litceysel.ru
добавить свой файл
1


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Санкт-Петербургский государственный горный институт

имени Г.В. Плеханова

(технический университет)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе


______________ проф. М.А. Иванов

«_____»____________ 2009 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

(108 час.)


Санкт-Петербург

  1. г.

1. Цель и задачи дисциплины

Программа курса «Управление персоналом» адресована директорам по персоналу, руководителям кадровых служб и HR-отделов геологоразведочных, добывающих и сервисных компаний, специалистам этих подразделений, а также лицам, с высшим образованием, обучающимся по программам профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере управления персоналом.

Цель и задачи курса:

  • дать слушателям комплексное представление о современном состоянии теории и практики управления персоналом на уровне предприятия (группы предприятий);

  • изучить эффективные технологии управления отдельными сотрудниками и трудовыми коллективами на таких важных стадиях движения трудовых ресурсов как отбор кандидата на вакантную должность, наем на работу, обучение и повышение квалификации персонала, стратегическое и оперативное управление человеческими ресурсами (HR), формирование кадрового резерва, увольнение;

  • обрести навыки адаптации прогрессивных технологий управления HR для практического использования на российских предприятиях нефтегазовой отрасли.




2. ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ




Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

108

Аудиторные занятия

108

Лекции

52

Практические занятия (ПЗ)

38

Индивидуальные занятия

с преподавателем (консультации)

18

Вид итогового контроля

зачет



3. Содержание дисциплины

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий





пп.

Раздел дисциплины

Лекции, час.

ЛР, час.

1

Вводная лекция

2


2

Корпоративный менеджмент в бизнесе: современные вызовы

16

3

Управление персоналом на предприятиях отрасли: организационно-экономический аспект

22

4

Управление персоналом на предприятиях отрасли: правовые вопросы

10

5

Заключительная лекция

2



3.2. Содержание разделов дисциплины


Вводная лекция Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента, научные школы, корпоративный менеджмент. Внешняя среда предприятия. Стратегическое и оперативное управление современным предприятием.

РАЗДЕЛ 1. Корпоративный менеджмент в бизнесе: современные вызовы

1.1. Корпоративный менеджмент: цели, функции и организационные структуры. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента, научные школы, корпоративный менеджмент. Внешняя среда предприятия. Стратегический менеджмент. Управление маркетингом и конкурентный анализ. Основы бизнес планирования. Особенности российского менеджмента. Менеджмент в крупных интегрированных компаниях.

1.2. Корпоративный менеджмент и инновации. Цели и стратегии инновационного развития. Управление инновационной деятельностью. Инновационные бизнес модели компаний. Управление инновационными проектами. Особенности инновационных преобразований в газовом комплексе.


1.3. Особенности менеджмента в добывающих и сервисных компаниях. Тенденции развития энергетического сегмента глобальной экономики и позиционирование российских компаний. Конкуренция на рынках продукции и основных экономических ресурсов. Менеджмент и корпоративная культура в российских компаниях. Специфические особенности управления на предприятиях добычи углеводородов и нефтегазового сервиса. Человеческий капитал как важнейший ресурс горнорудных компаний.

РАЗДЕЛ 2. Управление персоналом на предприятиях отрасли: организационно-экономический аспект

2.1. Теории управления трудовыми (человеческими) ресурсами. Теория Ф.Тейлора и американская классическая школа. Теория человеческих отношений и теория поведения. Теория Д.МакГрегора. Теория Z. Влияние на управление персоналом информационно-коммуникационных технологий. Проблема применения западных концепций HR менеджмента в российских компаниях.

2.2. Концепция обучающейся организации: вопросы ее практического применения. Новая парадигма управления персоналом – управление знаниями (knowledge management). Теория экономики обучения (learning economy). Концепция обучающейся организации. Экономическо-психологический контракт сотрудника и компании. Делегирование полномочий и ответственности. Особенности реализации концепции обучающейся организации в американских, европейских и азиатских компаниях. Возможности и проблемы практического применения концепции на российских нефтегазовых предприятиях.

2.3. Служба управления человеческими ресурсами (HR) в современной компании. Новые цели и задачи корпоративных служб HR: планирование HR; анализ рынка труда и отбор сотрудников; управление персоналом в общей системе корпоративного менеджмента; анализ и оценка деятельности сотрудников; планирование карьеры; участие в планирование социального развития компании. Новые требования к профессиональной подготовке специалиста по HR.

2.4. Образование и профессиональная подготовка на предприятиях МСК. Традиционное образование и профессиональная подготовка в нефтегазовой отрасли России: плюсы и минусы. Система непрерывного образования. Бизнес образование и дистанционное образование с использованием Интернета (e–learning). Методы экономической оценки затрат на образовательную и профессиональную подготовку специалистов для компании. Потенциал сотрудничества компаний и университетов в области прикладных исследований и образования.


РАЗДЕЛ 3. Управление персоналом на предприятиях отрасли: правовые вопросы

3.1. Характеристика трудовых правоотношений. Трудовой договор. Общая характеристика трудовых правоотношений. Основание возникновения трудовых правоотношений. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. Коллективный договор. Понятие трудового договора и его функции. Стороны и содержание трудового договора. Понятие и виды переводов на другую работу. Отличия перевода от перемещения. Основания прекращения трудового договора, их классификация.

3.2. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Понятие рабочего времени и его нормирование. Основные виды режимов рабочего времени. Понятие и виды времени отдыха. Заработная плата как фактор мотивации труда. Гарантии и компенсации работникам при расторжении трудового договора. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность. Защита трудовых прав и интересов работников.

Заключительная лекция. Проблемы и перспективы развития управления персоналом на отечественных предприятиях в условиях формирования рыночной экономики. Ответственность государства, частного капитала и наемных работников в области развития человеческих ресурсов.


4. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (СЕМИНАРОВ) И ИХ СОДЕРЖАНИЕ




пп.

Раздел дисциплины

Кол-во часов

1

Построение функционально-целевой модели системы управления вертикально-интегрированной компанией

4

2


Организация и стимулирование привлечения персонала к участию в инновационной деятельности. Определение научно-исследовательского и творческого потенциала работника.

4

3

Построение организационной структуры системы управления персоналом в нефтегазовом холдинге

4

4

Методы и инструменты анализа рынка труда. Технологии конкурсного отбора для занятия вакантных должностей в системе управления.

4

5

Методы и формы обучения персонала. Анализ опыта датских компаний применения системы "DUI-learning"

4

6

Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом. Регламентация должностных прав и обязанностей. Разработка квалификационной характеристики специалиста. Разработка должностных инструкций

4

7

Оценка экономической эффективности кадровых мероприятий службы управления персоналом. Эффективность профессиональной переподготовки и повышения квалификации

4


8

Нормативно-правовое обеспечение аттестации руководителей и специалистов

2

9

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам. Понятие и виды коллективных трудовых споров. Этапы и порядок примирительных процедур решения коллективных трудовых споров.

4

10

Режим и учет рабочего времени. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Понятие и виды времени отдыха.

4




5. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Индивидуальные консультации по темам лекций и практических занятий.


6. Рекомендуемая литература

  1. Буянова М.О., Гусов К.Н. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. Гусова К.Н.). 7-е изд., перераб. и доп. - М.: "Проспект", 2008.

  2. Галинская Е.В., Иващенко А.А., Новиков Д.А. Модели и механизмы управления развитием персонала. - М.: ИПУ РАН, 2005.

  3. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний. - СПб.: Питер, 2003.

  4. Загвязинский В.И. Теория обучения. - М.: Академия, 2001.

  5. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. - М.: Олимп-Бизнес, 2003.

  6. Нуртдинова А.Ф., Орловский Ю.П., Чиканова Л.А. Настольная книга кадровика: юридические аспекты. – М.: МЦФЭР, 2005.


  7. Орловский Ю.П., Кузнецов Д.Л., Белицкая И.Я., Корякина Ю.С. Кадровое делопроизводство (правовые основы). Практическое пособие (под ред. Ю.П. Орловского). - М.: Юридическая фирма "Контракт", 2008.

  8. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2005.

  9. Шагиев Р.Р. Дьяконова Н.А. Человеческие ресурсы нефтегазовых компаний. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Институт нефтегазового бизнеса, 2006.

  10. Юдкевич М.М., Подколзина Е.А., Рябинина А.Ю. Основы теории контрактов: модели и задачи. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.




Программу составил

профессор кафедры экономики, учета и аудита И.Б. Сергеев.


Зав. кафедрой экономики, учета и аудита,

профессор Н.В. Пашкевич


Декан экономического факультета,

доцент Л.И. Исеева