litceysel.ru
добавить свой файл
1
Урок по теме «Рациональные числа»


Автор: Бойченко Екатерина Вадимовна(boychen_k_o@mail.ru)

Место работы: МОУ СОШ №1 имени адмирала А.М. Калинина,
Вологодская область, рп. Шексна.

Предмет: математика, урок изложения нового материала

Продолжительность: 40 минут.

Класс: 6.

Технологии: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, программа SMART Notebook.

Конспект урока.

Цели:


Образовательные:

Познакомить учащихся с понятиями рациональных чисел и периодических дробей, показать, что любое целое число является рациональным.

Воспитательные: развивать любознательность, расширять кругозор учащихся, воспитывать аккуратность.

Развивающие: развивать логическое мышление, умение обобщать и систематизировать.

План урока:

1. Организационный момент - 1мин

2. Актуализация знаний учащихся – 5мин

3. Постановка целей урока - 1 мин

4. Формирование новых знаний учащихся 12 - мин

5. Физминутка 2 мин

6. Первичное закрепление 15 мин

7. Итоги урока - 2 мин

8. Домашнее задание – 2 мин

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы урока (слайд 1).

2. Актуализация знаний.

1) Какие числа называются натуральными? Противоположными? Целыми?

2) «Смотрины» (слайд 2)

Разбейте числа на группы. По каким признакам можно это сделать?

Выпишите:

А) натуральные;

Б) целые;

В) дробные.

3) представьте числа 7; -4 в виде дроби со знаменателем 2; 10. (слайд 3)

4) Устный счет (слайд 4).

Если пример решен неверно, то ученики поднимают сигнальные карточки.

3. Постановка целей урока.

Давайте четко поставим цель. Судя по теме нашего урока, мы собрались, чтобы выяснить, какие числа называют рациональными. Расширить представления о числе, обобщить и систематизировать знания. Как же определить, является ли число рациональным? Об этом мы узнаем из сказки.


4. Формирование новых знаний.

Сказка «О государствах, расположившихся на Числовой Прямой» (слайд 5)

Среди пустыни чистого листа бумаги тянулась узкая необитаемая страна - Числовая Прямая. Неведомо, где она начиналась и неведомо, где заканчивалась (слайд 6).

Первыми эту страну открыли и заселили натуральные числа: 1, 2, 3, 4, ... Их было бесконечно много, но и страна была хоть и небольшой в ширину, зато бесконечной в длину. Так что поместились все: от единицы до бесконечности и образовали первое государство - Систему Натуральных чисел (слайд 7).

Потом слева от территории первого государства поселилось число 0, левее его -1, еще левее -2 и т.д. до бесконечности. Эти числа образовали вместе с натуральными числами новое расширенное государство – Систему Целых Чисел (слайд 8).

На свободных местах Числовой прямой к ним поселились дроби ½, 1/3, -1/2, -1/3… Дроби вместе с первопоселенцами образовали очередное расширенное государство – Систему рациональных чисел (слайд 9).

Какие числа, по-вашему, называются рациональными?

Являются ли целые числа рациональными?

Давайте найдем в учебнике определение рациональных чисел. Откройте стр. 213 и прочитайте определение (слайд 10).

Итак, мы с вами ввели новое понятие – понятие «рациональных чисел». Давайте теперь оформим изученный материал в ваших тетрадях ( пояснить схему, слайд 10)

- Можно ли целое число записать в виде дроби? Обоснуйте. № 1162

(Все числа, с которыми мы знакомы, являются рациональными.)

№ 1163(а, б, в) по одному примеру (слайд 11).

Какой вывод вы можете сделать?

5. Физминутка.

Давайте немного отдохнем (слайд 12).

Ребята, встаньте рядом со своими партами. Проведем разминку: если я называю положительное число, вы поднимаете правую руку, если отрицательное – левую. Числа : 9; -1,5; 0; -7; 49; а (поднять обе руки). Помахали руками, отдохнули, давайте заниматься дальше.


6. Формирование умений и навыков учащихся.

Вы умеете представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и также, знаете, как представлять обыкновенную дробь в виде десятичной.

№ 1164(слайд 13, 14). Введение нового понятия «периодическая дробь»,

Мы видим, что не все обыкновенные дроби можно представить в виде десятичной дроби. 5/9=0,5555… Деление никогда не кончится. Такие записи называют периодическими дробями. Вместо 0,555555.. пишут 0,(5). Читают « Ноль целых и пять в периоде» (с. 216 учебника).

Второй пример решают самостоятельно. Проверка ответа на слайде. (Прочитайте материал под литерой «Г».) (прочитайте те дроби, которые мы записали в начале урока)

Решение № 1164 (тем, кто решает вперед № 1166)

Из истории возникновения рациональных чисел (слайд 16).

Си́мон Сте́вин (нидерл. Simon Stevin, 1548—1620) — фламандский математик-универсал, инженер.

Подробности о жизни Стевина до нас не дошли. Он начинал как купец из Бельгии, участвовал в голландской революции. Не установлены точные даты его рождения и смерти. Известно, что он много путешествовал по торговым делам, затем некоторое время был личным советником принца Морица Оранского.

Симон Стевин стал известен, прежде всего, своей книгой «Десятая» (De Thiende), изданной на фламандском и французском языках в 1585 г. Именно после неё в Европе началось широкое использование десятичных дробей.

Трактат Стевина содержал практическое описание арифметики десятичных дробей, а также пылкую и хорошо аргументированную пропаганду полезности их применения, в частности, в системах мер и монетном деле.

7. Домашнее задание (слайд 17): п. 37, № 1180, 1182,1184(а), вместо решения этих заданий можно написать свою сказку.

8. Итоги урока (слайд 18).

Мы познакомились с рациональными числами. (Учитель повторяет определение) Узнали, что любое рациональное число можно представить в виде десятичной конечной или бесконечной периодической дроби. На следующем уроке вы узнаете, сколько цифр может быть в периоде и как записать периодическую дробь в виде обыкновенной.