litceysel.ru
добавить свой файл
1

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Осы»


Личностно-ориентированное

обучение на уроках математики, информатики


/из опыта работы школьного методического объединения

учителей математики и информатики/


г.Оса 2007г.


Наша школа – это природосообразная «школа для всех», предоставляющая своим ученикам равные возможности в образовании, базирующаяся на приоритетах гуманизма и педагогики сотрудничества, направленная на формирование гуманной личности учащихся, обладающей ключевыми компетенциями.

Не случайно методической темой нашего профессионального объединения является тема «Личностно-ориентированная направленность развития школы путем повышения профессионального мастерства учителя».

Методическое объединение учителей математики – это семь педагогов, имеющих высшее образование, в основном – первую квалификационную категорию, педагогический стаж от 12 до 32 лет.

Учителя разделяют точку зрения о том, что предмет математика – фундамент общего образования, неотъемлемая и существенная часть общечеловеческой культуры. Шестистам учащимся школы прививается интерес к этой сложной науке, формируются у них вычислительные навыки. В 2005-2006 г. успеваемость по предмету составляла - 96,7%.

Среди наших учащихся есть немало детей, кто успешен в этой предметной области. Качество обученности в прошедшем году составило 38%.

Вместе с тем, на второй ступени обучения созданы классы VII вида с задержкой психического развития детей. По итогам учебного года все ученики этих классов успевают по математике.

Мы понимаем, что отличительной чертой гуманистической парадигмы образования является признание ценности, своеобразия, достоинства человеческой личности, ее права на свободное развитие. Отказываемся от жесткости объектно-субъектных отношений, регламентации деятельности учителя и ученика, репродуктивного обучения, отдавая предпочтение личностно-ориентированному обучению.


В процессе обучения реализуем программу для общеобразовательных школ. При этом создаем условия для проявления и развития способностей и интересов школьников, оказываем помощь в приобретении опыта общения и сотрудничества.

Только при наличии отношения сотрудничества мы:


  • способствуем раскрытию личностной значимости знаний для каждого, когда цели обучения принимаются как свои личные;

  • создаем условия для самостоятельного творческого поиска и для этого предоставляем право выбора (в постановке личных целей, отборе содержания части учебного материала, определении формы общения с учителем, заданий и т.д.) и «право на ошибку».

Принципы личностного подхода, прежде всего, реализуем в ситуации общения, совместной деятельности учителя и ученика с учетом его индивидуальностей, взглядов. Нам еще предстоит учиться строить общение с учащимися на диалогических началах, так как диалог требует равенства позиций участников, уважения и доверия друг к другу, готовности принимать позицию другого.

В своей работе опираемся на идеи доктора психологических наук И.С. Якиманской, материалы, полученные на семинарах с участием кандидата педагогических наук В.В. Коробковой, на тематических семинарах по проблемному обучению, по современному уроку, по организации групповой работы на уроке. Применяем такие методы и элементы педагогических технологий, которые адекватны целям личностно-ориентированного обучения и индивидуального развития учащихся. Это:

  • технология развивающего обучения;

  • технология интенсивного обучения с помощью опор и опорных конспектов В.Ф. Шаталова имеет большое значение для слабых учащихся, вселяет в них уверенность;

  • в игровых технологиях совершенствуются целеполагание, свобода выбора, самостоятельность, ответственность;

  • модульно-рейтинговая технология;
  • проблемные, поисковые методы и приемы формируют творческие способности ребенка;


  • ИКТ обеспечивают осмысление и рефлексию процесса обучения;

  • технологии дифференциации и индивидуализации обеспечивают развитие самостоятельности, индивидуальности.

В педагогической практике невозможно не учитывать физиологические, психические особенности учащихся. Эти данные представляет школьный психолог, классный руководитель. Наша задача – умело воспользоваться информацией, учесть данные в повседневной работе ( приложение 1). Без этого просто невозможно работать в классах VII вида с ЗПР детей. В связи с этим учителя математики Сырвачева С.А., Конева Л.В., Перехожева Т.С. ведут коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти (приложение 2) и более активно используют игровые технологии. Игра используется, как правило, тогда, когда у учеников не сформирован глубокий и устойчивый интерес к предмету. В этой ситуации игра становится добрым помощником учителя. Учитываем также возраст школьников: чем они моложе, тем игра для них нужнее. Считаем, что положительное влияние игра оказывает на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В педагогической копилке каждого учителя имеются разработки нестандартных уроков, занимательных заданий, математических игр (приложение 3).

Источником любых знаний являются наблюдения, сравнения, разрешение проблемной ситуации. В результате учащиеся приобретают навыки сравнения, обобщения и анализа, они учатся делать логические выводы, развивают свою интуицию. Кроме того, у них возникает потребность логического обоснования найденных опытным путем зависимостей, заинтересованность в получении знаний. Таким образом, постоянно используем методы и приемы проблемного обучения.

Например:

Проблемные ситуации.


  1. Фрагмент урока математики в 6-Б классе ( учитель Полыгалова Т.Г.).


Тема: «Сравнение обыкновенных дробей».

Цели:

  1. знакомство с алгоритмом сравнения дробей с разными знаменателями;


  2. развитие самостоятельной деятельности учащихся;

  3. воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности.


Ход урока.


Учитель:
Тема нашего урока вам уже знакома: «Сравнение обыкновенных дробей».Давайте вспомним, какие числа мы уже умеем сравнивать.

Ученики: Натуральные числа, десятичные дроби, обыкновенные дроби.

Учитель: Молодцы! Сравните, пожалуйста, эти числа.

3 10 7 8

4 и 4,1 1 и   и 

0,156 и 0,1 5 11 8 7


3 4 8 8 2 3

 и   и   и 

7 7 15 12 3 5

Учитель: В каком примере вы не смогли поставить знак? Почему?

Ученик: В последнем примере разные и числители и знаменатели. Сравнить нельзя.

Учитель: Как будем решать эту проблему? Ваши предложения?


  1. Фрагмент урока математики в 5-Д классе (учитель Конева Л.В.).


Тема: «Умножение десятичных дробей» (1-й урок темы.).

Цели:

  1. формирование умения выполнять умножение десятичных дробей;

  2. развитие познавательной деятельности учащихся;

  3. развитие коммуникативных способностей.


Ход урока.

Учитель: Я предлагаю вам в качестве разминки выполнить такое задание:

Найти площадь прямоугольника со сторонами а
и в

  1. а
    = 8 м, в = 2 м

  2. а = 8 м, в = 200 см

  3. а = 8 м, в =3/4м

  4. а = 8 м, в = 0,2 м

  5. а = 1,8 м, в = 2,1 м

Учитель: Проверим ваши ответы: 1) 16 м2 , 2) 16 м2, 3) 800 см х 75 см= 60000 см2 = 6 м2, 4) ? 5) ?


Почему вы не смогли решить 4 и 5 задачи?

Ученик: Не умеем умножать десятичные дроби.

Учитель: Тема урока «Умножение десятичных дробей». Ваши гипотезы о том, как умножаются дроби.

Ученики: 1) целые части на целые части, дробные на дробные;

2) записать при умножении запятую под запятой.

Учитель: Проверим ваши гипотезы. Переведем метры в сантиметры, умножим и посмотрим, что получится.


Проблемные вопросы.


  1. Алгебра 7 кл. (учитель Бочкарева Т.И.)

Тема: «Формулы сокращенного умножения».


  1. Предлагается устно решить пример 205 х 195. Ученикам приходится найти подходящую формулу а2 – в2 = (а – в) х (а + в) и применить ее.

205 х 195 = (200+5) х (200-5) = 2002 – 52 = 40000 – 25 = 399975


  1. Вычислить:

5783 – 3783




5782+578 х378+3782


Чтобы быстро решить этот пример, ученики должны самостоятельно в учебнике познакомиться с формулой разности кубов.


В обучении математике дифференциация имеет особое значение.Ее осуществляем прежде всего через применение трехуровневых заданий для учащихся. Это способствует созданию благоприятных условий для развития и проявления задатков и способностей учащихся, в какой-то степени мотивирует учеников к изучению предмета, формирует умение адекватно оценивать свои знания, стимулирует детей к самостоятельной деятельности по добыванию знаний, а также дает возможность учителю по-новому подходить к планированию и оцениванию результатов обучения.

Практически на каждом уроке даются варианты домашних заданий, различающиеся по уровню сложности. Вот примеры уровневой дифференциации.

Разноуровневые самостоятельные работы, домашние задания.


  1. Алгебра 7 кл. (учитель Бочкарева Т.И.).

Тема: «Решение систем двух линейных уравнений с двумя неизвестными».


Уровень А: 1) х = у + 8 2) у = -4х 3) х + 3 у = 2

х – 3у = 4 х – у =10 2х + 3у = 7


Уровень В: 1) х – 2у = 5 2) 3х + 4у=55 3) 2 – 3х =2 х(1-у)

2х + у =9 7х – у = 56 4х (х+у) = х –1,5



Уровень С: 1) 5х – 2у = 48 2) 2х-3(2у+1) =15


2х + 3у = 23 3(х+1)+3у = 2у-2



3) х+у х-у

 +  = 5

8 6


х+у х-у

 +  = 10

4 5

  1. Алгебра 9 кл. (учитель Перехожева Т.С.).

Тема: «Графический способ решения систем уравнений».


Домашнее задание:

Решить системы: 1) х+у=2 2) ху = 4


х22 =9 2х-у =2




3) (х+1)2+(у-1)2=9 4) у=1х1

у+1=х х2 + у =2


на «3» – 1) и 2)

на «4» – 1), 2), 3)

на «5» – все системы.

  1. При проведении проверочных, самостоятельных и контрольных работ многие учителя используют разноуровневые дидактические материалы авторов А.П. Ершовой и В.В. Голобородько.


  2. При итоговом повторении алгебры в 9-ом классе (учитель Полыгалова Т.Г.) ребята по желанию разбились на 3 группы: А,В и С по уровню математической подготовки. На уроках учащиеся получают задания в соответствии с выбранным уровнем и работают либо индивидуально, либо в микрогруппах. Домашние задания также задаются дифференцированно: группа А ориентирована на задания обязательного минимума, группа В – на более сложные, а ребята из группы С стараются справиться с нестандартными заданиями.



Планируя урок обращаем внимание на вовлечение школьников в процесс целеполагания. Умение ставить цель создает условия для проявления познавательной активности учеников.


Примеры целеполагания.


  1. Фрагмент урока математики в 5-В классе (учитель Полыгалова Т.Г.).

Тема: «Проценты» (2-й урок темы).

Цели:

  1. решение задач на нахождение % от числа и числа по его %;

  2. развитие умений сравнивать, обобщать, формулировать задачи;

  3. применение % в практической деятельности.



Ход урока


Учитель: Вчера на уроке мы познакомились с новым понятием % и научились переводить десятичные дроби в % и наоборот. Предлагаю вам проверить себя.


Устная работа (на доске):

  1. Перевести десятичную дробь в %:

0,73 0,05 1,15 0,043 0,507

2) Перевести % в десятичную дробь: 14%, 52%, 4%, 3,5%, 127%.

3) В магазин привезли 40 кг печенья, до обеда продали всего печенья. Сколько кг продали?

4) От куска ткани отрезали 3м. Сколько метров было в куске, если отрезали этого куска?

Учитель: Ребята, почему сегодня я включила такие задания в устную работу?

Ученик: % мы начали изучать и задачи. Наверное, будем решать задачи на %.

Учитель: Правильно, тема сегодняшнего урока «Задачи на %» и какую же цель мы поставили?


Ученик: Научиться решать задачи на %.

Учитель: А как вы думаете можно ли эти задачи разбить на типы. Подсказка на доске.

Ученик: Да, задачи на нахождение % от числа и число по %.

Учитель: Правильно давайте научимся различать пока только эти 2 вида задач и их решать.


  1. Фрагмент урока математики в 5-Б классе (учитель Бочкарева Т.И.).

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (2-ой урок темы).

Цели:

  1. Решение простейших задач на сложение и вычитание десятичных дробей;

2) развитие логического мышления;

  1. умение работать в парах, развитие коммуникативных способностей.



Ход урока.


Учитель: На прошлом уроке мы узнали как складывать и вычитать десятичные дроби. Что бы вы хотели научиться решать с помощью этих действий?

Ученики: 1) Я хочу научиться решать задачи;

2) мне хочется порешать уравнения;

3) я хочу заняться большими примерами.

Учитель: Молодцы! Но давайте возьмем только одно- задачи, решаемые с помощью действий сложения и вычитания, так как большие примеры решать пока рано, не умеем умножать и делить десятичные дроби.

Создаем атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе через:

  • эмоциональный настрой;

  • создание обстановки для естественного самовыражения (инициатива, самостоятельность, избирательность в способах работы);

  • право на ошибку;

  • создание ситуации успеха;

  • поощрение стремлений ученика, его небольших достижений.

Учитываем субъективный опыт учеников: любая получаемая информация интересна для них только тогда, когда в ней есть и новое, и старое, уже знакомое. Чем теснее связаны старые и новые знания, тем более четко увязываются они в единую систему, тем больше шансов, что учебный материал будет понятным и интересным. Уверены, что только тесная связь нового с ранее изученным может служить прочным фундаментом. Выбираем следующие формы привлечения старых знаний к освоению нового материала:


  • выявление аналогичных ситуаций;

  • сопоставление;

  • противопоставление;

  • прослеживание общих закономерностей;

  • выделение новых сторон в известном;

  • использование старых знаний в новых условиях, с новыми целями.


Приблизительно треть учебного времени занимает информативная часть. Здесь закладывается фундамент дальнейшей деятельности: приобретаются знания.

Следующая часть учебного времени (более трети) – продуктивная, это особая коммуникативная среда, когда разрешаются проблемы, идет обмен мнениями. Формы и виды работы разные. Используется работа в группах, так как при слабом навыке диалогового общения ребята активнее делятся мыслями в группе. Они создаются на добровольной основе. Формы работы в группе и формы взаимодействия группы разнообразны.

Так, например, учащимся предлагается несколько вариантов решения задачи. Учащиеся принимают какую-то точку зрения, стараются понять чужую позицию, выступить в определенной роли, оппонировать и убеждать.

В заключении изучения темы каждой группе предложено составить вопросы по определенной проблеме, обсудить их и задать другой группе. Особенность этой совместной работы – право выбора задания, составление вопросов.

В каждом случае учитель выступает не как человек, знающий больше и передающий эти знания, а как личность, имеющая собственное мнение и наравне с другими участниками его высказывающая.

Разнообразные виды работы в группах, различные формы организации совместной деятельности невольно заставляют ребят менять состав групп и учиться сотрудничать с разными людьми, что, несомненно, совершенствует процесс взаимопонимания, навыки общения, формирует умение соотносить свои действия с действиями других. Бесспорно, эффективность подобной работы чрезвычайно высока. Для нас важно, что в ситуации делового общения и сотрудничества происходит самораскрытие и саморазвитие личности.


Принципы личностно-ориентированного обучения присутствуют на этапе контроля и оценки знаний учащихся.

Во-первых, оцениваются результаты обучения, качество знаний ученика по сравнению с его предыдущими результатами, его продвижение.

Во-вторых, оценка может быть исправлена на лучшую, если достигнуты более высокие результаты.

На любом этапе учебной деятельности учащиеся имеют определенную свободу выбора. Несмотря на то, что усвоение математики у одних учащихся сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета, можем говорить о результатах работы в целом методического объединения.

Результаты итоговой аттестации школьников

в 2005-2006 учебном году.





9 класс


11 класс

Справляемость с работой

84,5%

77,6%

Качество знаний

18,6%

27,6%

Совпадение с годовой отметкой

58,8%

43%

Выше годовой отметки

4,2%

15,4%

Ниже годовой отметки

37%

51,6%

Ежегодно ученики школы участвуют в школьной ( до 100 человек), в районной (до 10 человек) олимпиаде по математике и информатике. В 2006-2007 году заняли призовые места:


  1. Балдин Олег (8-А кл.) II место по информатике (Костарева Н.П.);

  2. Илюхин Алексей (9-А кл.) III место по информатике (Садилова С.Н.);

  3. Конев Максим (10-А кл.) III место по математике (Бочкарева Т.И.);

  4. Шустрова Анастасия (9-А кл.) III место по математике (Полыгалова Т.Г.

  5. Нестеров Михаил (9-А кл.) III место по математике(Полыгалова Т.Г.);

  6. Маматов Денис (11-А кл.) III место по математике (Конева Л.В.).


Большим интересом пользуется у ребят школы региональная интеллектуальная игра по математике «Кенгуру» (2006-2007 год – 83 человека.

Анализ и обобщение опыта работы методического объединения позволяет оценить выбранный нами личностно-ориентированный подход в обучении детей, утвердиться в осознанном выборе этой развивающей технологии, увидеть резервы в работе с учениками, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.