litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 6 7 8 9 10 11

Пояснительная записка

Общая характеристика предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям. Отечеству, миру в целом.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:


  • Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

  • Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. Творческих способностей в различнх видах музыкальной деятельности;

  • Обогащение знаний о музыкальном искусстве, овладение практическими навыками и умениями в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация)

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в 4 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).


Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:


  • Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

  • Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

  • Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение целостной сферы в процессе общения с музыкой;

  • Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

  • Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач;

  • Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

  • Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

  • Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума;

  • Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

  • Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
  • Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;


  • Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественно разнообразии;

Предметные результаты:

  • Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • Развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

  • Общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

  • Представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

  • Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

  • Готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного досуга, участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и др.

Учебно-тематический план.



Содержание

Количество часов

1

Россия – Родина моя

5 час.

2

«О России петь - что стремиться в храм...»


4 час

3

День, полный событий

6 час

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4 час.

5

В концертном зале

4 час.

6

В музыкальном театре

6 час.

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

5 час.

Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 4 классе

Количество часов в неделю – 1ч

1 четверть – 9ч

2 четверть -7ч

3 четверть – 10ч.

4 четверть- 8ч.

Всего – 34ч


№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

тема

Вид работы

1 четверть – 9ч

1







Россия — Родина моя

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике

. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов. «Вокализ». С. Рахманинов.Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.

«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня. «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской.
«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.
«Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.


2







3







4







5







6







России петь — что стремиться в храм

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание

«Земле Русская», стихира.
«Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.
Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин.
«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.
Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
«Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.
Тропарь праздника Пасхи.
«Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.

«Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

«Не шум шумит», русская народная песня.
«Светлый праздник», финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.


7







8







9







<< предыдущая страница   следующая страница >>