litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 13 14
Н. Е. Щуркова) как систему того, что значимо для жизни человечества на Земле, то выделяются те ценности, чье присутствие в жизни обуславливает саму жизнь: Человек, жизнь, общество, природа, добро, истина, красота, гармония, счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство, труд, познание, общение.


Ценность жизни бытия означает позитивное отношение человека к космосу, планете Земля, природе, другим людям как носителям бытия, к самому себе, как части космоса, планеты, природы, человечества. Эта ценность выступает как одна из основных мировоззренческих ценностей (ценность человеческой жизни вообще и ощущение себя частью природного мира) и проявляется в бережном отношении человека к окружающей природе, другим людям, самому себе, в способности и желании преумножать природные богатства, подразумевающие не пассивное, созерцательное отношение к природе и окружающей действительности, а активную работа по ее сохранению и улучшению, приумножению ее богатств. Воспитание любви к окружающей природе начинается в семье, с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям. Оно продолжается в школе, в жизни как осознание определяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохранения, условия выживания человечества.

Ценность добра представляет собой альтруистическую направленность человека, сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности — любви. «Возлюби ближнего» как одна из основ гуманизма и тезис «спешите делать добро» являются важнейшим жизненным правилом организации социальных отношений.

Ценность красоты, гармонии — это ценности совершенства, гармонизации, стремление к соответствию идеалу.

Гражданственность — осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Понятие «гражданин страны», «гражданин России» означает, что человек принимает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользуется всеми правами, предоставляемыми ее Конституцией. Формирование гражданских ценностей — это пробуждение в человеке с самых ранних лет интереса к истории своей страны, ее жизни, ее народу. Воспитание патриотизма является стержнем гражданского воспитания. Освоение национальной культуры в общем контексте мировой культуры, знание истории своей страны, понимание национальных традиций и обычаев и уважение к ним, любовь к Родине — все это проявляется в активной гражданской позиции, чувстве гордости, а иногда и страдания за то, что не соответствует представлению человека о Родине. Любовь к Родине означает и умение использовать знания о ней в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий.


Любовь к Родине — это и готовность защищать ее от любых посягательств, служить ей. Патриотическое воспитание не противоречит интернациональному, космополитическому — оно есть целенаправленное воспитание человека, уважающего себя как гражданина России, как жителя Земли.

Свобода человека определяется свободой воли, т. е. тем, насколько его намерения и поступки обусловлены внешними факторами. У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода вероисповедания, свобода определения жизненного пути — свобода быть самим собой. В то же время понимание этой ценности означает уважение другого как человека, который также свободен быть самим собой.

Труд как ценность рассматривается как естественное условие человеческой жизни, восприятие любой человеческой деятельности (в том числе и учебы) как труда. Воспитание отношения к труду как к ценности подразумевает формирование основных трудовых действий, создает предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия.

Знание как ценность — это понимание ценности познания, знания, учения. Формирование приоритетности знания, отношения к нему как к ценности, стремление к преумножению знаний и обучению в течении всей жизни является важнейшей задачей образования. Особую роль для школьников играет их учебная деятельность. Она связана с отношением к учебе, к знаниям, с отношением к знаниям как ценности. В этой же ценностью связано отношение к учителю — воспитание уважения и чувства признательности к нему.

Семья как ценность и ценности семейной жизни, семейные традиции. Семья является моделью тех отношений, в которые вступает ребенок, появившись на свет и которые служат ему первым и последующим опытом отношений, помогает освоиться в окружающем его мире. В семье формируется отношение человека не только к своим близким, но и к себе — его самооценка на основе оценки взрослых.

Ценности традиционных для России религиозных культур


Чтобы ориентироваться в содержании учебно-методического комплекса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учителя также должны иметь представление о ведущих ценностях тех религий, которые являются традиционными для России: православия, ислама, иудаизма, буддизма. Памятуя о том, что многолетняя культурно-религиозная традиция в истории нашей страны была насильственно прервана и долгие годы атеистической пропаганды привели к тому, что в большинстве своем учительская аудитория не вполне готова сегодня к преподаванию данного курса, авторы программы сочли возможным внести в нее дополнительный материал, касающийся ценностей каждой религиозной традиции и нашедший свое отражение в содержании учебников. Кроме того, каждая религиозная культура внутри себя сформировала свои подходы к решению проблем воспитания и образования подрастающих поколений, исходя из определяющих эту культуру ценностных установок. Знакомство с этим опытом может оказать учителю помощь в изыскании оптимальных способов трансляции ученикам ценностного смысла той или иной религиозной культуры. Выделяя данный материал в самостоятельный раздел программы, авторы также предполагали, что он может быть использован учителями как дополнительный источник информации при подготовке к урокам4.


Ценности православной культуры

В христианской культуре в основании представлений о человеке лежит идеал нравственного и духовного совершенства — Богочеловек Иисус Христос. Этот идеал свидетельствует о высочайшем призвании человека — возможности и необходимости приближения его к Богу. От истин (догматов) о Боге-Творце берет начало учение о христианской нравственности, этике, морали, которое самым тесным образом связано с ответом на вопросы о том, в чем смысл человеческой жизни, как христиане должны жить, согласно исповедуемой ими религии, и к чему должны стремиться.

Христианские ценности обращают внимание, в первую очередь, на внутренний мир человека, на формирование его духовной сущности на основе веры (почитание Бога), разума (познание человека, мира, Бога), воли (служение Богу и ближнему) и смирения (мир внутри себя).


Внимание к человеку и его душе является важным в этическом учении христианства: человек предстает как существо не только биологическое, но и, в первую очередь, духовное, обладающее не только телом, но и бессмертной душой. Человек рассматривается как храм. Библии говорится, что человек создан «по образу и подобию» Божию. Подобие это, по христианскому учению, проявляется в том, что человеку дан разум, сознательная свободная воля и способность к творчеству. И, наконец, Бог, открывающийся как абсолютное совершенство, приобщает человека к процессу вечного самосовершенствования. Он несет в себе знак высокого предназначения, ибо он создан как образ и подобие Творца. Человек в христианском учении обретает некую самоценность, он рассматривается как высшая цель мироздания. Все явления действительности воспринимаются с точки зрения ценностей и духовного опыта человека.

Христианская культура признает в человеке тело, душу и дух. Христиане верят, что дух образует человеческое «Я» и те высшие свойства человека, в которых отражен «образ и подобие Божие». Духом обладает только человек.

Особое внимание в христианской религии уделяется душе. В Евангелии сказано: «Какая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою» (Мк. 8,36).

Дух, как принято считать в христианстве, проявляется через личность, живущую во взаимосвязи с другими личностями. В христианской культуре человеческая личность трактуется как безусловная ценность, подчеркивается ее духовное начало, утверждается, что изначально человек был прекрасно устроен в разумной гармонии души и тела. Христианство говорит о бесконечной ценности каждой отдельной личности, но при этом указывает на необходимость единения между человеческими личностями, образующими в своем единстве высшее духовное Целое. В христианстве это называется «соборностью», т. е. таким состоянием Целого, в котором все части сохраняют свою индивидуальность и ценность, не нивелируются. В соборном единении людей, включенных в живой организм Церкви (понимаемой не только как социальный институт, а как единство духовной жизни верующих), и восполняется неизбежная ограниченность индивидов. В том и состоит для христиан значение церковной жизни, что она не только открывает людей навстречу друг другу, но преображает внутренний строй человеческой души, когда она раскрывается в служении ближним.


Свобода также понимается как свойство духа. Только человек несет ответственность за свои поступки. В христианстве считается, что человек способен реализовать свою потенциальную свободу только благодаря самосовершенствованию и Божьей помощи.

Христианское понимание свободы человека заключается в том, что она есть всегда свобода выбора, свобода решать поступать так или иначе. По сути, это свобода выбора между добром и злом. Однако свобода в православии неразрывна с ответственностью, человек несет нравственную ответственность перед своей совестью и перед Богом за нарушение требований нравственного закона,

Реализацией духовного начала выступает, как считают христиане, и стремление к творчеству, неотделимому от истории человеческой культуры. В процессе творчества проявляется богоподобная сущность человека.

Главными этическими ориентирами человеческой жизни для христианина являются:


  • стремление и навык помогать всем окружающим в самых обычных обстоятельствах (не научившийся помогать ребенок не будет стремиться к этому и вообще не узнает радости помогать и служить людям);

  • воспитание в себе умения подчиняться как преодоление самости (послушание родителям и воспитателям, учителям; неумение же слушаться вредит любому общему делу);

  • воспитание сострадания к больным и нуждающимся людям (даже небольшая, но постоянная забота о нуждающихся будет помогать правильному формированию личности, без сострадания воспитывается ущербная личность);

  • воспитание личной ответственности за свои слова, поступки, за свою семью, родных и близких людей, за всех других людей: за свой класс, школу, за все окружающее. Ответственность научит не разрушать, но сохранять и украшать;
  • воспитание умения просить прощения и прощать (неумение просить прощения показывает отсутствие критического отношения к себе, а без этого не может быть правильного отношения к другим людям. Тот, кто не прощает, наносит вред себе самому);


  • воспитание благодарности Богу и людям (неблагодарность искажает жизнь человека и всегда препятствует установлению правильных отношений с окружающими);

  • воспитание благожелательности ко всем людям (надо научить детей не смеяться над другими, не осуждать людей, ведь осуждение и злословие обнаруживают недостаток добра в нас самих).

Трудолюбие, ответственность, почтительное отношение к родителям, сострадание, благодарность и благожелательность — вот те качества, которые должны быть воспитаны в человеке согласно христианской морали.

Основой православия является любовь. Любовь одухотворяет, наполняет смыслом и глубиной человеческое существование. В христианском понимании любви, обозначающемся греческим термином «агапе», вкладывается и готовность жертвенного служения, основанная на сопереживании. Гранями любви в христианском понимании являются милосердие, целомудрие, смирение, совесть, стыд, кротость, терпимость.

Смирение, совесть, послушание, служение людям и Богу, ответственность, долг — вот важнейшие ценностные ориентиры православного учения.

Большая роль отводится в православии семье и институту брака, семейным ценностям. Будучи в равной степени носителями образа Божия мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт, 2.24).

Дружба со сверстниками рассматривается в православии как потребность человеческого сердца.

В контексте православной культуры человек находится в постоянной борьбе с главными, согласно православной антропологии, врагами человека — грехами и страстями. Грех в переводе с древнееврейского — «промашка», «непопадание в цель». И это очень точное раскрытие духовного смысла греха. Грех сопровождается особыми состояниями души, именуемыми страстями, а страсти выражают собой ситуацию внутренней несвободы человека.

Одними из наиболее значимых нравственных недостатков и первопричинами многих других страстей в православии считаются гордыня, гнев, памятозлобие (злопамятность), ложь, уныние, которое тесно связано с леностью, а леность не позволяет человеку делать доброе, она «есть мать всех пороков». Православие учит видеть свои грехи и бороться со своими страстями, постоянно преодолевать их. Вся жизнь христиан посвящена этому.


Молитва, соблюдение поста, раскаяние, покаяние, общая организация религиозной жизни (обязательные регулярные посещения церкви, соблюдение престольных и иных церковных праздников и т. д.) играют важнейшую роль в жизни христиан. В качестве средств воспитательного воздействия можно рассматривать разные формы взаимоотношений верующих и священнослужителей: благословение, послушание, внушение, утешение. Важную роль в жизни верующих играют церковные таинства: крещение, исповедь, миропомазание, причащение, соборование, священство. Сама церковная служба, порядок и красота богослужения, убранство храма — все это также имеет огромное ценностное значение и смысл для христиан, воздействуя на эмоциональную и эстетическую сферу личности.

Православные свято чтят и стараются соблюдать пост прежде всего как совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище. Для православных христиан пост — не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Путь спасения в христианстве — это путь самоограничения и самосовершенствования. Этот путь многотрудный, но дающий и много радостей, особенно духовных, возвышенных.


Ценности исламской культуры

По разным оценкам, в Российской Федерации проживает от 15 до 25 миллионов мусульман. В нашей стране существуют регионы компактного расселения мусульман: Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь. В современной России наблюдается процесс исламского возрождения, или исламский ренессанс. Процесс этот неоднороден. В нем есть и экстремистские, деструктивные, негативные течения. Однако они не перекрывают собой общего позитивного начала, хотя среди российского населения именно они вызывают больше всего вопросов и неприятия. Связано это с недостаточной информированностью о сущности и особенностях развития ислама как духовно-религиозного феномена, в связи с чем резко возрастает роль религиозного просвещения, и светская школа, в частности, должна взять на себя эту функцию.


Ислам — последняя по времени возникновения мировая религия — складывался во многом под влиянием иудаизма и христианства. Представления исламской религии о Едином Боге — Творце, о сотворении мира и первых людей, о месте и назначении человека в мире, закрепленные в Коране, аналогичны соответствующему содержанию Торы и Ветхого Завета. Это определяет и значительную степень общности нравственных и этических ориентиров, наиболее значимых для понимания ценностных оснований всех трех авраамических религий.

Исламская религия предписывает верующим исполнение религиозных предписаний, оказание благодеяний и искренность при исполнении религиозных обязанностей. Шариат — совокупность закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которыми верующие должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях, чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и обрести рай. Речь идет не только о соблюдении обрядов, но и о личных качествах, убеждениях, правилах поведения мусульманина.

В Коране и Сунне содержатся четкие указания относительно того, что дозволено (халяль) и запрещено (харам), дается свод правил поведения на все случаи жизни, актуальность которых очевидна во все времена и которые применимы в каждой семье, в любом коллективе, социуме: «Не оказывай милости в надежде получить большее» (74:6); «Каждый человек в ответе за свои деяния» (74:38); «Спеши творить добро» (78:39); «Если вы вершите добро, то вершите для себя; если же вы вершите зло, то опять же для себя» (17:7); «Тот, кто идет прямым путем, идет себе на пользу. Тот же, кто отклоняется с дороги, отклоняется во вред себе» (17:15); «...выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому, как они миловали и растили меня ребенком» (17:23—24); «Не скупись, словно твоя рука прикована к шее, и не будь непомерно щедрым, а не то тебя будут порицать и будешь ты печалиться» (17:29); «Не возлагается на душу ничего, кроме возможного для нее» (7:233); «Кто скупится, тот скупится в отношении себя самого» (47:40); «И пусть не престают обладающие щедростью из вас и достатком давать родственникам и бедным и выселившимся по пути Аллаха, и пусть они прощают и извиняют. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вам?» (24:22).


Ислам — это религия, которая идеалом признает жизнь, исполненную гуманности, мира и благоденствия. Коран призывает верующих развивать в своих сердцах самые светлые качества души человека, что были дарованы Богом каждому от рождения: милосердие, уважение к ближнему, сострадание, смирение; наставляет людей жить в мире и согласии. Коран учит, что люди могут обрести благополучие в жизни только тогда, когда всей душой осознают и примут в сердце заповеди ислама и будут жить по законам, предписанным их Творцом.

Коран предписывает людям избегать злых деяний и предотвращать их, если другие вынашивают такие мысли, запрещает верующим держать в сердце чувства подозрения и недоверия к ближнему, порицает безнравственность, жестокость, агрессию и кровопролитие. В Коране Аллах неоднократно увещевает людей не противиться Его воле и не совершать зла. «Добро твори к другим в такой же мере, В какой Аллах добро творил к тебе, И не стремись на сей земле нечестие посеять, — Аллах, поистине, не любит тех, Кто сеет на земле нечестие и смуту» (Сура «Повествование», аят 77).

В исламе считается недозволенным все, что может нанести вред людям. Террор и насилие — величайшие преступления против Всевышнего. Истинный мусульманин может нести людям лишь Божественную гармонию заповедей ислама и призван совершенствовать мир, в котором Аллах сотворил его.

Ислам — это религия, которая защищает свободу жизни, слова и волеизъявления человека, порицает любые конфликты и противоречия, не допускает ни малейшего проявления бесчестия, малодушия или клеветы людей по отношению друг к друг. Ислам не только категорически запрещает террор и насилие, но негативно относится даже к малейшим проявлениям давления или навязывания мнения одного человека другому.

Принуждение к вере противоречит принципам ислама, ибо истинная вера возможна лишь по доброй воле и велению совести. Конечно, мусульмане могут побуждать друг друга следовать законам нравственности, предписанным им Кораном, но они никогда не станут навязывать свою веру другим. А вот «побуждение друг друга к состраданию» является одним из важнейших предписаний для мусульманина. Подача милостыни (закят) — один из пяти столпов ислама, обязанность мусульманина. Собственно закят — обязательная милостыня, благотворительность в пользу общины, но существует и другая форма милостыни — саадака — милостыня по собственному побуждению, добровольный дар нуждающемуся. Исламский этикет требует, чтобы подача милостыни не унижала чувств нуждающегося, поэтому приветствуется скрытая помощь.


В Коране так описываются нравственные ценности и образ жизни истинного мусульманина: «...И вот тогда вы станете одним из тех, Кто верит в Бога и смиренно сострадает, И с милосердием творит добро. Таков лик праведных, — стоящих По праву сторону в День Судный» (Сура «Город», аят 17—18). Почти все основные требования к мусульманину помещаются во второй суре Корана: «То, что вы поворачиваетесь лицом на восток или запад, это еще не означает, что вы совершаете благодеяние. Благодетелен тот, кто верит в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Коран, в пророков, благодаря своей любви к Аллаху раздает часть своего имущества своим близким, сиротам, оказавшимся в беде, путешественникам, бедным, пленным, тот, кто соблюдает намаз, раздает закят, тот, кто соблюдает договоренности, терпеливо сносит невзгоды во время беды или на поле брани» (2:177).

Коран повелевает верующим проявлять терпимость и прощать. Эти качества считаются для верующих очень важными. «Добро и зло не могут быть равны. Так оттолкни же зло добром, И тот, кто ненависть к тебе питает, В родного друга обратится» (Сура «Разъяснены», аят 34).

Исламская этика не требует от человека прилагать какие-то особых усилия для соблюдения норм, а рекомендует соблюдать простые человеческие правила, неукоснительное следование которым возвышает мусульманина в глазах окружающих. Например: необходимо уважать и почитать старших; необходимо быть добрым и милостивым с теми, кто младше и слабее; нельзя давать ложную клятву; нельзя обижать соседа; нельзя злословить и клеветать; нельзя поносить свою родословную.

К наиболее ценимым в исламской этике качествам и достоинствам личности можно отнести:

  • умение сдерживать свои низменные страсти и преодолевать излишества в чувствах, не действовать сгоряча. «Самый сильный человек тот, кто умеет сдерживать свои эмоции», — гласит 58 хадис [211, 93]; «Высокомерие, бахвальство из-за красивой одежды умный человек не проявит, ибо в человеке важнее всего добрые намерения, чистые помыслы, чистота души», — говорится в 192 хадисе;


  • умеренность в желаниях и материальных потребностях. В 33 хадисе говорится: «Богатство не в больших деньгах, а богатство в душе»;

  • способность к миротворческой деятельности, к сохранению дружеских отношений;

  • совершение религиозных обрядов;

  • остережение от неблаговидных поступков;

  • поддержание добропорядочных отношений с людьми;

  • осознанное, продуманное отношение к своим поступкам («Что посеешь на этом свете, то пожнешь в другом). Согласно исламским представлениям о самосовершенствовании, человек каждый день минимум полтора часа своего времени должен посвятить анализу своих действий, поступков и составлению дальнейших планов»;

  • милосердие, доброжелательность — «доброта не стареет, не стирается» (11 хадис), «не упускай ни малейшую возможность делать добро» (6 хадис);

  • личная ответственность за свое влияние на окружающих людей;

  • бескорыстие, отсутствие честолюбия;

  • высокоразвитое чувство справедливости, правдивости, честности. В 76 хадисе говорится: «Правдивость — свято. Правдивый в словах и действиях — богоугодный человек...».

В первоисточниках ислама называются и самые неприглядные черты человека по меркам мусульманской морали: эгоизм, жестокость, алчность, агрессивность, тщеславие, распущенность, воровство, завистливость.

В системе духовно-нравственных ценностей ислама очень большое место занимает понятие джихада. Часто значение джихада сводят к ведению военных действий против «неверных», однако истинное значение этого слова совершенно другое. Джихад означает «усердие», истинный джихад — это битва против того, что мусульмане называют словом «дунья» (буквально «мир»). Мир, будучи творением Бога, сам по себе не зол, но в нем присутствуют некоторые аспекты материального существования, прямо противоположные воле Бога и вводящие человека в заблуждение. Самым опасным заблуждением является себялюбие. Конечно, человеку следует и любить себя, и заботиться о себе, и уважать себя, так как он — творение Аллаха, но когда люди становятся себялюбивыми, то собственные низменные желания увлекают их с путей праведной жизни; себялюбивые люди поклоняются прежде всего сами себе, а не Богу; они всегда озабочены только собственной персоной, пренебрегая своими обязанностями по отношению к Богу, которые выражаются любовью и милосердием по отношению к другим — будь то люди или животные. Таким образом, дунья соблазняет слабых людей мирскими страстями и роскошью, отвращая их от праведной жизни и делая жадными, жестокими, трусливыми, заносчивыми и т. д. Джихад и является борьбой против этого соблазна. И в этом понимании джихад — обязанность каждого мусульманина.


Система нравственно-этического и интеллектуального воспитания в исламе складывается из двух аспектов: этического, представленного в Коране и Сунне Пророка, и практического, представляющего собой традицию нравственно-этического поведения в повседневной жизни. Данная система основана на том, что человек должен знать и понимать содержание нравственно-этических действий, нести за них ответственность, а ответственность человека в исламе связана с пониманием свободы выбора. Нет ответственности у того, кто вынужден поступать тем или иным образом, не имея права выбора. Отсутствие знания не освобождает человека от ответственности перед обществом, поэтому ислам предписывает верующим получать образование.

В традициях ислама большое внимание уделяется интеллектуально-нравственному аспекту в воспитании человека, источником которого являются Коран и Сунна, а также пример жизни самого пророка Мухаммеда, который служит для верующих безусловным эталоном праведного образа жизни и мыслей, лучшим образцом для подражания.

И обучение, и воспитание, согласно исламской традиции, основывается на приобретении человеком истинного знания. Знанию в исламе придавалось и сегодня предается исключительно большое значение. При этом выделяется два уровня знания: предвечное и всеобщее — божье, являющееся одним из символов могущества Аллаха, равное вере, и человеческое, обычное, мирское. То есть вера в исламе традиционно в известной степени отождествлялась со знанием. При этом вера всегда противопоставлялась неверию, а знание — неведению. Стремление к знанию считается безусловным долгом каждого мусульманина. Обладание им в глазах общественного мнения ценилось и до сих пор ценится выше, чем обладание собственностью, «ибо знание охраняет тебя, в то время, как ты должен сохранить собственность».

В хадисах неоднократно подчеркивается важность, ценность образования. Так 47 хадис гласит: «Если у тебя есть возможности и способности — будь ученым, если не получается — учеником, стремящимся к знаниям, если и это не удается — то старайся слушать больше речи образованных людей, если и это не получается — имей положительное отношение к просвещению, образованию, или хотя бы не отрицай, не будь противником просвещения, образования». «Если мусульмане хотят иметь все блага в этой жизни, быть счастливыми — единственное средство для этого — образованность».


Суть исламской культуры во многом выражена в традиции передачи нравственных и этических норм из поколения в поколение, преемственности поколений в вопросах воспитания. По исламской традиции, обучение детей начинается в семье. Система семейного воспитания была и остается у мусульман основой, определяющей эталоны и нормы поведения человека, его нравственные устои, нарушение которых могло вызвать недовольство прежде всего со стороны семьи, клана, сообщества. Уровень нравственно-этического развития человека как результат воспитания ребенка в семье — это еще и показатель родительской успешности, состоятельности.

Семья, брак в исламе считается основой благополучия человека, в семье успокаивается сердце, отдыхает совесть и радуется душа. Связь между мужчиной и женщиной должна быть дружеской и строиться на чувстве постоянства. Мужчина несет ответственность за всех членов семьи, не только в материальном, но и в духовном, моральном смысле. Ислам велит женщине подчиняться мужчине в пределах дозволенного и в рамках справедливости. Что касается обязанностей женщины по отношению к ее мужу, то они заключаются в обеспечении ему отдыха и других потребностей, воспитании его детей и оберегании его чести и имущества. У детей тоже есть обязанности в отношении родителей: они должны относиться к ним с любовью и почтением, воздавать благодарностью за родительский труд. Непочтительность к родителям и старшим вообще — один из самых тяжких грехов. Поскольку мать испытывает не только радости, но и страдания, рожая и воспитывая своих детей. Пророк поставил ее на первое место среди тех, кого следует почитать и уважать. Именно поэтому говорится, что сирота не тот, кто остался без отца, но тот, кто остался без матери, ибо нет в мире другого сердца, так наполненного состраданием и сочувствием, как сердце матери.

Большое значение в исламской традиции придается родственным отношениям, а также отношениям добрососедства. По значимости близкие и родственники располагаются следующим образом: родители, супруг или супруга, дети, близкие, соседи, друзья, знакомые, сироты, вдовы и вдовцы, нуждающиеся в помощи. Одним из признаков праведности или неправедности человека является то, как думает о нем его сосед.


Ислам отвергает любые призывы к пересмотру или обновлению системы нравственных ценностей, не стремится к необоснованному изменению тех или иных моральных устоев, которые считаются эталонными. Правила, составляющие основу исламской нравственности, сопровождают человека, где бы он ни был, и что бы он ни делал: дома, на работе, за обеденным столом или на поле битвы, одним словом, вся жизнь человека, начиная от колыбели и кончая смертным одром, регулируется принципами, источником которых является исламский религиозный закон.


Ценности иудейской культуры

Основополагающей ценностью иудейской культуры является строгое исполнение заповедей, дарованных Богом избранному народу через пророка Моисея на горе Синай. Заключенный с Богом Завет является непреходящим для новых поколений. Поэтому верующие евреи безусловно осознают свое особое историческое призвание — быть богоизбранным народом. Это осознание своей ответственности перед Богом и человечеством евреи пронесли через века жесточайших преследований.

Исполняя условия Завета, евреи должны в конечном итоге привести все народы к признанию единого Бога-творца и следованию универсальной морали. Но для того, чтобы усовершенствовать мир, необходимо постоянно совершенствовать себя, следуя многочисленным и не всегда легко исполнимым указаниям религиозного Закона. Таким образом, еврейская «избранность» не дает никаких привилегий, но, напротив, накладывает дополнительную ответственность, повышенные обязанности и сопряженные с ними трудности повседневного бытования.

Главными правилами нравственной жизни в иудаизме выступают заповеди. Еврейский Закон предписывает исполнение 613 заповедей-мицвот. Значительная часть из них связана с храмовым ритуалом, поэтому после разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н. э. они утратили свою актуальность, и обязательными к исполнению остались около 300 мицвот. Для сравнения: не еврею, как считает еврейская традиция, достаточно строго следовать семи заповедям, чтобы считалось, что он живет праведно.


Нравственный закон, данный Моисеем своему народу, является важным стержнем для понимания еврейской религиозной культуры. Мицвот задают стандарты нравственности и предписывают евреям воплощать их в жизнь. Например, в Торе есть мицва о «допустимых» и «недопустимых» разговорах: можно ли еврею говорить все, что он пожелает, о другом человеке, даже если это правда? Иудаизм отвечает — нет, говорить недоброе за спиной человека — весьма серьезный грех. В еврейском Законе существует много этических заповедей: как вести дела в торговле, как заботиться о престарелых людях, как помогать бедным и больным, как утешать скорбящих — еврейский Закон имеет соответствующие мицвот практически для каждой области деятельности и для каждого аспекта человеческой жизни.

Именно стремление к скрупулезному исполнению Божественной воли сделали иудаизм «религией действия». Главной ценностью и в предстоянии перед Богом, и в глазах окружающих, является поступок, а не вера. По большому счету, вера — внутреннее, личное дело каждого. Но именно поведение человека, его конкретные поступки раскрывают истинность и глубину этой веры. Еврейский философ раввин Лео Бек (1873—1956) писал в книге «Сущность иудаизма»: «Через действие мы проповедуем нашу религию. Наша жизнь расскажет о величии нашей веры».

В контексте иудейской религиозной культуры вся жизнь человека — это непрерывное стояние перед Всевышним. Слова и поступки людей имеют главным образом нравственную, а не эстетическую или интеллектуальную ценность, а грех понимается не как частная ошибка или заблуждение, но как отступление от воли Творца, неизменной для всех живущих.

Иудеи верят, что вслед за короткой и полной смятений и бед временной жизнью последует новая, вечная, и эта вера определяет их религиозное мировоззрение и отношение ко всему земном. Как миг соотносится с вечностью, равным образом должны соотноситься в душе человека желания благ настоящей и будущей жизни. Ради большего, вечного блаженства следует быть готовым пожертвовать временным благополучием и удовольствиями. Необходимость быть готовым к наступлению Судного дня — основополагающий принцип, определяющий образ жизни исповедующего иудаизм человека, его поведение, поступки, отношение к другим людям. Дора, Закон — основа основ еврейской религиозной жизни. Современный еврейский ученый, глава иерусалимского Института изучения иудаизма раввин Адин Штейнзальц так говорит о Торе: «Тора является выражением Божественной воли и указывает на характер и форму взаимоотношений между Творцом и миром... Тора — это еще и Закон, устанавливающий для человека нормы поведения, в значительной мере определяющий его поступки и характер отношений между людьми, направляющий в верное русло человеческие мысли, мечты и желания — к осуществлению замысла всего Творения, заложенного в Торе. В этом смысле Тора — путь жизни; она указывает человеку цель, к которой тот должен стремиться в своем духовном и физическом существовании в мире».


В основе Торы лежит любовь к Богу и безусловное уважение к Его творению, Его образу и подобию — человеку. Сотворение человека «по образу и подобию Бога» не означает в иудаизме, что человек добр в своей основе. Это означает, что человек, в отличие от животных и подобно Богу, имеет понятие о добре и зле и обладает свободой выбора между ними. Иудаизм не считает, что человек непременно и наследственно порочен. Но, учитывая, что человек по природе своей чаще бывает эгоистичным, иудаизм заключает, что творить зло легче, чем творить добро. Значит, человек должен учиться творить добро путем самовоспитания и самодисциплины.

Выдающийся еврейский законоучитель древности Гилель кратко сформулировал самое важное, на его взгляд, положение иудаизма: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Вот суть Торы, все остальное — пояснения». Этот афоризм сохранился в веках под названием «Золотое правило нравственности». Другой законоучитель, Акива, видел суть еврейского Закона в словах «Люби ближнего своего, как самого себя».

В языке иврит, священном языке Торы, и одновременно современном разговорном языке еврейского государства — Израиля, нет слова, обозначающего религию. Самым близким по смыслу является слово «даат», что означает «знание» или «познание». И это очень показательно, поскольку одной из важнейших заповедей иудаизма является изучение Торы.

Ученость во все времена пользовалась среди евреев чрезвычайным уважением, и нередко богатые люди почитали за честь отдавать своих дочерей замуж за бедняков, посвятивших жизнь изучению Торы.

Учение начиналось с малых лет, и первые шаги были связаны с рядом красивых обычаев, направленных на то, чтобы вызвать у детей интерес и закрепить симпатию к учебе. Обучающий и воспитательный момент заложен также в традиции проведения ряда праздников еврейского календаря. Так, главными действующими лицами седера — трапезы в праздник Песах, являются младшие члены семьи. Порядок застолья выстроен таким образом, чтобы дети заинтересованно выслушали и сохранили в памяти один из основополагающих моментов еврейской религиозной истории — Исход из египетского рабства, положивший начало существованию евреев, как народа.


Обучение детей Торе, воспитание их в духе религиозной традиции — для евреев не просто одна из функций семейной жизни, но прямая религиозная обязанность. Поэтому первыми наставниками в передаче традиции от поколения к поколению, становились отцы и деды. В библейской книге Псалмов Давида говорится: «Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа... который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтоб знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям — возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божьих, и хранить заповеди Его».

В иудейской традиции учение считалось непреходящей ценностью, поэтому, становясь взрослыми, верующие евреи продолжали изучать Тору. После трудового дня люди разных профессий садились дома за священные книги или собирались в синагогах. Не случайно одно из названий синагоги, молитвенного дома, у евреев Восточной Европы — шул, школа.

Ценность семейных отношений в иудейской традиции, особое отношение иудаизма к семье определяется следованием первой заповеди, данной человеку Богом: «Плодитесь и размножайтесь». Для верующего еврея создание семьи, продолжение своими силами дела Творения — это обязанность, исполнение Божественного повеления. Именно поэтому в традиционных еврейских семьях, как правило, много детей, и это считается великим счастьем.

Признавая за мужчиной первенство в труде и общественной деятельности, многие иудейские источники настаивают на важном духовном предназначении женщины-иудейки. «Нехорошо быть человеку одному», — сказал Всевышний (Быт. 2,18). Ни одна цель не покорится мужчине, если он попытается достичь ее в одиночку. Любая задача будет слишком трудна для него; чтобы ее выполнить, требуются объединенные усилия двух людей, мужчины и женщины. Всевышний создал женщину, чтобы та дополняла своим трудом деятельность мужчины; они сотворены для совместного осуществления Божественного замысла. Мужчина без жены лишен цельности, в жене он ищет недостающую часть собственного существа. Неслучайно, что принадлежность к еврейскому народу передается по наследству через мать, а не по отцовской линии. Органическое единство еврейской женщины с задачами воспитания детей столь тесно, что «рождение» и «воспитание» на иврите выражаются одним и тем же словом, так что оба этих процесса представляются как бы единым целым.


В иудейской традиции за целостность и благополучие семьи несут ответственность все ее члены. Мужчина должен обеспечивать семью, женщина вести дом, наполнять его теплом и уютом, главной обязанностью ребенка считается строгое исполнение заповеди «почитай отца и мать свою». Для верующих евреев семья — центр религиозных традиций и обрядов. В сохранении традиционного образа жизни семья играет более важную роль, чем синагоги или еврейские учебные заведения.

В обязанности родителей входит не только воспитание детей в соблюдении религиозных заповедей и обучение основам Закона, но и приучение к труду. Еврейская пословица гласит: «Кто не учит сына полезному ремеслу, тот учит его воровать». Труд в иудейской традиции — не просто способ заработать деньги. Еврейская мудрость говорит: «Когда человек покидает мир, ни серебро, ни золото, ни драгоценные камни не сопровождают его, только Тора, которую он учил, и добрые дела, которые он совершил».

Иудеи считают, что благодаря труду человек вносит свой вклад в жизнь, продолжает начатое Богом дело творения, участвуя в обустройстве окружающего мира.

Одной из основополагающих ценностей иудейской культуры, которая также прививается в семье с самого раннего детства, является благотворительность, необходимость проявлять милосердие в отношении ближних. В иврите нет термина «благотворительность», она обозначается словом «цдака», что означает «справедливость». Таким образом, в еврейской традиции помощь нуждающемуся — это не просто милостыня, но акт справедливости. Еврейская мудрость гласит: «Цдака по своей важности равна всем остальным заповедям вместе взятым» (Талмуд, Бава Батра, 9а).

Детей в еврейских семьях приучают к благотворительности с раннего детства. В каждом традиционном еврейском доме обязательно есть специальная копилка, куда складываются деньги для помощи нуждающимся. Считается, что благотворительность — один из атрибутов самого Бога: «Ибо Господь, Бог ваш... дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Втор., 10:17—18).


Иудейский дом часто собирает под своим кровом три-четыре поколения родственников, и семьи бывают весьма многочисленными. Евреи считают, что присутствие стариков благотворно отражается на ходе воспитания. По обычаю, священной обязанностью взрослых детей считается попечение о престарелых родителях. Таким образом, семья является еще и институтом социальной опеки.

Верность своим корням — семейным, национальным, религиозным — проходит через всю жизнь верующего еврея. Традиции сохранения исторической памяти у евреев во многом определяют самосознание народа. Одним из символов этой памяти и одновременно святыней, духовной ценностью для иудеев является Земля Обетованная, Иерусалим: «Пусть отсохнет моя правая рука, если я забуду тебя, Иерусалим». Также и скорбь по поводу разрушения Храма отражается на всех событиях жизни, звучит даже в моменты радости (например, во время свадебной церемонии в память об этом самом горьком событии иудейской истории разбивается бокал).

И. Х. Иерушалми, размышляя об исторической памяти, указывает, что только в иудаизме, и ни в какой иной религии, обязанность «помнить» понимается как религиозная заповедь, относящаяся ко всему народу. Веление «помнить» пронизывает весь Танах: «Помни дни давние, раздумывай о годах (минувших) поколений» (Дварим, 32:7).

Именно благодаря системе преемственности культурных ценностей религиозного воспитания еврейский народ выдержал гнет многовекового рабства у различных народов; потеряв отечество, пережил многочисленные гонения, вытерпел всевозможные притеснения, но продолжал жить, заселяя все страны света, при этом сохраняя глубокое чувство своей национальной принадлежности.


Ценности буддийской культуры

Для верного понимания содержания основных ценностей буддизма, важно знать фундаментальные положения этого мировоззрения. Главное в учении Будды — четыре благородные истины:

1. В жизни существуют страдания.

2. Причина страданий — желания.


3. Страданий можно избежать.

4. Существует благородный восьмеричный путь, состоящий из:

1) «правильных воззрений» — верном понимании четырех истин;

2) «правильных устремлений» — решимости действовать в соответствии с этими истинами;

3) «правильной речи» — отказе от грубой, праздной, лживой речи;

4) «правильного действия» — сохранение любой формы жизни;

5) «правильного образа жизни» — честном добывании средств к существованию;

6) «правильного усилия» — уверенности в преодолении дурных помыслов и действий;

7) «правильного внимания» — постоянном осознании основных положений буддизма об иллюзорности мира;

8) «правильного сосредоточения» — достижение спокойствия и невозмутимости.

Это — срединный путь, позволяющий избегать крайностей поведения. «Тот, кому ведомо понятие о благе... должен поступать следующим образом: обрести, в высшей степени, в самой высшей степени, способность к благородному изъяснению мыслей, быть честным, приветливым и смиренным. Всем он доволен, уравновешен, скромен в желаниях и удовлетворяется малым, спокоен, неприхотлив, нет в нём дерзости» (Сутта-нипата).

Например, следовало не только говорить по существу, но также следовать сказанному: «Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишённый аромата» (Дхаммапада, 51).

Главная ценность в буддизме — это жизнь во всех проявлениях.

Прежде всего, следует ценить ум и сознание человека, поскольку в этом заключается принципиальное отличие людей от иных представителей живого мира. Ум и сознание даны не случайно: благодаря им человек может переживать, сопереживать, страдать, сострадать, изучать мир и познавать его истинную суть. Однако размышления должны иметь результаты: «Нет размышления у того, кто не знает; нет знания у того, кто не размышляет. У кого же и размышление и знание, тот действительно близок к нирване» (Дхаммапада, 372).


Также необходимо помнить о редкости жизни, прежде всего человеческой. Она обычно сравнивается со следующим примером: она также редка, как редко попадание черепахи головою в плавающий в океане спасательный круг, при том что черепаха всплывает на поверхность вод раз в сто лет.

Существующий мир и пристрастия являются результатом мыслей и деяний в предыдущих жизнях, поскольку каждое живое существо появляется по закону причинно-следственной связи (закон кармы). Это положение воспитало в буддистах развитое чувство нравственной ответственности как за свою жизнь, так и за жизни других существ. Положительная деятельность помогает улучшить карму, добивааться лучшего перерождения, и, в конечном итоге, спасения. Под спасением подразумевается достижение нирваны (высшего состояния реального бытия), что означает выход за пределы сансары (бытийного мира).

Буддизм обладает подвижной по содержанию картиной бытия, где утверждается приоритет морально-нравственных установок перед любыми социальными преобразованиями. Милосердие и сострадание оказывает определенное позитивное воздействие на окружающую среду, на социальные и культурные процессы. Как отмечал Далай Лама: «Сострадание — это моя подлинная религия, моя простая вера»5.

Остальные ценности:

1. Щедрость (дана)

2. Моральная дисциплина (шила)

3. Терпение и толерантность (кшанти)

4. Энергия (вирйа)

5. Медитация (дхьяна)

6. Мудрость (праджня)

7. Искусные методы (упая)

8. Обет или решимость (пранидхана)

9. Особые способности (дашабала)

10. Знания (джняна)

Следует избегать таких состояний и эмоций, как невежество, жадность, гнев, гордыня, сомнения.

Буддизм призывает к активности в повседневной жизни: ««Кто не встает, когда время вставать; кто исполнен лени, несмотря на молодость и силу; у кого решимость и мысль подавлены, — тот, беспечный и ленивый, не найдет пути к мудрости» (Дхаммапада, 280). Как писал М. Вебер, в буддизме «размышлять над этическими и религиозными проблемами заставляет не материальная нужда, а внутренняя потребность постичь мир как осмысленное целое и занять по отношению к нему определенную позицию»6.


Для буддизма характерна гармоничность и устойчивость сочетания национального и наднационального, общества и окружающей среды. Стабилизирующий эффект на культуру, принявшей буддизм, можно проследить на примере буддийских народов России — бурят, калмыков и тувинцев. Этими народами были органично восприняты культурные достижения индийцев, тибетцев, монголов и др.

В его этике буддизма («высокой» и «народной») индивидуальное богатство (уровень потребления) не есть знак богоизбранности. Отсюда — воздержанность, отраженная в стереотипе поведения, механизмы и выработки действия которого чрезвычайно важны для проблем современной социальной экологии, для подхода к новому, непотребительскому мышлению. С другой стороны, именно благодаря всемерной поддержке нуждающихся членов своего общества, в чем немалое воздействие оказала религиозная идея о помощи ближнему, кочевники легко адаптировались к новым условиям жизни, к новому окружению.

Вопросы воспитания и образования занимают важное место в системе ценностей буддизма. В отличие от западного представления об образовании как методе профессиональной выучки, буддизм ратует не только за развитие интеллекта, но в равной мере за воспитание высоких, «правильных» моральных качеств: правильного понимания добра и зла, симпатии к окружающим, осознания своего долга по отношению к родителям, старшим, вышестоящим, государству, нации, обществу в целом. В результате, вероучение обеспечивает религиозное осмысление повседневной жизни людей, определяет нормы, в соответствии с которыми одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяет моральные позиции по отношению к миру.

Большую роль в религиозной интерпретации мира как средстве его овладения играла буддийская мифология и космология, складывавшаяся на протяжении столетий. Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира и человека в нем. Мифологическое сознание буддизма основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является


его образность и метафоричность. Согласно буддийской мифологии, человек — часть природы, и будучи в ее составе, он неизбежно инкарнируется в другие существа. Наиболее характерным примером, в данном случае, являются такие произведения буддийской мифопоэтики, как джатаки (рассказы о предыдущих воплощениях Будды7.

Общебуддийская мифология во многом близка брахманистской и индуистской мифологии8. Буддийский пантеон включает в себя множество будд, богов, полубогов, положительных и отрицательных существ, вариативность которых зависит от конкретного места распространения буддизма. Значительное место в ней занимают бодхисаттвы, идамы — существа, стремящиеся к спасению и защите живых существ. В мифологии буддизма имеется целый ряд животных и растений, почитаемые как сакральные, в частности змея, газель, а также лотос, дерево бодхи.

Войдя в соприкосновение с традиционными культами и шаманскими представлениями, буддизм смог мягко инкорпорировать их в свой пантеон: таким образом, наряду с буддами, почитается Цаган Овген (Белый Старец, покровитель животных), значительные службы посвящаются духам местности. В результате образовывались законченные знаковые системы.

Буддизму не присуща нетерпимость. В основе такого подхода лежат две взаимосвязанные стороны: 1) буддизм отталкивается не от богодуховенного текста, а от идеи; 2) в буддизме отсутствует структурная жесткость других мировых религий, соответственно, нет контроля за соответствием между «высшим предписанием» и человеческой деятельностью. Следовательно, не могло быть и речи о трансформации жизненных условий общества для соответствия неким «первичным ценностям» религии — буддизм не привязан к определенной формации, стилю жизни и т. д.

Согласно П. Кафарову, известному русскому востоковеду, еще на втором буддийском соборе, состоявшемся 110 лет спустя после смерти Будды в Вайшали (первая воловин IV в. до н. э.), «председатели в заключение собрания постановили правило, сделавшееся в последующие времена критерием, по которому определяли достоверность и уставную важность вновь появившихся в буддийском мире сочинений и мнений. Это правило было выражено так: “Все, что согласно с существующими нравственными постановлениями и с духом учения Будды, должно быть признано уставным, существовало ли то с давних времен, существует ли в настоящее время или явится после; а все, что не согласно с ними, хотя бы то существовало и прежде, или существует в настоящее время, или явится позже, должно быть навсегда отвергнуто и не считаться с учением Будды”»9. Поэтому «буддизм не требует веры в священные тексты; все основоположения буддизма подвергались строгой проверке самими же буддийскими философами на основании совершенно объективной критической теории познания»10.


К ценностям буддизма следует отнести утверждение доброжелательных отношений в семье, в общении с близкими, родными, друзьями, с любыми людьми. Особое отношение предписывается к родителям: «Братья, я утверждаю, что человек в вечном долгу перед двумя людьми. Перед какими двумя? Перед матерью и отцом. Даже если он должен будет носить на одном плече мать, а на другом отца, и будет так делать сто лет; и если он должен будет ухаживать за ними, умащая их мазями и растирая их члены, а они будут испражняться на него — даже и тогда он останется в долгу перед родителями. Более того, если он даст своим родителям высшую власть, полное господство над всей землей, изобилующей семью сокровищами, — даже и тогда он не сможет вернуть долг своим родителям. Почему не сможет? Братья, родители много делают для детей; они рождают их на свет, они питают их, они вводят их в этот мир» (Ангуттара Никайа, 1.61).

Семья — основа человека и общества, ее состояние и будущее зависит прежде всего от взаимоотношений и поведения отца и матери. «Поддерживать отца и мать, ласкать жену и детей и заниматься мирным трудом — вот величайшее благословение» (Сутта-нипата).

Все традиционные для России религиозные учения породили устойчивые традиции воспитания и обучения, педагогическое содержание которых обусловлено направленностью на духовное развитие, дисциплинарное регулирование внешней и внутренней жизни человека. Результатом религиозного воспитания является не только вера, но и ответственность (личностная, социальная, семейная, морально-этическая, политическая, экологическая и т. п.), формирование духовно-нравственных качеств, этнокультурная самоидентификации в огромном поликультурном пространстве России. Ценности общечеловеческие и ценности традиционных религиозных культур нашли отражение в тематике и содержании предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».


Общая характеристика курса

Концепция предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», вводимого в 4—5 классах общеобразовательной школы, основывается на положениях, которые, по мнению авторов данного УМК, обеспечивают действительную и эффективную реализацию целей и задач нового школьного предмета, снимают риски, сопровождающие введение нового предмета, обусловливают подходы к отбору содержания учебников и их методическому обеспечению. К ним относятся следующие концептуальные


<< предыдущая страница   следующая страница >>