litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3













г. Бийск

автор: Кошкарова В.А




Отсутствие активного включения родителей в воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.


Цель:

Создание условий для повышения родительской активности в воспитательном процессе школы.


Задачи:


    1. Создать благоприятные условия для развития взаимоотношений между родителями, учащимися, учителями.

    2. Организовать диагностику.

    3. Изучить и выявить возможности родителей по воспитанию своих детей и других школьников через диагностику и мониторинг.

    4. Формировать активную педагогическую позицию родителей.

    5. Вооружать родителей необходимыми для воспитания детей психологическими и педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры через родительский всеобуч.

    6. Предупреждать наиболее распространенные ошибки в воспитании детей.

    7. Вовлекать родителей в организацию учебно-воспитательного процесса.


СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);


2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

З) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями


Традиционные

Нетрадиционные

1

2

  • Родительские собрания

  • Общеклассные и общешкольные конференции

  • Индивидуальные консультации педагога

  • Посещения на дому

  • Родительские тренинги

  • Дискуссии

  • Психологические разминки

  • Круглые столы

  • Устные журналы

  • Практикумы

  • Родительские вечера

  • Родительские чтения

  • Родительские ринги



Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого-педагогического просвещения

Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций).


Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье — вот темы родительских конференций.

Род конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входят проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Темы для выступления на них берутся узкие, злободневные, посильные, вызывающие живой обмен мнениями. Конференции проводятся не чаще 1—2 раз в год.

Вот какие вопросы можно вынести на родительскую конференцию на тему «Поощрения и наказания детей в семье».

1. Какова роль поощрения в воспитании детей? Приведите примеры положительного влияния различных видов поощрения на вашего ребенка.

2. Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?

З. Какое место занимает поощрение в воспитании у ребенка честности, правдивости, трудолюбия, уважения к людям?

4. Нужна ли мера в поощрении детей? К чему приводит чрез мерное захваливание ребенка?

5. Вспомните свое детство. Наказывали ли вас в семье? Как вы относитесь к наказанию? Предупреждало ли наказание ваши нежелательные поступки?

6. Как вы относитесь к физическому наказанию? Какова реакция ребенка на него?


7. Существует ли взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера вашего ребенка?

8. Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании?

9. Какие высказывания известных педагогов о роли поощрения и наказания в воспитании детей вам понятны и близки?

Родительские конференции — действенная форма повышения уровня психолого-педагогической подготовки отцов и матерей.



  • Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

Педагогический практикум проводится, как правило, после лекции или беседы, для того чтобы закрепить изучаемый материал, углубить его, связать с опытом семейного воспитания. Родители будут активнее, если им предложить различные тесты, например, такие:



следующая страница >>