litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9


МФХБ




03-TS

Пункт 10 повестки дня







Химическая безопасность для устойчивого развития


IFCS/FORUM-V/03-TS

Оригинал: английский

11 июля 2006 г.






ФОРУМ V


Пятое заседание


Межправительственного форума по химической безопасности


Будапешт, Венгрия

25-29 сентября 2006 г.


************************************


Игрушки и химическая безопасность

Первоначальный комплект документов


Подготовлен: Рабочей группой Постоянного комитета Форума



ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ



Игрушки и химическая безопасность

Первоначальный комплект документов



Информация, представленная в данном документе, получена главным образом из справочных источников и докладов, опубликованных в промышленных странах. Информации из других стран очень мало. Положение в промышленных странах может отражать или не отражать положение в развивающихся странах. Информация из промышленных стран может служить важным уроком для каждого.





Введение


Для целей настоящего первоначального комплекта документов игрушка определяется как всякий продукт или материал, сконструированный или явным образом предназначенный для использования в игре детьми (в возрасте от 0 до 9 лет ) или подростками (в возрасте от 10 до 18 лет). Граница между игрушками и детскими продуктами, в особенности для детей раннего возраста и детей с проблемами развития, может оказаться нечеткой. В данном документе мы рассматриваем традиционные игрушки , а также игрушки для развития и укрепления зубов, пустышки и зубные кольца для детей раннего и ясельного возраста. Однако мы не занимаемся детской одеждой, мебелью и предметами личной гигиены, которые непосредственно продаются для детского пользования
Все дети играют. Это важная часть процесса их роста. В игре дети получают удовольствие, физические упражнения и энергетическую разрядку, изучают окружающий их мир, развивают знания и навыки, необходимые в обществе. Игрушки являются неотъемлемой частью игр во всяком возрасте и могут способствовать интеллектуальному росту, стимулировать творческий потенциал и усиливать социальные взаимодействия и процесс познания. Контакт с игрушками начинается вскоре после рождения и продолжается в течение всего детского периода, однако то, каким образом ребенок использует игрушку, изменяется с возрастом, этапом развития, интеллектом и физическими способностями. То, что является игрушкой в одном возрасте, может

представляться неинтересным или опасным

в другом. Чтобы игрушки являлись

позитивным фактором в жизни ребенка, они

должны быть безопасны в плане их

предназначения и в отношении обоснованно

ожидаемого неправильного использования

детьми. Безопасные игрушки должны быть

правильно сконструированы и соответствовать


возрасту, должны быть долговечны и не иметь

токсических свойств. Некоторые игрушки

опасны по присущим им свойствам и

могут использоваться лишь детьми старшего

возраста и под наблюдением взрослых.

Обращение с игрушками должно

приносить ребенку удовольствие и не

должно причинять неприятностей. Однако

иногда игрушки наносят вред1.

Большая часть вреда, приносимая игрушками,

связана с инцидентами, такими как порезы

острыми гранями или заостренными частями,

удушья в результате проглатывания или

вдыхания мелких частей или прочие механи-

ческие повреждения, такие как электрошок,

потеря слуха, вызываемая сильным

шумом, глубокие раны, наносимые метательными предметами, удушения или ожоги, причиняемые воспламеняющимися материалами. В ходе недавнего проводимого в США анализа опасностей, проведенного Комиссией по безопасности потребительских продуктов (КБПП) в 2000 г., было обнаружено, что 144,240 случаев приема в отделения неотложной помощи, занимающиеся травмами, связанными с игрушками, 92.5% травм имели характер механический, 1% химический, менее 1% электрический или ожоговый и 6.4% определения не имели. Сорок шесть процентов посещений приходилось на детей до 5 лет, 22% были дети в возрасте 5-9 лет, 8% были дети в возрасте 10-14 и 24% - 15 лет и старше.2 В этом анализе принимались во внимание лишь игрушки и исключались продукты ухода за детьми, детская одежда, мебель и продукты личной гигиены. Большая часть травм, вызванная игрушками, были незначительными, и госпитализация не требовалась. Смертные случаи, связанные с игрушками, редки и чаще всего были вызваны удушьем или вдыханием предметов; отмечались смертные случаи от острого отравления, однако они были редки.3,4



Согласно подсчетам, оборот международного рынка игрушек в 2003 г. (традиционные игрушки, включая видео игры) составлял 59,4 миллиардов долл. США: 41%-Соединенные Штаты, 30%-Европа, 29%-Азия/Океания и 1%-Африка.5 Эти суммы отражают миллиарды игрушек, ежегодно производимых и продаваемых. Упомянутое выше незначительное количество ежегодных посещений пунктов скорой помощи по поводу химических травм, связанных с игрушками в США, позволяет предположить, что существуют эффективные механизмы защиты детей от наиболее серьезных химических опасностей. Вместе с тем сохраняются неопределенность и недостаток данных в отношении возможного вреда здоровью детей не острого характера, причиняемого химическими веществами, используемыми в игрушках. В первоначальном комплекте документов предполагается изучить контекст потенциальных химических рисков игрушек в связи с воздействием химических веществ, наличие опасностей, связанных с химическими веществами, используемые в настоящее время методы оценки потенциального химического риска, а также действия, уже предпринимаемые промышленными странами по защите детей от химических опасностей, возникающих в связи с использованием игрушек. Для иллюстрации имеющегося опыта успешных шагов и проблемных областей, связанных с наличием химических веществ в игрушках, используется ряд конкретных исследований. Документ завершается серией вопросов, стимулирующих размышления и дискуссию.


Создаваемые игрушками потенциальные риски, связанные с воздействием химических веществ

Для того чтобы химические вещества были опасными для здоровья, необходимы следующие условия: 1) химическое вещество должно обладать токсическим воздействием; 2) человек должен быть восприимчив к токсическому воздействию; и 3) должно иметь место достаточно длительное воздействие. Дети и игрушки являются особым случаем этой триады, именуемой "треугольником риска", поскольку дети могут обладать повышенной чувствительностью к вредному воздействию химических веществ и дети потенциально подвержены химическим веществам в процессе игры с игрушками. На Рисунке 1 отражена взаимосвязь между этими тремя элементами и детьми. Если химические вещества, использованные в игрушках, обладают потенциальным токсическим воздействием и способностью передаваться от игрушки к ребенку в ходе нормальной игры или предвидимого неправильного использования, то возможны неблагоприятные последствия для здоровья.

В ходе Форума МФХБ IV было принято решение, касающееся детей и химической безопасности, в котором отчетливо признается, что детям следует уделять особое внимание вследствие их “потенциальной повышенной подверженности и/или уязвимости."6 Под этим подразумевается воздействие химических веществ через игрушки по ряду направлений. Детям свойственна физическая и физиологическая незрелость.7 В течение детского периода они растут и меняются с точки зрения физических габаритов и пропорций, также претерпевают изменения их жизненно важные органы и функции системных органов. Воздействие химических веществ в течение определенных критических периодов развития может привести к нарушению, и иногда постоянному, критических структур и функций, таких как мозг и нервная система, эндокринная и репродуктивная системы и другие. В зависимости от состояния развития и различных других факторов способность организма ребенка успешным образом производить обмен веществ и выделять химические вещества отличается от способности взрослого, что иногда обеспечивает для них большую защиту, а иногда увеличивает их уязвимость. В своем поведении ребенок вступает в тесный контакт с игрушками и, потенциально, с химическими веществами, находящимися в игрушках, в ходе нормального и предполагаемого использования игрушки. Кроме того, ребенок может излишне активно брать игрушку в рот, вдыхать ее запах, прижимать к себе, небрежно обращаться с ней, разбивать, проглатывать или засовывать в нос, уши или другие отверстия. И наконец, когнитивное развитие ребенка может оказаться недостаточным, чтобы он внял предупреждениям или почувствовал опасности, связанные с какой-либо конкретной игрушкой. По всем этим соображениям химические вещества, используемые в игрушках, могут оказаться в организме ребенка либо в такой дозе, которая достаточна, чтобы нанести ущерб организму, либо в такое время, когда даже небольшие дозы могут оказаться вредными.


Отмечаемые и потенциальные неблагоприятные последствия для здоровья, связанные с химическими веществами, находящимися в игрушках, можно категоризировать как острые отравления, химические ожоги, аллергические реакции или более незаметны субклинические воздействия в результате подверженности малым дозам химических веществ, ущерб от краткого или длительного воздействия химических веществ, не являющихся остро токсичными, или воздействие в ранний период жизни, который может привести к последующему заболеванию во взрослой жизни. (См. Таблицу 1) Острые отравления чаще всего являются результатом проглатывания игрушки, части игрушки или фрагмента игрушки, однако также могут происходить при вдыхании летучих материалов или абсорбции при чрезмерном кожном контакте. Ожоги, производимые едкими химическими веществами, могут поражать кожу, слизистые мембраны, в том числе слизистые глаз или выстилающие оболочки кишечника или легких. Острые отравления и ожоги легко выявляются и часто заканчиваются посещением врача. Поэтому может быть разработана система отслеживания остро действующих химических веществ, находящихся в игрушках через пункты первой помощи при отравлениях или через больницы и пункты неотложной помощи. В отличие от вышеназванных случаев нынешние механизмы наблюдения не позволяют определить, выявить, отслеживать или контролировать риск и вредные воздействия, связанные с воздействие химических веществ на детей раннего возраста, связанным с неклиническими заболеваниями или аллергиями в течение детского периода или заболеваниями, наступившими в более поздний период во взрослом состоянии человека.8


Насколько часто проявляется вред, наносимый химическими веществами в игрушках – Что нам известно?

Информация о заболеваниях, травматизме или смерти, причиняемых химическими веществами в игрушках не собирается систематически. В медицинской литературе сообщается об отдельных случаях острых отравлениях. Чаще всего они связаны с отравлением тяжелыми металлами, такими как свинец или ртуть, в результате случайного проглатывания ребенком небольшой игрушки, части игрушки или фрагмента игрушки.9 Острые отравления также отмечаются у детей старшего школьного возраста и подростков, которые "нюхают" или "вдыхают" летучие соединения, такие как клей, растворители или горючие материалы, используемые в конструкторских наборах и материалах, используемых для самодеятельных работ.10,11 Отмечались ожоги или прободения кишечника в результате проглатывания детьми небольших плоских электроэлементов.12 Имеется несколько сообщений о случаях поступления в пункты неотложной помощи больниц пациентов с травматизмом, связанным с использованием игрушек.13,14 Незначительная часть этих случаев травматизма связана с химическими веществами. В большинстве пунктов неотложной помощи по поводу отравлений в их стандартной отчетности, посещения, связанные с использованием игрушек или неотложные случаи не выделяются в отдельную категорию. В самом последнем отчете пунктов неотложной помощи в США в случае отравлений указывается, тем не менее, что 13% отравлений у детей до 6 лет связаны с продуктами косметики и личной гигиены, а 2,4% связаны с использованием материалов для технического творчества.15


Один из источников данных, показывающих в некоторой степени масштабы потенциальной подверженности детей опасностям для здоровья со стороны игрушек, является упоминание игрушек, квалифицируемых как небезопасные, национальными агентствами ряда стран, занимающимися безопасностью потребительских продуктов. Несмотря на то, что значительная часть этих упоминаний связана с потенциальными механическими рисками, такими как риск повреждения мелкими деталями,16 некоторые из них касаются рисков химических веществ.17 В Таблице 2 перечислены примеры недавних упоминаний Комиссии США по безопасности потребительских продуктов, касающихся конкретно химических веществ в игрушках и в предметах украшения для детей.

Примечательные примеры в отношении рисков, связанных с игрушками, обнаруживаются в сообщениях средств массовой информации, в исследованиях некоммерческих организаций и в сообщениях специалистов по вопросам здоровья детей и безопасности из развивающихся стран и стран с переходной экономикой (CEIT). Например, из двух центров по лечению отравлений в Аргентине (Children's Hospital Ricardo Gutierrez в Буэнос-Айресе18,19 и Serotox в Росарио20) сообщается о случаях отравления детей свинцом в результате проглатывания содержащего свинец пластилина, акварелей, карандашей, украшений, мелких частей игрушек и металлической упаковочной бумаги для игрушек. В центре также проходил лечение ребенок, заболевший гастроэнтеритом после того, как он проглотил "bola de moco" (пластическое вещество, напоминающее слизь), дети, отравившиеся толуолом после того, как они проглотили жидкость, содержащуюся в игрушке, известной под названием “yo-yo loco”, и проходили лечение дети, имевшие кожные реакции после применения блестящей пудры, которую девочки наносят на кожу (косметические средства). 

В этих источниках, возможно, отражены лишь наиболее очевидные и острые случаи воздействия на здоровье химических веществ, содержащихся в игрушках, и они могут не представлять собой полную картину масштабов проблемы. Возможно, это представляет собой лишь небольшую часть проблемы или, возможно, что, в конце концов, мы имеем дело лишь с незначительным риском для здоровья в результате воздействия химических веществ, содержащихся в игрушках. В настоящий момент не имеется достаточных данных, чтобы сделать вывод о том, страдают ли дети от острых внеклинических, хронических или отсроченных неблагоприятных последствий для здоровья в результате воздействия химических веществ, содержащихся в игрушках, и как много таких детей имеется.



следующая страница >>