litceysel.ru
добавить свой файл
1
Урок «Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы».


Цели:

Учебные:
Дать оценку ЭГП СК, определить особенности природных условий и природных ресурсов района.

Развивающие
: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, памяти. Воспитательная: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся,

Оборудование: Презентация «СК», атласы, физическая карта России, политико-административная карта России.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока.


  1. Организационный момент. (проверка отсутствующих на уроке).(1мин.)

  2. Проверка домашнего задания.(5мин.)

Тест для письменной проверки знаний по теме: «Поволжье».

Вариант 1.


1
.В Поволжский эк. Район входят следующие субъекты РФ. Найти ошибку.

а)Самарская область;

б)республика Татарстан;

в)Саратовская область;

г)республика Башкирия;

д) Ростовская область.

2.На берегах Волги расположены города ….

а)Казань; б)Пенза;

в)Самара; г)Элиста.

3.В национальном составе Поволжья преобладают

а)татары; б)русские;

в)казахи; г)немцы.

4.Природные ресурсы Поволжья – это ….

а)водные; б)гидроэнергетические;

в)агроклиматические;

г)топливные;

д)рудные.

5.Центрами автомобилестроения Поволжья являются города …

а)Казань; б)Самара;

в)Набережные Челны; г)Тольятти.

6.Отраслями специализации Поволжья являются

а)машиностроение;

б)химическая промышленность;

в)лесная;

г)металлургия.


Вариант 2.

1.
В Поволжский эк. Район входят следующие субъекты РФ. Найти ошибку.


а)Самарская область; б)республика Татарстан;

в)Саратовская область; г)республика Удмуртия;

д) Ростовская область.

2.Крупнейшим городом Поволжья является …

а)Казань; б)Самара;

в)Волгоград; г) Астрахань.

3.Какой народ Поволжья подвергался насильственному переселению в Казахстан и Сибирь?

а)татары; б)русские;

в)казахи; г)немцы.

4.Поволжье имеет благоприятные природные условия …

а)равнинный рельеф; б)достаточное увлажнение;

в)теплый климат; г)плодородные почвы.

5.Машиностроение Поволжья является ….

а)трудоёмким; б)наукоёмким; в)металлоёмким.

6.Троллейбусы производят в городе …

а)Балаково; б)Энгельс;

в)Ульяновске; г) Саратов.





  1. Изучение нового материала.

  2. Учитель сегодня на уроке мы приступим к изучению самого южного района европейской части России. Северный Кавказ. На этом уроке мы познакомимся с составом района особенностями ЭГП, природными условиями и ресурсами CК.

План. (слайд № 2)

Состав. (5 мин.)

Экономико-географическое положение.

Природные условия (рельеф, климат, реки, почва, природные зоны).

Природные ресурсы.

1.Состав.

Учитель - Определите, какие субъекты входят в состав СК. (по атласу)

Ученики самостоятельно записывают состав района.

Краснодарский край,

Ставропольский край,

Ростовская область,

Республика Дагестан,

Республика Чечня (Ичкерия),

Ингушетия,

Северная Осетия (Алания),

Кабардино-Балкария,

Карачаево-Черкесия, Адыгея.

Устная проверка записей в тетради. (слайд №3)


2.ЭГП. (8 мин.)

Учитель

- Оцените ЭГП СК района и сделайте вывод. (по атласу и учебнику.)

Учащиеся самостоятельно записывают ЭГП.

Примерные устные ответы учащихся.

а. Положение на юге европейской части России. Самый южный район России. С трёх сторон ограничен природными рубежами. Подразделяется на две части Горную и равнинную. (Слайд№4)

б. На востоке омывается Каспийским морем, на западе Черное и Азовское – выход к средиземному морю.

в. Приграничное положение – с Грузией , Азербайджаном, Абхазией, Южной Осетией.

г. На севере соседи – Украина, ЦЧР, Поволжье. (Слайд №5)

Транспортная сеть хорошо развита на равнинной части, в горах железные дороги отсутствуют, только вдоль побережья проложены железные дороги. (Слайд №6)

Учитель добавляет ответы учащихся.

Вывод: ЭГП СК выгодное, Но необходима стабильная обстановка в регионе. Необходима реконструкция портов Новороссийска, Туапсе, Сочи.


3.Природные условия. (8 мин.)

Учитель природные условия СК вы будете оценивать по группам 4-5 чел.

1группа рельеф

2 группа климат

3 группа воды и почвы

4 группа природные зоны.

-Оценить природные условия СК

работа проводится по тексту учебника и картам.

Примерный ответ

Рельеф: на севере равнинный, на юге горный. Кавказ молодые, складчатые, высокие горы. Эльбрус 5642м, Казбек 5033м. Горообразование продолжается. Три части -Скалистый, Боковой, Главный хребет. Слайд №

Климат: умеренный климат, длинное и очень теплое лето. Осадков выпадает больше на западе . На Черноморском побережье климат субтропический самая теплая зима. В горах температура воздуха понижается. В горах образуются местные ветры – фен и бора. Слайд №


Реки: Северокавказские реки Дон, Кубань, Терек, используются для орошения и водных ресурсов не хватает. Слайд №

Почвы: плодородные чернозёмы мощность гумуса до 2м. На юго-востоке каштановые. Слайд №

Природные зоны: Степи на западе переходят в сухие степи и полупустыни. В горах высотная поясность До высоты 2000м склоны покрыты лесами. Слайд №

После выступления всех групп в тетрадях учащиеся записывают вывод.

Вывод: Природные условия СК благоприятные.


4.Природные ресурсы. (8 мин.)

Учитель - Рассмотрим природные ресурсы СК.

Задание ученикам Оцените наличие на СК различных видов ресурсов. Выделите те, которые будут составлять базу для экономики СК. Используя карты атласа, текст учебника,

Учащиеся работают в группах


  1. Группа Минеральные ресурсы.

Примерный ответ

Каменный уголь Донбасс. Высокого качества, подземным способом, себестоимость высокая, запасы истощаются. Газ в Ставропольском крае, нефть – район Грозного, Махачкалы. Обеспечен собственным топливом .

Вольфрамомолибденовые руды Тырныаза Кабардино-Балкария – условия для развития цветной металлургии.

  1. Группа Земельные ресурсы и Водные ресурсы.

Примерный ответ

Предкавказье расположен в зоне степей - чернозёмы.

СК небогат, Реки – Дон, Кубань, Терек – используются в основном для орошения.

  1. Группа Рекреационные ресурсы

Примерный ответ

а)Черноморское побережье курорты – Сочи, Анапа, Геленджик. б)Приэльбрусье – район альпинизма и горнолыжного спорта.

в) Кавказские минеральные воды: Г. Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск – курорты с лечебными минеральными водами.
  1. Группа Агроклиматические ресурсы.


Примерный ответ

Длинное теплое лето, мягкая зима, Субтропики – можно выращивать чай, цитрусовые культуры, виноград.

После выступления всех групп в тетрадях учащиеся записывают вывод.

Вывод: СК. Имеет значительные Рекреационные, Агроклиматические, земельные, топливные ресурсы. Это условия для развития в районе:

1. рекреационного хозяйства;

2.АПК;

3.топливной промышленности. 8

4.Закрепление. (10 мин.)

Работа в контурной карте.

1.На контурной карте стр.9 (12).

Отметить государства и экономические районы, с которыми граничит СК.

Цифрами укажите центры Субъектов федерации в составе района.

При помощи условных знаков покажите природные ресурсы определяющие «лицо» района.

Учитель задает вопросы ученики устно отвечают.

Ответить на вопросы.

а) Южная крайняя точка России.

б) В состав района входят 2 края какие ….

в) Крупнейшие города района ….

г) Главное богатство Предкавказье …

д) По своим границам на суше Северный Кавказ соседствует с 3-мя странами СНГ ….


Д/З & 37-38 стр. 171-175

Подготовить сообщение:

- о городах Северного Кавказа.

- о народных художественных промыслах народов Кавказа.

Презентацию на тему курорты Северного Кавказа. Пожеланию.