litceysel.ru
добавить свой файл
1
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС



1. Основные требования к процессу контроля и оценки образовательных результатов


В соответствии с требованиями стандарта нового поколения контроль результатов обучения определяется как процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.

Эффективности учебного процесса способствуют следующие функции контроля:

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений обучающихся, сформированности компетенций.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки обучающихся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях обучающихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе, что является основанием для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности обучающихся, в развитии их творческих способностей.

Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным обучающимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты обучающихся, контроль ориентирует их в затруднениях и указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений, компетенций.


Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у обучающихся ответственного отношения к изучению дисциплины, аккуратности, честности, твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделенные функции контроля подчеркивают его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Оценка результатов обучения – процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг. Цель оценки — установление соответствия освоенных (продемонстрированных в процедурах оценки) профессиональных и общих компетенций обучающихся требованиям ФГОС. Количественным выражением оценки является отметка. Отметка (балл) - результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое) выражение.

Основными функциями отметки, применяемой в массовой педагогической практике, являются: контролирующая, констатирующая, уведомляющая.

Также следует подчеркнуть, что с введением стандарта нового поколения необходимо оценивать и уровень освоения того или иного материала, т.е. рассматривая оценивание не только в разрезе сформированности ПК и ОК (освоил / недостаточно освоил/ не освоил), но и определять в процессе оценивания уровень (1 – ознакомительный, 2 – репродуктивный, 3 - продуктивный).

В первую очередь, оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования процесса обучения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у обучающихся формируется адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.


Понимание «оценки» в модульно-компетентностном подходе несколько отличается от принятого в традиционном обучении. При традиционном подходе процедура оценивания ориентирована на определение степени усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с предъявляемыми требованиями. С введением стандарта нового поколения формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся сформированность профессиональных компетенций и развитие общих компетенций, а также обеспечивающих их освоение умений и знаний. Наиболее подходящими в этом случае являются практикоориентированные формы оценки и контроля.

Эффективность обучения зависит от процесса оценки. Оценка в обучении, основанном на компетенциях, должна являться объективным показателем освоенных компетенций и быть направлена на достижение максимального результата: освоения вида профессиональной деятельности и приобретение профессионального опыта. Поэтому процесс обучения, основанный на компетенциях, не завершается оценкой, а сопровождается процессом оценивания. В процессе освоения модуля акцент ставится на практикоориентированное обучение, больший процент учебного времени отводится на практические занятия, лабораторные работы, учебную и производственную практики. В ходе выполнения этих работ проводится текущая оценка конкретных осваиваемых компетенций и сформированных умений указанных в рабочей программе дисциплины, профессионального модуля. По итогам освоения модуля, на экзамене (квалификационном), обучающимся выдается комплексное практическое задание, которое позволяет оценить все освоенные компетенции.

Необходимо отметить, что оценка должна отражать реальный уровень компетенций. В этом случае наиболее эффективна демонстрация требуемых умений и знаний в ходе выполнения практических заданий по каждому показателю оценки результата профессиональных и общих компетенций модуля [1].

Требования к организации процесса контроля, как одного из главных компонентов качества образования, основаны на важнейших принципах контролирования:


  • Объективность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.

  • Систематичность. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Систематичность заключается в проведении диагностического контролировании всех обучаемых с первого и до последнего дня пребывания в ОУ ПО.

  • Наглядность Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

  • Гласность. Принцип гласности требует оглашения процедуры, условий, критериев, результатов оценивания.

К педагогическим требованиям, предъявляемым к контролю относят:

  • индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого обучающегося) нельзя допускать подмены результатов обучения отдельных обучающихся итогами работы коллектива и наоборот;

  • систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

  • разнообразие форм проведения контроля;

  • всесторонность контроля (освоения компетенций, профессионального практического опыта, умений, знаний);

  • объективность контроля (исключения субъективных и ошибочных суждений и выводов);

  • дифференцированный подход (учитываются индивидуальные личностные качества);

  • единство требований со стороны преподавателей.

Свести до минимума влияние человеческого фактора и обеспечить объективность контроля позволяют четко установленные методы и критерии оценки, соответствующие каждой конкретной компетенции.


Поэтому основу оценки компетенций составляют следующие принципы:


  • оценка основана на четких критериях;

  • критерии формулируются для каждого показателя оценки результата компетенции, критерии оценки формулируются в терминах результатов деятельности/задач модуля;

  • при оценке учитываются представленные свидетельства освоения компетенций обучающимися [2].

Характерными видами оценки при модульно-компетентностном подходе являются текущее и итоговое оценивание. При этом диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

Текущая оценка проводится после выполнения обучающимся каждого учебного действия, работы, предусмотренной в процессе освоения всего модуля, а итоговая оценка проводится по завершению освоения всего модуля. Итоговая оценка, носит комплексный характер, т.к. позволяет оценить посредством интегрированного практического задания освоенные обучающимся умения и компетенции предусмотренные модулем [3]. Причем в ходе контроля сформированности профессиональных компетенций обучающегося учитывается способность переносить знания, умения и навыки на новые ситуации, готовность организовывать и планировать деятельность, умение справиться с нестандартными ситуациями, способность эффективно общаться с другими людьми и др.

К методам интегрированной оценки можно отнести проекты, портфолио, комплексные практические задания и т.д.


2. Виды и инструменты оценки, используемые при модульно-компетентностном подходе к обучению

Объект оценивания определяет способ оценки, от которого, в свою очередь, зависит рекомендуемая форма, метод и инструмент контроля и оценки. В таблице 1 приведены основные объекты, соответствующие им способы, формы, методы, инструменты контроля и оценки [4].


Таблица 1.

Виды и инструменты оценки

Объект оценивания

Способ оценки

Рекомендуемые формы, методы и инструменты контроля и оценки

Продукт

Представление продукта

Сравнение с эталоном

Соответствие продукта требованиям нормативно-технической документации задания, проекта

Практическая деятельность

Процесс выполнения


Результат выполнения

Практические задания

Практические упражнения

Проектные задания

Описание ситуации

Ролевая игра

Дневник

Знания

Ответы на вопросы на знание и понимание

Тесты усвоения (обученности)

Теоретические контрольные работы

Опрос

Собеседование

Анкета

Описание ситуации

И другое


Возможны различные сочетания. Оценка должна быть ориентирована на требования работодателей к работникам.

Предпочтение при выборе форм и методов следует отдавать тем которые позволяют проверить не только сформированные знания, но одновременно освоенные умения и компетенции. Такими методами являются проекты и практические задания: они или выполняются под наблюдением преподавателя, если важен сам процесс их выполнения, или приводят к созданию какого-либо продукта, качество которого служит основой для вынесения суждения. Компетенции обучающихся часто оцениваются посредством наблюдения за выполнением практического задания, оценкой результата выполнения задания, оценкой обоснования выполненного результата (или защиты).


Рассмотрим подробнее некоторые способы и особенности оценки профессиональных компетенций.

Оценивание материального или интеллектуального продукта деятельности, а также процесса деятельности (когда результат деятельности не оформлен как продукт или принципиально важен сам процесс) возможно:


  • в реальной обстановке (квазипрофессиональная деятельность);

  • в модельной ситуации (учебная деятельность).

Для оценки продукта деятельности и процесса деятельности можно использовать сравнение представленного продукта с эталоном, а для оценивания процесса — с эталонной технологией на основе совокупности критериев.

Ниже приведем описание основных инструментов оценки, характерных для модульно-компетентностного обучения [3].

Практическое упражнение - деятельность, позволяющая проде­монстрировать сформированные профессиональные умения, навыки, в том числе и поведенческие (важные при оценивании общих компетенций). Оценка может базироваться на конечном результате деятельности (продукте), или на способе выполнения (процессе) или на их комбинации.

Задание – это упражнение на решение проблемы с ясными, конкретными условиями и ограниченным временем, выполняемое, как правило, по заданным параметрам и отличающееся от практического задания по демонстрации компетенций, которое проводится с целью комплексной оценки освоения отдельных действий или всего модуля (характеристики практического задания приведены ниже). Задания должны быть структурированы. Каждое задание содержит описание (условия), составленное преподавателем, с указанием времени, отводимого на его выполнение. Задания могут быть устными или заключаться в проведении расчетов, анализе конкретных ситуаций из практики, чтении или выполнении чертежей и т.д.

Отличаются от практических упражнений тем, что в них не всегда обязательно используется строгое следование предписанной процедуре, и они касаются не только практических навыков, но и овладения знаниями.


Кейс-метод / описание ситуации - описание реального или вымышленного случая из жизни, профессиональной деятельности, который обычно представляется в форме текста, видеоматериала, иллюстрации. Обучаемому дается задание проанализировать данную ситуацию, прийти к выводу, принять и объяснить решение, выбрать определенную стратегию/тактику действий в предложенной ситуации. Решение ситуационных задач может осуществляться как индивидуально, так и группой.

Ролевая игра / деловая игра – обучаемым предлагается ситуация, на которую он должен прореагировать, сыграв определенную роль (в деловой игре – профессиональную роль). Такие задания являются более свободными, ориентированными на личность, и могут быть использованы для оценки целого спектра компетенций, в том числе для оценки сформированности общих компетенций, как обязательного компонента компетентностного обучения. Роль в деловой игре – это демонстрация профессиональной деятельности в роли специалиста.

Журнал/дневник обучающегося ведет сам обучающийся. В нем содержится описание конкретного опыта обучения, выполненных заданий, освоенных умений, отношения к обучению. Форма журнала/дневника разрабатывается педагогом совместно с обучающимися таким образом, чтобы в нем максимально можно было собрать, зафиксировать, подтвердить факт освоения обучающимся профессиональных или общих компетенций.

Заполнение журнала/дневника целесообразно вести ежедневно и фиксировать в нем не только результаты аудиторной работы, но и внеучебную деятельность которая направлена на формирование или развитие общих компетенций. Например, имеет смысл зафиксировать факт выполнения домашнего задания или подготовки рефератов поскольку эта деятельность способствует формированию и развитию информационно-коммуникационной компетенции в процессе работы с литературой в библиотеке, Интернете. Или участие в организации внеклассного мероприятия способствует формированию компетенций отвечающих за организаторские и коммуникативные умения выпускника и т.п.


Чтобы журнал/дневник можно было более эффективно использовать в качестве инструмента оценки, обучающемуся следует дать четкие инструкции о том, как следует записывать необходимую информацию. Или предоставить обучающимся дневник определенной формы. При этом правила ведения журнала/дневника преподавателем устанавливаются и оформляются в виде отдельного документа, содержащего сроки подачи журнала для оценки.

Журнал/дневник можно рассматривать как один из способов решения проблемы стоящей сегодня перед педагогами по поиску способов оценки и сбора доказательств сформированности компетенций, особенно общих.

В Кемеровском педагогическом колледже разработан такой «Дневник сформированности компетенций» (см. рис). Авторы при разработке основывались на постулат Маслак А.А.- «чтобы измерить, нужно разложить на составляющие». Поэтому структура каждой из общих компетенций представлена в данном дневнике через составляющие: знания; понимания; умения; практический опыт; ценностные установки и мотивацию (Г. Н. Мотова).

Рисунок 1

Дневник сформированности компетенций

Представление таким образом структуры каждой компетенции основывается на глубоком анализе педагогами ФГОС по профессии, особенностей содержания аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся.

Механизм сбора результатов, позволяющих оценить уровень сформированности общих компетенций, освоенных студентом в процессе обучения предполагает диагностику педагогами ведущими различные дисциплины и модули, а также самодиагностику. В данном дневнике возможно зафиксировать результаты внеурочной деятельности обучающегося связанные с формированием какой-либо компетенции.

Для проведения экзамена (квалификационного) более подходящими формами являются практические задания по демонстрации компетенций, портфолио, проекты.


Практические задания предполагающие демонстрацию компетенций, выполняемые в процессе смоделированной или реальной трудовой ситуации. В ходе выполнения такого практического задания оценка осуществляется на основе показателей оценки результатов.

Компетенции демонстрируются индивидуально или в группе в различных условиях, например в учебной аудитории, лаборатории, на рабочем месте.

К этому методу оценки можно обратиться на любом этапе обучения. При организации практических оценочных заданий преподаватель должен обеспечивать:


  • наличие ясных и точных инструкций по выполнению задания;

  • связь демонстрируемых компетенций с компетенциями, подлежащими освоению в модуле;

  • понимание обучающимися содержания и процедур выполнения задания;

  • необходимые материалы и ресурсы;

  • понимание обучающимися критериев оценки;

  • обязательную обратную связь с обучающимся по результатам оценки;

  • безопасные условия труда.

Портфолио. Перспективным с точки зрения организации оценивания является использование технологии портфолио в системе текущего и итогового оценивания

Портфолио предполагает сбор образцов продукции, доказательств деятельности в процессе обучения. Состоит в накоплении фактов о результатах деятельности, доказывающих освоение обучающимся требуемых компетенций (в этом смысле задача решаемая созданием портофолио и ведением журнала/дневника созвучна). Эти образцы демонстрируют освоенные компетенции и могут включать в себя фото- и видеозаписи, реально созданную продукцию, чертежи, рисунки, эскизы, расчеты, схемы, документы и т.д.

Требования к сбору конкретных свидетельств, примерную структуру портфолио, его разделы, критерии оценки портфолио и его защиты (если предусмотрена) разрабатывают педагоги ОУ и заранее знакомят с ними обучающихся. Эти требования могут быть оформлены в виде положения о портфолио и указываются в комплекте контрольно-оценочных средств. В таблице 2 представлена структура портфолио разработанная педагогами ГБОУ СПО КузТСиД для профессий творческого характера, предполагающих широкое распространение конкурсного движения, выставочную деятельность.



Таблица 2.

Примерная структура портфолио


Наименование рубрики

Основное содержание

1.Личная инфор­мация.

Резюме: (имя, адрес, телефон, электронный ад­рес, семейное положение, предыдущий опыт учебы или работы, другие личные данные), фо­тография. Возможно включение резюме и личного эссе (сочинения о своих планах, целях, устремлени­ях, прогнозирование себя в будущей профессии ОК 1, 2, 4, 5) фотография.

2.Учебные дос­тижения.

Копия зачетной книжки с проставленным те­кущим рейтингом студента (полученным как средневзвешенная оценка по дисциплинам (модулям)). Копии документов о прошлых учебных достижениях.

3. Учебные мате­риалы.




3.1. Общеобразовательный и профессиональный цикл (дисциплины)

Рефераты, доклады, контрольные работы курсовые работы, проекты, отчеты по практическим занятиям (ОК 2, 3, 4, 5, 6, 7).

3.2. Профессиональный цикл (про­фессиональные модули)

Рефераты, доклады, контрольные работы, практические работы, курсовые работы, про­цесс или объект профессиональной деятельно­сти (инструкционно-технологические карты, поэтапное представление выполнения- фото и видео материалы.


Перечисляется опыт работы студента, как оплаченный, так и добровольный, безвозмезд­ный в области профессиональной деятельности парикмахера (ОК 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) .

Задокументированная деятельность студента на учебной и производственной практике (отзывы, отчеты, характеристики, фото и видео материалы поэтапного выполнения парикмахерских услуг): с указанием места прохождения практики и выполненных работ в ходе практики, личные и профессиональные качества и интересы по результатам самооценки студента (ОК1, 3, 6)


4. Личные достижения

Копии наград, почетных грамот, а также доку­менты, подтверждающие достигнутый студен­том уровень, общественный статус, положение (например, председатель студенческого совета, член добровольной народной дружины, волонтер, победитель олимпиады и т.п.) и другие результаты внеучебной деятельности. Задокументированная деятельность студента и его вклад, внесенный в клубы по интересам, общественные организации, кружки по интересам и другие группы и сообщества. Результаты участия в конкурсах профмастерства. Документы, подтверждающие участие студента в мастер-классах, профессиональных семинарах и других мероприятиях способствующих его профессиональному росту и развитию ПК.

5.Творчество, интересы и таланты

Перечисляются и приводятся подтверждающие материалы о любых творческих достижениях, ин­тересах, талантах (например фото мастерство, вокал и пр.) в виде аудио или видео файлов, отзывов, грамот, дипломов и пр.



Исследование – выявление проблемы, закономерности, предполагающее самостоятельную работу с источниками информации. Исследования могут быть: научными, технологическими; прогнозирование развития ситуации; диагностика технического средства с определением поломки (дефекта).


Проект – комплекс действий по созданию продуктов, состоящий из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Проект может быть индивидуальным или групповым и предполагает наличие четко сформулированного задания в виде инструкции по выполнению. В групповых проектах необходимо оценивать вклад каждого участника. Дополнительная ценность групповых проектов состоит в том, что в ходе их выполнения обучающиеся развивают умение работы в группах, эффективного общения, решения проблем, разрешения конфликтов и т.д. (которые необходимы для формирования общих компетенций). Коммуникативные, личные и межличностные умения могут быть оценены в ходе непосредственного наблюдения за процессом планирования деятельности и во время групповой работы. Результаты этих наблюдений можно учитывать при оценке.

Проект позволяет обучающемуся продемонстрировать, как правило, от двух до четырех параметров из следующего набора:


  • понимание и употребление понятий в конкретной области;

  • использование/выбор методов исследования, источников информации, в том числе справочной литературы;

  • способность анализировать, оценивать, делать выводы и вырабатывать рекомендации;

  • понимание процесса/планирование использования умений/умение планировать время;

  • способность выполнять задание/создавать, конструировать действие;

  • умение пользоваться инструментами и применять различные техники и технологии;

  • творческие умения, умение решать проблемы (оценивать);

  • презентационные умения;

  • умение работать в команде (сотрудничать).

При описании форм и методов контроля и оценки профессионального модуля (раздел 5 программы) возникает необходимость отразить формы и методы контроля освоения не только практических умений, но и привести формы и методы для оценки знаний, являющихся базой для формирования компетенций.


Для оценки знаний можно использовать следующие формы и методы:

Собеседование – это один из наиболее известных способов получения информации непосредственно от обучаемых.

Анкета – это структурное письменное интервью, состоящее из набора вопросов, относящихся к конкретной области деятельности обучаемого. Анкеты особенно подходят для оценки результатов обучения, связанных с отношениями, чувствами, интересами и опытом.

Задание в тестовой форме – единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестными. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание.

Таким образом основанием выбора оценки служит выбор объекта оценивания, содержание вида профессиональной деятельности, набор средств и предметов труда, тип компетенции и ее структура, востребованные ресурсы процедур оценки (временные, кадровые, материально-технические и т. д.[3]


Список источников


  1. Лунев, В. В. Модульные программы, основанные на компетенциях концепция, разработка, реализация [Электронный ресурс] / В.В. Лунев. -- http://epo.ucoz.com – Режим доступа: http://epo.ucoz.com/publ/oglavlenie_knig/modulnye_programmy_osnovannye_na_kompetencijakh/modulnye_programmy_osnovannye_na_kompetencijakh/8-1-0-4, свободный. - март, 2012

  2. Олейникова, О. Н. Модульные технологии. Проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие [Текст] / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьев, Ю.Н. Коновалова, Е.В. Сартакова. – Изд. 2-е, перераб. И доп.. –М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 20110. – 256 с.
  3. Вавилова, Л.Н. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст]: методическое пособие / авт.-сост: Л. Н. Вавилова, М.А. Гуляева – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. – 180 с.

  4. Блинов, В. И. Стандарт результата (о новых федеральных государственных стандартах профессионального образования) [Текст] / В.И. Блинов // Профессиональное образование в России и за рубежом.- 2010.-№ 1(2).- С. 5-14.