litceysel.ru
добавить свой файл
1
Использование метода проектов на уроках физики



В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук. Мир чрезвычайно разнообразен, а атомы, из которых состоят все тела Вселенной, совершенно одинаковы. Живые организмы состоят из тех же атомов, что и неживые. Цель физики заключается в отыскании общих законов природы и в объяснении конкретных процессов на их основе. Законы, которым следует природа, исключают чудеса, а познание этих законов позволит человечеству выжить.

Начиная изучать физику в 7х классах и до 11 класса, необходимо доказательно убеждать учащихся, что физика – это наука, которая познакомит их с наиболее общими законами природы, управляющими течением процессов в окружающем их мире и во Вселенной в целом, и что физика оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники, производства.

Результаты обучения будут положительными, если использовать личностно-ориентированный подход. Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель – ученик » строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что развитие нашего общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Педагогическими технологиями на основе личностно-ориентированного подхода являются:

I. Педагогика сотрудничества:

работа в парах;

работа в группах.

II. Технологии развивающего обучения:

уроки-практикумы;

уроки-конференции;

интегрированные уроки;

круглые столы;

защита рефератов;

защита научно-исследовательских работ.

III. Технологии уровневой дифференциации:

дифференциация учащихся разного уровня обученности;

дифференциация по проектируемой профессии (работа в специальных классах с углубленным изучением отдельных предметов);

дифференциация по интересам.

IV. Проблемное обучение.

V. Технология индивидуального обучения:

индивидуализация обучения;

метод проектов.

В своей работе в старших классах использую метод проектов, как один из элементов личностно-ориентированного похода. Этот метод интересен по двум причинам:

Во-первых: в условиях ещё существующей классно-урочной системы знаний, он наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет при интеграции в реальный учебно-воспитательный процесс достигать поставленных любой программой целей по физике другими методами.

Во-вторых: это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивает успешное усвоение учебного материала всеми учениками, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, желание помочь другим.

Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения, он всегда имеет сложный, вариантный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания и умения, «втягивать» в проект значительно больший объём знаний, чем те, что даёт школа.

Учащиеся 10х – 11х классов на уроках физики создают монопроекты или персональные проекты.

Цель монопроектов – непосредственное использование всех предметных навыков, полученных учащимися на уроках.


Персональный или монопроект демонстрирует уровень развития следующих навыков, способствующих организации эффектной деятельности:

Умение обнаружить проблемы;

Умение ставить адекватную цель;

Способность находить оптимальные и эффективные средства, методы для достижения поставленный цели;

Умение находить необходимую информацию с использованием современных технологий.

Классифицировать и систематизировать её.

Умение планировать деятельность, представляя весь процесс от начала до конца;

Умение представлять результаты своей деятельности (презентации);

Умение анализировать результаты деятельности Кроме этого учащиеся создают мультимедийные сценарии уроков.

Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создаётся сценарий проведения урока.

Презентации демонстрируются самим учителем или учащимися с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру. Изображение проектируется на большой экран. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Темами таких мультимедийных презентаций были: «Электромагнитные излучения вокруг нас.», «Видимое излучение и его роль в нашей жизни».

Тема проекта: Электромагнитные излучения вокруг нас.

Эпиграф:

Радость видеть и понимать- есть самый прекрасный дар природы.

А.Эйнштейн.


  • Основополагающий вопрос:

Когда плоды цивилизации могут быть горькими?


  • Тема: ЭМИ и его влияние на здоровье человека.

  • Автор: Хабарова Ольга Николаевна, учитель физики МОУ СОШ №25,г.Благовещенска.

Аннотация:
Данный проект иллюстрирует взаимосвязь физических, валеологических,
экологических явлений.


  • Учебные предметы: физика, биология, экология.

  • Участники: ученики11 класса.

  • Время проведения: 6 академических часов.

  • Информационные ресурсы: ссылка на мультимедео, Интернет-ресурсы, электронные энциклопедии, Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft), литературные источники.

Цель проекта:

  • Продолжить формирование целостности представлений об окружающем мире

  • Приобрести навыки работы в команде, выработать умения самостоятельной работы с большим объёмом информации

  • Уметь выделять главное ,ставить цель и находить пути её решения

Задачи проекта:

  • Показать взаимосвязь физических, валеологических, экологических явлений

  • Научить пользоваться Power-Point, Microsoft Publisher для оформления результатов

  • Научить кратко излагать мысли устно и письменно

Темы самостоятельных исследований:

  • Электромагнитное излучение вокруг нас.

  • Здоровье человека в опасности!

  • Экологи не молчат!

  • Мы вам поможем.

Результаты исследований:

Презентации учащихся:

«Мы вам поможем» (буклет)

Обзор литературы и печатных изданий о способах защиты от ЭМИ (веб-сайт)

Этапы и сроки проведения проекта:

  • «Мозговой штурм» - 1урок (15 минут);

  • Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем -1урок (20минут);

  • Выбор творческого названия - 2урок (20минут);
  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе - 2урок (20минут).


  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав -3урок (20минут)

  • Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 4, 5 уроки

  • Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе - 6урок (10минут)

  • Защита полученных результатов и выводы - 6урок (30минут)

Структура учебно-методического пакета:

  • Описание проекта

  • Веб-сайт проекта

  • Образцы работ учащихся ,включающие:

разработки, мультимедийную презентацию, публикацию в виде буклета по теме исследования

  • Дидактические материалы: критерии оценивания презентации, буклета, веб-сайта

  • Методические материалы: рисунки, таблицы, иллюстрации

  • Организационные материалы: благодарность участникам проекта

  • Проверочная работа для учащихся:

Тест

Литература в помощь учащимся:

  • Григорьев Ю.Г., Степанов В.С. «Электромагнитная безопасность человека»М:,1999,145с.

  • Дубов А.П. «Земное излучение и здоровье человека»,АиФ,М:1992.

  • Исмаилов Э.Ш. «Биофизическое действие СВЧ - излучений»,Энергоиздат,1987

  • Карцев В.П. «Магнит за три тысячелетия».М:Атомиздат,1978,-159с.

  • Каганов М.И,, Цукерник В.М. «Природа магнетизма»-М:Наука,1982.-192с.

  • Мажаров В.Ф ,.Бакшт Ф.Б., Буренин А.Н., Горный Б.Э « О влиянии постоянных магнитных полей на здоровье человека»Новосибирск,1992.

Приложение:

Тест:

1) При каких условиях движущийся электрический заряд излучает электромагнитные волны?:

  • Только при гармонических колебаниях

  • Только при движении по окружности

  • При любом движении по окружности

  • При любом движении.

2) Какую функцию выполняет антенна радиоприёмника?:


  • Выделяет из электромагнитной волны модулирующий сигнал

  • Усиливает сигнал одной избранной волны

  • Принимает все электромагнитные волны

  • Принимает все электромагнитные волны и

  • выделяет среди них нужную.

3)Существует ли такое движение электрического заряда, при котором он не излучает электромагнитные волны?:

  • Такого движения нет

  • Существует -это равномерное прямолинейное движение

  • Существует -это равномерное движение по окружности

  • Существует- это движение с большой скоростью.

4) Какую функцию выполняет колебательный контур радиоприёмника?:

  • Выделяет из электромагнитной волны модулирующий сигнал

  • Усиливает сигнал одной избранной волны

  • Принимает все электромагнитные волны

  • Выделяет из всех электромагнитных волн совпадающие по частоте собственным колебаниям.

Тема проекта: Видимое излучение и его роль в нашей жизни.



Эпиграф:
Такой лес, что солнце не сразу и увидишь, только по огненным пятнам и стрелам догадаешься, что вон там оно спряталось за большим деревом и бросает оттуда в темный лес свои ранние косые лучи…С поляны сияющей входишь в темный лес, как в пещеру, но когда осмотришься,- до чего хорошо! Невозможно сказать ,до чего прекрасно в темном лесу в яркое солнечное утро! Солнце встает, и куда только ни попадет луч ,-все везде просыпается. У края опушки лен с вершок ростом и во льну- хвощ. Что это за диво восточное хвощ-минарет, в росе, в волшебных лучах восходящего солнца!


М.Пришвин (Солнце в лесу.)

Основополагающий вопрос:
Всегда ли свет волшебство?

Тема проекта: Видимое излучение и его роль в нашей жизни


Автор: Хабарова Ольга Николаевна, учитель физики МОУ СОШ №25

Предмет: физика

Межпредметные связи: биология, медицина, экология, валеология

Аннотация:

Данный проект иллюстрирует взаимосвязь физических ,валеологических ,биологических явлений на примере изучения свойств видимого излучения. Реализация данного проекта позволит объяснить роль света (видимого излучения) в жизни людей, доказать зависимость зрения от факторов жизнедеятельности человека. Работа проводится в группах (физики, биологи- медики, экологи.)

Участники: ученики 11 класса
Время проведения: 6 академических часов.
Информационные ресурсы:
Интернет-ресурсы,
электронные энциклопедии,
Intel(Обучение для будущего ) при поддержке Microsoft, пособие, М: Издательско-торговый дом «Русская редакция»,2006г.-368 с.

Цель проекта:


  • Продолжить формирование целостности представлений об окружающем мире.

  • Приобретение навыков работы в команде, выработка умений самостоятельной работы с большим количеством информации.

  • Уметь выделять главное, ставить цель и находить путь её решения.

Задачи:

  • Показать взаимосвязь физических, валеологических, экологических явлений.

  • Научить пользоваться программами Ppower Point, Microsoft Publisher для оформления результатов.

  • Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Темы исследований для групп:

  • Физики : Волшебство света –в чем оно?

1) Свет-это волна или частица?

2) Отражение, преломление, поляризация, дисперсия, дифракция. Интерференция.

  • Медики- биологи: А как мы видим- глазами или мозгами?

1) Наше зрение.

2) Дефекты зрения.

3) Память зрения ( Тренинг).

4) Бинокулярное зрение.

5) Как можно видеть не видя?

6) Свет- убийца.

7) Интервью врача- офтальмолога Ямковой М. О.

8)Интервью школьного врача Герасименко О.В.

Экологи – валеологи: Когда страдает зрение?

1) Питание (анкета)

2) Измерение освещенности (исследование)

3) Зрение и окружающая среда.(статистика)

4) Зрение и здоровый образ жизни.

5) Телевизор, компьютер- друг зрения?(анкета)

СМИ : Как сохранить зеницу ока?

1) буклет (рекомендации)

2) буклет (комплекс упражнений для поддержания зрения).

3) веб-сайт :Новости офтальмологии.

Результаты исследований:

Презентации учащихся:


Печатные издания:

Этапы и сроки проведения проекта:

  1. «Мозговой штурм»-1урок(15 минут)
  2. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез для решения проблем-1 урок (20минут)


  3. Выбор творческого названия проекта-2 урок(10минут)

  4. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группах-2 урок(20минут)

  5. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав-3урок(20минут)

  6. Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе-3урок (15минут)

  7. Самостоятельная работа групп по выполнению заданиц-4, 5 уроки.

  8. Подготовка школьниками презентаций по отчету о проделанной работе-6урок (10минут)

  9. Защита полученных результатов, выводы- (30минут)

Структура учебно-методического пакета:

  • Описание проекта.

  • Образцы работ учащихся, отражающие результаты самостоятельных исследований, включают:

  • 1)Разработки,

  • 2)Мультимедийную презентацию,

  • 3)Публикацию в виде буклетов «Поможем нашим глазкам» и «Наши рекомендации» и веб-сайт «Новости офтальмологии»

  • Дидактические материалы: Критерии оценивания презентации, буклета ,веб-сайта.

Методические материалы:

  • Рисунки

  • Презентация проекта

  • Таблицы

  • Иллюстрации

Организационные материалы:

  • Благодарность участникам проекта.

  • Самостоятельная работа для учащихся:

Литература

  1. Мороз О.П. Свет озарений. -М: Знание,1980,-208с.

  2. Кузнецов В .И. Свет.- М: Педагогика,1977,-198с

  3. Вавилов С.И.Глаз и солнце. -М:Наука,1981,-126с.

  4. Тарасов Л.В. ,Тарасова А.Н. Беседы о преломлении света. -М:Наука.1982,-175с.

  5. Колтун М.М.Черное и белое.-Дет.лит.1978,-206с.

  6. Погребысская Е.И. Оптика Ньютона. -М:Наука,1981,-135с.
  7. Мальцев В.М. ,Селезнев В.А.. Андреев В.А.Оптическое излучение.-М:Знание,1979,-64с


  8. Филонович С.Р, Лучи, волны, кванты.- М :Наука.1978,-208с.

Приложение:

Тест:

  • Разложение белого света в спектр при прохождении через призму обусловлено:

1) преломлением света,

2)отражением света

3)поляризацией света,

4)дисперсией света.

  • Какое изображение дает рассевающая линза, если предмет находится в её фокусе:

1)мнимое, перевернутое, уменьшенное

2)действительное, перевернутое, уменьшенное

3)действительное, прямое, увеличенное.

4)действительное .прямое. уменьшенное

  • Дифракция-это:

1)огибание световыми волнами преграды

2преломление света на границе раздела двух сред

3)рассеяние света

4)поглощение света средой.

  • Какое изображение дает зеркало?

1)мнимое, прямое, увеличенное

2)мнимое. перевернутое, увеличенное

3)мнимое, прямое, равное по величине

4)мнимое, перевернутое, равное по величине.

Приложение:

Шаблоны (критерии оценки презентации, буклета, веб-сайта).


Критерии оценки для PowerPoint презентации

 

5

10

15

20

СОДЕРЖАНИЕ

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.


Достаточно точная информация. Использова-

но более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

СОДЕРЖАНИЕ

2

Тема урока

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично изложена. В работе использован ресурс.

Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока.

СОДЕРЖАНИЕ

3

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправиль-

ный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения завершён.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.


Лист оценивания веб-сайтов

АСПЕКТЫ

ПАРАМЕТРЫ

КОМЕНТАРИИ

Технологические

аспекты

Целесообразно ли использованы различные

веб-технологии?

 

Педагогический

аспект


Каким образом созданный сайт демонстрирует полноту содержания и хода работы над проектом?


Каким образом созданный сайт демонстрирует

понимание решаемых педагогических задач?


Каким образом предложенная методика работы

учитывает индивидуально-личностные особенности учащихся?

 



Критерии оценивания буклета

ОЦЕНКА

ДИЗАЙН

СОДЕРЖАНИЕ

4

Работа выполнена творчески. В ней использованы 2 и более графических изображения.

Используется фактическая информация.

Идеи полностью описаны и раскрыты.

Работа включает в себя 3 умозаключения (или более), полученные на основе проведённых исследований.

3

Работа выполнена творчески. В ней использовано 1 графическое изображение.

Используется фактическая информация.

Идеи описаны почти полностью.

Работа включает в себя не менее 3-х умозаключений, полученные на основе проведённых исследований.

2

Работа включает 1 или более объектов.

Информация – по большей части фактическая.

Идеи – описаны не полностью.

Умозаключения есть, но они не значительные.


1

Работа не завершена.

Информация не носит фактического характера.

Идеи носят фрагментальный характер.

Умозаключения есть, но они не относятся к тематике публикации.