litceysel.ru
добавить свой файл
1
Город Энгельс (Покровск) и его жители (по повести Л.А.Кассиля


«Кондуит и Швамбрания»

Цель урока и задачи: 

Познакомить учащихся с именем Л.А.Кассиля, в процессе анализа избранных глав повести «Кондуит и Швамбрания» обратить внимание учащихся на  художественное своеобразие стиля произведения.

Обучающие:

1) актуализировать и углубить имеющиеся знания, обратившись к материалам краеведения;

2) познакомить учащихся с антитезой? и её ролью в создании образа, раскрытии авторской позиции;

3) углубить их представления о языке художественного произведения, проведя исследование разных уровней текста;

4) познакомить с сервисом Твиттер и некоторыми его возможностями.

Развивающие:

1) способствовать  развитию образного мышления школьников; 

2) создать условия для развития навыка сознательного отбора и использования изобразительно–выразительных средств в устной и письменной речи;

3) способствовать развитию  творческих способностей учащихся;

4) создать условия для развития исследовательских навыков учащихся;

5) способствовать формированию ИКТ-компетенции пятиклассников.

Воспитательные:

1) способствовать формированию коммуникативных навыков, укреплению взаимоотношений в ученическом коллективе путем совместного решения поставленной учебной задачи для исследования;

2) формировать потребность в бережном отношении к слову, культуре речи.

Тип урока: 

 Урок комплексного применения ЗУН учащихся с использованием ЭОР.

Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник литературы для 5 класса (авторы - составители: Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И.)

Используемая методическая литература и интернет-источники:

  1. Уроки внеклассного чтения 5-9 классы. Практическое пособие: Сост. Картавцева М.И. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003, - 239 с.


  2. http://kljajjnfelder.ucoz.ru/

  3. https://sites.google.com/site/velikijfantazeer/anketa-l-kassil

  4. https://sites.google.com/site/velikijfantazeer/veb-kvest

  5. http://www.youtube.com/watch?v=AdGryuFCZm

  6. https://sites.google.com/site/velikijfantazeer/tvi-lekcia-l-kassil

  7. https://sites.google.com/site/velikijfantazeer/httpssitesgooglecomsitevelikijfantazeerhometvit-sinkvejn

  8. https://sites.google.com/site/vebkvestvelikijfantazeer/zadanie-1

  9. http://megastarova.blogspot.com/


Оборудование: 

  1. Компьютер для просмотра презентаций, работы в интернете.

  2. Телефоны для SMS-опроса

  3. Тексты глав повести «Кондуит и Швамбрания»

  4. Карточки с заданиями, листы оценки и кластеры для работы в группах.

План урока

I. Этап актуализации знаний. Подготовка к исследованию.

1. Коммуникативная атака. http://www.youtube.com/watch?v=AdGryuFCZm

Задача № 1 - Почему в начале урока вы побывали на необычной виртуальной экскурсии?

Задача № 2. –Что вам известно о человеке, в честь которого создан это памятник?

Задача № 3. – Какие произведения этого писателя вам известны?

Задача № 3. – Почему в нашем городе одна из улиц носит имя Л.А.Кассиля?

II. Этап выдвижения рабочей версии исследования

- Что, по вашему мнению, станет предметом исследования на уроке?

Познакомьтесь с моими вариантами темы урока. Предложите свои варианты темы урока. Обоснуйте свой выбор.


Вывод: - Все предложенные темы интересны. Часть из них более широкие и носят обобщающий характер, например «Лев Кассиль», «Повесть «Кондуит и Швамбрания».

Есть «узкие» темы: «Оська – главный герой повести», «Цап Цапыч».

В конце урока мы вернёмся к этой задаче и выберем ту тему, которая будет подсказана выводом нашей работы. Но любая из предложенных тем подразумевает общее в нашей совместной деятельности на уроке – изучение страниц биографии писателя и исследование текста одного из произведений писателя с целью анализа его художественных особенностей.

III. Этап исследования текста рассказа


  1. С чего, по вашему мнению, целесообразно начать разговор? Обоснуйте свой выбор.

Варианты ответов учащихся:

  • С краткого пересказа содержания повести, потому что это поможет выявить главные эпизоды…

  • С определения жанра произведения и его специфики, потому что это поможет определить главного героя…

  • С характеристики главных героев, потому что они занимают центральное место в повести…

  • С размышления о смысле названия повести…

Предложение учителя и его обоснование: - Я предлагаю начать наше исследование с краткого очерка жизни и творчества писателя, чтобы выяснить темы и проблемы, волновавшие художника слова и нашедшие отражение в его произведениях. Мы отправимся в виртуальную экскурсию по улице Л.А.Кассиля к дому-музею писателя. И поможет нам в этом наш друг – компьютер. (Краткая информация об истории создания музея с выходом на сайт музея и посещением зала № 1 «Л.Кассиль и Покровск» http://ogis.sgu.ru/ogis/museum/kassil/kanedap/main.html).

  1. Обучение работе в Твиттере.

- Известно ли вам, что интересующую вас информацию можно получить другими способами? Какими? Создан такой сервис, он называется «Твиттер». Я познакомлю вас с ним (краткая информация о Твиттере, основных понятиях и демонстрация работы в Твиттере https://twitter.com/kljajjnfelder ).


Ученики создают хэштеги и обмениваются короткими приветствиями в твиттере, отвечают на вопрос о коммуникативной роли твиттера.

Совместно создаётся коллективный хэштег для тви-лекции и ученики самостоятельно работают с материалами тви-лекции «Старый Покровск» (погружение в тему урока) http://ogis.sgu.ru/ogis/museum/kassil/exposition/zal4/zal4.html , после чего проводят опрос о прочитанном с помощью твиттера.


  1. Работа с текстом (избранные главы повести «Кондуит и Швамбрания») по группам [Приложение]. Составление кластера «Художественное своеобразие стиля текста повести»

№ группы

Глава

для анализа

NB!

Группа 1

«От Покровска

до Драндзонска»


  1. Покровск – Энгельс (описание, портреты жителей, их нравы).

  2. Цель создания такого образа города.

  3. Роль эпитетов.

  4. Цель упоминания о Швамбрани

  5. Материалы тви-лекции « Л.Кассиль и наш город»

http://ogis.sgu.ru/ogis/museum/kassil/exposition/zal4/zal4.html


Группа 2

«Земля Ханонская»,

«Вокруг нас»

  1. Семья Лёки и Оськи – «мир вокруг»

  2. Мир семьи главных героев, традиции, воспитание.

  3. Роль книги в формировании личности.
  4. Роль метафор, олицетворений.


  5. Материалы тви-лекции «В кругу семьи»  http://ogis.sgu.ru/ogis/museum/kassil/exposition/zal5/zal5.html

Группа 3

«Пуговицы»

  1. Дети – взрослые и дети в семье и гимназии.

  2. Речевая характеристика героев.

  3. «Говорящие» фамилии и их роль.

  4. Кондуит и его роль в понимании философского смысла повести.

  5. Материалы тви-лекции «Кондуит»  http://ogis.sgu.ru/ogis/museum/kassil/exposition/zal7/zal7.html




  1. Организация помощи тьюторов на время работы в группах.

III. Защита результатов исследования.

  1. Один представитель группы докладывает о результатах исследования. Весь класс слушает и, обсуждая, вносит добавления (элементы дискуссии).

  2. Оценка работы групп по критериям:

  • Активность и результативность участия в работе группы.

  • Умение сотрудничать, прислушиваться к мнению товарищей.

  • Умение аргументированно доказывать своё мнение.

  • Умение адекватно реагировать на рекомендации руководителя группы.

  • Самооценка

(Лист оценки заполняется руководителем группы. Самооценку выставляют члены группы. Система оценивании: 0 – 3 балла.)

 

Группа №


Критерии оценки

Ф.И. участника

Ф.И. участника

Ф.И. участника

Ф.И. участника

Активность и результативность участия в работе группы.













Умение сотрудничать, прислушиваться к мнению товарищей.













Умение агрументированно доказывать своё мнение.













Умение адекватно реагировать на рекомендации руководителя группы.













Самооценка













Общее количество баллов













  1. Запись в тетрадь определения нового литературоведческого термина «антитеза».

IV. Подведение итогов исследования.


  1. Почему повесть названа «Кондуит и Швамбрания»?

  2. Какая часть повести была в центре нашего внимания?

  3. Сформулируйте тему урока. Обоснуйте выбор. (Ученики формулируют тему с опорой на текст)

  4. Запишите тему урока в тетради: «Энгельс (Покровск) и его жители (по повести Л.А.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)




  1. Рефлексия

  1. SMS-опрос:

  • Назовите  имена рыцарей  добра и справедливости из повести «Кондуит  и  Швамбрания»

  • Приведите пример авторского эпитета, неологизма.

  • Замените синонимом термин «антитеза».

  • Что такое кондуит?

  • Что символизирует кондуит? Как вы поняли переносное значение этого слова?

  • Функции твиттера?

  • Будет ли твиттер вам полезен в обучении?

  1. Напишите твит- синквейн по итогам урока и вашей работы https://sites.google.com/site/velikijfantazeer/httpssitesgooglecomsitevelikijfantazeerhometvit-sinkvejn




  1. Домашнее задание.



  1. Записать в словарь литературоведческих терминов и выучить определение антитезы. Привести примеры из других произведений Л.Кассиля (3-5 примеров).

  2. Опрос https://sites.google.com/site/velikijfantazeer/anketa-l-kassil

  3. Посетить кинозал (III раздел тив-лекции). Перечитать часть «Швамбрания». Почему памятник Л.Кассилю назван «Фантазёр»?

  4. Работа в группах:

  • рассказ «Страна Швамбрания и её жители» (от лица Шахматной королевы);

  • задание № 1 веб-квеста https://sites.google.com/site/vebkvestvelikijfantazeer/zadanie-1
  • «Добро и зло» в повести «Кондуит и Швамбрания» (от лица кондуита)*. Работы направить по http://megastarova.blogspot.com/ в папку «Работы 5 б класса».




ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание для группы 1.

Глава «ОТ ПОКРОВСКА ДО ДРАНДЗОНСКА»

В Швамбрании мы обитали на главной улице города Драндзонска, в бриллиантовом доме, на 1001-м этаже. В России мы жили в слободе Покровской (потом город Покровск), на Волге, против Саратова, на Базарной площади, в первом этаже.

В открытые окна рвалась визгливая булга торговок. Пряная ветошь базара громоздилась на площади. Хрумкая жвачка сотрясала торбы распряженных лошаденок... Возы молитвенно простирали к небу оглобли. Снедь, рухлядь, бакалея, зелень, галантерея, рукоделье, обжорка... Тонкокорые арбузы лежали в пирамидках, как ядра на бастионах в картине "Севастопольская оборона".

Картина эта шла за углом в синематографическом электротеатре "Эльдорадо". Кинематограф - всегда окружали козы. У афиш, расклеенных на мучном клейстере, паслись целые стада.

От "Эльдорадо" до нашей квартиры шла так называемая Брешка, или Брехаловка. Вечерами на Брехаловке происходило гулянье. Вся Брешка - два квартала. Гуляющие часами толкались туда и назад, от угла до угла, как волночки в ванне от борта до борта. Девчата с хуторов двигались посередине. Они плыли медленно, колыхаясь. Так плывут арбузные корки у волжских пристаней. Сплошной треск разгрызаемых каленых семечек стелился над толпой. Вся Брешка была черна от шелухи подсолнухов. Семечки называли у нас "покровский разговор".

Вдоль Брешки рядом стояли парни в резиновых ботах, напяленных на сапоги. Парни шикарно согнутым мизинцем снимали с губ гирлянды налипшей скорлупы. Парни изысканно обращались к девчатам:

- Спозвольте причепиться. Як вас по имени кличут... Маруся чи Катя?

- А ну не замай... Який скорый! - отвечала неприступная. - Ну, хай тоби

бис... чипляйся.

И целый вечер грузно толкалась перед окнами грегочущая, лузгающая хуторская Брехаловка.

А мы сидели в темной гостиной на подоконнике. Мы глядели на полутемную улицу. Мимо плыла Брешка. А на подоконнике воздвигались невидимые дворцы, воздушные замки, распускались пальмы, неслышная канонада сотрясала нас. Разрушительные снаряды нашего воображения рвали ночь. Мы расстреливали со своего подоконника Брешку. На подоконнике была Швамбрания.


Нас доставали гудки волжских пароходов. Они тянулись из далекой глубины ночи, будто нити: одни тонюсенькие и дрожащие, как волосок в электролампочке, другие толстые и тугие, словно басовая струна в рояле. И на конце каждой нити висел где-то в сыром надволжье пароход. Мы наизусть знали азбуку пароходных высказываний. Мы читали гудки, как книгу. Вот бархатный, торжественный, высоко забирающий и медленно садящийся "подходный" гудок парохода общества "Русь". Где-то выругал зазевавшуюся лодку сиплый буксир, запряженный в тяжелую баржу. Вот два кратких учтивых свистка: это повстречались "Самолет" с "Кавказ-и-Меркурием". Мы даже знаем, что "Самолет"идет вверх, в Нижний, а "Кавказ и Меркурий" - вниз, в Астрахань, ибо "Меркурий", соблюдая речной этикет, поздоровался первым.



  • Каким предстаёт перед читателем Покровск, образ которого создаёт Л.Кассиль на страницах повести?

  • Какими средства изобразительности помогают мастеру слова? Заполните кластер.



Задание для группы 2

Глава «Земля Ханонская»


Папа очень вспыльчив. В сердцах он оглушителен. Нам тогда влетает "под первое число" и под двадцатое. Нам всыпается и в хвост и в гриву, нас распекают во всю ивановскую, нам прописывают ижицу... Тогда на сцену выступает мама.

Мама у нас служит модератором (глушителем) в слишком бравурных папиных разговорах. Папа начинает звучать тише.

Мама - пианистка, учительница музыки. Целые дни у нас по дому разбегаются "расходящие гаммы", скачут, пиликают экзерсисы - упражнения.

Унылый голос насморочной ученицы сонно отсчитывает:

- Раз-ын, два-ын, три-ын... Раз-ын, два-ын...

И мама поет на мотив бессмертного "Ханона":

- Первый, пятый, третий палец, снова первый и четвертый. Тише руку, не

качайте. Пятый, первый...

И все наше детство было положено на эту музыку. У меня до сих пор все воспоминания поются на мотив "Ханона". Только дни, утонувшие в липкой микстуре жара, дни нашего дифтерита, кори, скарлатины, крупа, вспоминаются без аккомпанемента. Мама сама выхаживала нас.


Мама близорука. Она низко наклоняется к пюпитру, и к концу дня в глазах у нее рябит от черненьких вибрионов, которые называются нотами.

На папином столе в кабинете есть бумагодержатель - тонкая, длинная дамская рука из бронзы зажимает рецепты, почтовые квитанции, счета. Вот у матери точно такие руки. Изнеженной барышней она храбро покинула большой город и уехала с папой в "земство", в деревню, к далекой и глухой Вятке. Там ей суждено было просидеть много бессонных ночей у черного, разузоренного стужей окна. Из окна дуло. Ночник плаксиво моргал. За окном была страшная морозная зга и метель. И где-то в этой студеной, воющей тьме плутал папа,

скача на розвальнях в далекое - километров за двадцать - село. Сбоку мерцали огоньки, но то были не дома, а волки. Замирал далекий колокол - маяк метельных ночей. Папа ехал на колокол. Из сугробов вылезало черное село. При зыбком свете лучины, в овчинной духоте, папа делал неотложную операцию.

Потом он ехал обратно, вымыв руки.

Глава «Вокруг Нас»

Отец и мать работали с утра до вечера, а мы росли, положа руку на сердце, блистательными бездельниками. Нам было оборудовано классическое "золотое детство" - с идеалами, вычитанными из книжек "Золотой библиотеки". У нас была специальная гимнастическая комната, игрушечные поезда, автомобили и пароходы... Нас обучали языкам, музыке и рисованию. Мы знали наизусть сказки братьев Гримм, греческие мифы, русские былины. Но для меня все это померкло, когда я прочел некую книжку, называвшуюся, кажется, "Вокруг нас".

В ней просто рассказывалось о том, как пекут хлеб, делают уксус, изготовляют кирпич, льют сталь, дубят кожу. Книжка эта раскрыла мне сложный и занимательный мир вещей и людей, их производящих. Соль на столе прошла через градирню, чугунок со щами - через доменную печь. Ботинки, блюдечки, ножницы, подоконники, паровозы, чай - все это, как оказалось, было изобретено, добыто, сработано огромным умелым трудом людей. Рассказ об овчине был не менее интересен, чем миф о золотом руне. Мне нестерпимо захотелось самому мастерить нужные вещи. Но старые книги и учителя, воодушевленно повествуя о

коронованных героях, ничего не сообщали о людях, делающих вещи. И из нас растили или белоручек, беспомощных и никчемных, или надменную касту чистоплюев - людей "чистого умственного труда". Правда, иногда нам дарили кубики и кирпичики и предлагали создавать художественные подобия машин. Энергия искала выхода. Мы выкорчевывали пружины диванов, изучая истинное строение вещей, и получали оглушительные нагоняи.

Мы даже завидовали некоему Фектистке, рябому ученику жестянщика. Фектистка презирал нас за наши короткие штаны. Правда, он был неграмотен, зато делал настоящие ведра, реальные совки, подлинные кружки, несомненные тазы и лоханки. Но как-то, купаясь, Фектистка показал нам на своем золотушном теле вполне реальные синяки, подлинные кровоподтеки – несомненные следы суровых наставлений хозяина. Жестянщик бил Фектистку. Он заставлял мальчика работать круглый день, кормил его всякой бросовой мерзостью и, дубася по худой Фектисткиной спине, вбивал в него кулаками скобяную премудрость...



  • Расскажите о семье Л.Кассиля. Как воспитывали детей в семье?

  • Какие художественные приёмы помогают почувствовать особенности семейных взаимоотношений. Заполните кластер примерами из текста.

Задание для группы 3

Глава «Пуговицы»


То были торжественные дни всеобщего признания моего величия и длинных брюк навыпуск. Мальчишки кричали мне на улице: "Сизяк!" Сизяками дразнили гимназистов. Я был горд, что меня теперь тоже можно так дразнить.

Солнце сияло на моем животе, отражаясь в латунной бляхе кожаного кушака. На бляхе чернели буквы "П. Г." - "Покровская гимназия". Выпуклые блестящие пуговицы, как серебряные божьи коровки, выползли на серуюгимнастерку. И в первый день, торжественный и страшный, серьезный августовский день, я в новых ботинках (левый чуть жал) поднялся к дверям гимназии.

Прохладный рокот коридора овеял меня. За дверьми в августовском дне остались Подлесное, меловые горы, лето, свобода.


Маленький старичок в мундире с медалью пошел мне навстречу. Он показался мне серьезным и рассерженным, как все в этот день. Помня, что говорила мне мама, я щелкнул каблуками и низко поклонился, сняв за козырек фуражку.

- Здравствуй, здравствуй! - сказал старичок. - Положь фуражечку вон туда. В первый, поди? Вон - третий налево.

Я тщательно и почтительно поклонился еще раз.

- Ну, иди, иди, накланялся! - засмеялся старичок и, взяв из угла щетку, пошел подметать коридор.

В классе сидели здоровенные стриженые ребята. Я оказался чуть ли не самым маленьким. По классу расхаживало несколько громадных детин в потрепанных гимнастерках или выцветших мундирах - второгодники.

Один из них поманил меня пальцем к себе.

- Сидай ко мне.

У меня место свободное. Как твое фамилие?.. А мое Фьютингеич - Тпрунтиковский - Чимпарчифаречесалов - Фомин - Трепаковский - По-колено - Синеморе-Переходященский! Повтори без передышки!

Я повторить не смог.

- Ничего, - утешал он, - насобачишься. Макуху лопаешь? Нет? Закурить есть?... Нема?.. А как мужик яйца на базаре продавал, слышал?

Об этой истории я ничего не слышал. Второгодник сказал, что вообще я большая баба. В это время к парте нашей подошел подвижной, лопоухий и лохматый второгодник. Он внимательно разглядел меня. Сел на крышку парты и быстро спросил:

- Ты доктора сын? Да? Доктор едет на свинье с докторенком на спине! Это чья пуговица? - И он ухватил блестящую пуговицу на обшлаге моей гимнастерки.

- Моя, а то чья же еще? - ответил я.

- А раз твоя, так держи ее! - И, вырвав пуговицу, он сунул мне ее в руки.

- А это чья? - спросил он, берясь за следующую.

Наученный горьким опытом прошлого ответа, я сказал, что не знаю.

- Не знаешь? - закричал лопоухий второгодник. - Значит, не твоя?

И, оторвав вторую пуговицу, он бросил ее на пол. Класс загрохотал. Так я остался бы, вероятно, без единой пуговицы, если бы не пришел инспектор. Все встали сразу вместе. Мне это очень понравилось. Инспектор щурил веселые, хитрые глаза. Пушистая, расчесанная надвое, как ласточкин хвост, борода его мела мелкие звезды на лацканах мундира. Инспектор сказал весело и ласково:


- Ну! Стрючки-новички! Отшарлатанили? Погоняли голубей? То-то, сорванцы, горлопаны... Смирно!!! Гавря Степан! Убери брюхо! Спрячь живот в ранец! Второй год сидишь, мерзавец, а стоять не умеешь! В кондуит захотел? Ишь, отрастил космы на хуторе. Остригись!

Потом инспектор вынул список и сделал перекличку. При этом он нарочно смешно путал фамилии второгодников.

- Туфельд! - кричал он вместо Куфельд. - Варекухонко! - вместо Куховаренко. Дошла очередь до меня.

- Здесь!!! - оглушительно выпалил я. Инспектор удивился:

- Маленький, а горластый! Вот так взревел! Недаром Львом прозываешься.Сколько лет?

Чтобы угодить второгодникам, я решил сострить:

- Пол-десятого! Инспектор спокойно сказал:

- А я вот тебя, Лев, царь зверей... прохвост этакий, оставлю без обеда до половины десятого, тогда ты узнаешь, как острить. Постой, постой! - закричал он, как будто я хотел куда-то уйти. - Постой! Это зачем у тебя на обшлаге пуговицы? Здесь по форме не полагается, значит, нечего и выдумывать.

Он подошел и взял меня за рукав. Потом вынул из кармана какие-то странные щипцы и вмиг отхватил лишние, по уставу не полагающиеся пуговицы.

Теперь я весь был по уставу.


  • Каким приёмом добивается писатель ощущения горечи и лёгкой иронии?

  • Опишите мир детства в семье и мир взаимоотношений в кругу гимназистов. Какой это приём?