litceysel.ru
добавить свой файл
1
5 класс


Основное содержание


Введение (2 часа)

Основные теоретические сведения Технология как учебная дисциплина и как наука. Цели и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.

Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с мастерскими кабинета «Технология», их оснащением.

Варианты объектов труда. Учебник «Технология» 5 класс (вариант для девочек), кабинет «Кулинарии», швейная мастерская, выставка творческих работ учащихся, библиотечка кабинета, электронные средства обучения.


Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 часов)

Элементы материаловедения (4 часа).

Основные теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы. Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

Варианты объектов труда. Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.


Элементы машиноведения (4 часа).

Основные теоретические сведения. История создания швейной машины. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для работы на швейной машине.


Практические работы. Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Варианты объектов труда. Швейная машина. Образцы машинных строчек.


Конструирование и моделирование рабочей одежды (6 часов).

Основные теоретические сведения. Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.


Технология изготовления рабочей одежды (14 часов).

Основные теоретические сведения. Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом. Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.


Практические работы. Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Варианты объектов труда. Образцы ручных стежков, строчек и швов; фартуки.


Рукоделие. Художественные ремесла (10 час).

Вышивка

Основные теоретические сведения. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы. Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии. Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку» петельного, «козлик». Способы безузелкового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

Варианты объектов труда. Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.

Творческие, проектные работы (10 час).


Основные теоретические сведения. Понятие «творческий проект по технологии». Тематика творческих проектов. Этапы (организационно-подготовительный, конструкторско-технологический, заключительный) выполнения творческого проекта. Практические работы. Выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия. Подбор материалов, инструментов и оборудования. Изготовление проектной работы. Оформление отчета о проделанной работе. Оценка и защита проекта.

Варианты объектов труда. Изготовление изделий в технике ручной вышивки.


Технологии ведения дома (4 часа).

Эстетика и экология жилища (4часа)

Основные теоретические сведения. Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере. Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Практические работы. Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

Варианты объектов труда. Интерьер кухни. Прихватки, салфетки, полотенца.


Кулинария (16 часов).

Санитария и гигиена (2 часа).

Основные теоретические сведения. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Практические работы. Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.


Варианты объектов труда. Рабочее место бригады на кухне.


Физиология питания (2 часа).

Основные теоретические сведения. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Практические работы. Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.

Варианты объектов труда. Таблицы, справочные материалы.


Технология приготовления пищи (8 час).

Бутерброды, горячие напитки (2часа)

Основные теоретические сведения. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Варианты объектов труда. Бутерброды и горячие напитки к завтраку.


Блюда из яиц (2часа)

Основные теоретические сведения. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

Практические работы. Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц.

Варианты объектов труда. Яйца.


Блюда из овощей (4часа)

Основные теоретические сведения. Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей. Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.


Практические работы. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей.

Варианты объектов труда. Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и вареных овощей.


Сервировка стола (2 час).

Основные теоретические сведения. Составление меню на завтрак. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы. Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Варианты объектов труда. Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.


Заготовка продуктов (2 час).

Основные теоретические сведения. Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Практические работы. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.

Варианты объектов труда. Фрукты, ягоды, овощи, зелень.


Темы практических, лабораторных проверочных работ 5 класс





Темы лабораторных, практических работ

Кол-во часов

Темы проверочных работ

Кол-во часов

1.


Лабораторная работа № 1

«Натуральные растительные волокна. Общие понятия о процессах прядения нитей и ткачества. Свойства тканей из растительных волокон и их ассортимент»

1,5

Проверочная работа № 1

по теме «Элементы материаловедения»

1

2.

Практическая работа №2

«Подготовка швейной машины к работе: намотка нити на шпульку и заправка нитей»

1,5







3.

Практическая работа № 3

«Выполнение машинных строчек по намеченным линиям. Регулировка стежка»

1

Проверочная работа № 2 по теме «Элементы машиноведения»

1

4.

Практическая работа № 4

«Снятие мерок и запись результатов измерений»

1







5.

Практическая работа № 5

«Построение чертежа выкройки фартука в масштабе»

1







6.

Практическая работа №6

«Построение чертежа выкройки фартука в натуральную величину по своим меркам»


1





7.


Практическая работа № 7

«Способы рациональной раскладки. Подготовка ткани к раскрою»

1







8.

Практическая работа № 8

«Организация рабочего места для ручных работ. Выполнение ручных стежков строчек и швов»

1,5







9.

Практическая работа № 9

«Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткани»

1,5







10.

Практическая работа № 10

«Условные обозначения и технология выполнения машинных швов»

1,5







11.

Практическая работа № 11

«Обработка нагрудника и нижней части фартука»

1,5







12.

Практическая работа № 12

«Обработка накладных карманов, бретелей и пояса»

1,5







13.

Практическая работа № 13

«Сборка и отделка изделия. Влажно-тепловая обработка изделия и ТБ утюжильных работ»

1,5


Проверочная работа № 3

по теме «Технология изготовления рабочей одежды »

1

14.

Практическая работа № 14

«Выполнение простейших вышивальных швов: «вперед иголку», «назад иголку». Способы безузелкового закрепления рабочей нити

1,5







15.

Практическая работа № 15

«Простейшие вышивальные швы: стебельчатый и тамбурный. Заправка ткани в пяльцы»

1,5







16.

Практическая работа № 16

«Выполнение простейших вышивальных швов «козлик» и петельный»

1,5







17.

Практическая работа № 17

«Увеличение и уменьшение рисунка. Перевод рисунка на ткань. Свободная вышивка по рисованному контуру»

1,5







18.

Практическая работа №18

«Выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия»

1,5







19.

Практическая работа №19

«Подбор материалов, инструментов и оборудования»


1,5







20.

Практическая работа №20

«Изготовление проектной работы. Оформление отчета о проделанной работе»

4







21.

Практическое задание № 21

«Выполнение эскизов прихваток»

1







22.

Практическая работа № 22

«Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами»

1







23.

Практическая работа № 23

«Приготовление бутербродов и горячих напитков»

2







24.

Практическая работа №24

«Способы и формы нарезки овощей. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей»

2

Проверочная работа № 4 по теме «Блюда из овощей»

0,5

25.

Практическая работа № 25

«Определение свежести яиц»

1









Итого

36




3,5