litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 12 13
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ



Вступление


Представьте себе врача, который знает, где находится больной орган, а как его вылечить – не знает. Что произойдет, если он наугад будет назначать лекарства? В таком случае больному останется только посочувствовать.

Зачастую родителей можно сравнить с таким врачом. Понимая необходимость воспитания, они действуют и воспитывают детей интуитивно, спонтанно, без цели и задач, часто посредством критики, поучений, упреков, а иногда с применением физических методов наказания. Всё это не способствует формированию психически здоровой личности. А ведь для нормального развития ребенку необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с родителями. Поэтому очень важно просвещать родителей, обучать их навыкам конструктивного общения с детьми. Отсюда и появилась идея создания сборника родительских собраний (1 – 5 классы), который, надеюсь, будет интересен и полезен не только моим коллегам – психологам, но и классным руководителям.

Родительские собрания и участие в них – неотъемлемая часть профессиональной жизни школьного психолога. Огромное значение в работе с родителями младших школьников и учащихся младшего подросткового возраста имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у мам и пап. Поэтому, каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки.

Как сделать собрание нескучным и полезным? Как заинтересовать родителей? Как привлечь их к школьным и личностным проблемам ребенка? Как сделать их союзниками педагогов в решении этих проблем? Эти и другие вопросы я ставлю для себя, готовясь к родительским собраниям, которые стараюсь проводить нестандартно.

С чего начинается подготовка к родительскому собранию?

С определения его тематики и формы проведения. Необходимые темы нередко определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются мною. Но, я считаю, очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют. Для этого в конце или в начале учебного года на собрании родители получают анкету, в которой указаны темы будущих встреч, формы их проведения, предусмотрены строки, куда родители могли бы вписать названия интересных для них тем, отсутствующих в списке, а также удобное время и день для проведения собрания (приложение 1). Заполнение родителями анкеты помогает мне, с одной стороны, сориентироваться в пространстве родительских интересов, а с другой – преодолеть нежелание родителей взаимодействовать на родительских собраниях. Когда человек выбирает тему самостоятельно, она становится в каком-то смысле «его темой», и это повышает вероятность его присутствия на собрании.


Опираясь на тематику родительского собрания и поставленные цели, определяю форму его проведения и содержание. Собрания провожу в форме игры, тематического или информационного сообщения, тренинга, семинара-практикума, лекции, групповой консультации, «круглого стола», беседы с элементами тренинга, детско-родительского мероприятия. Перечисленные формы родительских собраний представлены в данном сборнике.

Для того чтобы встреча с родителями была эффективной, широко использую различные средства – диагностические методы, памятки и рекомендации, мини-сочинения и рисунки детей, видеосъемку, различный раздаточный материал. Это делает просвещение родителей по вопросам психологии наглядным, убедительным и достоверным.

Оповещение родителей о предстоящем родительском собрании осуществляю с помощью индивидуальных приглашений (образец представлен в приложении 2), так как заблаговременное информирование позволяет родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для встречи.

Очень важным для психолога является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому я ввожу в содержание родительского собрания элементы рефлексии (устный или письменный анализ результатов собрания). Анализируя мнение родителей можно сделать вывод насколько актуально было для них родительское собрание, совершило ли оно переворот в их сознании, разбудило ли огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым.

Предлагаемые разработки родительских собраний с 1-5 классы помогут психологам и классным руководителям осуществлять эффективное взаимодействие с родителями.


«Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»



Цель:
профилактика школьной дезадаптации.


Задачи:

- психолого-педагогическое просвещение родителей,

- знакомство с понятием «адаптация»,

- анализ причин возникновения дезадаптации и способов её преодоления.



Форма проведения: тренинг.


Участники: родители первоклассников.


Подготовительная работа: памятки родителям первоклассников (приложение 3), листы с вопросами «Кто я? Какой я?» (приложение 4).


Материалы: мягкая игрушка, музыка, детские фотографии родителей, ручки.


ХОД СОБРАНИЯ


Звучит мелодия, родители располагаются по кругу.

Вступление. Знакомство.


Здравствуйте, уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания «Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе».

Но, прежде чем начать наш разговор, мне бы хотелось с вами познакомиться. Давайте сейчас каждый из вас, передавая игрушку, представится, сообщит, чей он родитель и скажет что-нибудь положительное о своём ребёнке (психолог начинает с себя). …Спасибо всем за участие!


Основная часть.

Вот в такой доброй и теплой атмосфере мы с вами и поговорим об адаптационном периоде первоклассников к обучению в начальной школе.

Что такое адаптация? Адаптация — это приспособление к новым условиям.

Почему именно в этот период мы говорим о том, что необходимо быть очень внимательным к тому, как протекает данный процесс? Начало обучения в школе – это очень напряженный период, который требует максимальной мобилизации интеллектуальных способностей и физических сил. Школа кардинально изменяет образ жизни ребёнка. Процесс знакомства со школой, её правилами, учителем и сверстниками очень труден для ребёнка своей новизной. А ситуация новизны для каждого человека является тревожной, вызывающей беспокойство. Это характерно и для взрослых, а уж тем более, для ребёнка, который недавно покинул знакомые и родные стены детского сада, где были такие знакомые воспитатели, друзья, все правила поведения. Попадая в школу, ребёнок начинает ощущать эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за того, что в его жизни появляется новый взрослый — учитель, которого он ещё не знает, он знакомится сразу с большим количеством детей. Для него все школьные правила — новые, всякое дело для первоклассника ново, и трудности могут возникнуть там, где взрослый их и не предполагает.


Период адаптации к школе существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью, от сформированности положительных эмоциональных установок по отношению к школе.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Теперь давайте поговорим о том, как вы родители можете помочь своему ребенку преодолеть этот нелегкий период в его жизни.


1. В первую очередь проявите максимум терпения и доброжелательности к своему чаду:


  • будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;

  • придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают;

  • встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и, ни в коем случае, не ругайте – ведь пока еще не за что.

  1. Что же делать, если появились первые трудности?

  • будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание   должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок.

  • ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к  озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе;
  • серьезно, по-взрослому объясняйте ребенку правила поведения в школе. Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохим поведением, но обязательное правило – делайте это наедине, не ставьте ребенка в неловкое поведение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками (особого внимания в этом отношении требуют дети, которые не посещали детский сад, а воспитывались дома). Ребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку, сочувствие, должен быть уверенным, что вы поможете ему найти выход из любой трудной ситуации.


И еще… Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том, и другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!» Помните, пожалуйста, это не допустимо! Отдельного внимания заслуживает режим дня – это старый и надежный способ поддержать здоровье первоклассника. Сон не менее 10 часов в сутки, обязательное полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на свежем воздухе. Для успешной адаптации так же очень важно, чтобы атмосфера в семье была спокойной и стабильной. Неправильные методы воспитания, неудовлетворенность в общении, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтные ситуации в семье и школе – все это затрудняет вхождение ребенка в новую полосу жизни. Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности, во многом зависит от вас, уважаемые родители, и помните: «Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего». А теперь мы перейдем с вами к практическим упражнениям, которые помогут вам лучше усвоить полученные рекомендации.

Упражнение «Кто я? Какой я?»

Цель: способствовать рефлексии, раскрытию собственной индивидуальности, осознанию многообразия своих социальных ролей.

Я раздам вам листочки, которые разделены на две половинки. Каждая половина содержит вопрос, на который ниже нужно будет написать по 8 ответов. На выполнение 5 минут. (Родители в течение отведенного времени отвечают на вопросы «Кто я?» и «Какой я?».) А теперь давайте прочтем, какие качества вам удалось в себе обнаружить.

Итак, мы попытались с вами заглянуть в собственную индивидуальность. Оказывается, мы все разные и освоили в своей жизни не менее 8 социальных ролей. Лучше всего нами освоены «взрослые» роли, но давайте вспомним про то, что и мы сами были когда-то детьми.


Упражнение «Детское фото»

Цель: актуализация детских впечатлений, осмысление своего детского опыта.

Вы принесли с собой свои детские фотографии. Посмотрите внимательно на них. Постарайтесь вспомнить этот период вашей жизни, ваших родителей, то, какими они были. Вашу первую учительницу, ваше самое первое сентября. За какой партой вы сидели, с кем дружили? Припомните, чего вы ждали от школы, с чем были связаны ваши надежды и страхи. Важно ли было для вас,  гордятся ли вами ваши родители? Какой поддержки вы ждали от них? Что делало вас счастливыми и что вас огорчало?  Вспомните ваши первые победы и разочарования. Погрузитесь на время в ваше детство. Можете закрыть глаза.

Включается спокойная музыка на 5 – 8 минут.

Итак, вы пережили вновь ваши детские впечатления. Подумайте, похожи ли на вас ваши дети? Вы знаете, все мы давно выросли, но порою очень важно ощущать то, что внутри нас продолжает жить маленький ребенок со своими страхами и обидами, счастливыми моментами и трагедиями. Вспоминайте чаще себя в детстве. Это поможет вам лучше понимать своих детей. У них ролевой репертуар тоже достаточно широк (они дочери или сыновья, внуки, ученики, друзья и т.д.), но у многих еще не установилась самооценка. Мы можем помочь детям в формировании и того и другого. Давайте им обратную связь, не оставляйте без ответа их вербальные или невербальные запросы, оказывайте им поддержку и помощь.

Заключительная часть.

В заключение, хотелось бы пожелать вам, уважаемые родители: ежедневно выкраивайте время, чтобы побыть с ребенком наедине. Ведь, чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.

Психолог раздает родителям приготовленные памятки и отвечает на возникшие вопросы.

«Итоги адаптационного периода первоклассников к школе»

Цель: ознакомление родителей с результатами адаптации их ребенка к обучению в школе.


Форма проведения: групповая консультация.


Участники: родители первоклассников.


Подготовительная работа: бланки с результатами исследования вероятной дезадаптации первоклассников (приложение 5).


Уважаемые родители, уже прошло полгода, как ваш малыш переступил порог школы, и можно подвести итоги, как он к ней адаптировался. Адаптация – это длительный и сложный процесс, связанный с приспособлением к основным школьным требованиям. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. Есть первоклассники, у которых этот процесс затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью, от сформированности положительных эмоциональных установок по отношению к школе, одноклассникам, учителю.

Проведенное психологическое исследование вероятной дезадаптации учащихся вашего класса показало, что процесс адаптации складывается благополучно для 82% детей: для них характерна положительная эмоциональная установка по отношению к школе и дому, преобладание положительных эмоций, уверенность в себе и активность в общении. 13% детей испытывают трудности в той или иной сфере жизнедеятельности. У 5% первоклассников отмечается школьная дезадаптация.

Давайте, сейчас обратимся к результатам исследования адаптации ваших детей. У каждого из вас есть бланки с результатами ваших детей. Обратите внимание, что у 80% первоклассников отмечается положительная установка по отношению к школе. У 8% детей - неустойчивое отношение к школе, которое может измениться на негативное и привести к возможной дезадаптации в случае возникновения трудностей в обучении и получении замечаний. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят, в противном случае они начинают капризничать и не хотят посещать школу. Для этих детей ведущей все еще является игровая деятельность, а не учебная. Таким детям в процесс обучения нужно включать игровые элементы. Интересные мысли насчет игрового обучения высказал древнегреческий философ Платон: «Не насильственно преподавай детям науки, а посредством игры». Усиление интереса к игре помогает первокласснику снять напряжение. Игровая деятельность с возрастом сойдет «на нет», но если стараться её искоренить, то это не принесет ребенку никакой пользы.



Период адаптации сопровождается нарушениями регуляции, эмоциональным напряжением, ощущением дискомфорта, а становление новых форм реагирования — значительными затратами и перегрузками. Поэтому важно знать эмоционально-энергетические особенности ребёнка.

В данном классе у всех детей отмечается устойчивый эмоциональный фон (преобладание положительных эмоций).

84% детей имеют средний или хороший энергетический уровень. У этих детей оптимальная работоспособность, для них характерна здоровая активность, готовность к энергозатратам; либо происходит самовосстановление оптимальной работоспособности за счёт периодического снижения активности. 16% детей работают на пределе своих возможностей, что может привести к быстрому истощению или переутомлению. Таким первоклассникам требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, возможно снижение нагрузок. Необходимо сохранить дневной сон, ограничить просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером. Хорошо помогают снять напряжение бег, подвижные игры, плавание. И, наконец, очень важно ограничить время приготовления уроков. Оно не должно превышать одного часа.


Следующий параметр, который мы с вами рассмотрим это тревожность. У 52% учащихся тревожное эмоциональное состояние находится в норме, это ситуативная реакция организма, мобилизующая его физиологические ресурсы и обеспечивающая готовность к возможным “ неприятностям ”.

Повышенный уровень тревожности испытывают 36% учащихся. У этих детей преобладают пессимистические установки: ожидание неудач, неприятностей, неуспеха. Высокая тревожность отмечается у 4% первоклассников, что говорит об эмоциональной дестабилизации детей: они не могут адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями, возможно снижение активности и торможение развития, искажение самовосприятия и самооценки, развитие невроза.

16% учащихся — с пониженной тревожностью. Чаще всего эти дети избалованы, беспечны, не замечают изменения ситуаций и поэтому отличаются неадекватностью и инертностью поведения. У них отсутствуют предупредительные мобилизующие реакции в ситуациях с неопределённым исходом, вследствие чего они оказываются неподготовленными к быстрой перестройке своих действий.


Вообще, тревожность ситуативна и формируется, чаще всего, под влиянием семейных отношений. В семьях, где чаще бывают конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви. Следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь. Также тревожность может возникнуть на фоне завышенных ожиданий родителей, когда реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Поэтому очень важно реально оценивать возможности своего ребенка, чаще хвалить и восхищаться им, если у него что-то получилось. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечать: “Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать”. Важно формировать высокий уровень притязаний. И самим верить, что Ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть помочь ему. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью. Постарайтесь дома сохранить спокойную обстановку, в которой ребенку было бы комфортно.

Детей, у которых пониженный уровень тревожности, нужно терпеливо и последовательно обучать способам адекватного реагирования на требования окружающих и приучать реагировать на эти требования, тем самым, развивая у них самоконтроль и самокорректировку действий.

А сейчас давайте обратимся к личностным особенностям ваших детей. В целом в вашем классе 84% детей с адекватной самооценкой. Это дети, которые спокойно переносят свойственные периоду адаптации трудности и неудачи, понимая, что они временные, сохраняя привычный уровень активности. У 88% первоклассников достаточно хорошо развиты коммуникативные способности — их потребность в общении удовлетворена и они активны во взаимоотношениях с окружающими. При этом 16% первоклассников свойственно ощущение собственной незначимости, ненужности; у 12% — не достаточно сформированы коммуникативные навыки.


Ребенку всегда необходима моральная и эмоциональная поддержка. Родителям очень важно содействовать формированию положительного образа «Я», снизить планку достижений, расширить сферу проявления самостоятельности, что бы ребенок мог познавать различные аспекты самого себя и видеть результативность собственных действий. Важно показывать ребенку, что вы любите его не за какие-то достижения, а любите, цените, принимаете вообще как собственное дитя, безусловно, не за что-то, а вопреки всему. Если у ребенка что-то не получается, помогите принять обучающую роль ошибок. Не стоит слишком сильно оберегать от совершения ошибок. Важно помочь осмыслить тот позитивный опыт, который был получен. Ключевая фраза, которая здесь может помочь: «Поражение – прекрасная возможность научиться чему-то новому».

Также важно учить детей коммуникативным навыкам общения, обсуждать причины ссор и конфликтов, учить принимать во внимание настроение и желание партнера.


Уважаемые родители, помните, что первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период ребенок совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. И многое на этом пути зависит от Вас.


«Ребята и зверята»


Цель: осознание и принятие индивидуальных психологических особенностей ребенка.


Задачи:

- повысить интерес и внимание родителей к внутреннему миру их ребенка;

- способствовать принятию родителями типологических особенностей характера их детей;

- предложить практические рекомендации по воспитанию ребенка в семье.


Форма проведения: тренинг.


Участники: родители первоклассников.

Подготовительная работа: бланки анкеты на каждого родителя (приложение 6), видеозапись мультфильма «Завтра будет завтра» по сказке Г. Остера, рекомендации (четырех типов) для родителей (приложение 7).



Материалы: мягкие игрушки (до 30 штук), музыка, ручки, портреты героев мультфильма «Завтра будет завтра», черный цветок «Неприятие», красный цветок «Принятие».


ХОД СОБРАНИЯ


Столы расставлены в форме круга, на столах анкеты и ручки. У входа в кабинет – стол, на котором множество мягких игрушек. Психолог, встречая родителей, предлагает каждому родителю на свой вкус выбрать игрушку и занять место за столом.


Вступление.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о характере ребенка. Каждый из вас выбрал игрушку, поэтому я сейчас попрошу всех желающих по кругу рассказать о своем ребенке с позиции: «Я выбрал (а) эту игрушку, потому что она мне понравилась тем…»; «А мой ребенок похож (не похож) на неё, потому что…».

... Спасибо всем!


Основная часть.


С первых дней жизни дети отличаются друг от друга не только внешними данными, но и индивидуальными психологическими особенностями. Именно сейчас есть смысл вернуться в прошлое и вспомнить, как развивался ребенок в первые три года жизни.

Перед вами лежат анкеты. Заполните их, пожалуйста (каждый родитель заполняет анкету).

А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось (интерпретация результатов анкеты).

Наверное, каждый из вас смотрел мультфильм по сказке Г. Остера «Завтра будет завтра», где главными героями являются попугай, мартышка, слоненок и удав. Сейчас я предлагаю вам ещё раз посмотреть видеозапись мультфильма и внимательно понаблюдать за его героями. Среди них – ваши дети. (Просмотр мультфильма).


«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ»

«ПОПУГАЙ» (I) отличается преобладанием спокойного поведения и положительных эмоций. Такой ребенок, если его правильно воспитывают, спокоен, весел, плачет редко и только по существу. Сон у таких детей глубокий, нечувствительный к шуму, засыпают они быстро. Безболезненно привыкают к режиму дня, легко вступают в контакт со сверстниками, что способствует формированию их общительности.


Могут подолгу и сосредоточенно заниматься делами, требующими усидчивости, и с не меньшим желанием играть в подвижные игры. Взрослым, как правило, легко с такими детьми. Но если дома нарушаются основные правила воспитания (режим сна и питания, общение с ребенком), ребенок, по природе уравновешенный, может стать раздражительным, капризным, нарушается его сон и аппетит.

Итак, главные черты нашего «попугайчика» - оптимизм, общительность и быстрота. За ним можно и не поспеть, он – заводила, живчик, но в нем все очень гармонично, он все успевает и на все реагирует.


«МАРТЫШКА» (II) очень активна, подвижна, живо реагирует на все окружающее. Природная живость этих детей способствует формированию у них склонности к занятиям, требующим движения и быстроты. Поэтому у такого ребенка надо с самого начала воспитывать умение сосредоточенно и спокойно заниматься делом, наблюдать за окружающим.

Однако и навязывать свое желание такому ребенку не удается – это приводит к отказу от предлагаемого занятия. Если же с «мартышками» специально не заниматься и не заботиться о развитии у них усидчивости, терпения, устойчивого внимания, у них может проявляться рассеянность и отвлекаемость. Это будет мешать усвоению знаний.

Эмоции такого ребенка очень ярки. Если он сердится, то с гневом, и его трудно утихомирить. С ним нелегко в обыденной жизни, и родители уже вздыхают: «Характер!»


«СЛОНЕНОК» (III) отличается спокойным поведением без бурного выражения эмоций. Смех он заменяет улыбкой. Дети этого типа медлительны, невозмутимы и благодаря ровному, спокойному поведению обычно не доставляют хлопот. Напротив, их медлительность может раздражать родителей. От взрослых здесь требуется изрядное терпение.

«Слонята» отдают предпочтение обыкновенным занятиям, настольным играм, любят рассматривать картинки. Они часто равнодушны к подвижным играм. Если специально не позаботиться о том, чтобы помочь ребенку стать более активным, он может расти безынициативным, необщительным, односторонне развитым. При всем этом, он все-таки из тех, кто «тихо едет, но дальше будет».



«УДАВ» (IV) очень чувствителен ко всему происходящему вокруг. Он чутко реагирует на настроение окружающих, самые малозаметные причины могут огорчить его и вызвать плач.

Если такого ребенка ничего не беспокоит, он приветлив и выражает радость. Если недоволен чем-то, хнычет, чтобы привлечь внимание взрослых.

«Удавчики» остро переживают обиды. Они быстрее, чем другие дети, устают, поэтому им не всегда подходит режим, рекомендуемый для других детей этого возраста.

В обществе сверстников они могут чувствовать себя неуютно и беззащитно, постоянно переживая обиды, огорчаясь, плача, стараясь уединиться. Свойственная этим детям повышенная восприимчивость способствует развитию у них чуткости, деликатности и отзывчивости.


Работа в группах.

А сейчас я предлагаю вам объединиться по полученным результатам анкетирования в четыре группы и поработать сообща (на стол каждой группе ставится картинка – психотип (попугай, мартышка, слоненок, удав)). На столе у каждой группы – лист с рекомендациями по воспитанию детей каждого типа. Зачитайте «советы» и выразите к ним свое личное отношение, расскажите о том, как удается каждому в своей семье решать те или иные проблемы в воспитании ребенка.

Родители работают в группах в течение 5 минут, а затем выбирают выступающего, который высказывает мнение группы относительно данных рекомендаций.


Спасибо всем за участие!


Заключительная часть.


Иногда, что греха таить, родителей «не устраивает» характер ребенка, данный ему природой, и они пробуют его изменить, «улучшить». Прежде всего, и часто неосознанно, характер ребенка подавляется личным отношением родителей. В чем это проявляется? (Родителям представляется черный цветок «Неприятие».)

В таком отношении к ребенку – причины детской нервности или трудностей в поведении, и одно из звеньев формирования неврозов. Как же быть?


Если родителям удастся вовремя всмотреться в ребенка и в себя, задуматься и принять меры по устранению отклонений, значит, им удастся и предупредить детские проблемы. Мудрые и любящие родители никогда не допустят, чтобы их ребенок был несчастливым. В каждом ребенке есть некая изюминка, которую родители обязаны найти, сохранив у ребенка чувство достоинства и радость жизни. (Предъявляется красный цветок «Принятие» и заполняется с помощью родителей. Варианты: желанный; похожий; такой, какой есть; любимый; интересный и т.д.)

Я благодарю всех присутствующих за совместную работу, которая, надеюсь, внесет новизну в вашу воспитательную деятельность.

Проводится рефлексия.


«Мудрость ангелов»


Цель: осознание качеств характера своего ребенка.


Форма проведения: игра.


Участники: родители учащихся с 1 по 4 класс.


Подготовительная работа: притча о двух ангелах.


Материалы: листы, ручки.


ХОД ИГРЫ


Здравствуйте, уважаемые родители! Я предлагаю вам сейчас обратиться к вашему родительскому опыту, с целью осознать качества характера своего ребенка.


Задание 1

Подумайте, пожалуйста, в течение 1 минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок...»

А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».

Осталась 1 минута, вам необходимо завершить работу.

Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы:

1-я — те, которые вас устраивают в вашем ребенке;

2-я — те, которые вы бы хотели изменить в нем.

Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных? Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки.


Задание 2

Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;

•  на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;

•  на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)

Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» — был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты...

Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.

И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.



следующая страница >>