litceysel.ru
добавить свой файл
1
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ



ТЕМА УРОКА: Филологический анализ стихотворения И.С.Тургенева "В дороге" 1843 г.

Методическая тема: Подходы к филологическому анализу.


Цели: С помощью разного вида анализа проникнуть во внутренний мир

стиха, понять его, понять автора, понять его отношение к миру.


На доске: стих-ние, план и схемы, эпиграф.


схемы

стихотворение

план


Романс звучит на перемене. На доске я записываю все схемы.


ПЛАН

Структурный, текстовой анализ – выявление структуры, уровней текста.

1. Фонетический:

а) звукопись (ассонанс, аллитерация); 1 и 2 ученик

Приём: анализ звуков и звуковых повторов.

б) метрика (размер) 3 ученик

в) рифма 4 ученик

2. Стилистический уровень:

а) лексика (тропы) 5 ученик

Приём: лексико - семантический

б) синтаксис 6 и 7 ученик


в) композиция 8 ученик

3. Идейно- образный:

Образы и мотивы. 9 ученик

Идеи и эмоции. 10 ученик

4. Хронологический анализ 11 ученик

5. Определение темы и идеи стихотворения 13 ученик

(задание ученикам дано неделю назад, в течение 5 дней они по очереди приходли на индивидуальные консультации).

_________________________________________________________________


ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


Филология – совокупность духовных культур, в центре которых – человек.

Текст любого произведения – это некая модель мира. Она, конечно, субъективна, но, через талант писателя – мыслителя, она универсальна, философична, общечеловечна, т.е. обо всех нас, о каждом из нас, для нас.


Модель мира гениального писателя заставляет нас задуматься о мире и о себе, "выпрямляет" нашу душу, подтягивает нас до уровня писателя, поэта. И в этом – великое назначение литературы, поэзии.

Итак, любое произведение – модель мира.

Давайте попробуем с помощью определённых приёмов проникнуть в мир одного произведения – стихотворения И.С.Тургенева "В дороге".

Проникнуть и понять, как устроена модель мира И.С.Тургенева, какими средствами, чувствами, настроениями создано это – на первый взгляд такое простое и коротенькое стихотворение, которое, между тем, так трогает душу и звучит такой прекрасной музыкой.

Эпиграфом к уроку я выбрала строчку из стихотворения Ф.И.Тютчева "Молчание" ("SILENTIUM")

...Есть целый мир в душе твоей...


Итак, в путь!

Текст (латинск. яз.) – ткань, сплетение.

Анализ (греч. яз.) – расчленение.

Значит, мы будем сейчас расчленять ткань текста на составляющие, войдём в здание композиции (ведь стихотворение, как и любое художественное произведение, строится как здание – это его форма, композиция). Но мы не бросим эти разрозненные части – мы их синтезируем, т.е. соберём в одно целое, чтобы понять.

Путь к чему-то – по-гречески– метод.

Я выбрала метод медленного чтения с остановками и повторами.

А какие же приёмы есть у филологии:

анализ звуков и звуковых повторов, ритмико-интонационный анализ, лексико-семантический анализ, композиционный анализ, идейно-образный анализ, хронотопический анализ.

Сначала мы воспринимаем стихотворение слухом, потом подключается чувство языка, потом ум и воображение.

(Читаю стихотворение сначала – всё, потом 1 строфу).


В дороге.


Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.


Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.


Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая ропот колёс непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.


Первый звук – значимый, он определяет настрой всей строфы.

1 и 2 ученик

[ у ] – долгий, трижды повторенный в первой строчке. Какой он - этот звук?

Константин Бальмонт – поэт- символист начала ХХ века всерьёз занимался характеристикой звуков русского языка. Так, он определил, что [ у ] – угрюмая, грустная дума.

Что ещё значимо для 1 строчки? [ нн ] в слове "туманное" - замедление речи. Скорость прочтения первой строчки определяет всю строфу. В ней – обилие гласных звуков, открытые слоги, сочетания гласных. Всё это обусловливает медленное, напевное чтение.

I строфа [ y ] – 3

[ a ] – 14

[ и ] – 4

II строфа [ а ] – 14

[ у ] – 2 в последней строчке - замедление

[ и ] – 9

9 [ и ]. Бальмонт определил: [и] – тонкий, хрупкий. Ведь во второй строфе – как бы взрыв эмоций, обилие ударных повторов, погружение во внутренний мир лирического героя – тонкие, хрупкие образы воспоминаний.

--------------

[ и ] – по наему субъективному мнению – быстрый, короче чем [ а ].

--------------

III строфа [ а ] – 19

[ у ] – 6

[ и ] – 4

[ y ] – 4 раза в первой строчке – замедление скорости чтения.

[ нн ] – тормозит бег речи, замедляет чтение.

________________________________________________________


Какая звуковая композиция у нас получается? 8 ученик

(Записываем на доске и в тетради).

I у у у

II у у }ассонанс


III у у у у у у

__________________


I и и и и

II и и и и и и и и и } ассонанс

III и и и и

____________________________


I нн

II --------------------- } аллитерация

III нн нн (в рифме)

___________________________________________________________________


Вывод: фонетически обусловленное замедление темпа чтения в I строфе.

Фонетически обусловленное убыстрение темпа чтения во II строфе –

меньше звуков, замедляющих чтение. (Вот он, приём звукописи!)

Фонетически обусловленное замедление темпа чтения в III строфе.

___________________________________________________________________


Фонетический, слуховой уровень анализа продолжается. Работаем с метрикой и рифмой. 3 и 4 ученик

Приём – ритмико-интонационный.


РИФМА I строфа – женская, открытая, дактилическая, открытая; мягкая, напевная, вокалическая, тем более, что два безударных гласных

на конце слов.

II строфа – женская, дактилическая, открытая, вокалическая рифма.

III строфа рифма дактилическая открытая чередуется с закрытой, консонантной.

____________________________________________________________________


Вывод: и по рифме стихотворение напевное. (Записать в тетрадь)

____________________________________________________________________


МЕТРИКА 3 и 4 ученик

Трёхсложный размер – дактиль (на доске)

раз, два-три, раз, два три.

Что это за ритм? – Вальс.

Итак, перед нами вальс – медленный танец с внезапным быстрым кружением.

____________________________________________

Ритмико-интонационный анализ показал явную музыкальность, напевность

стиха. Не случайно стихотворение неоднократно было положено на музыку. И, как


романс, вошло в самый популярный репертуар.

Наиболее известный романс А.Н. Абаза. (Звучит запись романса)


Стилистический уровень. Сначала займёмся синтаксисом.

6 и 7 ученик

Всего в тексте 3 предложения. И ни в одном нет субъекта!

Тургенев использует приём, позволяющий ему передать свои чувства,

переживания, не выставляя их напоказ, а как бы облекая их в форму обобщения,

перенося (переходн. глагол) эти переживания на всех, в том числе и на слушателя.

Все три предложения – односоставные: назывные и неопределённо-личные.

В I строфе – назывные предложения – очень лаконично и точно

рисуют место (нивы) и время (утро) действия.

Автор использует обратный порядок слов – инверсию, выделяя тем

самым самое важное, используя повтор. Глагол "вспомнить" повторяется 5 раз.

Это ключевое слово, основное действие лирического героя.

Наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с

паузами, делает речь более плавной, замедленной.


Композиция на уровне синтаксиса. 8 ученик

I строфа – 2 обособления

II строфа – 1 обос.

III строфа – 2 обос.


Итак, ЛЕКСИКА .

Приём лексико-семантический. 5 ученик

Лирический герой – созерцатель, человек с богатым воображением и ярким

прошлым. Меланхолическое, элегическое настроение I строфы позволяет

погрузиться в душу лирического героя. Эпитеты первых двух строчек I строфы

эмоционально определяют окраску чувств лирического героя – холод, печаль,

пустота...

Уже было сказано, что основное действие лирического героя –

воспоминание. Глагол "вспомнить" повторяется 5 раз!

Композиция на уровне лексики. 8 ученик I – вспомнишь

вспомнишь


II – вспомнишь


II1 – вспомнишь

вспомнишь

Этот повтор придаёт стройность всей композиции стиха – вот она –

архитектура стиха, тот жёсткий каркас, который держит всё воздушное здание

стиха.

II стофа по эмоциональной окраске резко отличается от первой. Там: холод

и печаль, здесь: страстные речи, жадно ловимые взгляды, голоса звуки

любимые.

Жар души, взрыв эмоций, переданный обилием, нагнетанием эпитетов:

обильные – страстные, 5 ученик

жадно – робко, (стилистические фигуры: антитеза,

первые – последние, инверсия, градация - усиление

тихого – любимые. впечатления,нагнетание антонимов)

Причём, понятия эти даны как бы с двух противоположных полюсов – это как

бы начало и финал. Диапозон эмоций подчёркивает временную длительность –

перед нами – жизнь любви лирического героя.

III стофа – чувства лирического героя успокаиваются (фонетика об этом

говорит. Эпитеты второй строчки – (родное, далёкое) говорят о том, что эти

воспоминания лирического героя – в душе, его, родное, хотя, по времени уже

далёкое.

Мотив разлуки в последней строфе композиционно завершает печальное

настроение I строфы, но здесь главное не печаль, а задумчиво.

_____________________________________________________________________

8 ученик

Композиция и фонетическая, и лексическая, и синтаксическая, и эмоциональная –

стройна и завершена.

_____________________________________________________________________


I – печаль

II – взрыв эмоций кольцевая композиция.

III – разлука ("задумчиво")

Идейно-образный уровень. Проследим за взглядом лирического


героя. 9 и 10 ученик


I строфа

утро } от общего к частному, внутреннему

нивы } мир миру.

лица }


II строфа

речи внутренний мир лирического героя

взгляды, встречи

звуки


III строфа

улыбка – ещё сближает со IIстрофой

родное – далёкое - обобщение.

Взгляд лирического героя – снова устремляется в мир, он уже слышит звуки внешнего мира – ропот колёс.

И выход – небо широкое (уже нет серости и тумана)


Точка зрения лирического героя. 8 ученик

И с этой точке зрения композиция стройна.

Этот последний вывод заставляет осмыслить стихотворение как

философское: печаль, холод, одиночество, но в душе лирического героя –

яркие воспоминания об ушедшей любви. Тепло любви – это целый мир в душе

лирического героя. Он живой, яркий, его образы не тускнеют со временем. И,

погрузившись во внутренний мир, лирический герой начинает по-другому

воспринимать и внешний мир. Исчезает туман, серость, одиночество – перед

ним – небо широкое – простор, намёк на надежду, может быть ,новой любви.

Настроение становится более оптимистичным, он готов воспринимать этот мир.

Получается, что сокровища души лирического героя так значимы, что делают

его самодостаточным. Внутренний мир, насыщенный эмоциями, образами,

звуками, красками, помогает лирическому герою жить, мириться с одиночеством

и серостью повседневной жизни.

Что же получается? Этим стихотворением И.С. Тургенев учит нас жизни:

наполняй свой внутренний мир чувствами, красками, переживаниями,

наполняй память образами. Это поможет и тебе жить.


__________________________

А вот теперь можно обратиться и ко времени написания стиха, провести


хронологический анализ. 11 ученик

Стихотворение написано в 1843 году и, видимо, связано с чувством уже прошедшим. Тургенев с грустью, но философски - отстранённо говорит о нём. Грусть этого стихотворения связана с мыслью о том, что всё – в прошлом и, возможно, - неповторимо.

Интересно, что уже в ноябре того же 1843 года, Тургенев встретил Полину Виардо, которая стала его любовью до конца жизни. А возможно, именно его отношение к Полине Виардо обострило все его чувства и позволило создать столь проникновенное стихотворение.

(Прочитаем всё стихотворение) 12 ученик


____________________________________________________________________

13 ученик.

Вывод урока: (записать в тетради)

Методом медленного чтения с остановками и повторами, с помощью различных

приёмов анализа мы можем определить тему и идею стиха.

ТЕМА: любовь

ИДЕЯ: лирический герой – путешественник под ропот колёс вспоминает о прошедшей любви.

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ: философское осмысление себя в мире и мира в себе.

____________________________________________________________________


Такое маленькое, казалось бы стихотворение, а какой глубокий в нём смысл!

Целая философская концепция! – Вот почему я взяла такой эпиграф к уроку –

"... Есть целый мир в душе твоей..."


Звучит романс.

Всем – спасибо за работу.