litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 7 8 9 10 11




2 четверть – 7ч

10







День, полный событий

«В краю великих вдохновений...».

Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.



«В деревне». М. Мусоргский.
«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.
«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина.
«Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.
«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.
Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

11







12





13








14







15







16







Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.

Народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские;
«Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская;
«Солнышко вставало», литовская; «Сiяв мужик просо», украинская;
«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская;
«Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.

3 четверть – 10ч

17







Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

Вариации в народной и композиторской музыке.

Праздники русского народа. Троицын день.


Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.
«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский.

«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

«Светит месяц», русская народная песня-пляска.
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Троицкие песни.


18







19







20







В концертном зале

Линии драматургического развития в опере.

Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Орнаментальная мелодика.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.


«Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М. Глинка.
Песня Марфы («Исходила младешенька») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.
«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.
«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

21







22







23







24







В музыкальном театре

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.

Интонации народных танцев.

«Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.
«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.
«Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
«Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.
«Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.
«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского

25







26







4 четверть – 8ч

27





В музыкальном театре

Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.


Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.
«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.
«Арагонская хота». М. Глинка.
«Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский

28







29







30







«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей.

Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.

Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Прелюдия (до-диез минор) для фортепиано. С. Рахманинов.
Прелюдии №7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен.
Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф. Шопен.
Соната № 8 («Патетическая»), финал. Л. Бетховен.
«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.

«Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.
«Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.
«Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.
«Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков.
«Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.


31







32







33







34








Рабочая программа по труду (технологии) в 4 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе нормативных документов:


  • Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);

  • Концепция модернизации Российского образования;

  • Концепция содержания непрерывного образования;

  • Авторская программа по технологии Н.М.Конышева, Смоленск «Ассоциация XXI», 2010;

  • Положение о критериях оценивания знаний учащихся по общеобразовательным предметам (текущий контроль знаний);

  • Положение о системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся.

Рабочая программа разработана для курса «Технология» в 4 классе по традиционной образовательной системе образовательной программы «Гармония».


Цель начального курса технологии заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение курса технологии способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Для достижения поставленных целей преподавания технологии в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:


  • формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

  • расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира;

  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

  • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки) через формирование практических умений;

  • развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции;
  • создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;


  • воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в содержательную часть рабочей программы из авторской изменений не внесено.

Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение технологии в 4 классе выделяется 68 часов (2ч. в неделю, 34 учебные недели).

При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры.

Для успешного решения задач курса приобретают навыки работы с линейкой, циркулем, угольником. На каждом уроке младшие школьники учатся работать с учебником, ориентироваться в нём, понимать назначение выполняемых заданий.

На уроках применяются технологии традиционного обучения, технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, личностно ориентированного обучения, технология сотрудничества, игровая технология, дифференцированное обучение, ИКТ.

Уроки технологии, построенные с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности.


Эмоционально-эстетическое развитие на уроках художественного конструирования связано с тем, что учащиеся, так или иначе, проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля.

Если содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках художественного конструирования может быть очень эффективным, если их содержание направить на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой по правилам современного дизайна. В этом случае школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов в художественно-конструкторской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним, и программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

Важно, что эти вопросы ученики осваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам.


Физическое развитие на уроках практического труда обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. При этом важно учесть, что рост крупных мышц у детей опережает рост мелких, поэтому дети 6–7 лет с трудом держат ручку, неуклюже выполняют различные виды работ, связанные с деятельностью мелкой мускулатуры: письмо, разметку, вырезание фигур. Кроме того, в этом возрасте у них ещё не сформировался узел связи предплечья и кисти, поэтому недостаточно развита координация движений руки. Предусмотренные на уроках художественного конструирования практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребёнка.

Оценивание различных видов деятельности учащихся: устные ответы, практические работы, выставление поурочных оценок (текущая и тематическая аттестация), триместровых (промежуточная аттестация) и годовых (итоговая аттестация), проводится согласно:


  • Положение о критериях оценивания знаний учащихся по общеобразовательным предметам (текущий контроль знаний);

  • Положение о системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся.

Учебник у учителя:

  • «Технология». 4 класс «Секреты мастеров», Н.М.Конышева., Смоленск «Ассоциация XXI», 2009.

учебные пособия:

  • рабочая тетрадь «Технология». 4 класс в 2 ч., Н.М.Конышева, Смоленск «Ассоциация XXI», 2010.



<< предыдущая страница   следующая страница >>