litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 7 8

Ниже по течению Волги, сразу за Васильсурском, начинается республика Марий-Эл.

Марийцы (устаревшее название – черемисы) – народ финно-угорского происхождения; самоназвание марий в переводе означает человек, мужчина; эл – страна. Марийцы разделяются на три основные субэтнические группы: горные, луговые и восточные. Горные живут на правобережье Волги; луговые – в Ветлужско-Вятском междуречье; восточные – главным образом, в Башкирии, куда переселились в XVI-XVIII вв. Большинство верующих – православные; с конца ХХ века возрождается язычество. Территория Марий-Эл входила в состав Золотой Орды, Казанского ханства, а с середины XVI века – России. В 1920 году была создана Марийская автономная область, преобразованная в 1936 году в Марийскую автономную советскую социалистическую республику. В 1992 году было принято современное название республики. Марийцы составляют 42,9% населения республики, русские – 47,5%.

Столица Марий-Эл – Йошкар-Ола. Город был основан в 1584 году на реке Малая Кокшага и назывался до 1919 года Царевококшайск. Затем его назвали Краснококшайском, а в 1927 году переименовали в Йошкар-Олу.

Среди достопримечательностей Марий-Эл, которые можно посетить во время круиза, следует прежде всего назвать поселок Юрино и город Козьмодемьянск.

В поселке Юрино находится усадьба, принадлежавшая Шереметевым. Ее сохранившееся здание было построено в 1880 году по проекту Р.Мюллера в неоготическом стиле и немного напоминает средневековый замок. Недавно на территории усадьбы был организован музей-заповедник. Следующая достопримечательность на территории Марий-Эл – город Козьмодемьянск, основанный в 1583 году. В городе хорошо сохранился исторический центр, где можно увидеть многочисленные деревянные резные дома. Считается, что Козьмодемьянск послужил прообразом Новых Васюков из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Это стало поводом для создания музея Остапа Бендера и установления памятника ему на набережной. На окраине города находится Козьмодемьянский этнографический музей под открытым небом, где можно познакомиться с традиционной культурой марийского и русского народов.


За Козьмодемьянском Волга делает поворот вправо, и через несколько часов открывается прекрасный вид на столицу Чувашии – Чебоксары.

По-видимому, предками чувашей (самоназвание – чаваш) были тюркоязычные булгары (о них см. далее) и сувары, пришедшие сюда из приазовских степей в конце первого тысячелетия н.э. и ассимилировавшие местные финно-угорские племена. Выделяют две основные субэтнические группы чувашей – верховые и низовые. Территория Чувашии входила в состав Золотой Орды, затем Казанского ханства, а с середины XVI века – России. В 1920 году была создана Чувашская автономная область, преобразованная в 1925 году в Чувашскую советскую социалистическую республику. С 1992 года – современное название. Чуваши составляют 67,7% населения республики, русские – 26,5%.

Столица Чувашии была основана в 1555 году на месте старинного чувашского поселения Шупашкар, что в переводе означает «крепость Шубаша». По преданию, в эти места пришел старик Шубаш с внуком и, увидев родник с хрустальной водой, остался здесь жить. Осмотр Чебоксар начинается сразу у речного вокзала. Здесь находится Свято-Троицкий мужской монастырь (XVII-XVIII вв.), Введенский кафедральный собор (XVII в.) и бюст классика чувашской литературы К.В.Иванова. Неподалеку начинается улица, носящая его имя. Здесь, в особняке начала ХХ века находится Художественная галерея. На берегу образуемого Волгой залива, далеко вдающегося в берег, можно увидеть грандиозную скульптуру Матери-покровительницы, установленную здесь в начале XXI века. Напротив нее, на другой стороне залива, - Красная площадь. Здесь находится Чувашский государственный академический драматический театр имени К.В.Иванова и памятник поэту. Неподалеку, на улице К.Маркса (бывшей Благовещенской) – Чувашский национальный музей, Музейно-выставочный центр (во дворе которого – Музей пива – национального напитка чувашей) и Литературный музей К.В.Иванова. Особенной популярностью среди туристов пользуется небольшой, но очень интересный Этнографический музей. В нем можно не только познакомиться с произведениями народного чувашского искусства, но и поиграть на различных музыкальных инструментах. За несколько минут работникам музея удается превратить сборную экскурсионную группу в слаженный оркестр чувашских народных инструментов, что доставляет огромное удовольствие не только детям, но и взрослым.


За Волжском начинается территория Татарстана. Татары - народ тюркского происхождения. Большинство верующих – мусульмане. Делятся на следующие основные этнотерриториальные группы: татары Среднего Поволжья и Приуралья, подразделяющиеся в этнографическом отношении на казанских татар и мишарей; астраханские татары, сибирские татары и крымские татары.

В конце первого тысячелетия нашей эры территории Татарстана входила в состав Хазарского каганата (о нем см. далее). В Х веке здесь образовалось государство, известное под названием Волжско-Камская Болгария (Булгария). Его населяли местные финно-угорские и пришедшие из Приазовья в VII веке после распада Великой Болгарии тюркоязычные болгарские племена. Первоначально Булгария подчинялась Хазарского каганату, но во второй половине Х века, опираясь на помощь Арабского халифата, обрела независимость и приняла ислам. Волжско-Камская Булгария была могущественным государством, находясь на одном из важнейших водных путей, связывавших Европу с Востоком. Она торговала с Арабским халифатом, Византией и Киевской Русью. Впрочем, русские княжества были не только торговыми партнерами, но и опасными врагами, совершавшими набеги на Булгарию. В результате постоянной военной угрозы булгары вынуждены были в XII веке перенести столицу из Болгара в Биляр. В XIII веке Булгария подверглась монголо-татарскому разорению и, сохранив некоторую автономию, вошла в состав Золотой Орды. Экономический и политический подъем XIV века был приостановлен набегами ханов Золотой Орды, русских князей и нашествием Тимура. В 1438 году на территории Булгарии было образовано отделившееся от Золотой Орды Казанское ханство со столицей в Казани. Его населяли казанские татары, марийцы, чуваши, удмурты, мордва, башкиры и представители других народов. В 1552 году в результате взятия Казани русскими войсками ханство прекратило свое существование.

В 1920 году была образована Татарская автономная советская социалистическая республика; с 1990 – современное название. Татары составляют 52,9% населения республики; русские – 39,5%.


Первая достопримечательность на пути участников круиза – город Свияжск, имеющий статус историко-архитектурного музея-заповедника. Он был основан в 1551 году как форпост для взятия Казани. В то время он находился на холме, омываемом реками Свиягой и Щукой. В 1956 году в связи с сооружением Камского водохранилища, город оказался на острове, который недавно был соединен с берегом дамбой. В Свияжске находится Успенский собор 1560 года, где сохранились фрески XVI века, в том числе прижизненный портрет Ивана Грозного, и Никольская церковь конца XVI века. Особого внимания заслуживает деревянная Троицкая церковь – единственное, что осталось от первоначального деревянного города. Правда, в 1821 году ее поставили на кирпичный цоколь, обшили досками и покрасили, однако древняя первоначальная основа церкви сохранилась.

Недалеко от Свияжска начинается Казань – столица Татарстана. Она была основана в начале второго тысячелетия на месте впадения в Волгу реки Казанки и называлась Булгараль-Джадидом. В то время она являлась одним из городов Волжско-Камской Булгарии (Болгарии). Столицей же она стала лишь в XV веке, когда было образовано Казанское ханство.

Главная достопримечательность Казани - Кремль, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был построен в XVI веке после взятия Казани. Среди его 8 сохранившихся башен наиболее известны Спасская и Сююмбике (XVII-XVIII вв.), названная в честь жены последнего казанского хана. О ее истории существует красивая легенда, не соответствующая, однако, историческим реалиям. Копия башни Сююмбике украшает здание Казанского вокзала в Москве, построенного по проекту Щусева. На территории Кремля можно увидеть Благовещенский собор (1562); здание бывшего Губернаторского дворца (1845-1848), где сейчас располагается аппарат президента Татарстана, и мечеть Кул-Шариф, построенную в 2005 году на предполагаемом местонахождении мечети, разрушенной русскими войсками. Свое название она получила в честь известного ученого и просветителя Казанского ханства. У Спасских ворот Казанского Кремля можно увидеть сооруженный в 1966 памятник татарскому поэту Мусе Джалилю, погибшему в фашистском концлагере. Его имя носит одна из центральных улиц и Театр оперы и балета; с жизнью поэта можно познакомиться в его музее-квартире. Недалеко от Кремля находится Музей Республики Татарстан; Петропавловский собор, построенный в 1722 году в честь посещения Казани Петром I, и церковь, где с 2005 года вновь находится возвращенная в Россию икона Казанской Богоматери. Заслуживает внимания один из старейших университетов России - Казанский, основанный в 1804 году, где учились математик Н.И.Лобачевский. Л.Н.Толстой и В.И.Ленин. Недалеко от Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля находится Татарский государственный академический театр, носящий имя известного драматурга Галиаскара Камала, в помещении которого находится музей композитора С.Сайдашева. Рядом – Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан. Он находится в здании частного особняка начала ХХ века, построенного в мавританском стиле.


На берегу озера Нижний Кабан (Кобан) находится Старотатарская слобода. Сюда после завоевания Казани было выселено все оставшееся в живых татарское населения. Долгое время татарам запрещалось строить в Казани мечети, и только при Екатерине II они получили возможность свободно исповедовать свою веру. В 1766 году в Старотатарской слободе была построена первая, после разорения 1552 года, мечеть Марджани. В Старотатарской слободе и в других районах Казани впоследствии были построены многочисленные мечети, которые, соседствуя с православными храмами, придают Казани неповторимый архитектурный облик, в котором гармонично сочетаются традиции двух народов. В Старотатарской слободе можно посетить также Музей Габдуллы Тукая, находящийся на улице, которая носит его имя. Габдулла Тукай – великий татарский поэт, один из основоположников татарской литературы и современного татарского языка. Памятник ему, сооруженный в 1958 году, находится в сквере на берегу озера Кабан.

Ниже по течению Волги находится село Булгар (Болгар), близ которого, примерно в 5 км от берега, находятся руины древней столицы Волжско-Камской Болгарии (в X-XII вв). В XIII веке город был разорен монголо-татарами, в XIV – Тимуром, однако окончательный его упадок наступил в 1431 году, когда его захватили русские войска. В XVII веке на его месте был основан монастырь, вокруг которого образовалось село Болгар. С 1969 года на территории древнего города находится Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Здесь можно увидеть руины мечети, отмеченные минаретом в 1990-е годы; так называемая «Черная палата»; ханская баня и мавзолеи, один из которых был перестроен в XVIII веке в церковь св.Николая. В бывшем Успенском соборе ныне находится археологический музей.



<< предыдущая страница   следующая страница >>