litceysel.ru
добавить свой файл
1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

г. Печора Республика Коми


Урок литературы

по теме:


Творческие индивидуальности.

Поиски и находки поэтов

«Серебряного века».


Мультимедийный проект.

11 класс


Учитель:

Фролова Людмила

Леонидовна


г. Печора

Пояснительная записка.


Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.

Именно такой метод и представлен на уроке, где решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому творческому общению.

В проектах учащихся представлены:

1. Эстетика и поэтика течения.


2. Творческие индивидуальности

( особенности творчества поэтов).


3. Создание поэтического сборника.

(Антология Серебряного века)

Метод проекта – это одна из технологий компетентностного подхода, которая ориентирует на приобретение и применение новых знаний.

Учащиеся приобретают знания, учатся пользоваться ими для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения, системное мышление.

Проект уникален (ориентирован на достижение целей самих учащихся), незаменим (даёт необходимый учащимся опыт деятельности), эффективен (формирует большое количество умений и навыков).

Учащиеся, участвуя на уроке в различных видах деятельности, приобретают организационные умения, информационные, проектировочные и коммуникативные.


Тема: Творческие индивидуальности. Поиски и находки поэтов

«Серебряного века».

Эпиграф: Мир раскололся,

и трещина прошла

через сердце поэта.

Г.Гейне

Тип урока: урок – исследовательский проект.


Задача: систематизация знаний учащихся по модернистским течениям и творчеству поэтов Серебряного века с использованием метода проектов.


Цели:

1. Образовательная:


  1. защита мультимедийных проектов;

  2. составление таблицы «Поиски и находки поэтов Серебряного века»

(рефлексия урока)


2. Развивающая:

  1. развитие творческих способностей учащихся;

  2. развитие культуры устной речи;

  3. формирование коммуникативной компетенции учащихся.


3. Воспитательная:

  1. умение работать индивидуально и в группах;

  2. воспитание доброжелательного отношения друг к другу.


Оборудование:

- учебник «Русская литература ХХ века» под редакцией В.П.Журавлёва

- раздаточный материал (таблицы)

- сборники стихов поэтов Серебряного века

- ноутбук и проектор для презентации.


На доске: запись темы, эпиграф, памятка «Речевое мастерство», портреты поэтов.




Ход урока.


Звучит музыка С.Рахманинова.

Ученица читает строки из «Поэмы без героя». А.А.Ахматовой.

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья,-

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко


Над серебряным веком стыл.


1 этап.

Учащимся сообщаются тема урока, эпиграф, задача и цели урока.


2 этап.

Аналитическая беседа.

Вступительное слово учителя с элементами беседы.


Серебряный век – это не просто набор великих поэтических имён. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России. Само это определение – серебряный – основано на сопоставлении с пушкинской эпохой, которую называли «золотым веком» русской поэзии. Этим определением пользовались сами поэты, в начале урока вы услышали строки из «Поэмы без героя» А.Ахматовой.

Обратимся к той атмосфере духовной жизни России рубежа веков, которая стала условием развития и подъёма поэтического творчества. Этой атмосфере присуща двойственность.

С одной стороны, это был необычайный расцвет, причём расцвет во всех областях культуры, науки, искусства.


- Учащиеся рассказывают о расцвете в изобразительном искусстве, в области театрального искусства, в области балета.


Во время беседы учащиеся говорят и о второй стороне духовной жизни России.


Вопросы для обсуждения:

- Какие две особенности предопределили развитие поэзии Серебряного века?

- Когда начался Серебряный век?

- В каком году творчество поэтов достигло расцвета?

- Когда закончился Серебряный век?

- Назвать литературные течения Серебряного века.

3 этап.

Презентация мультимедийных проектов.


Учащиеся работали в 3х группах в течение 2х недель.


Модернистские течения




Символизм Акмеизм Футуризм

(1 группа) (2 группа) (3 группа)



В проекте:

1. Эстетика и поэтика течения.


2. Творческие индивидуальности

(особенности творчества поэтов).


3. Создание поэтического сборника.

(Антология Серебряного века)


Активизация познавательной деятельности учащихся


Перед презентацией перед учащимися ставится задача:

Слушая представление литературных течений, заполнить таблицу «Поиски и находки поэтов Серебряного века».

Поиски и находки поэтов Серебряного века.


Поэты:

В чем их индивидуальность

Что их объединяет

Символисты:







В. Брюсов







К. Бальмонт







А.Белый







Д. Мережковский







3. Гиппиус







А. Блок






Акмеисты:








Н. Гумилёв







А.Ахматова







Футуристы:







И. Северянин







В. Маяковский







В. Хлебников








1 группа представляет символизм, его особенности, что объединяло поэтов в литературное течение и раскрывает созвездие ярких индивидуальностей символизма: В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Белого, А.Блока, З.Гиппиус, Д.Мережковского.

Просмотрев представленную презентацию, учащиеся заполняют таблицу: в чём индивидуальность каждого из поэтов

Поэты:

В чем их

индивидуальность

Символисты:




В. Брюсов

Собственный стиль: звучный, живописный;

В стихах передал многообразие человеческих страстей;

Ввёл в поэзию образ современного большого города;

К. Бальмонт


Напевный и звучный стих;

Культ мгновения, туманность намёков;

А.Белый

Особый жанр – симфония;

Мистические идеалы и вера в обновление жизни;

Д. Мережковский

Отражал религиозную мистическую позицию, постигая истину;

3. Гиппиус

Особый декадентский стиль, стихия театральности;

А. Блок

Порыв к идеалу;

Основной образ – образ Прекрасной Дамы;


2 группа представляет литературное течение – акмеизм и представителей: А.Ахматову и Н.Гумилёва.

Во время презентации учащиеся исполняют литературную композицию, посвящённую королеве, взошедшей на Олимп, - Анне Ахматовой.

Поэты:

В чем их

индивидуальность

Акмеисты:




Н. Гумилёв

Романтические мотивы, географическая и историческая экзотика, резкие переходы от одного образа к другому, образы путешественника, возлюбленной.

А.Ахматова

В стихах точность и тонкость передачи переживаний лирической героини;

Характерная глубина и содержательность стихов, простота слога, умение обрисовать характер одним жестом, репликой;

3 группа представляет тех, кто отрицал наследие предыдущих литературных течений – футуристов: И.Северянина, В.Маяковского, В.Хлебникова.


Поэты:

В чем их

индивидуальность

Футуристы:




И. Северянин

Стихотворениям присуща особая звуковая организация;

Очаровывал звуками, ощущениями, красками, ритмами;

Изобретал новые жанры.

В. Маяковский

Протест против всего миропорядка;

Своеобразен лексический, словесный строй его стихов, авторские неологизмы;

Своя система стихосложения.

В. Хлебников

Стремился к созданию искусства будущего, способного восстановить утраченную миром гармонию;

Оказал огромное влияние на развитие русской поэзии 20 века;

Часто в его стихах меняется ритмический рисунок, от этого движение стихотворения становится непредсказуемым.


4 этап.

Антология Серебряного века.

В целях формирования коммуникативной компетенции и развития творческих способностей учащиеся представляют созданные ими поэтические сборники. (Приложение №1)

Символисты: Поэтический сборник «Гимн Афродите».

В содержании: стихи В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Блока, И.Анненского, А.Белого.


  • Одна из главных тем поэзии символистов – любовь.

  • Идеал женщины в творчестве символистов.

  • Одиночество, тоска и разлука – основные мотивы их творчества.


Акмеисты: Сборник стихотворений Н.Гумилёва «Сады моей души».

В сборнике собраны стихи, раскрывающие мир души поэта, «волнующий и странный».



Футуристы: Футуристический сборник «Дерзкие стихи».

В сборнике стихи В.Маяковского, Д.Бурлюка, В.Хлебникова.


5 этап.

Рефлексия.

Стремление выразить настроение, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века.

Учащиеся обобщают услышанное на уроке, обмениваются мнениями, дополняют выполненные во время урока записи в таблице: что объединило поэтов в литературные течения.

Поэты:

Что их объединяет

Символисты:

Музыкальность поэзии, новое содержание искусства, внимание к звуковому составу слова, к изысканным благозвучиям, ассонансам, аллитерациям, открытие многозначности слова.

Акмеисты:

Утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века», возвращение ценностей и красоты реального мира.

Футуристы:

Отрицание «старого» искусства, утверждение нового, призванного преобразить мир;

Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество;

Новые композиционные и графические эффекты в поэзии.


Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и мироощущением, художественным вкусом, поэты «Серебряного века» сыграли видную роль в развитии и обновлении русского стиха.


6 Этап.

Домашнее задание: подготовка к поэтическому вечеру – «поэзоконцерту» (наизусть одно из стихотворений).