litceysel.ru
добавить свой файл
1
Урок обществознания 10 «Б» класс.


«Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.

Теория локальных цивилизаций»

Цель урока – ознакомить учащихся с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций и предположить прогноз на будущее;

- развить у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции учащихся;

- объяснить понятия и термины «цивилизация», локальная цивилизация, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип.

Форма урока – изучение новой темы, урок-анализ

План изучения новой темы:


  1. Понятие «цивилизации»;

  2. Теория локальных цивилизаций:

  • Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы;

  • Типология по О. Шпенглеру – культуры и цивилизации

  • Типология цивилизаций по А. Тойнби;

  • Общие черты теории локальных цивилизаций

  1. Достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода

Вводное собеседование:

На прошлом уроке вы узнали о типах обществ.

Вопрос – Какие типы обществ вы узнали?

- традиционное, индустриальное и информационное (постиндустриальное) общества;

-восточное и западное общества;

Вопрос – Какие критерии использованы в определении типов обществ?

- определенные и своеобразные качественные характеристики, присущие разным обществам;

Сопоставляя традиционную, индустриальную и постиндустриальную культуры, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории.

Вопрос - А в горизонтальном измерении, какую типологию используют ученые?


- Современные ученые делят человеческое общество – на мир Запада и мир Востока.

Учитель - Часто ученые их определяют таким понятием, как цивилизация Востока и цивилизация Запада.

Вопросы учителя к классу:

- А какой смысл вы вкладываете в понятие «цивилизация»?

- Каким вы видите современную цивилизацию?

- Каковы рамки и перспективы современной цивилизации?

Учитель - Ребята, чтобы дать точное определение понятию цивилизация, увидеть перспективы развития современной цивилизации и определить макротеорию (общую теорию) направленности развития человечества, мы обратимся к истории вопроса.


  1. Изучение нового материала

«Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»

(С. Есенин)

Часто это высказывание употребляют, когда говорят об истории. Действительно, нам, погруженным в проблемы сегодняшнего дня, сложно понять свой мир. Порой мы гораздо лучше представляем себе отдаленные времена. Но, если говорить о древних цивилизациях, то они находятся на таком «расстоянии» от нас, что мы их уже едва ли различаем и часто подход к ним неточен и субъективен.

Для характеристики истории общества на сегодняшний день используются два основных подхода: локально-цивилизационный и линейно-стадиальный (формационный). Сегодня познакомимся с локально-цивилизационным подходом в изучении истории (слайд 1).

Учитель сообщает - Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло в ХVIII в. благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, Ш-Л.Монтескье). Спустя 100-150 лет цивилизационный подход был развит в трудах Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Карла Ясперса (1883-1969,) Арнольда Тойнби (1889-1975) слайд 2.

Карточка №1 выберите наиболее, по-вашему мнению, подходящее правильное определение понятию «цивилизация»


Ответы учащихся:

- Совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих отдельной исторической общности (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития)- слайд 3

Вопрос Учителя - Каково соотношение между понятиями культура и цивилизация?

Ответы учащихся - Культура – совокупность материальных и духовных достижений человечества во всех сферах общественной жизни.

Цивилизация – часть всемирной культуры, существовавшая на определенном историческом этапе и конкретной территории.

Рассказ учителя - По-мнению основоположников цивилизационного подхода, в человеческом обществе с древнейших времен до сегодняшних дней, сменяя друг друга, существовали и существуют «локальные цивилизации» - самостоятельные, независимые и изолированные друг от друга закрытые общности. Они имеют свои особенности в социально-экономическом и культурном развитии – слайд 4

2. В 19 в. в трудах Николая Данилевского, Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби зародилась и получила широкое распространение «Теория локальных цивилизаций» -показываю фотографии на доске

Обращаюсь к учащимся – Внимательно прочитайте выдержку из труда Н.Данилевского «Россия и Европа» и ответьте на вопросы.

1 ряд - Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы в труде «Россия и Европа»

Вопросы к группе 1:


  1. Что понимал под культурно-историческим типом Н.Я. Данилевский?

  2. Какие типы цивилизаций выделяет Н.Я. Данилевский?

  3. Какой принцип используется для определения цивилизации?

Ответы учащихся:
  1. А) КИТ - совокупность самостоятельных и специфических цивилизаций;


Б) Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип;

  1. Типы цивилизаций:

  • Первичные (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская, некоторые другие;

  • Одноосновные (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика);

  • Двухосновные (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал)- европейская (политика и культура);

  • Объединительные (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические)- славянская (пока не как реальность, а как возможность)

  1. Ведущее начало, основа данного КИТа – религия, культура, политика(слайд №5-6)



2 ряд - Типология культур и цивилизация по О. Шпенглеру


Вопросы к группе 2

  1. Охарактеризуйте понимание цивилизации по Шпенглеру

  2. Какие типы цивилизаций он выделяет?

  3. Какими процессами в обществе сопровождается цивилизация?

Ответы группы 2:

  1. Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю – как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам периоды зарождения, становления и умирания (или детство, юность, зрелость, старость). В ней он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры.

Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда, ключевое в его концепции - «становящееся» - культура и «ставшее» - цивилизация.


Цивилизации понимались им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил.

Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся, прежде всего, в религии. Вместо религии широкое распространение получает атеизм.



  1. Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь:

  • Египетскую;

  • Вавилонскую;

  • Индийскую;

  • Китайскую;

  • Арабо-византийскую;

  • Греко-римскую;

  • Западную;

  • Культуру инков

  1. По Шпенглеру, цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализации форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т.д. Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя. Слайды 7-9



3 ряд - Типология цивилизации по А. Тойнби в труде «Постижение истории»


Вопросы к группе 3

  1. Как рассматривает всемирную историю А. Тойнби?

  2. Как он определяет понятие цивилизации? Какие выделяет критерии для определения цивилизации?

  3. Какие типы цивилизаций он выделяет? Какова их возможная судьба?

Ответы группы:

  1. Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»
  2. По его мнению, цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:


  • Религия и форма ее организации

  • Территориальный признак

  1. Тойнби выделял следующие цивилизации:

  • Первичные (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие);

  • Вторичные (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);

  • Третичные (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).

- Какова судьба цивилизаций по-мнению Арнольда Тойнби?

  • Цивилизации развиваются независимо друг от друга

  • Возможна гибель

  • Спасение цивилизации путем создания единой высшей религии, «вселенской церкви» и «вселенского государства»

Таким образом, Главной «единицей» общественно-исторического процесса по их мнению являются локальные цивилизации

Вопрос учителя - Какие общие черты теории локальных цивилизаций вы можете выделить?:

  1. Глубоко изучает историю конкретных обществ, народов во всем их многообразии;

  2. Изучает национальные особенности духовной, социальной, политической, экономической жизни, психологические характеристики;

  3. Центр исследования – человек, как творец истории;

  4. Каждая цивилизация неповторима, несет в себе индивидуальные особенности развития

  1. Вопрос темы - Достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода

-Учащиеся на основе изученного и пункта параграфа составляют ответ на вопрос «Каковы достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода?»

Достоинства:

  • Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;


  • Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

Недостатки:

  • При локально-цивилизационном подходе становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом;

  • Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;

  • Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человечества в целом

Вопрос:

- Как вы относитесь к теории локальных цивилизаций? Принимаете ли вы их точку зрения, что в мире с древних времен существовали только локальные друг от друга изолированные, независимые цивилизации и что каждую цивилизацию в будущем ждет гибель?

- Какова судьба современной цивилизации?

Возможные ответы:

- Даже в Древнем мире цивилизации не носили закрытый, локальный характер.

- Они взаимовлияли друг на друга (египетская повлияла на формирование цивилизации Древнего Междуречья, древнегреческая повлияла на древнеримскую цивилизацию)

-Цивилизации продолжали и продолжают существовать (например, китайская цивилизация, западноевропейская цивилизация);

- Современная цивилизация под влиянием общественных процессов видоизменится и даст начало качественно новому продолжению цивилизации (западноевропейская цивилизация, российская цивилизация)

Домашнее задание:

-прочитать параграф 13(стр. 126-130),

- Ответить на вопросы документа на стр. 135-136 прг. 13

-подготовить сообщение с презентацией о К. Марксе и О. Тоффлере