litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 13 14

[Al. распечатано: 22.1.2013 22.1.2013, 297249.doc]



Т. Д. Шапошникова

К. В. Савченко


Основы духовно-нравственной культуры

народов России


Основы светской этики

Основы мировых религиозных культур

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы иудейской культуры

Основы буддийской культуры


Рабочая программа


4—5 классы


Москва

Дрофа

2012


Пояснительная записка

В Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве одной из приоритетных задач образования обозначена задача формирования духовно-нравственной личности. В Стандартах нового поколения указано, что задача школьного воспитания — формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений. Отмечается, что в процессе воспитания необходимо опираться на сотрудничество культуры, науки и религии на основе общего понимания нравственных начал мотивации поведения человека. Результатом такого сотрудничества станет развитие сферы социального творчества, понимаемого как любая созидательная деятельность во имя общественного блага. Для этого воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.

В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». К составляющим элементам духовной культуры принято относить идеалы, смыслы, образы, нравственные традиции. Последние в наиболее широком смысле понимаются как способы организации совместной деятельности, устойчиво сохраняющие собственные характеристики на протяжении многих поколений. В этом смысле наука, искусство, философия и религия как культура духовной деятельности — тоже являются традицией. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, людей высокой нравственности, проявляющих религиозную терпимость, положительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов. Каковы обоснования обращения к воспитанию в стандартах и введения новой области и нового предмета? Именно с воспитанием связывается сегодня дальнейшее духовное возрождение российского общества, преодоление кризисных явлений нашей жизни. В настоящее время воспитание личности рассматривается как одна из важнейших государственных задач, ему отдается безусловный приоритет на всех уровнях образования. В общественном сознании учеными и педагогами-практиками изменение отношения к роли воспитания в образовании воспринимается как поворот к новой образовательной парадигме, в которой воспитанию будет отводиться значительная роль.


Изменение отношения к воспитанию, повышение его роли и значимости потребуют от учителей нового осознания цели образовательного процесса: воспитание духовно-нравственной культуры личности как основы успешности ученика, а значит и результативности деятельности школы, и благополучия страны.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» записано следующее Духовно-нравственное развитие и воспитание граждан России является ключевым фактором развития страны, обеспечение духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и преумножить ее богатства есть важнейшее условие успешного развития России»1.

Цель и конечный результат деятельности школы видится сегодня не только в «знаниях по предмету», умениях и навыках, компетенциях, но прежде всего, в обретении подрастающими поколениями нравственной опоры, нравственного фундамента, содержащего основные ценности и нормы человеческой цивилизации и нашего общества. При этом следует понимать, что духовно-нравственная культура — это не просто новый предмет, не отдельная дисциплина — это непрерывный процесс становления мировосприятия, мироощущения, развитие сферы чувств, т. е. формирование мировоззрения.

Духовно-нравственная составляющая присутствует во всех областях знаний. Сегодня особенно важно акцентировать нравственную составляющую во всех предметах школьного курса, поднять на новый уровень забытую воспитательную работу в школе и в социальном окружении ребенка. Успешное решение заявленной задачи формирования духовно-нравственной личности возможно только общими усилиями, только при осознании каждым учителем, воспитателем, родителем необходимости своего участия в процессе становления личности ребенка, а также при активном понимании и поддержке всего общества.


С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» одним из приоритетных направлений научно-методической деятельности становится разработка и внедрение в практику школы соответствующих учебных курсов. И одной их проблем, требующих решения при создании такого рода курсов, является проблема разработки и отбора содержания, обусловленная необходимостью привнесения в школьное образования понятия «духовность». Индивидуальность и личность ребёнка — привычные понятия для современных российских педагогов, а вот понимание сути терминов «дух» и «духовность» — то новое, что привнесено с выделением области «духовно-нравственное».

В философии духовность человека понимается как стремление к абсолюту нравственных истин, высотам духовной жизни, где сердце и разум человека открываются Высшему и обретают необходимый для его постижения духовный опыт. Стремления и опыт порождают высшие способности: разумность, дар речи, волю, совесть, свободу, интуицию, высокие эстетические чувства, творческую активность, открытость в самопознании и в самоопределении, жажду совершенства, способность к любви и служению. Духовность — это также и умение устанавливать свободные, продуманные и ответственные отношения с другими людьми, способность брать на себя ответственность за других людей, за тех «кого мы приручили», за природу, за окружающий мир в целом.

С религиозной точки зрения, мера духовности человеческой жизни определяется очень конкретным отношением — связью человека с Богом. В той степени, в которой человек сознательно выстраивает свою жизнь, исходя из заповедей, данных Богом, можно говорить о духовности его существования.

Таким образом, понятие «духовность» можно трактовать, как включающее в себя и научные гуманистические идеалы, и религиозные представления, т. е. оно может рассматриваться как связующее звено двух миропониманий. При этом важно, что стремление к духовности не только не приводит к противопоставлению двух мировоззрений, но связывает их, позволяет наиболее полно представить картину мира. Отчасти именно поэтому целесообразно активизировать развитие духовно-нравственной составляющей личности ученика в начальной школе, в том числе и посредством преподавания объединенного комплексного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».


Гуманистическая направленность образования основывается на праве ребенка получать всю полноту знаний о мире, о мировой культуре и о традиционных религиях как важной составляющей этой культуры. А светскость в широком смысле этого слова отражает одну из важнейших характеристик общественных отношений и принципов построения и деятельности государства: признание в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы вероисповедания, совести, убеждений и мысли. Таким образом, по мнению специалистов, светскость государства и школы определяется, в частности, характером отношений, сложившихся между ними и религиозными организациями, признанием свободы вероисповедания и мировоззренческих позиций всех граждан страны и участников образовательного процесса2.

Это означает, что применительно к вводимому предмету, духовно-нравственная культура, включающая в себя в том числе и знания о религиях, должна преподаваться в светской школе в соответствии с общеобразовательными критериями, в неконфессиональном варианте, как развивающее знание. Духовно-нравственное образование должно иметь общественно значимый результат, что предполагает знакомство школьников с основными общечеловеческими, общегражданскими и общенациональными ценностями и этическими нормами и «присвоение» этого знания. Очевидно, что наряду с научными знаниями, информацией о законах развития человеческой цивилизации, устройстве общества, культуре невозможно не знакомить учащихся с основами религиозной культуры в целом и традиционными для нашей страны религиями.

Необходимо учитывать значимую роль религии в развитии человеческой цивилизации и в современности, общую религиозную ситуацию, складывающуюся сегодня в мире, в России в целом и в российской школе в частности. В наши дни большинство населения планеты верит в того или иного рода духовную сверхсущность как источник жизни. Процессы глобализации привели к тому, что мы живем в постоянно и стремительно меняющемся мире, и охранительная функция религий в нем достаточно велика. Школа должна и может стать для своих воспитанников местом, где они впервые получают опыт участия в диалоге мировоззрений, опыт тех взаимоотношений и взаимосвязей, которые реально существуют за ее пределами. Новый предмет призван сыграть в этом важную роль.


Культурные, в том числе религиозные, традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам, чтобы избегать разного рода недоразумений и конфликтов, возникающих из-за незнания и непонимания духовных ориентиров и убеждений друг друга и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни. Общаясь с человеком, следует знать, что для него свято, как он может понять и интерпретировать те или иные наши поступки или слова. Это знание также поможет лучше узнать и самих себя, будет способствовать гражданской и культурной самоидентификации. По сути речь идет о развитии у человека таких качеств личности, как трансцендентность (способность «выходить за пределы себя», переноситься в пространство культуры), эмпатийность (безусловное принятие другого, способность сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека), толерантность (терпимое отношение к чужому мнению, чужой правде). Развитие этих качеств обеспечивает человеку адекватное современному миру принятие «другого» в качестве необходимого условия собственного существования, отношение к наличию «иного» как к позитивному, а не негативному фактору действительности.

Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Но наряду с умением избегать конфликтов важно сохранение своего «я», наличие твердых принципов, не позволяющих человеку поступаться своей совестью, предавать личные, семейные, национальные, государственные интересы, идеалы и ценности. Культурная толерантность и самоидентичность — это необходимые условия для жизни в поликультурном, многонациональном и мультирелигиозном социуме.

Процессы глобализации привели к тому, что мы живем в постоянно и стремительно меняющемся мире, наша эпоха характеризуется отсутствием единомыслия, господством радикального плюрализма мнений, и охранительная функция религий сегодня в нем достаточно велика, что невозможно не учитывать. Введение духовно-нравственного компонента в школьное образование может стать инвариантной основой процесса становления и самоидентификации личности ребенка, значительно затрудненного сегодня, сможет помочь ему в осмыслении и присвоении главных нравственных и этических ценностей, в выделении принципов культурной самобытности, на которых впоследствии будет базироваться его индивидуальный духовный опыт.


Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения внутри себя и извне. Это влечет за собой размывание привычных форм культурной самоидентификации. В этих условиях воспитание осмысленного уважения к своей и иной духовной, в том числе религиозной, культуре — необходимый ответ на такие вызовы современности, как мультирелигиозность и поликультурность общественной жизни.

Новый предмет не должен рассматриваться обособленно в учебном процессе, в отрыве от других школьных предметов и вне системы нравственного воспитания в целом. Являясь органичной частью образовательной программы начальной школы, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» может предоставить возможности для выстраивания горизонтальных связей между различными предметными областями: связать воедино представления о происхождении жизни на Земле, о человеке, о географии и культуре древних цивилизаций, о «взрослении» человечества, т. е. об эволюции этических общественных норм и духовности от родовых культов до господствующих в наши дни этических теорий, в том числе и религиозных. Благодаря введению нового предмета ребенок может получить первичное системно-целостное представление о картине мира и духовном развитии человечества уже в начальной школе. Основой для этого также послужат результаты, полученные при изучении предметов начальной школы («Окружающий мир», «Литературное чтение»). В перспективе содержание и способы деятельности, присущие новому предмету, могут стать соответствующей возрасту и учебному опыту школьников пропедевтикой изучения курсов истории, обществознания, биологии, русского языка, литературы — т. е. общим, метапредметным фундаментом для накопления культурологических знаний, формирования общекультурной эрудиции. В то же время очевидна и внепредметная, внешкольная составляющая нового курса, его нацеленность на достижение результатов, оценить которые будет возможно также и вне системы образования.

Целью введения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культуры всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, и в то же время является частью культуры мировой. Предполагается, что в результате первичного знакомства с основами светской и традиционных для России религиозных культур у детей появится интерес и потребность продолжить это знакомство в дальнейшем через освоение аналогичных предметов или элективных курсов. Важным является также формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.


Названные цели реализуются посредством решения ряда задач:


  • знакомство учащихся с содержанием курса; формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике; развитие интереса к этой области знаний;

  • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Предлагаемый учебно-методический комплекс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отвечает задачам реализации программы социализации и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего и основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Вводимый в учебный процесс новый предмет обладает значительным воспитательным потенциалом и наряду с задачами «знаниевыми» (передача определенных знаний, формирование умений и навыков, компетенций (см. ниже «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса») призван обеспечить реализацию важнейших задач духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений российских граждан, их социализации.

Современная школа решает актуальные проблемы воспитания и социализации школьников в условиях поликультурного и многоконфессионального российского общества, постоянно изменяющегося мирового сообщества. Она призвана активно культивировать внутри себя те общественные ценности и модели взаимоотношений, которые присутствуют в реально окружающем ребенка мире, с которыми дети постоянно сталкиваются за порогом школы; к которым они должны быть готовы после ее окончания. Совместное обучение школьников разных национальностей и вероисповедания в одном классе создает условия для воспитания толерантности и уважительного отношения к разным мировоззренческим позициям. Именно школа может стать местом, где возможен доброжелательный межкультурный диалог, позволяющий обучающимся лучше понять себя и сделать шаг в сторону понимания и приятия другого. Многообразие убеждений участников такого диалога в их конкретном опытно постигаемом, наглядном проявлении должно становиться при таком понимании образовательного процесса ключевым дидактическим и воспитательным ресурсом3.


Знакомя обучающихся с основами светской этики, мировых и традиционных для нашей страны религиозных культур, новый предмет должен и может способствовать задачам объединения, а не разъединения школьников. Задачи социализации и аккультурации, решаемые в ходе преподавания нового предмета, раскрываются как задачи практической подготовки обучающихся к жизни в плюралистическом обществе и интеграции их в это общество, совершающееся уже в школьной жизни. Укрепление идентичности и воспитание толерантности становятся в этом случае взаимосвязанными элементами единого процесса. Именно такой подход к воспитанию идентичности, толерантности, гражданственности и патриотизма в большей мере соответствует задачам духовно-нравственного воспитания в школе, стремящейся готовить учащихся к жизни. И именно такие возможности заложены в самом предмете «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и могут быть максимально использованы в процессе его преподавания для эффективного решения задач духовно-нравственного воспитания, социализации и объединения подрастающих поколений.

Реализуя принцип светскости, сегодняшняя школа, существующая и развивающаяся в мультикультурном обществе и естественным путем объединяющая на долгое время учеников с разными мировоззренческими взглядами, самим фактом их совместного обучения создает условия и возможности для свободного самовыражения учащихся, обмена опытом, мнениями по актуальным вопросам жизни. Это способствует воспитанию у школьников гражданственности, плюрализма и закладывает основы гражданской и общечеловеческой солидарности в будущем. Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», таким образом, обладает большим потенциалом для первичного знакомства учащихся с различными формами знаний, освоения социального опыта и применения его в повседневной практике, осознания нравственных ценностей и этических норм разнообразных культур, формирования духовно-нравственной культуры личности.

УМК является прежде всего средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и её носителям. Это значит, что в результате изучения данного курса школьники должны понимать, что каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.


Общечеловеческие ценности

Наиболее общим является определение, согласно которому под общечеловеческими понимаются ценности, принимаемые всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития. Ценность рассматривают как цель. К ней стремятся ради нее самой. Она идеал. Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе, к другим людям, к самому себе. Общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты могут выступать в качестве такой основы. Если условно воспроизвести иерархию ценностей или «вершину ценностной пирамиды» (


следующая страница >>