litceysel.ru
добавить свой файл
1
Урок русского языка 2 класс.


Учитель Титова Т.В.


Тема: Правописание сочетаний ЧК, ЧН.


Цели урока:

- помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.

- закрепить знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн.


Оборудование: рисунок тучки, лента букв, картинка с берёзой ,карточки со словарными словами (картинный словарь + карточки с пропущенными буквами), рисунок домика ЧК –ЧН, карточки со словами из №4, дополнительное задание для уч-ся на тучке.


  1. Орг.момент.

Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Сегодня оценивать ваши ответы мне помогут солнышки (из бумаги.)

  • Так нам будет теплее и светлее учиться.

Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.


2. Чистописание.

  • Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).

  • Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.

  • Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

  • Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.

  • Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.

  • Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.

  • Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

  • Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое ошибкооаснаое место есть в слове тучка? Какое правило мы знаем? (чк - чн пишется без ь)
  • Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий).


  • Запишем эти два сочетания на следующей строке.

  • Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)

  • Слова с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.


3. Словарная работа.

  • Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.

  • В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)

  • Правильно, это береза. Как вы догадались?

  • Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).

  • Давайте запишем это словарное слово.

  • Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (слог с гласной ё)

  • Какую букву мы должны запомнить? (е) А знаете, как легко это сделать? Я вам открою маленький секрет. Не зря я начала разговор о берёзе с загадки. БЕЛАЯ красавица. И слово Белая и слово Берёза начинаются одинаково. Запомните это, ребята!

  • Мы знаем много словарных слов. Узнайте слово по картинке и назовите его правильно ( работа по картинному словарю и по карточкам с пропущенными буквами) Слова: ученик, учитель, тетрадь, карандаш, Москва.

  • А теперь вспомните, в каком из словарных слов есть сочетание ЧК? (картинка+ показываю карточку с закрытой буквой о)

  • Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.

  • Проверьте то, что вы написали.

  • Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.


4. Работа над пройденным материалом.

  • Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их хочет забрать с собой “Ь”. Нам нужно правильно решить, какие слова останутся жить в домике, а какие Ь может забрать с собой.

На доске слова: соч.но, Ил.я, сол., сроч.но,точ.ка, ноч.ка, печ.ка, сроч.но.


Прочитайте слово и скажите, есть ли в нём Ь?

2 слова ИЛЬЯ и СОЛЬ забирает с собой Ь и довольный уходит.

Делаем вывод: мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн!

Ну, теперь, когда Ь уже не мешает, слова заходят в домик и садятся под свои окошки чк и чн..

Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.


чк

точка

ночка

печка

чн

точно

срочно

срочно

  • Проверим ( уч-ся по одному выходят и расставляют карточки под нужные окошки).


5. Физминутка.

Игра: “Бывает (соглашаемся, сидим тихо-тихо) – не бывает”( не согласны. Протестуем! Хлопок!)) Есть слова с нашим правилом. Будьте внимательны, не пропустите их!

Веточка съела девочку (Хлопок!)

Леночка прыгает через скакалочку (тихо,)

Лисичка живёт в норке. (тихо)

Белочка кушает рыбку (Хлопок!)

-Какие слова с сочетаниями чк –чн запомнили?


6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

  • Посмотрите! Озорник ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.

  • Давайте вернем слова на свои места. (на доске: Ряба снесла яичко курочка.)

  • Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко)

  • Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка). Запись предложения с комментированием.
  • Какие правила встретились? Подчеркните их. (чк, Р – большая буква).


  • Из какой сказки это предложение? (Курочка Ряба)

  • Молодцы. А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

  • А чем закончилась эта сказка?

  • Что помогло героям сказки вытащить репку? (работали вместе, дружно).


7. Работа в парах.

  • Вот и мы с вами работаем дружно, потому у нас все получается. А сейчас мы будем работать в парах . Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Разгадать кроссворд из учебника с.46 упр. 84

  • Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

(девочка, бочка, ручка, бабочка, печка, очки) Проверьте друг у друга ( взаимопроверка).

8. Зрительная гимнастика

Ребята, вы много работали, писали и у вас устали глазки, поэтому мы сейчас проведём небольшую зрительную гимнастику. Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы, по кругу, влево и вправо. Итак, начнём.

Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано,
Где стена а где окно
А теперь пока я считаю до 5, вы пристально смотрите на точку на доске, потом я снова считаю до 5, а вы крепко зажмуриваете глазки. Повторить 2 раза.



9. Дидактическая игра.

  • Мы хорошо поработали, отдохнули, а теперь поиграем и, играя, поучимся. Это, ребята, не только ТОЧКА, но и задание.

  • Измените в слове (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка( - кочка – почка – ночка)..

  • Чем похожи по написанию эти слова.


10. Подведение итогов урока.

  • Чему мы научились сегодня на уроке? Зачем нам это нужно?

  • У вас на столе листочки с домиками. Где нужно, вставьте Ь, а где нет, соедините буквы.

(разбор устно)

Домашнее задание:

Вставь, где нужно, Ь или соедини буквы.

У меня мален.кая собач.ка.

У Ани синен.кая юбоч.ка.

Я взял угол.ки из печ.ки.

Мал.чик идёт в булоч.ную.


Дома вы запишите эти предложения. Какое вы выделите правило?


А теперь давайте поднимем все солнышки, которые вы получили за правильные ответы на уроке. Посмотрите, как светло стало в нашем классе. Мне было интересно работать с вами. Большое вам спасибо!