litceysel.ru
добавить свой файл
1



Тема урока: Устное народное творчество. (Кубанские пословицы, поговорки, загадки, припевки)

Цель урока:


  • Познакомиться с особенностями построения кубанских пословиц, поговорок, сопоставить их с нормами русского литературного языка.

  • Учиться употреблять их в речи.

Оборудование урока: видовой ряд (презентация), кубанские народные песни, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Начало урока.

Звучит кубанская народная песня, появляется учитель в кубанском народном костюме.

Ребята! Здравствуйте! На мне сегодня необычный костюм. Как вы думаете, почему я его надела? Правильно! Сегодня мы будем говорить о кубанском народном творчестве. Познакомимся с его особенностями, сравним с нормами русского языка. И будем учиться понимать и употреблять в речи пословицы, поговорки, припевки и загадки.

  1. Беседа учителя по теме урока.

Богата земля кубанская. И богата не только своими тучными чернозёмными, полезными ископаемыми. Главное её богатство – люди. Наш край славится богатым устным народным поэтическим творчеством. Много у нас поэтических песельников и частушечниц, сказителей и знатоков кубанской старины. Они – хранители истинно народной мудрости.

На уроках русского языка вы познакомились с фразеологическими оборотами, или фразеологизмами. Что это такое? (Устойчивое сочетание, равное по значению одному слову; лексическое значение имеет весь фразеологизм) Приведите примеры! (Воду в ступе толочь, как с гуся вода).

Так вот кубанский говор насыщен фразеологизмами.

Вот отличительные особенности фразеологии кубанских говоров:

  • Наличие в большом количестве оборотов с диалектными и устаревшими словами.
  • Большое количество синонимов, которые имеют узкую сферу распространения, вплоть до отдельной станицы.


  • Многие обороты на Кубани представлены в двух разновидностях: на основе русского языка и на основе украинского.

  • Многие фразеологизмы являются частями пословиц и поговорок.

- Какие виды устного народного творчества вам известны? (Загадки, пословицы, скороговорки, шутки, прибаутки, частушки).

- Сегодня мы познакомимся с малыми жанрами фольклора Кубани – пословицами, поговорками, загадками, припевками.

- Что такое пословица?

Это художественное произведение, – которое содержит широкое обобщение и выражает его в предельно краткой форме. В народе говорят «Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли». Кубанцы с уважение относятся к тем, чья память особенно бережно хранит лучшие образцы народных изречений: «Хто присказки старинные зная, тот в жизни много понимая».

Поговорки очень близки с пословицами. Однако имеют и свои отличия. Если пословица представляет собой законченное суждение, обобщение, вывод из жизненных наблюдений, о поговорка – это элемент суждения, часть мысли, местное образное определение. «Бить во все колокола». – «Быть сполох».

Пословицы и поговорки делятся по тематическому признаку (о труде, о дружбе, об уме, о родине); по смыслу (употребляются только в переносном смысле: «Кожна хата горем напхата»; и в прямом и в переносном смысле: «при солнышке тепло, при матери добро».)

Загадка – ещё один вид малого фольклорного жанра. Это замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде. «Стоит столбом, горыть огнём, ни жару, ни пару, ни угольев» (свеча). «Лычки дэрэ, а лаптей нэ шье» (коза).

И, наконец, припевки – стихотворные народные произведения для пения

«Ох, ох, не дай бог

С казаками знаться.

Крути брови, чёрни очи –

Важно расставаться».

А теперь настало время и вам превратиться в сказателей, песельников и знатоков кубанского фольклора.


Перед вами лежат несколько листочков. Возьмите тот из них, на котором синяя полоска. Подберите кубанскому варианту русский эквивалент.

забить памороки – напустить туману;

выкыдать коныки – вытворять что-то несусветное;

поворачивай оглобли – поворачивай назад;

дать кругаля – обежать вокруг;

нема тямы – нет ума;

набить сопатку – набить нос.

Из записанных на доске поговорок вы должны выбрать те, которые подходят к данному описанию.


  1. Как говорят о человеке, совершившем неблаговидный поступок? («Дурна кров грая»)

  2. Что говорят о хозяйке, не умело принимающей гостей? («Умила готувать, та нэ умила годувать»)

  3. Как можно сказать о тяжёлом невыносимом положении? («Хоть с хаты тикай»)

  4. О неудачном обмене как говорят? («Выминять шило на мыло»)

  5. Обвинить кого-то без вины. («Найти крайнего»)

Ещё один конкурс «Найди пару»

Возьмите в руки карточки с зелёной полоской. Я назову одного из вас, он выйдет к доске и прочтёт свою пословицу или поговорку, а к нему присоединится тот у кого её аналог (то ли в кубанском, то ли в литературном эквиваленте)

  1. Один палец – не кулак. – Берись дружно, не будэ грузно.

  2. Пустая бочка сильнее гремит. – Раздайся, жаба лизе.

  3. не суди по красоте, суди по сердцу. – Не в усах казачья слава.

  4. Лычико миленько, да ума маленько. – Дурне, як само без хлиба.


Вот теперь вы объединились по двое, чтобы разыграть в парах ситуации, в которых могут быть произнесены данные фразы.

    • Я во годики войду – замуж за тебя пойду.

    • Моя милая каждый день пучери наводит.

    • Они же склонили низко головы и опустили долу взор.

    • Давай, милый, посидим плечико о плечико.

Артисты и выдумщики вы замечательные, теперь проверим, как вы можете отгадывать загадки.


  • Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась.

  • Висит, телепается, всяк за него хватается.

  • Йист, йист, не найистся. Накормишь – живёт, напоишь – умрёт.

  • Пидтыкано, пидшимаконо, а по хате бигае.

  • Бьэть мэнэ ломакаю, рихуть мэнэ ножакою, за то мэнэ дюже губять, що вси мэнэ дюжэ любять.

  • Сталы хлопцы в ряд, проходыть нэ велять.

А как же без наших частушек и припевок. Уж если говорить о народном фольклоре, то без них не обойтись.

    1. Чернобровый казачок

Пляшет со мной гопачок.

Вдарила вприсядку,

Пошла без оглядку.

    1. Не сердися, моя мама

Ты сама была така

Ты с вечёра до пивночи

Выбывала гопака.

    1. Мне не н6адо пуд гороху,

Мне одну горошинку

Мне не надо двух корявых

Мне одну хорошеньку.


Члены нашего жюри, просмотрев работу каждого ученика, выставляют ему оценку, поднимая жетоны разного цвета. А оценки у нас только «отлично» и «хорошо».

Устное народное творчество – это тот фундамент, на котором сиждется вся русская и естественно кубанская культура. Пока ы помним его – жива наша русская и кубанская душа. А закончу я урок такими словами.

Кубань, Кубань – души моей отрада

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо.

Твоя бы песня в вышине плыла.

С. Хохлов.


Давай, милый, посидим плечико о плечико.


Они же склонили низко головы и опустили долу взор.


Моя милая каждый день кучери наводит.


Я во годики войду – замуж за тебя пойду.


Забить памороки.


Выкыдать коныкы.

Поворачивай оглобли.



Дать кругаля.


Нема тямы.



Набить сопатку.

Один палец – не кулак.

Берись дружно, не будэ грузно.

Пустая бочка сильнее гремит.

Раздайся, море, жаба лизе.

Личико миленько, да ума маленько.

Дурне, як сало без хлиба.

Не суди по красоте, суди по сердцу.

Не в усах казачья слава.




Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась.


Висит, телепается, всяк за него хватается.


Йист, йист, не найистся. Накормишь – живёт, напоишь – умрёт.


Пидтыкано, пидшмыкано, а по хате бигае.


Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то мэнэ дюже губять, що вси мэнэ дюже любять.


Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велять.