litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт (Факультет) гуманитарных наук

Кафедра истории, политологии и социологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


Отечественная история


Направление подготовки

03900.62 «юриспруденция»


Квалификация (степень) выпускника


Бакалавр


Форма обучения

очная


Сыктывкар 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт (Факультет) ИГН

Кафедра истории, политологии и социологии


УТВЕРЖДЕНО

на заседании учебно-методической комиссии

института (факультета)___________________

«___»_____________20__г.

Протокол №____


Председатель УМК ______________________

Фамилия И.О., подпись


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Отечественная история


Направление подготовки

03900.62 «юриспруденция»


Квалификация (степень) выпускника


Бакалавр


Форма обучения

очная


Блок дисциплин (в соответствии с учебным планом направления)

Семестр 1.

Всего учебных занятий – 144 часов, 4 зач.ед.

В том числе:

Аудиторные – 84 час, из них:


Лекции – 8 часов,

Практические занятия – 0 часов,

Самостоятельная работа – 127 часов

Интерактивные и активные – 8 часов

КСР – 9 часов,

Форма текущего контроля контрольная работа

Промежуточный контроль – экзамен.


Сыктывкар 2012


II. Текущий и итоговый контроль

Темы контрольных работ


  1. Славяно–скандинавские связи в VIII–IX вв.

  2. Проблема внешнего происхождения русской государственности: "варяжский" вопрос в отечественной историографии.

  3. Теории происхождения этнонима «русь» («русский»).

  4. Принятия христианства: цели религиозной реформы и причины принятия христианства в православной форме. Последствия религиозной реформы: дискуссии историков.

  5. Древнерусское государство в системе международных отношений.

  6. Галицко-Волынское княжество – политический центр южной и юго-западной Руси.

  7. Великий Новгород: особенности политического строя

  8. Две линии в политике северо–восточных князей в отношении монголо-татар: оценки историков.

  9. Дискуссии историков по проблеме: «Александр Невский: великий исторический деятель или коллаборационист?».

  1. Оценки историков влияния монгольского завоевания на Русь: общая характеристика.

  2. Оборона северо-западных русских земель от агрессии со стороны католического Запада: дискуссии в исторической литературе.

  3. Политические последствия монгольского завоевания: влияние на княжескую власть и менталитет русского народа.

  4. Борьба Тверского и Московского княжеств. Причины победы Москвы в борьбе за политическое лидерство в северо-восточных землях в XIV–XV вв.: оценки историков.

  5. Московское государство в период правления Ивана III.
  6. Идея "Москва – третий Рим" и возникновение русского мессианства.


  7. Политические взгляды Ивана Грозного. Опричнина: общая характеристика политики и оценки в исторической литературе.

  8. Политические структуры самодержавия XVI-XVII вв.: царь – Земский собор – Боярская Дума – приказы – воеводы.

  9. Кризис российской государственности в период Смуты.

  1. Усиление западного влияния. Церковь и государство в XVII вв.

  2. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVIII в. (причины и сущность, технологии дворцовых переворотов 1725–1762 гг.).

  3. Политические взгляды Екатерины II. Уложенная Комиссия 1767–1768 гг.: общая характеристика.

  4. Сословная политика, экономические преобразования и губернская реформа Екатерины II.

  5. Преобразования Екатерины II. Проблема оценки соотношения целей и результатов политики Екатерины II: дискуссии историков.

  6. Преобразования Александра I: проекты и результаты.

  7. Общественная оппозиция середины XIX в.: славянофильство и западничество.

  8. Теория "официальной народности" – идеологическое обоснование охранительно-консервативной политики (середина XIX в.).

  1. Польша в составе Российской империи (XIX – нач. ХХ вв.).

  2. Финляндия в составе Российской империи (XIX – нач. ХХ вв.).

  3. Присоединение к Российской империи Кавказа (XIX в.)

  4. Декабристы: от либерализма к революционности.

  5. Административно-правовая модернизация 60–70-х гг. XIX в.

  1. Контрреформы Александра III.

  2. Царствование императора Николая II в оценках современных историков (90-е гг. ХХ в. – начало ХХI в.).

  3. Социально-экономическая и политическая программа П.А. Столыпина. Русская деревня в начале ХХ в. и столыпинская аграрная реформа.
  4. Либеральное движение второй половины XIX в. – начала XX в. Партии кадетов и октябристов.


  5. Революционное движение: народнические течения 60-х – 70-х гг. и неонародническая партия эсеров начала XX в.

  6. Монархические (черносотенные) партии в России.

  7. Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю (новейшая историческая литература)

  8. Участие России в первой мировой войне. Назревание общенационального кризиса в стране.

  9. Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю.

  10. Большевики – правящая партия: радикально-коммунистическая доктрина и реалии жизни.

  11. Военный коммунизм: первая попытка введения социализма.

  12. Общественно политический кризис в стране и причины введения нэпа. «Социалистическая» модернизация 1920-х гг. в рамках нэповской государственно-частной экономики.

  13. Политическая борьба в большевистской партии СССР в 1921–1929 гг. (новейшая историческая литература).

  14. «Образование СССР. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.

  15. «Аграрная революция»: цели, методы проведения и последствия (конец 1920-х – первая половина 1930-х гг.).

  16. Советский вариант индустриализации: источники накопления, пути и методы осуществления. ГУЛАГ в политической и хозяйственной жизни страны. Итоги и цена сталинской модернизации: дискуссии в исторической литературе.

  17. СССР в системе международных отношений в конце 1930-х годов ХХ в. (новейшая историческая литература).

  18. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Великая Отечественная война: основные этапы.

  19. Проблемы и противоречия первого послевоенного десятилетия (1945–1953 гг.).

  20. Попытки реформирования советской системы. Н.С. Хрущев: либерализация политического режима и экономические реформы.

  21. Программа «развернутого строительства коммунизма» и политика КПСС. Эпоха «застоя».
  22. Мировые процессы и внешняя политика СССР в 50-х – первой половине 80-х гг. XX в. «Холодная война»: причины возникновения, сущность, основные этапы развития




ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


а) Выявление литературы

Вначале необходимо выявить литературу по избранной теме. Помощь в поиске научных изданий по теме контрольной работы могут оказать библиографические списки по разделам курса (см. раздел III).


Использование ресурсов Интернета допускается и приветствуется при условии, что студент использует электронные тексты научных монографий и статей и пишет контрольную работу самостоятельно1.


б) Изучение литературы

Выявив достаточный круг научных исследований и учебно-справочных изданий по теме студент приступают к ее изучению.

Нередко студенты начинают изучение литературы с первой попавшейся публикации. Целесообразнее же обратиться вначале к соответствующему разделу учебной (учеьники, учебные пособия, курсы лекций) и справочной (энциклопедии, словари, справочники) литературы, обобщающих научных трудов, чтобы яснее осознать место изучаемой вами проблемы в общеисторическом процессе в рассматриваемый период. Затем переходить к работам, освещающим тему в целом, и лишь потом – к публикациям по отдельным аспектам темы. Кроме того, начинайте изучение темы с самых последних изданий по времени (как правило, это журнальные статьи), т.к. в них обычно отражены новейшие достижения исторической науки, содержатся важные уточнения и критические замечания относительно предшествующих исследований.


в) Составление плана

Уже в процессе изучения литературы у студента, как правило, складывается в основном план-структура контрольной работы. При составлении плана контрольной работы обратите внимание на Оглавление (Содержание) прочитанных монографий. Их названия позволят определиться со структурой контрольной работы.

План должен всесторонне раскрывать тему, соответствовать поставленным в контрольной работе задачам. Необходимо придерживаться единых принципов выделения вопросов плана: они должны быть сопоставимы по объему, проблематике как друг с другом, так и со всей темой в целом. (Аналогичная соразмерность частей и сюжетов, единый стиль изложения должны быть и в самом тексте контрольной работы). План обычно строят по хронологическому, проблемному или проблемно-хронологическому принципу, в него рекомендуется включать не более трехчетырех разделов. Для себя лучше составить развернутый рабочий план (или структурно-логическую схему), что поможет избежать повторов, пробелов, нелогичных переходов от сюжета к сюжету и т.д. И, наконец, наступает завершающий и наиболее трудный этап вашей работы. План контрольной работы уточняется, корректируется при написании текста.


г) Написание текста контрольной работы


СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна состоять из введения, основной части (состоящей из трех-четырех разделов) и заключения. Во введении формулируется центральная проблема, обозначается круг составляющих ее вопросов2, дается краткий обзор-характеристика используемой литературы, определяются цель и задачи контрольной работы.

В основной части раскрывается в соответствии с планом содержание темы, даются аргументированные ответы на поставленные задачи. При этом необходимо не просто излагать внешнюю фактическую канву событий в хронологической последовательности, но и показывать их причины и сущность, противоборство различных тенденций и стоящих за ними политических и социальных сил, последствия и т.д. В заключении подводятся итоги, формулируются обобщающие выводы по всей теме.

Обязательными структурными элементами контрольной работы являются: титульный лист, план (оглавление) и список литературы (образцы их оформления даны в Приложении).

План размещается в начале контрольной работы, а список литературы в конце; на титульном листе необходимо указать Ф.И.О. преподавателя, который должен будет проверять вашу контрольную работу. Контрольная работа должна быть написана на основе не менее 5 научных публикаций3.

Контрольная работа должна быть напечатана грамотно и оформлена в соответствии с общепринятыми в научной литературе правилами. Страницы работы должны быть пронумерованы. Каждый раздел, посвященный соответствующему вопросу плана, выделяется заголовком. Главы начинаются с новой страницы.

Работа выполняется на стандартных форматных листах (формат А 4) в объеме 16-18 страниц (шрифт 12, интервал одинарный) «чистого» текста» (т.е. без титульного листа, оглавления, списка литературы). Страницы должны быть прошиты (а не скреплены не канцелярской скрепкой!) и сданы на проверку в папке4.



ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ОФОРМЛЕНИЯ

И БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ (списка литературы)5


При составлении списка литературы публикации перечисляются в алфавитном порядке авторов, если они имеются, либо названий работ. При этом указываются фамилия и инициалы автора, полное название работы, место, издательство и год издания. Все сведения, необходимые для описания книги, берутся с титульного листа. В случае использования статьи, опубликованной в журнале, газете или сборнике, также приводятся фамилия и инициалы автора, полное название статьи и наименование журнала, газеты или сборника с их выходными данными. Конкретные примеры различных вариантов библиографического описания (в том числе и ссылки на электронные тексты монографий и статей) смотреть разделе III «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины».

Следует обратить внимание на правильность цитирования и приведения фактического материала. Все цитаты заключаются в кавычки, пропуски в них при вашем сокращении обязательно отмечают многоточием <…>. Когда цитата дается не в точном тексте, а в вашем, авторском пересказе, кавычки не ставятся. Нужно быть внимательным при пересказе или сокращении текста цитат, чтобы не произошло искажения смысла цитируемого источника. Совершенно недопустимо соединение двух цитат или частей в одну.

Все цитаты, цифровой и фактический материал, за исключением общеизвестных цифр и фактов, должны обязательно сопровождаться ссылками (сносками) на источники и литературу, откуда они были взяты. Недопустимы ссылки и включение в список тех источников (книг, статей и пр.), которых вы лично не видели и которые цитируются в рассматриваемой вами литературе. В таких случаях в ссылке указывают ту публикацию, откуда взята цитата с пометкой: «Цит. по …» Ссылки бывают различных видов, но наиболее удобными и общепринятыми в настоящее время являются ссылки, которые даются непосредственно в тексте. В конце соответствующего предложения в скобках вы указываете две цифры, первая из которых обозначает порядковый номер публикации из вашего списка литературы, а вторая - цитируемую страницу (например: [5: С. 64 ] 6). На каждой странице контрольной работы должно быть 2-3 ссылки на использованную (цитируемую) литературу.



ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Электронные тексты контрольных работ направляются на кафедру ИПС по электронному адресу kips318@mail.ru для проверки по системе «антиплагиат». Только после получения по электронной почте положительного ответа (в течение трех-пяти рабочих дней) студент сдает распечатанный текст на кафедру (или дирекцию Института гуманитарных наук) для проверки преподавателем. Работы, поступившие менее чем за 10 дней, преподаватель имеет право не проверять и студенты в этом случае к экзамену не допускаются.


В зависимости от уровня выполнения работы она оценивается следующим образом:

"Зачтено": работа выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольным работам. Студент допускается к сдаче экзамена.

"Условно зачтено": в работе имеются некоторые (незначительные) погрешности в оформлении. При условии исправления замечаний и после повторной проверки контрольной работы преподавателем студент допускается к сдаче экзамена.

"Не зачтено": в работе имеются существенные недостатки и ошибки. При оценке "не зачтено" студент должен заново написать работу, исправив указанные недостатки. До повторной проверки преподавателем контрольной работы студент к сдаче экзамена не допускается.


За что студенты чаще всего получают "незачет" по контрольной работе, каковы наиболее типичные ошибки, недостатки, которые проявляются как в ее содержании, так и в оформлении?

1. Студент «скачивает» готовые контрольные/рефераты.

2. Не выполнено одно из основных требований к контрольной работе - использование студентом менее 5 научных исследований (учебная, справочная литература в число научных изданий не входит). В этом случае преподаватель контрольную работу не читает и возвращает ее на переделку.

3. Отсутствие ссылок в тексте на использованную студентом литературу.


4. Наиболее типичными ошибками оформления контрольной работы являются:

– отсутствие плана (оглавления), списка литературы, ссылок на источники информации (литературу) в тексте контрольной работы;

– ошибки в оформлении ссылок, составлении списка литературы;

– отдельные части (разделы) не обозначены, не выделены в самом тексте; слишком «дробная» структура (5-7 и более разделов), в результате чего объем разделов менее 2-х – 3-х страниц, громоздкие (до одной страницы и более) абзацы.



следующая страница >>