litceysel.ru 1

Урок химии в 8 классе


«Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки»

(УМК для 8 класса под редакцией Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.)


подготовила: Черкашина Т.Ф. учитель химии

МБОУ «Краснокутская основная

общеобразовательная школа»

Борисовского района Белгородской области


2012г


Пояснительная записка.

В соответствии с авторской программой Рудзитиса Г.Е. «Химия – 8 класс» на изучение раздела «Вода. Растворы» отводится 5 часов +1 час контроль знаний по теме. Содержание программного материала по данной теме:

Тема 4. Вода. Растворы 6 часов.

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Анализ и синтез. Свойства воды, вода в природе, способы очистки, охрана. Круговорот воды в природе.

Практические работы:

Приготовление раствора заданной концентрации;

Расчетные задачи:

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Считаю рациональным следующее распределение уроков по изучаемой теме:

№ П/П

Тема урока

1

Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.

2

Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в воде

3

Практическая работа 4. приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества


4

Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки

5

Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе

6

Контрольное тестирование по теме «Вода»


Представлена разработка урока №4 по теме «Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки».

Считаю целесообразным включить в данный урок элементы исследовательской работы школьников по изучению состава воды из разных источников, находящихся в селе Красный Куток. Данный вид работы способствует формированию умения использовать научные способы познания, планировать свою деятельность на уроке, искать пути решения поставленной проблемы. Для проведения исследовательской работы школьников на уроке использована методика определения чистоты воды в природном источнике, используемая в экологических мониторинговых исследованиях.

Использование элементов исследовательской работы на уроке способствует формированию у учащихся убеждений в познаваемости мира, уверенности в собственных силах, обучению основам научных методов, единых для большинства наук.

Учащиеся к данному уроку уже имеют определенный уровень знаний о воде как растворителе, знакомы с многими понятиями изучаемой темы не только из уроков химии, но и физики, биологии. Материал урока способствует развитию предметных компетенций учащихся.

Вышеуказанная тема урока имеет важное значение при освоении школьного курса неорганической химии, готовит учащихся к освоению материала последующих тем, знакомит с основными методами изучения состава веществ. Краеведческий материал, используемый на уроке, способствует формированию экологического мышления учащихся и способствует патриотическому воспитанию.


Особенностью малокомплектной школы является низкая наполняемость классов (3-7 человек в классе), поэтому нагрузка на детей очень большая. Для снятия психологического дискомфорта необходимо использовать разнообразные формы контроля, предлагая задания дифференцированного характера, игровые моменты. Повышению мотивации к изучению предмета способствуют личностно-ориентированные образовательные технологии.


Вашему вниманию предлагаю план урока и фрагмент конспекта урока.

УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ

«ВОДА. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВА ВОДЫ: АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. ВОДА В ПРИРОДЕ И СПОСОБЫ ОЧИСТКИ ВОДЫ»

Тема урока:

«Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки».

Цель урока:

организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала о составе воды, воде в природе и способах очистки воды;

создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать свойства воды из разных источников используя научные методы познания (гипотеза, эксперимент);

создать условия для развития умения формулировать проблему, искать пути решения проблемы, рационально используя выделенное время.

Задачи урока:

предметные:


познакомить с методами изучения состава воды;

актуализировать знания о свойствах воды и их значении в природе.

Межпредметные:

развивать навык исследовательской работы учащихся; умение работать с микроскопом, вести наблюдение;

показать связь химии, биологии и экологии в вопросе изучения воды в природе и источников ее загрязнения.

Метапредметные:

формировать умение ставить проблему, искать пути ее решения, высказывать и защищать свою точку зрения.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация «К теме Вода. Растворы», микроскоп (1 на 2 учащихся), склянки с водой из разных природных источников, универсальный индикатор, спиртовка, предметные с покровные стекла, стеклянные палочки, держатель для пробирок, спички.


Тип урока:

комбинированный.

Методы проведения урока:

демонстрация слайдовой презентации, исследовательская работа учащихся, тестирование, самостоятельная работа с учебником.

Технология:

технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии.


План урока


  1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности аудитории к работе, отсутствующие, положительный настрой на изучение темы.

  2. Проверка домашнего задания: терминологический диктант, задача на приготовление раствора заданной концентрации.

  3. Мотивация учебной деятельности учащихся: тема, цели и задачи урока, значение для дальнейшего изучения химии.

  4. Актуализация знаний учащихся по изучаемой теме (что я знаю о том, где и в каком виде вода встречается в природе, о ее составе)

  5. Изучение нового материала:

    1. состав воды (анализ и синтез).

    2. Вода в природе (исследовательская работа школьников по изучению чистоты воды).

    3. Способы очистки воды: сообщения учащихся, обсуждение, решение ситуативных задач.

  6. Закрепление изученного на уроке: формулировка общего вывода, значение правильного поведения человека в природе.

  7. Задание на дом (предлагается дифференцированное домашнее задание)

    1. для всех: изучить материал параграфа 29, стр. 82-84, выполнить задания 1-4 на стр 87.

    2. для любознательных: найти интересный материал о воде и подготовить сообщение (2-3 мин) или презентацию (до 10 слайдов)

    3. для самых заинтересованных и трудолюбивых: изучить состояние воды в одном из водоемов возле вашего дома, выявить источники его загрязнения, предложить методы охраны и очистки.

  8. Общий итог урока.

  9. Рефлексия:

на уроке мне было интересно.....


у меня вызвало затруднение...

сегодня меня удивило.....

теперь я могу....


План-конспект урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок. Проверьте, все ли у вас есть: книга, тетрадь, дневник, ручка и, самое главное, желание изучать химию. Все ли в классе?

Итак, сегодня мы продолжаем изучать тему «Вода». Мы с вами уже много знаем о воде и ее свойствах, научились решать практические задачи на приготовление растворов, вы и сегодня все справитесь с заданиями урока.

Презентация «Вода4 - приглашение в урок» ).

II проверка домашнего задания.

Прежде чем изучать новый материал о воде, вспомним, что мы с вами уже знаем. Возьмите свои маршрутные листы (приложение 1) и выполните первое задание — терминологический диктант: запишите необходимые термины. У вас 3 минуты. Справились? Проверим, все ли верно. (слайд с ключом Вода_4).

Выполним задание №2 — решим задачу.


Проверим, все ли справились. Молодцы!

(Оценка за выполнение каждого задания.)


III Мотивация учебной деятельности. (презентация Вода_4)

В.И. Вернадский сказал о воде: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Картина видимой природы определяется водой. Нет тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических событий».

Как вы понимаете это высказывание?

Запишем сегодняшнее число и тему урока: «Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки». Обратите внимание на доску, пишите правильно! Мы с вами на уроках стараемся сами получать знания. На этом уроке мы тоже критически прочитаем текст учебника, попробуем ответить на проблемные вопросы, а если не получится — обратимся к дополнительной литературе при выполнении домашнего задания. Кроме того, сегодня на уроке мы будем исследователями природы — определим чистоту воды из разных источников.


Давайте вместе подумаем, какую цель поставим перед собой.

Итак наша цель: познакомиться с методами определения состава воды, выяснить, какую роль играет вода в природе, познакомиться с источниками загрязнения и способами очистки воды.


…..


2. Вода в природе (исследовательская работа школьников по изучению чистоты воды из разных источников).


Приветствуют учителя, проверяют, все ли в наличии.


Выполняют задание 1: дописывают предложения, вписывая термины и формулы.

Взаимопроверка по ключу, представленному на слайде.


Учащиеся выполняют задание 2 в маршрутных листах — решают задачу.

1 ученик у доски записывает решение, остальные проверяют правильность.


Обсуждают высказывание о роли воды в природе, дают объяснение роли воды на земле.


Учащиеся записывают число и тему урока.


Учащиеся предлагают цель: познакомиться с методами определения состава воды,

узнать, какую роль играет вода на земле, какие есть способы очистки воды, почему и чем вода загрязнена.





приложение 5

Список литературы


  1. Программа по химии 8-9 класс.

  2. Рудзитис, Фельдман Химия 8 класс. - М.. «Просвещение» 2008г.

  3. Давыденко Т.М., Тонков Е.В. «Проектирование учебного занятия», учебное пособие — Белгород, изд БелГУ, 2002 г.

  4. В.Г. Денисова «Химия. Система подготовки к итоговому экзаменационному тестированию» - Волгоград, изд.Учитель, 2007г

  5. Марк Колтун «Мир химии». Москва, ДЛ, 1988г

  6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия/авт.-сост. А. Савина. М.; ООО АСТ-ЛТД, 1998 г.

  7. http://chemworld.narod.ru/public/water.html


Черкашина Т.Ф., учитель химии и биологии МБОУ «Краснокутская ООШ» Борисовского района Белгородской области