатике.

-воспитательная: сформировать устойчивый познавательный интерес, профессиональные намерения, отношение к компьютеру, как средству решения профессиональных задач; пополнить базу данных для практических занятий в профильных группах творческими работами учащихся.

-развивающая: продолжить формирование у учащихся компьютерной грамотности и информационной культуры, использовать дополнительные источники информации в образовательном процессе;

Оборудование: доска, таблицы В.М. Брадиса, непрограммируемый калькулятор, ноутбуки.

Ход урока.


  1. Сообщение темы и целей урока. (О.Н. Жилейкина)

Потребность в математических расчетах по-прежнему велика в нашем обществе, живущем в условиях рыночной экономики. Миллионам людей приходится вести математические расчеты. Не говоря уж об учебе, ни одна серьезная разработка в любой отрасли науки и производства не обходится без трудоемких математических расчетов. Новые информационные технологии коренным образом изменили порядок решения математических задач. Это связано с появлением мощных универсальных и простых в применении интегрированных систем - пакетов прикладных программ, которые являются основной формой специализированного программного обеспечения вычислительных машин в настоящее время.

Существует немалое количество математических пакетов. Наиболее распространенные из них – это MathCAD
, Mat lab, Derive, Eureka, Mathematika, Maple.


Особое же место среди систем автоматизации математических расчетов занимает пакет «MathCAD» .



  1. Проверка индивидуального домашнего задания. (Г.Симонова)

Это наиболее мощная интегрированная система автоматизации математических расчетов, широко распространенная в России. Отличительная черта этой системы – входной язык, максимально приближенный к математическому языку или языку научных статей и книг. Объединение в этой системе текстового редактора с возможностью использования общепринятого языка позволяет пользователю получить готовый итоговый документ.

«MathCAD» столь же гибок, как самые мощные электронные таблицы и языки программирования, но легок в освоении и приятен в использовании.

Система «MathCAD» содержит текстовый редактор, мощный графопостроитель и графический процессор.

Текстовый редактор служит для ввода и редактирования текстов. Текст может состоять из слов, математических выражений и формул, спецзнаков.

Вычислитель обладает уникальными возможностями:

  • обеспечивает вычисления по сложным математическим формулам;

  • имеет большой набор встроенных математических функций;

  • позволяет вычислять ряды, суммы и произведения, определенные интегралы и производные;

  • работать с комплексными числами;

  • решать линейные и нелинейные уравнения;

  • выполнять векторные и матричные операции.

В вычислитель входят и такие мощные средства как линейная и сплайн- интерполяция, регрессия, прямое и обратное быстрое преобразование Фурье. Легко можно менять разрядность чисел и погрешность итерационных методов.

«MathCAD» позволяет записывать на экране компьютера формулы в их привычном виде. Но формулы в «MathCAD» могут значительно больше, чем просто хорошо выглядеть. С их помощью можно решить почти любую мыслимую математическую задачу символьно либо численно. Можно реализовать текст в любых местах вокруг уравнений, чтобы документировать процесс решения.


Графический процессор служит для создания графиков. Графический процессор сочетает чрезвычайную простоту общения с пользователем с самыми изысканными возможностями графических средств. Простые графики нескольких функций пользователь может начать строить буквально в первые секунды знакомства с системой. По мере приобретения навыков работы с графическим процессором легко осваиваются и другие графические средства – графики в логарифмическом масштабе, масштабные сетки с любым числом делений, линии, отмеченные точками, прямоугольниками и ромбиками. Графика ориентирована на решение типичных математических задач. Возможно быстрое изменение размеров графиков, наложение их на текстовые надписи и перемещение в любое место документа. Можно создавать двумерные и трехмерные графики. Можно пользоваться иллюстрациями из других приложений Windows.



  1. Объяснение нового материала (О.Н. Жилейкина, Л.В. Очкурова)

MathCAD позволяет вычислять значения выражений, содержащих тригонометрические функции. Сравним математическую запись и запись в редакторе:



Математическая запись

Название функции

Запись в MathCad

sin x

синус

sin (x)

cos x

косинус

cos (x)

tg x

тангенс

tan (x)

ctg x

котангенс

cot (x)


sin2 x




Sin (x)2

Вывод: 1)аргументы всех функций заключаются в скобки;

2) нельзя «отрывать» имя функции от ее аргумента

Учитель математики: Найти значение выражения, используя таблицу Брадиса и непрограммируемый калькулятор.(1 ученик работает у доски, остальные в рабочих тетрадях выполняют задание с использованием таблиц Брадиса и калькулятора). Вывод: этот способ вычисления приемлем лишь в некоторых случаях. Но является трудоемким и длительным по времени.



Учитель информатики: Найти значение этого выражения, используя математический редактор.

Вывод. Какой способ для вас наиболее удобен и приемлем (формулируют учащиеся)



  1. Закрепление изученного материала. Учащимся предлагаются задания на карточках, выполнение задания «А» демонстрируется учителем информатики через проектор, задание «Б» выполняется самостоятельно с последующей проверкой. Способ выполнения задания (с помощью таблиц Брадиса или в редакторе Mathcad) учащиеся выбирают самостоятельно. Сильный учащийся проверяет и оказывает помощь слабым.

А)

Б)

  1. Самостоятельная работа (контроль усвоения нового материала). 10 мин.

Верное выполнение всех заданий - оценка «5»

Верное выполнение любых двух – оценка «4»


Верное выполнение любого одного – оценка «3»


Оценивается выборочно.










  1. Итог урока. (Рефлексия: что понравилось, что не понравилось, связь с жизнью и дальнейшим обучением в ВУЗах); оценки за урок.

  2. Домашнее задание.

- выполнить предложенные задания

1)

2)

А) для получения оценки по информатике в математическом редакторе;

Б) для получения оценки по математике в тетради с использованием таблиц Брадиса и непрограммируемых калькуляторов

- творческое (составить выражения различных уровней сложности для вычислений в редакторе MathCad по теме урока для пополнения базы данных к практическим занятиям по информатике);