litceysel.ru 1

Тема: «Моя малая Родина» Цели: Дать детям знания об истории нашего края; природе, животных, их обитании; углубить знания детей о современной Республике Хакасия.


Форма занятия: устный журнал; путешествие в историю.

Ход занятия:

Один древний мудрец однажды заметил: «Жалкая участь ждет тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречен на вымирание».

Мировая история подтвердила слова этого умного человека. Десятки стран и народов, забывших о своих корнях, неизбежно растворялись в более многочисленных нациях и просто исчезали с лица земли. Чтобы такого никогда не случилось с Россией, с народами, которые её населяют, нам необходимо знать историю каждого из этих народов, гордиться его культурой и передавать эти знания и любовь своим детям. Только тогда можно говорить о том, что у нас есть будущее.

1 страница «Путешествие в историю»

Жителям прекрасной солнечной Хакасии есть, чем гордиться. Это удивительный край. Бескрайние степи, сказочные озера, горные хребты, реки и речушки, спешащие к Енисею, таинственные скалы, по их берегам, вековая тайга. Хакасия в полтора раза больше, чем Голландия и Дания, вдвое больше Бельгии. Но самое ценное, что есть на этой земле – это ее история, уходящая корнями в глубь веков.

(На карте показать Бельгию, Данию, Голландию – сравнить с Хакасией).

Основной национальный состав Хакасии – коренные жители хакасы.

- А какие национальности населяют еще наш уголок? (русские, украинцы, немцы, мордва и др.)

- А вот откуда появилось это слово – Хакасия и какое происхождение имеют хакасы, вы мне расскажете.

Я думаю, вы из истории о Хакасии знаете, проходили на уроках.

(Во II-I веках до н.э. в народе под названием динлинов начались сложные этнические преобразования. В этой группе впервые появляется тюркоязычное население. Это быливытесненные из Центральной Азии племена гянь-гуней, иначе кыргызов, принадлежавших к монголоидному типу. С этого времени происходит постепенное изменение физических особенностей местного населения, и в его составе, наряду с рыжеволосыми и голубоглазыми потомками динлинов, появляются представители черноволосых и кареглазых монголоидных элементов, названных впоследствии хакасами).


А территория площадью почти 62 тыс. кв м. (61,9) в настоящее время стала называться Хакасией. Вытянута территория с севера на юг на 450 км при наибольшей ее ширине в средней части – 200 км.

2 страница «Природа Хакасии»

На западе Хакасия отделена системой гор Кузнецкого Алатау, южная граница идет по гребню Западного Саяна и его ответвлениям – Кантегирскому и Сабинскому хребтам. С востока Хакасию от Красноярского края отделяет Джебашский Хребет и Енисей, а северная граница проходит рядом с Новоселовским, Ужурским и Шарыповским районами края.

В Хакасии, как вы знаете, в основном преобладают три климатические зоны: степная, таежная, лесостепная.

1. Назовите растения, которые растут у нас в степях.

2. А какие породы деревьев преобладают в тайге?

- Видите, как разнообразна природа нашей «маленькой Швейцарией». Как назвал Хакасию в письме к своей матери В.И.Ленину. Но помимо растительности у нас очень разнообразен животный мир.

(Перечислить, какие виды животных, птиц обитают в республике. Можно предложить детям игру на мышление «Кто лишний?» - на карточках написаны животные или птицы нескольких видов, из них какое-то животное – лишнее).

3 страница «Реки Хакасии».

Протекает большое количество больших и малых рек, озер.

(Дети называют, если не знают, воспитатель подсказывает: Абакан, Енисей; притоки Абакана – Она, Таштып, Джебаш, Большой и Малый Арбат, Матур, Белый и Черный Июсы, Казыр и др.)

- А сейчас я вам прочту несколько строчек из стихотворения, а вы, ребята, догадайтесь, о какой реке идет речь:

- «По камням скачет, кипит она,

И в брызгах пены о скалы бьет,

Но даже скал тех крутых стена

Сдержать не в силах ее полет …»

- Правильно, о реке Енисей.

Поперек Сибири, с юга на север, течет большая река Енисей, одна из величайших рек. На этой реке построены две мощные гидростанции – Саяно-Шушенская и Красноярская, дающие электричество всей Сибири.


(Показать иллюстрации).

Хакасия – край причудливых гор и дремучей тайги, откуда берут начало наши реки: Абакан и Енисей, на берегах которых раскинулись красивые города и поселки.


4 страница «Города Хакасии»

(Назовите столицу Хакасии и города республики – вывесить наглядность в виде плакатов – схем на доску, на плакатиках отмечены шрифтом города, крупные поселки Хакасии).

Города: Абакан, Черногорск, Усть-Абакан, Абаза, Сорск, Саяногорск.

Поселки: Сон, Туим, Шира, Копьево, Майна, Аскиз, Балахчин, Боград, Бирикчуль и др.

- А сколько районов входит в состав республики Хакасия и назовите численность населения республики?

(8 районов: Аскизский, Таштыпский, Ширинский, Усть-Абаканский, Алтайский, Орджоникидзевский, Бейский, Боградский с численностью населения 5,5 тысяч человек. Вывесить данные на доску)

- Вот такое большое количество населения живет в республике, живет дружно, сохраняя историческое и культурное наследие хакасского народа.

- И в заключение мне хочется прочитать вам стихотворение Н.Г.Доможакова.

Приглашение

Если ты приедешь в наши дали,

Ты степной увидишь океан.

Берегами океана встали

Цепи Ала-Тау и Саян.

По земле цветущей только ступишь –

Прирастешь к ней сердцем навсегда:

Енисей серебряный полюбишь

И тасхылы синие от льда …

Приезжайте, будете как дома,

От души я приглашаю вас.

В конце занятия раздать детям комплекты открыток о Хакасии.

Приложение:


  1. Карта Хакасии и Политическая карта мира (или глобусы);
  2. Наглядные карточки – плакаты: количество населения в республике, районов, рек, озер, городов, поселков (крупным шрифтом).


  3. Игра на мышление на карточках «Кто лишний?» или составить кроссворды о растениях, животных и т.д. (для закрепления материала)

  4. Иллюстрации Саяно-Шушенской ГЭС и Красноярской.

  5. Комплекты открыток о Хакасии.

Словарная работа: тасхыл, этническая группа.

Предварительная работа: чтение литературы о Хакасии (список приведен ниже).

Список литературы:

  1. Копков К. Сквозь века.

  2. Красноярский край – материал по географии и истории.

  3. Кублицкий Г. Край родной – Россия

  4. Кызласов Л. Древняя и средневековая история Южной Сибири.

  5. Кызласов Л. Писатели и художники Хакасии /Л.Кызласов, Д.Тугужеков.

  6. Литература Хакасии – 5-9 кл.;

  7. Никольская Л.А. Хакасия – экономико-географический очерк.

  8. Хакасские народные сказки.


Этнограф – специалист, изучающий особенности быта, нравов, материальную и духовную культуры какой-нибудь народности.

Этноним – название племени, народности и народа.

Приложение: в/ролики «Россия-Родина моя», «Приветствую тебя, родной мой уголок», «Природа Хакасии». Искать в меню «Видео». Презентация «Приветствую тебя, родной мой уголок».